О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Сормовский парк, главный вход, фото Галины Филимоновой


Сормовский парк как объект культурного наследия

Один из крупнейших нижегородских парков – Сормовский парк – стремительно меняет свой статус. Из парка культуры и отдыха он превращается в предприятие, сулящее сезонную выгоду его арендаторам. Под видом благоустройства здесь не только строятся аттракционы и рестораны, асфальтируются и выкладываются брусчаткой естественные дорожки, но и незаконно спиливаются деревья, возводятся рекламные щиты, а самые живописные уголки парка огораживаются заборами для реализации коммерческих проектов. К последним относятся платные беседки для пикника, развивающий парк «Остров развлечений «Мадагаскар», пляж и даже специально созданный пруд для рыбалки.

Ещё недавно при входе в парк был установлен информационный щит, объясняющий, как и по каким принципам в 1930-е годы этот объект возводили специалисты. Сейчас на месте щита – новый торговый павильон, но это не повод забывать о том, что Сормовский парк культуры и отдыха – памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области», официально изданные областной администрацией в 2001 году, приводят документы, на основании которых этот объект историко-культурного наследия был принят на госохрану. Речь идёт о Решении Нижегородского областного Совета народных депутатов от 31 августа 1993 года № 288-м «Об объявлении находящихся на территории г. Нижнего Новгорода объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры областного значения» (в редакции постановления Законодательного собрания области от 25 февраля 1999 года № 36).

Сормовский парк, главный вход, фото Галины Филимоновой Сормовский парк, главный вход, фото Галины Филимоновой Сормовский парк, главный вход, фото Галины Филимоновой Сормовский парк, главный вход, фото Галины Филимоновой

Сормовский парк культуры и отдыха проектировался как культурно-оздоровительный центр, рассчитанный на создание условий отдыха для большого количества посетителей. Потребность в таком центре была очевидна уже в 30-е годы прошлого века, когда к местным предприятиям стали «прирастать» и жилые массивы. Небольшой парк имени Николая Гоголя, располагавшийся в Сормове рядом со Спасопреображенским собором, не справлялся с той оздоровительной функцией, которая требовалась этой промышленной территории. Проект знаменитого архитектора и выдающегося мастера садово-паркового искусства Евгения Васильевича Шервинского (1878 – 1942) был призван исправить сложившуюся ситуацию.

В 20-е годы Е.В.Шервинский руководил художественной планировкой Сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (сейчас – Парк культуры и отдыха имени М.Горького) в Москве. Однако одним из главных и масштабных его проектов признан именно Парк культуры и отдыха в Сормове с проектами сооружений (цирк типа Шапито, летний театр, зимний звуковой кинотеатр, ресторан, кафе, трибуны, эстрады, павильоны, киоски, фонтаны, входы), детальными чертежами и спецификацией пород насаждений на 200 га. Генплан ПКиО имени Жданова (так тогда назывался Сормовский парк) был разработан известным специалистом Любовью Сергеевной Залесской (1906-1979).

Ландшафтный архитектор Валентина Баулина в своей книге «Сады и парки Горьковской области» отмечает, что проект Сормовского парка интересен как одна из первых в отечественном парковом строительстве комплексных работ с продуманной ландшафтной организацией территории, размещением водоёмов, открытых полян, лужаек, массивов зелени. Парк отличается большим разнообразием пород деревьев: здесь высокие сосны контрастируют с лиственными деревьями – липой, дубом, клёном, березой, тополем и другими. Спокойный рельеф прекрасно сочетает элементы регулярной планировки в центральной и входной частях с ландшафтными приёмами, близкими к естественной природе.

Шервинский внимательно, с профессионализмом ботаника подобрал хвойные и лиственные породы деревьев и сорта растений и кустарников, спланировал высотность с расчётом на будущее изменение силуэтов насаждений и сформировал колористические композиции. В советские годы он был последним и единственным знатоком в области садово-паркового искусства. Блестяще владея азами этого старинного и сложного вида искусства, Евгений Васильевич свободно варьировал приёмами французского (регулярного, правильного), английского (свободно-живописного и романтического) и итальянского (террасного, с перголами, видовыми перспективами) садов, исходя из местности, сути заказа.

Сормовский парк, фото Галины Филимоновой Сормовский парк, фото Галины Филимоновой Сормовский парк, фото Галины Филимоновой Сормовский парк, фото Галины Филимоновой

Промышленное Сормово, по мнению Шервинского, остро нуждалось в целебном воздухе, способном повысить жизненную силу его жителей и превратить механический, а иногда и затруднительный процесс дыхания в наслаждение. Зная, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, и какое чувство безотчетной радости и силы охватывает человека, попадающего туда из душных городских квартир, архитектор сделал ставку на сосны. Именно к ним ведут живописные аллеи и дорожки, а также широкая главная аллея от главного входа парка. Вообще, все они были проложены так, чтобы ориентировать посетителей на осмотр самых интересных пейзажей в наиболее озелененных частях парка, в зоне тихого отдыха.

Сормовский парк, фото Галины Филимоновой Сормовский парк, фото Галины Филимоновой Сормовский парк, фото Галины Филимоновой Сормовский парк, фото Галины Филимоновой

Сегодня самые ценные территории парка – за забором. Искусственный водоём и спортивные конструкции «Мадагаскара» снижают бонитет сосновых насаждений, наносят им непоправимый вред. Однако обеспокоенность за судьбу парка проявляют лишь простые граждане, создавшие группу «Защита Сормовского парка» и сигнализирующие о правонарушениях в полицию и прокуратуру. По действующему законодательству РФ, ответственность за охрану объекта культурного наследия несёт его собственник. В данном случае, администрация города Нижнего Новгорода, сдавшая парк в аренду.

Сормовский парк, фото Галины Филимоновой Сормовский парк, фото Галины Филимоновой Сормовский парк, фото Галины Филимоновой Сормовский парк, фото Галины Филимоновой

Для справки:

Согласно справочнику В.В.Баулиной «Сады и парки Горьковской области» (Волго-Вятское книжное издательство, 1981 год), площадь, занятая под Сормовский парк, составляет 146 гектаров, здесь отдыхают около 30 тысяч человек. Большим украшением парка является бассейн с лебедями, зимой здесь работает лыжная база и каток. В 1967 году после создания Юбилейного бульвара, водоёма в северо-западной части парка сформировался выразительный городской ландшафт с активным включением в него живописной природы. Композиционным центром этого ландшафта стала набережная, основные работы по благоустройству которой осуществлены в 1969 году. Проект выполнен «Гипрокоммунстроем», авторы – В.Н.Антонинов и Н.Н.Владимирская. В 1970 году в парке была сооружена стела, посвященная памяти революционеров-сормовичей (архитектор А.М.Елизаров).

Сормовский парк, фото Галины Филимоновой Сормовский парк, фото Галины Филимоновой Сормовский парк, фото Галины Филимоновой Сормовский парк, фото Галины Филимоновой

Материал подготовила Галина Филимонова

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой

Материал опубликован в газете "Нижегородские новости" от 15 июня 2012 года

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!