Материал предоставлен
Андреем Ершовым для публикации Борьба с колокольным звоном и ее результаты В настоящее время при изучении нелегких для церкви 1930-х годов исследователи, как правило, акцентируют внимание на двух аспектах: преследование духовенства и закрытие храмов. В действительности же спектр притеснений церкви был намного шире. Важное место занимала… борьба с колокольным звоном. Изначально он был всего лишь средством созыва верующих на молитву, но со временем он стал пониматься шире, приобрел глубокий духовный смысл. Сохранилась, например, жалоба верующих одного из сел Пучежского района Ивановской области: «[Колокола] являются для общины необходимыми … в силу наших религиозных убеждений, т.к. за дальностью расстояний наших селений и их разбросанности … не каждый из нас посещает храм Божий, но, слыша звон колокольный, каждый из нас радуется, сознавая то, что служба в храме правится и православные христиане молятся за нас грешных». Власти это понимали и реагировали соответственно: запрещали колокольный звон. Вышестоящие инстанции смотрели на это очень лояльно – довольно легко утверждали данные решения и никогда в ответ на протесты верующих не приказывали восстановить звон или повесить на колокольню снятые ранее колокола. Закрытие храма в селе Мячкове (сейчас – на территории Володарского района Нижегородской области) проходило как бы в два этапа. Своеобразной проверкой сил стал именно запрет колокольного звона. Началось всё со сбора подписей у населения по этому вопросу. Мячковская церковь обслуживала несколько населенных пунктов: с. Мячково, д. Чичерево и д. Объезд, где и проходили соответствующие собрания. 10 апреля 1935 года общее собрание колхоза д. Чичерево (присутствовали 34 человека) подняло вопрос о прекращении колокольного звона в с. Мячкове и снятии колоколов с этой церкви. Учитывая «предстоящие задачи выполнения плана 2-й пятилетки и построения бесклассового социалистического общества, в деле улучшения сельского хозяйства и его механизации, для чего необходимо стране громадное количество металла», постановили «просить Гороховецкий райисполком разрешить снять имеющиеся колокола с Мячковской церкви для вложения таковых в наше социалистическое строительство». Было ли голосование по данному вопросу, данных нет. На следующий день уже 110 рабочих ФЗМК льнозавода № 1, заслушав выступление И.И.Белова о том, что колокола не имеют пользы и нужны для соцстроительства, постановили прекратить колокольный звон в Мячкове и снять там колокола. «Голосовали единогласно при 4 воздержавшихся». 12 апреля прошло собрание в самом селе - общее собрание Мячковского колхоза «Новь», на котором присутствовали 93 человека. Постановили: «С колокольни колокола снять и просить сельсовет как можно скорей», т.к. «колокольный звон … колхозников отвлекает от работ, отчего бывают прогулы, … колхозники учли важнейшие политические кампании, как-то сев и т.д.». За это решение высказались 82 человека, и 11 были против. В это же время прошло собрание колхоза им. 15 лет Октября в д. Объезд, на котором после выступления т. Взорова о необходимости укрепления колхоза и завершения механизации сельхозяйств, за снятие колоколов проголосовали 28 человек, 10 были против. 13 апреля 1935 года Мячковский сельсовет постановил просить Гороховецкий райисполком об удовлетворении ходатайств о снятии колоколов. 21 апреля райисполком обратился с этим же ходатайством к Ивановскому облисполкому. По закону, подобные постановления мог принимать только облисполком. 15 мая облисполком запрашивает у райисполкома ходатайства населения, что последний и делает, а также сообщает о том, что в церкви имеется 2 больших и 4 маленьких колокола общим весом 2450 кг. 14 июня 1935 года Ивановский облисполком утвердил постановление Гороховецкого райисполкома от 21/04. - 35 г. о прекращении колокольного звона в церкви села Мячково. Утверждение постановления о запрете колокольного звона прошло довольно легко. Каких-либо данных о том, что верующие пытались его опротестовать, нет. Надо отдать должное местным властям – в определенной мере это их заслуга, т.е. они не пытались самовольно снимать колокола, как это иногда случалось, а обстоятельно и в полном соответствии с законом провели собрания, показавшие, что желающих снять колокола на порядок больше, чем тех, кто против этого. В то же время можно предположить, что наличие несогласных несколько умерило пыл местных безбожников, из-за чего они не стали тут же пытаться вообще закрыть храм (такое тоже нередко случалось). Какое-то время храм функционировал. Но кольцо вокруг церкви продолжало сжиматься. Конец 30-х годов характеризуется массовым закрытием храмов. Не обошла эта участь и храм в Мячкове. 1 марта 1939 года на общем собрании граждан д. Чичерево (присутствовали 61 человек) был поднят вопрос о закрытии храма в селе Мячкове. Постановили церковь закрыть и просить Мячковский сельсовет использовать помещение церкви под культурные цели. Согласно протоколу собрания, 57 человек высказалось «за», голосов «против» не было. При этом остается непонятным, куда делись еще 4 человека. Также, к сожалению, протокол не позволяет понять, из-за чего был поставлен этот вопрос: т.е. являлось ли это пожеланием атеистически настроенной части деревни или же с этой инициативой выступили сами верующие. Второй вариант также возможен. На это указывает ход общего собрания граждан д. Объезд (присутствовали 45 человек), произошедшего на следующий день, 2 марта. Там сначала был поднят вопрос об уплате налогов за церковь за 1939 год. Видимо, у присутствующих не имелось такой возможности, и именно из-за этого собравшиеся постановили от церкви отказаться и передать ее под школу. 11 марта проходило общее собрание мячковского колхоза «Новь» (присутствовали 58 человек). Перед собравшимися выступил председатель сельсовета Докучаев, сообщивший, что «церковь в с. Мячково пустует и не функционирует», а «население в здании нуждается для культурных целей». Поэтому собрание постановило: «Церковь закрыть для использования помещения для культурных целей, просим президиум Мячковского с/совета возбудить ходатайство перед Гороховецким райисполкомом о передаче церкви для использования для культурных целей». Данных о голосовании нет. По сути, нет никаких данных, что кто-то из жителей всех 3 селений пытался возражать закрытию храма, а ведь еще 3 года назад их было не менее 25 человек. Причины этого легко угадываемы: после репрессий 1937 года немного находилось смельчаков, осмеливающихся открыто высказывать собственное мнение. 17 марта Мячковский сельсовет, заслушав постановления общих собраний граждан вышеуказанных селений, постановил «удовлетворить ходатайство граждан селений Мячково, Чичерево и Объезд, имеющуюся на территории Мячковского сельсовета церковь закрыть, одновременно просить райисполком утвердить … постановление». 17 апреля 1939 года Гороховецкий райисполком постановил: «На основании общих собраний граждан … и решения президиума Мячковского с/совета … просить облисполком о закрытии Мячковской церкви и использовании ее под культурное учреждение (клуб)». Материал направили в облисполком. Ответа довольно долго не было. 13 июня сельсовет запрашивает у облисполкома, «в каком положении дела находится решение президиума с/совета о закрытии церкви в с. Мячково…, так-что потребность в помещении необходимо населением ощущается». 29 июня облисполком отвечает, что материал возвращен в райисполком на дооформление. 25 июля облисполком запрашивает у райисполкома: «Просим сообщить, функционирует ли данная церковь, если нет, то с какого времени, имеется ли исполнительный орган «двадцатка» и выполняет ли таковой взятые на себя договорные обязательства (ремонт здания церкви, охрана такового и культового имущества), какая за религиозной общиной имеется задолженность по госплатежам (земрента, страховка и др.) – выслав официальную справку райФО. На каком расстоянии от с. Мячково находится ближайшая действующая церковь». 28-го райисполком ответил: «Мячковская церковь не функционирует больше года, исполнительный орган (двадцатка) распалась в то же время, и ее в настоящее время не существует. Налоговые обязательства двадцаткой не выполнены, о чем прилагаем справку РайФО. Действующая церковь от с. Мячково находится на расстоянии 7 км в с. Красном. Просим ускорить рассмотрение настоящего решения с тем, чтобы приступить к оборудованию церкви под клуб, на что потребуется небольшое количество средств, которые у сельсовета имеются. Церковь одноэтажная, без куполов, требуется лишь побелка и устройство сцены, на что потребуется 600-700 рублей». Согласно прилагавшейся справки райФО, задолженность составляла 525 рублей. Предоставленные материалы оказались достаточными, поэтому 21 августа 1939 года Ивановский облисполком постановил: «Принимая во внимание ходатайство граждан селений Чичирево и Объезд, членов колхоза «Новь» и президиума Гороховецкого райисполкома о закрытии церкви в с. Мячково того же сельсовета Гороховецкого района и то, что религиозная община, пользовавшаяся этой церковью, распалась, церковь в культовых целях в течение года не используется и находится в бесхозном состоянии, причитающиеся государственные платежи религиозной общиной не уплачиваются – договор с религиозной общиной на пользование указанной церковью расторгнуть, церковь эту, как молитвенное здание, ликвидировать и передать Гороховецкому райисполкому для использования под клуб». Важно отметить, что при закрытии церкви в селе Мячкове ни разу не было упомянуто, что прекращение служб в храме, распад общины и появление налоговой задолженности явилось следствием ареста в апреле 1938 года священника Гавриила Петровича Королинского, осужденного на 5 лет ссылки. Материал предоставлен Андреем Ершовым (г. Владимир) В настоящей публикации использованы фотографии Андрея Павлова Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|