О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Александровский сад и террасы Волжского откоса, экскурсия О.Н.Ворониной, фото Марины Игнатушко


Материал предоставлен Ольгой Ворониной для публикации
в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области»

Александровский сад - первый общественный исторический парк Нижнего Новгорода

Первый в истории Нижнего Новгорода классический общественный парк – Александровский сад расположен на склонах Волги, в границах Верхне-Волжской и Нижне-Волжской набережных, стен Нижегородского кремля и комплекса трамплинов на площади Нориманова. Площадь сада в нынешних границах составляет около 35 га.

До начала ХIХ века по склонам и обрывам Дятловых гор ютились избы, задними дворами, баньками, огородами и выгребными ямами обращенные к реке. На отдельных террасках располагались рубленые дома Панской слободы, Петропавловская и Пятницкая каменные церкви. В 30-х годах ХIХ века, по приказу императора Николая I, в соответствии с общими градостроительными преобразованиями все постройки на участке будущего парка были снесены, склоны подрезаны и одернованы. Градостроительными преобразованиями руководили академик архитектуры Иван Ефимович Ефимов и полковник корпуса инженеров путей сообщения Петр Данилович Готман.

Проектом предусматривалось устройство прямой широкой мощеной камнем городской улицы по бровке откоса, названной Верхне-Волжской набережной. По красной линии набережной разрешалось возводить только каменные дома, обращенные главными фасадами к Волге. Так формировалось «парадное лицо» города. Естественным природным пьедесталом нового европейского города, каким мыслился градостроителям Нижний Новгород, служили склоны. На них был разбит первый европейский общественный парк, получивший название Александровский в честь жены императора Николая I Александры. В то время многие парки в России получили такое название, в том числе и Александровский сад в Москве, созданный у подножия Московского кремля.

Площадь первого в истории Нижнего Новгорода общественного парка первоначально составляла 15 га, и размещался он на треугольном участке между Казанским и Георгиевским съездами. Съезды создавались одновременно с парком и решали городские транспортные задачи – связь Нижне-Волжской и Верхне-Волжской набережных. Казанский и Георгиевский съезды, включенные в состав парка, можно рассматривать как парковые деловые дороги, а это один из характерных признаков первых общественных парков мира ХIХ столетия.

Известный историк Николай Филиппович Филатов отмечает в книге «Нижний Новгород: архитектура ХIV-ХХ веков», изданной в 1994 году, что проект набережной, парка и съездов был утвержден в 1835 году. На работы по созданию набережной и съездов выделялось 471 705 рублей, а на создание общественного сада 222 889 рублей. Кроме государственного финансирования денежные средства собирались за счет увеличения различных сборов на Нижегородской ярмарке. Устройством набережной вместе со съездами руководил инженер капитан А.И.Поднозов, и поручик Д.А.Литвинов, в распоряжении которых находилось 844 наемных рабочих и арестанты.

В 1836 году для детальной проработки проекта общественного сада император Николай I прислал придворного садовника Карла Петцольда, приглашенного в Россию из Германии. В литературных источниках его фамилия искажена и звучит как Пельцель. К.Петцольд был достаточно широко известен в Германии, он работал вместе с Пюклером Мюскау в парке Браниц в городе Коттбуссе, и, очевидно, был замечен Российским императором в парке Бельведер в городе Веймаре, где тот любил гостить вместе с семьей. Карл Петцольд был мастером романтических пейзажных композиций, называемых в Европе английскими. Особенно ему удавались парковые пейзажи с участием сложного рельефа, воды и обилием глубоких видовых точек - вист.

Проект Александровского сада, созданный Карлом Петцольдом, рассматривался в Московской Дворцовой конторе, и 6 октября 1836 года был выслан нижегородскому губернатору М.П.Бутурлину. В 1837 году в Нижний Новгород прибыли помощники Петцольда (Пельцеля) Иван Свобода и Федор Мурашкин. Два года территория выравнивалась, формировались извилистые серпантинные дорожки, группами высаживались древесные растения. В то время в ландшафтном искусстве модно было подражать природе. Свободное, композиционно уравновешенное размещение древесных растений различных видов и возрастов с обширными полянами соответствовало общемировому пониманию общественного парка второй половины ХIХ века.

Александровский сад, верхняя аллея, фото из книги В.В.Баулиной «Сады и парки Горьковской области» Александровский сад конца XIX века, видовая площадка,  фото из книги В.В.Баулиной «Сады и парки Горьковской области» Верхне-Волжская набережная в XIX веке, фото из книги В.В.Баулиной «Сады и парки Горьковской области» Александровский сад и террасы Волжского откоса, фото из книги В.В.Баулиной «Сады и парки Горьковской области»

Извилистые серпантинные дорожки, одиночные крупные деревья на газоне - солитеры, одновидовые и смешанные группы деревьев и кустарников, формирующие кулисы, фон, акценты и доминанты - вот основные структурные элементы ландшафтной композиции. Массивы липы мелколистной, дуба черешчатого, клена остролистного, вяза, тополя высаживались с обширными пространственными разрывами, обеспечивая гармоничное чередование открытых и закрытых пространств. Склоны с уклонами более 30 градусов планировали вручную. Верхневолжская набережная и съезды мостились булыжником. Бровку откоса визуально закрепляли штакетником, устанавливали деревянные скамейки. Сад формировался как бесконечный ряд видовых точек, с которых открывались замечательные виды на Нижне-Волжскую набережную, Волгу и заволжские дали.

В 1839-1840 годах работы неоднократно прерывались из-за оползней грунта. Так 7-8 августа 1840 года дождем было смыто 65 саженей насыпи Казанского съезда. На ремонт было дополнительно выделено 10183 рублей: по склонам устроены канавы с деревянными лотками для сбора родниковых вод и отвода их в большой чан, воду из которого использовали для полива растений. В 1841 году работы в основном были закончены, и по съездам началось транспортное движение. Посадка деревьев продолжалась еще девять лет, вплоть до 1851 года.

Александровский сад оправдал свое предназначение как общественного парка и сразу же после создания стал любимым местом отдыха. Он легко вмещал в себя массы горожан, несколько оркестров музыки, несколько хоров русских и цыганских песенников, акробатов и фокусников. «В сумерки сад весь горел тысячами разноцветных огней, освещавших густые толпы гулявших по его извилистым аллеям», как описывал сад Н.И.Храмцовский в 1867 году. Здесь любили отдыхать А.М.Горький, Ф.И.Шаляпин, П.И Мельников-Печерский и другие.

После Великой отечественной войны развитие парка продолжалось. В 1949 году по проекту академика архитектуры Л.В.Руднева, архитекторов В.О.Мунца и А.А.Яковлева была построена монументальная Чкаловская лестница. Чкаловской она названа в честь летчика В.П.Чкалова, памятник которому установлен на бровке склона по главной оси лестницы. Автор памятника скульптор И.А.Менделевич. Тогда же были сформированы достаточно развитые террасы, на которых в 60-е годы были высажены рядами липы мелколистные и голубые ели, придавшие этой части парка регулярную парадность и торжественность. На одной из террас восточнее Чкаловской лестницы была построена так называемая «ракушка» – открытая концертная эстрада, в которой долгие годы проводились фестивали музыки и концерты. Тогда же вдоль Верхне-Волжской набережной была установлена чугунная решетка, придавшая парку городской почти столичный облик.

Александровский сад и Верхне-Волжская набережная в Нижнем Новгороде, фото Марины Игнатушко Терраса Александровского сада с голубыми елями, фото Дмитрия Соколова Александровский сад и террасы Волжского откоса, экскурсия О.Н.Ворониной, фото Марины Игнатушко Александровский сад и террасы Волжского откоса, экскурсия О.Н.Ворониной, фото Марины Игнатушко

В дни больших городских праздников, таких как день города, день военно-морского флота и других, акватория реки Волги превращалась в сцену. В крупномасштабных шоу участвовали речные и воздушные суда, парашютисты, а склоны Александровского сада служили зрительскими местами для многочисленных зрителей, которые сидели на зеленых газонах и стояли на дорожках. Парк превращался на время праздника в гигантский природный амфитеатр. По давно сложившейся традиции ежегодно весной в парк приходят выпускники школ и вузов после выпускного праздника.

В 1963-1966 годах архитектором Баулиной Валентиной Васильевной был разработан проект реконструкции Александровского сада, который отражал язык ландшафтного дизайна своего времени. В соответствии с проектом сад приобрел дополнительные серпантинные дорожки и площадки для отдыха. Склоны укреплялись локальными подпорными стенками, прокладывались водоотводные лотки, более совершенной стала дренажная система. Сад украсили новые скамьи, навесами от дождя, беседки, ограждения, элементы освещения. По серпантинным дорожкам с небольшими уклонам в 5-9 градусов проложено несколько лечебно-оздоровительных маршрутов – терренкуров. В нижней части парка на сравнительно ровной площадке были устроены теннисные корты, баскетбольные и волейбольные площадки. На верхней бровке откоса у бульвара им. Нестерова была сделана широкая видовая площадка с декоративным бассейном и кафе «Чайка». Лиричное настроение английского пейзажного стиля подчеркнули группы плакучих берез и ив.

Ольга Николаевна Воронина рассказывает об Александровском саде на общественных слушаниях в Нижнем Новгороде, фото Марины Игнатушко Черёмуха Маака в Александровском саду в Нижнем Новгороде, фото Марины Игнатушко Александровский сад и террасы Волжского откоса, экскурсия О.Н.Ворониной, фото Марины Игнатушко Александровский сад в Нижнем Новгороде, фото Дмитрия Соколова

В парке как в зеркале отразились исторические традиции озеленения общественных территорий различных временных срезов. 70-80 годы оставили свой след на лице паркового ландшафта в виде аллей из бальзамического тополя (вдоль казанского и георгиевского съездов). В конце 80-х в нижней части парка был построен ресторан «Бурлацкая слобода», стилизованный под деревянный корабль.

В 90-е годы ХХ парк был запущен, работы по уходу прекратились, многие видовые точки оказались закрыты разросшимися деревьями, дерновый покров местами выпал, дренажные и ливневые системы частично разрушились, на склонах началась эрозия. Тем не менее, Александровский сад остается одной из самых ярких жемчужин в садово-парковом искусстве Нижнего Новгорода. Общественные парковые пространства, как правило, отличаются более высоким эмоционально-содержательный уровнем, чем территории другого функционального характера, что важно для психологической разгрузки и радостного возбуждения. Общественный парк призван отвлекать от быта, привносить в жизнь посетителя новые пространственные впечатления. Сверхчеловеческий по масштабу пространственный объем парка обладает сильным психологическим воздействием. Несмотря на то, что в парке сохранились следы каждого времена, его общая композиция решена крупными мазками и отличается цельностью.

В 2004 году на месте спортивных площадок в парке была построена гостиница с рестораном и офисными зданиями с одноименным названием «Александровский сад».

Кандидат архитектуры В.В.Баулина в книге «Сады и парки Горьковской области» пишет о том, что Александровский сад по художественно-историческим и дендрологическим достоинствам можно отнести к памятникам садово-паркового искусства республиканского значения. Возможно, он достоин большего.

Ольга Николаевна Воронина

Кандидат архитектуры, директор Архитектурно-ландшафтного центра «Архиленд», президент Нижегородской областной общественной организации ландшафтных архитекторов

В настоящей публикации использованы фотографии Марины Игнатушко и Дмитрия Соколова, а также иллюстрации из книги В.В.Баулиной «Сады и парки Горьковской области»

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!