UPD: 8 ноября 2017 года Было село Воробьёво О том, что когда-то у озера Дьяконовского в Борском районе несколько сотен лет находилось село Воробьёво (другое название – Капустин Бор), сегодня практически ничего не напоминает. Разве что кладбище на месте бывшего села до сих пор называют «воробьёвским». Установить точную дату исчезновения Воробьёва в XX веке по официальным документам или публикациям оказалось сложнее, чем собрать информацию о его возникновении. Капустин Бор упоминается в Нижегородских Приправочных книгах в 1588 году как «бортное ухожье» (бортники – собиратели мёда диких пчёл). Думается, что на рубеже XVI – XVII веков и стала осваиваться эта территория. Так, в документе за 1623 год о деревне Кантаурово известно, что ряд жителей из 12 тогда имевшихся в ней дворов (бобыли Потапко Григорий, Онтонко Ортемьев и другие) занимались бортничеством именно в расположенном по Везломе Капустином Бору, что примерно в 10 км от Кантаурова. В документе от 1654 года сообщалось о построении Богородицкой церкви «в государевой Дворцовой Заузольской волости в Капустине Бору в починке Хвостове». Из этого документа можно получить ключевую информацию об административно-территориальной принадлежности этой местности: с 1654 года поселение стало селом, а до этого было починком (что означает «начало, закладку новой пашни в лесу, выселок, новосёлок») и о времени его образования на рубеже 40 – 50-х годов XVII века. В церковных росписях за 1667 – 1675 годы село называется одновременно уже двумя названиями как «Капустин Бор, Воробьёво тож». Эти названия сохранялись до 1709 года, когда « церковь Божия сгорела». Впоследствии в переписке о постройке новой церкви село называется также двумя собственными именами «Капустино, Воробьёво тож». В 1718 году сообщается, что на погорелом церковном месте вновь построена, но не освящена церковь «в том селе Воробьёве». Освящена она была в 1719 году в честь Владимирской Богоматери. Таким образом, во второй половине XVII – начале XVIII веков поселение как минимум трижды сменило название – с Хвостова на Капустино и Воробьёво. Интересно, что местные жители и официальные источники (в документах и публикациях) называли «Капустиным» всю большую Юрасовскую местность. Речь идёт о среднем междуречье Линды и Ватомы, расположенном на территории от деревни Зуево на реке Линде на северо-западе до деревни Селищи на реке Ватоме на юго-востоке, и включавшем деревни и сёла как минимум из четырёх волостей Семёновского уезда. Эти поселения под общим названием «Капустино», в частности, зафиксированы в «Материалах к оценке земель Нижегородской губернии. Экономическая часть» за 1893 год. На рубеже XVII – XVIII веков село оставалось малодворным (не более 3 дворов). А в приходе Владимирской церкви села Воробьёво в конце XVII века (1692 год) ещё 12 деревень с 178 дворами и 504 жителями мужского пола, а наиболее крупные из них деревни: Сунгурово (21 двор), Дьяконово и Княжёво (20 дворов), Высокое (19 дворов), Коринка (15 дворов). К концу петровской эпохи – в 1723 году – в приходе было уже только 115 дворов. Притч церкви во имя Владимирской Божьей Матери села Воробьёво в это время состоял из двух священников (Козьма и Аврам Емельяновы), дьячка (Никита Иванов) и пономаря (Никита Козьмин) (« Нижегородские епархиальные ведомости», 1903 год). До 1797 год Воробьёво относилось к Толоконцевской волости, а затем отошло в Чистопольский приказ, где находилось вплоть до 1863 года, когда с образованием Юрасовской волости вошло в её состав. К этому времени село численно не изменилось: в 1859 году в Воробьёве «при озере Дьяконовском» всего 3 двора с 18 жителями (7 мужского пола). Во второй половине XIX века численность жителей села увеличивается, но оно по-прежнему остаётся небольшим по сравнению с другими поселениями Воробьёвского прихода. Так, в 1895 году насчитывалось всего 69 жителей (32 мужского пола). Для сравнения: в деревне Сунгурово уже было 187 жителей, в деревне Дьяконово – 154 жителя, в деревне Княжёво – 183 жителя, а в деревне Коринка – 361 житель. Состояние церковного прихода села Воробьёво было скудным (по причине бедности прихожан и наличия духа раскола, что прямо отмечалось в отчёте за 1857 год). В ходе работы с документами Центрального архива Нижегородской области (далее – ЦАНО) удалось установить, как выглядел воробьёвский храм. Произошло это благодаря тому, что в 1877 году было решено пристроить к деревянной церкви во имя Владимирской Божией Матери в селе Воробьёве колокольню. Этот чертёж и дошёл до наших дней: Чертёж на пристройку к деревянной церкви во имя Владимирской Божией Матери в селе Воробьёве колокольни. ЦАНО, ф. 5, оп. 3, д. 384. Фото Галины Филимоновой. 22 марта 1877 года проект был рассмотрен и одобрен строительным отделением Нижегородского губернского правления: Чертёж на пристройку к деревянной церкви во имя Владимирской Божией Матери в селе Воробьёве колокольни. ЦАНО, ф. 5, оп. 3, д. 384. Фото Галины Филимоновой. 26 января 1887 год в жизни Воробьёвской церкви произошло важное событие: её посетил Епископ Нижегородский и Арзамасский Модест. В это время в приходе было 11 деревень и 1549 прихожан (706 мужского пола), среди которых «глаголемых старообрядцев» считалось 45 человек (16 мужского пола). Епископ сделал наставление прихожанам и священнику Михаилу Будилову (1865 года рождения), заручился обещанием построить отдельное здание церковно-приходской школы в селе. Между тем, с 1 января того же 1887 года в доме псаломщика воробьёвской церкви Ивана Смирнова (1853 года рождения) уже была открыта школа грамотности, которая впоследствии и перешла в разряд церковно-приходских. В 1904 году в селе и в 11 деревнях прихода (5 из них одновременно относились и к приходу Тихоновской церкви села Юрасово) – 1750 прихожан (826 мужского пола) и 69 старообрядцев. Из чего следует, что даже согласно официальным данным число приверженцев старой веры увеличилось (в сравнении с 1887 годом), хотя их было намного больше. К примеру, по официальным данным, в 1886 году из 1549 прихожан – 1097 не были на исповеди и причастии. С 1888 года почти полвека приходским священником служил Владимир Фёдорович Беневоленский (1865 года рождения). Он преподавал в церковно-приходской школе в селе и законоучительствовал в открывшихся в начале ХХ века в приходе земских школах в деревнях Круглове и Кобелёве (ныне – Кольцово). Сын священника В.Ф.Беневоленского Борис был царским офицером, но перешёл на сторону Советской власти, работал учителем в Кобелёвской школе, в годы Гражданской войны стал красным командиром и погиб. С установлением Советской власти и образованием сельсоветов село Воробьёво было отнесено к Кругловскому сельсовету. На 1925 год в селе – всего 7 жителей. Самым страшным в истории села, его церкви и священнослужителей стал 1937 год, как, впрочем, в судьбе всей страны и её граждан. 20 ноября 1937 года были арестованы как «враги народа» служители Владимирской церкви священники В.Ф.Беневоленский и Иван Константинович Голубев (1869 года рождения), причётница церкви Тестова Пелагея Тимофеевна (1887 года рождения). По приговору «тройки» от 14 декабря 1937 года Беневоленский и Голубев 3 января 1938 года были расстреляны, а Тестова приговорена к 8 годам лагерей. В 1942 году в Темниковском лагере погиб отбывающий 10 лет лагерей (по приговору «тройки» от 9 ноября 1937 года) Смирнов Николай Иванович (1892 года рождения) – бывший священник церкви села Большое Терюшево Дальнеконстантиновского района, сын упоминаемого выше псаломщика И.И.Смирнова. Владимирская церковь в Воробьёве была разрушена до основания. Храм был растащен тракторами, после чего село фактически прекратило своё существование. Судя по найденным источникам, последнее упоминание села датируется 1939 годом. Однако дата исчезновения населённого пункта после разрушения церкви и фактического прекращения существования села требует уточнения. Если у Вас есть уточнённые сведения или воспоминания, связанные с историей села Воробьёво, а также старинные фотографии сельского храма, присоединяйтесь к проекту и присылайте свои материалы на e-mail: nonstop6@yandex.ru Александр Молоков Чертежи утраченного храма во имя Владимирской Божией Матери в Воробьёве выявлены в ЦАНО Галиной Филимоновой В настоящей публикации использована фотографии Кинга Коши и Галины Филимоновой Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проектов «Места памяти-2013» и «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|