О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Вид на крепость Хоэнзальцбург из «нижней» часть города, фото Галины Филимоновой

 

«Обитель бога неба» или город, подаривший миру Моцарта

В январе 2011 года весь мир отмечает 255-летие со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта, великого композитора и музыканта универсального дарования, успевшего за короткую жизнь (а прожил он всего 35 лет) переосмыслить и обогатить все современные ему музыкальные жанры. Сегодня наследие человечества сложно представить без легендарного «Реквиема», а также без опер Моцарта («Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Похищение из сераля»), его симфоний и концертов, сонат и вариаций, фантазий и песен.

Особой составляющей Всемирного наследия принято считать место, где появился на свет гений. Моцарт родился в Зальцбурге – столице Зальцбургского архиепископства, входившего тогда в состав Священной Римской империи. И, хотя сегодня этот город находится на территории Австрийской Республики, итальянская речь по-прежнему звучит здесь повсюду: на улицах и площадях, в кафе и ресторанах, в крепости Хоэнзальцбург и в соборе святого Руперта, где на второй день после рождения крестили Вольфганга Амадея Моцарта.

Бесконечное «итальянское паломничество» напрямую связано не только с Моцартом, которого, к слову, итальянцы считают «своим», но и с историей местности, где стоит нынешний Зальцбург. Римляне были так очарованы этой землей, что назвали ее «обителью бога неба» и основали у подножия горы Мёнхсберг монастырь Святого Петра, давший начало городу. Здесь находится уникальный памятник христианской культуры позднеантичных времен – монастырское катакомбное кладбище Петерсфридхоф, вырубленное в скалах.

Падение Римской империи привело к упадку города, и только в конце VII века, когда Святой Руперт начал отсюда свою миссионерскую деятельность, в Зальцбург пришла новая жизнь. В 793 году здесь было основано епископство, ставшее исходным пунктом для христианизации жителей альпийских долин и среднего течения Дуная. Поэтому судьбы города-государства столетиями определяли князья-архиепископы, которые быстро разбогатели благодаря соли и золоту.

Крепость Хоэнзальцбург (стены), фото Галины Филимоновой Крепость Хоэнзальцбург (стены), фото Галины Филимоновой Крепость Хоэнзальцбург, фото Галины Филимоновой В крепости Хоэнзальцбург (действующий умывальник на улице), фото Галины Филимоновой

Совмещая светскую и духовную власть, епископство перестроило средневековый город по итальянскому образцу. Собор с двумя башнями, спроектированный Сантини Солари в 1657 году, стал первым храмом в южногерманском регионе, выдержанном в итальянском стиле. Он послужил прообразом для многих церквей в этих краях.

Крепость Хоэнзальцбург (стены), фото Галины Филимоновой Собор, фото Галины Филимоновой Вид из крепости, фото Галины Филимоновой Крепость Хоэнзальцбург (стены), фото Галины Филимоновой

Современный облик исторической части города сформировался под влиянием архиепископа Вольфа Дитриха фон Райхенау. В 1588 году он повелел возвести новое здание в стиле барокко в качестве представительной резиденции для своих гостей и украсить его лепниной, что до тех пор было неизвестно к северу от Альп.

Крепость Хоэнзальцбург (стены), фото Галины Филимоновой Крепость Хоэнзальцбург (стены), фото Галины Филимоновой Крепость Хоэнзальцбург (стены), фото Галины Филимоновой Крепость Хоэнзальцбург (стены), фото Галины Филимоновой

Зальцбуржцев ошеломил и барочный фонтан из унтерсбергского мрамора. Атланты, дельфины и кони к моменту его постройки (1661 год) казались неожиданным сочетанием.

Фонтан в Зальцбурге, фото Галины Филимоновой Фонтан в Зальцбурге, фото Галины Филимоновой Памятник Моцарту в Зальцбурге, фото Галины Филимоновой Вид на Зальцбург, фото Галины Филимоновой

Для реализации своих идей архиепископ пожертвовал целыми улицами «пламенеющей готики» и разрушил средневековый уют города, за что в народе его прозвали «волком в пурпурной шкуре». Впрочем, этот факт не стал помехой для включения исторического центра Зальцбурга в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.

Дошедшая до наших дней богатая городская застройка особенно поражает своей красотой, если смотреть на Зальцбург из крепости Хоэнзальцбург (1060-1519 годы). Расположена она на вершине горы, на высоте 120-ти метров. Когда-то здесь находилась резиденция князей-архиепископов, а сейчас – музей.

Крепость Хоэнзальцбург, фото Галины Филимоновой Вид из крепости Хоэнзальцбург, фото Галины Филимоновой Крепость Хоэнзальцбург, фото Сергея Петрушева Крепость Хоэнзальцбург, фото Галины Филимоновой

Ежедневно – утром, днем и вечером – из крепости до домов города доносится удивительная музыка: звуки органа по прозвищу «Зальцбургский телец» в сочетании с колокольным звоном башни Глокеншпиль. Может быть, поэтому жители Зальцбурга готовы простить своему городу невыносимую суматоху, связанную с «бизнесом на Моцарте» (изображения Моцарта можно встретить и на конфетных фантиках, и на пивных этикетках).

Однако ни потоки туристов, ни кучеры фиакров, обращающиеся к своим клиентам сразу по-английски, не в силе заставить зальцбуржцев перебраться «куда-нибудь подальше» - к своему городу они испытывают истинную страсть.

Вид на крепость Хоэнзальцбург из «нижней» часть города, фото Галины Филимоновой Площадь в Зальцбурге, фото Галины Филимоновой Площадь в Зальцбурге, фото Галины Филимоновой Площадь в Зальцбурге, фото Галины Филимоновой

Только любовью к историко-культурному наследию жителей Зальцбурга можно объяснить тот факт, что, невзирая на потоки туристов, переулок в средневековой части города, впервые упомянутый в 1363 году, все еще полон очарования! Ведь дом, где родился Моцарт, не пропустит ни один турист. Здесь 27 января 1756 года появился на свет малыш Вольферль (так звали Моцарта в семье), который уже в шесть лет как вундеркинд вместе с отцом и сестрой Наннерль отправился в концертное турне. В 1773 году семья сменила квартиру: дом, где жил Моцарт, стоит на другом берегу реки Зальцаха. Во время Второй мировой войны он был разрушен, но усилиями зальцбуржцев – восстановлен, по тем временам, с колоссальными затратами.

Зальцбург, стоящий на перекрестье Северной и Южной Европы, «между горами и равниной, между героикой и идиллией, древностью и современностью» прославлен еще и гением от архитектуры Фриденсрайхом Хундертвассером. В 1880-е годы окна на фасаде Рупертинума, в галерее которого выставлены гравюры Кокошки и работы Кирхнера, Нольде, Шиле и Кубина, были украшены Хундертвассером в свойственной ему манере. В конце XIX века это событие вызвало скандал, сегодня это здание – достопримечательность. До сих пор не утихают споры о том, что же изобразил выдающийся архитектор: стилизованные конские попоны или языки, которые символически показывает Зальцбургу Хундертвассер. Австрийцы решили извлечь из этих дискуссий выгоду, построив напротив этого дома Фестивальный комплекс, где проводятся знаменитые зальцбургские фестивали, собирающие гостей со всех концов света.

Окно Хундертвассера, фото Галины Филимоновой Окна Хундертвассера, фото Галины Филимоновой Фестивальный комплекс, фото Галины Филимоновой На площади в Зальцбурге, фото Галины Филимоновой

И еще один штрих. Впитать в себя аромат этого удивительного города и почувствовать его неповторимый колорит, можно еще и с помощью кулинарного искусства. Слава одних только зальцбургских клецек шагнула далеко за пределы Австрии!

Зальцбургские клецки (Зальцбургский нокерльн)

80 г масла, 3 яйца, 30 г сахарной пудры, 30 г муки, 3 ст. ложки молока.

Соус ванильный: 2 желтка, 1 ст. ложка картофельной муки, 80 г сахара, 1 пакетик ванильного сахара, половина литра молока.

Половину количества масла, желток и сахарную пудру взбивать в течение 30 минут, затем добавить просеянную муку и взбитый белок. Оставшееся масло растопить на сковороде, влить туда приготовленное тесто, добавить молоко и поставить сковороду в предварительно разогретую духовку. Запекать в течение нескольких минут при высокой температуре. Когда тесто поднимется (оно должно быть рыхлым), сделать столовой ложкой в его середине углубление, выложить нокерльн на подогретое блюдо углублением вверх, полить ванильным соусом и подать на десерт.

Соус приготовить так: желтки смешать с картофельной мукой, сахаром и ванильным сахаром, развести небольшим количеством холодного молока, влить в оставшееся количество кипящего молока и взбить на паровой бане до получения густой массы.

Гугельхупф – ванильная баба

300 г муки, 20 г дрожжей, 1/8 л молока, 160 г сливочного масла или маргарина, 4 желтка, 75 г сахара, половина пакетика ванильного сахара, 4-5 ст. ложек изюма, 1 ст. ложка рома, цедра половины лимона, панировочные сухари.

Дрожжи развести в теплом молоке, добавить растопленное масло, сахар, ванильный сахар, ром, цедру лимона и в самом конце – желтки. Всыпать муку и сильно взбить. Когда тесто будет свободно отставать от миски и пузыриться, добавить предварительно вымытые, обсушенные и обвалянные в муке изюминки. Тесто можно поставить, прикрыв крышкой, на 1-2 дня на холод. Затем смазанную маслом и посыпанную сухарями форму наполнить тестом и поставить в теплое место, чтобы тесто подошло. Выпекать в духовке при средней температуре в течение часа. Когда баба немного остынет, осторожно вынуть ее из формы, прикрыть салфеткой и дать полностью остыть. Перед подачей на стол посыпать сахарной пудрой.

Омлет «Моцарт»

1 стакан молока, 250- 300 г муки, 2 яйца, щепотка соли, 750- 1000 г вишни, сахар, жир.

Муку размешать с молоком, вбить в эту массу яйца, добавить соль и замесить тесто (негустое, как сметана). Половину полученного теста влить в разогретую и смазанную жиром сковороду. На него положить слой вишен, освобожденных от косточек и посыпанных сахаром, и залить их тестом. Запекать в духовке 40 минут при умеренной температуре. Снять с огня, разрезать на части и посыпать сахаром.

Марилен-кнёдель – абрикосовые клецки

Для теста: 1 кг картофеля, 1 яйцо, кусок (величиной с орех) сливочного масла или свиного жира, 200- 250 г муки.

Для начинки: абрикосы, сахар-рафинад, панировочные сухари, сливочное масло или маргарин.

Картофель отварить, натереть на терке, добавить муку, яйцо и жир, замесить тесто. Доску хорошо посыпать мукой и раскатать на ней тесто толщиной 3 мм . Раскатанное тесто разделить на квадраты одинаковой величины с таким расчетом, чтобы на каждый квадрат можно было положить целый абрикос. А вместо косточки в каждый абрикос следует положить кусочек сахара. Сформировать клецки и варить их в подсоленной воде под крышкой до тех пор, пока они не всплывут. Затем отбросить на дуршлаг и дать стечь воде. Обвалять клецки в толстом слое панировочных сухарей, посыпать сахаром и обжарить в большом количестве жира. Затем снова посыпать сахаром и в горячем виде подать на стол.


Галина Филимонова

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой и Сергея Петрушева

Материал опубликован в газете "Формула счастья: он и она" от 21 января 2011 года

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рубрике "Другие горизонты"



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!