О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Дивеевский район Нижегородской области, фото Галины Филимоновой

 

Сакральная география Дивеевского района

Август 2008 года: завершила работу экспедиция по сбору материала для кадастра сакральных мест Дивеевского района.

Этноэкологи из Суворово, Нижнего Новгорода и Москвы приступают к созданию карты особых природно-культурных объектов.

Сакральная география? В наше время? Быть такого не может, подумает обыватель. И очень сильно ошибется. Человек помимо своей воли выделяет определенные места в окружающем мире, благодаря ли тому, что с ними связаны определенные события, или они просто чем-то отличаются на фоне ландшафта, - и вот они уже окружены ореолом таинственности, святости или, наоборот, считаются нехорошими.

В какой-то местности таких выделяемых мест больше, в каких-то меньше, но они есть. И это часть наследия традиционной культуры наших народов, в которой любой предмет, любой объект или элемент ландшафта был ценностно размечен.

Узнать о том, какие места в определенном районе считались особенными и почему, записать, зафиксировать эту информацию, запечатлеть такие места или объекты – значит, сохранить часть своего природно-культурного наследия. Ведь очень часто именно объекты природного происхождения становятся объектом сакрализации в локальной традиционной культуре.

Создание кадастра и карты сакрализуемых объектов - часть работы по сохранению традиционной культуры Дивеевского района. Именно этим занимается школа села Суворово (бывшее Страхово Пузо) совместно с коллективом этноэкологов в рамках проекта "Школа - этноэкологический центр района". В течение недели экспедиция этноэкологов работала над созданием фильма о традиционной культуре Дивеевского района и кадастра его сакрализуемых объектов.

Дивеевский район интересен тем, что на его культуру оказали влияние разные народы. Сёла набожных переселенцев из Москвы соседствовали с мордовскими, где сохранялись языческие традиции финно-угров. Поэтому и сакральная география Дивеева разнообразна: здесь и святые камни, на которых, стоя на коленях, молился Серафим Саровский, и "Каменная гора - Тот свет", и давно разграбленные курганы, и вяз, на который, как следует из местного фольклора, слетались колдуны. Все эти объекты были выделены народным сознанием из общего ряда и оставили свой след в культуре района, а в некоторых случаях - и страны.

К молитвенным камням Преподобного Серафима за помощью съезжаются паломники из разных областей и молятся в лесу - в природном храме, как когда-то молился святой. Один из камней похож на медведя, по рассказам приходившего к старцу. В углублении другого камня, как в чаше, набирается вода, ею верующие умываются, как целебной.

Совсем другое рассказывают о камне, находящемся на так называемой Каменной горе (еще одно название - "Тот свет"). Камень необычной формы с природным желобом находится на вершине песчаной горы, неподалеку от села Суворово. В местном фольклоре этот камень - страж Апокалипсиса. Считается, что когда он сдвинется с места, из-под него хлынет вода, затопит все вокруг и наступит конец света.

-В районе есть несколько древних финно-угорских курганов, называемых в народе "маровыми шишками", маарами. Никто из местных жителей уже не помнит, кому они могли принадлежать - разинцам или другим воинам древности. Однако для нас важно то, что они выделены в народной культуре как необычные объекты, о них до сих пор бытуют разнообразные рассказы, - комментирует этноэколог НИРО, научный руководитель проекта Дмитрий Доронин.

В районе также много святых родников, когда-то почитавшихся деревьев и рощ, иные природные и рукотворные объекты. Например, под одним из мостов обязательно жили русалки, а в селе Глухово считалось, что в одном из прудов топили тёщ (отголоски древних архаических ритуалов). Все объекты до сих пор являются частью жизни района, настолько естественной, что не всегда осознаются носителями локальной культуры как что-то необычное. И задача проекта Суворовской школы двояка: с одной стороны, рассказать о живой культуре района за его пределами, с другой - научить школьников и других местных жителей увидеть то, что их окружает, показать ценность собственной традиционной культуры.

- Сохранение и воспроизводство традиционной культуры происходит в процессе коммуникации, при передаче традиционных знаний о мире. Проект Суворовской школы - это во многом знание о знании, и передача этого знания, он очень важен для сохранения живой культуры района. В самом районе, а не за стеклами музейных витрин, - говорит Ольга Захарова из Центра Экологической Журналистики журфака МГУ.

Работа над кадастром продолжится в течение нынешнего сезона, её результаты можно будет увидеть на диске, посвященном проекту "Школа - этноэкологический центр района".

* * *

Возвращенная святыня

Сентябрь 2008 года: Дивеевский район вновь обрел свою святыню.

Состоялось освящение Ильинского родника, которое провел владыка Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Этот источник издавна почитался в народе как святой. Во время засухи жители окрестных сел Глухова и Суворова шли к нему с молебнами о дожде. Считалась, что вода в роднике исцеляет от болезней суставов - «от ломоты». Однако старожилы утверждают: если пить воду без молитвы, можно простудиться и сильно заболеть.

Много лет источник был заброшен, и обвалившийся склон оврага засыпал его. В начале 90-х годов прошлого века учащиеся Суворовской средней школы пытались расчистить родник, но из-за обвалов работа не была доведена до конца. Так и стоял Ильинский колодец, как называют родник местные жители, погребенным под толстым слоем земли, напоминая о себе лишь маленькой лужицей в овраге.

Но в этом году усилия подростков во главе с преподавателем биологии Ю.В.Беляковым привлекли внимание местной администрации. Она и нашла спонсоров в лице НОВ ИНКОМ Банка, благодаря помощи которого родник очистили, стенки оврага укрепили, поблизости возвели часовню и оборудовали купальни.

Старожилы рассказывают, что, когда родник явился в середине 18-го века, в нем нашли икону Ильи Пророка. Икону эту перенесли в церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Глухове, а родник в честь иконы назвали Ильинским.

Вера Звездова

В настоящей публикации использован фрагмент фотографии Галины Филимоновой

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти"

Как поддержать проект?

 


Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!