26 апреля 2013 года Какой город мы строим? Идентичность – в простоте, или философия архитектора Дроздова Процесс смены старого новым, неизбежный не только в градостроительстве, но и в самой жизни, происходит в России (в Нижнем Новгороде, в частности), настолько болезненно, что имело бы смысл обратить внимание на то, как решают эту проблему наши ближайшие соседи по постсоветскому пространству. В этом контексте довольно интересен опыт Украины, где эпоха убывающих ресурсов (как природных, так и финансовых) вывела на передний план прагматическую парадигму, которая в сочетании с эмоциональным идеализмом, довольно чётко стала проявлять себя и в градостроительной сфере. Яркий представитель этого направления – архитектор Олег Дроздов (бюро «Дроздов и партнёры», город Харьков) побывал недавно в Нижнем Новгороде в рамках открытого конкурса «Архновация», проводимого «Галереей Сергея Туманина». В ходе лекции с последующей дискуссией Олег Дроздов неоднократно проводил параллели между Нижним Новгородом и Харьковом (к слову, это города-побратимы). Во-первых, амбиции у нас – столичные, а судьба – провинциальная. Во-вторых, ключевым в развитии наших городов стал подъём в эпоху индустриализации 20 – 30-х годов XX века. В-третьих, историческое прошлое уходит в такую древность, что археологи могут преподнести нам ещё не один сюрприз. Так, по последним данным, Харькову намного больше 359 лет: современный город был основан на месте (внутри стен) древнерусского городища Харьков, идентифицируемого иногда как половецкий город XI века Шарукань либо гуннский город V века Харька. Ещё одно «общее место» – советская архитектурная школа, не связанная никак с темой социальной ответственности (исключением из правила можно считать конструктивизм, утраченный нами по причине короткой памяти) и породившая невероятный эгоизм, который всем нам ещё предстоит преодолеть, чтобы всерьёз говорить о будущем. – По всему Советскому Союзу нам вбили в головы, что архитектура – это искусство, и главное здесь – проблема стиля, поэтому архитекторы как независимые творцы хотят делать «красиво», а не незаметно, – уточняет Олег Дроздов. – Наверное, отсюда – и природа некой символичности или даже лживости наших городов, когда декорация (красивый фасад) важнее, чем реальность (условия для жизни людей). Но мне кажется, что «красота» и «изящность» вторичны по отношению к социальной ответственности архитектуры. В основе работы нашего бюро лежит стремление создать более справедливую, удобную и эффективную среду обитания, для себя и для других. Мы осознанно уделяем одинаковое внимание контексту, обществу, экономике, культуре и экологии. За счёт сочетания прагматичности и идеализма возникает здоровый баланс коммерческих и общественных интересов. В качестве примера такого подхода архитектор рассказал о жилом доме с офисными и торговыми площадями «Heirloom» в исторической части Харькова, на улице Чернышевского (проект реализован с 2007 по 2010 годы). Схема этого здания строго обоснована масштабом и парцелляцией сложившейся застройки, а двухчастная композиция основного объёма и «надстройки» интегрировала новый дом в существующий контекст. Удалось это во многом благодаря использованию старого кирпича, который был приобретён в связи со сносом дома дореволюционной постройки на соседней улице. По Дроздову, город – постоянно развивающийся организм, состоящий из смеси плоти, которая перерабатывается и абсорбируется новым поколением. Старый кирпич не только передал часть истории и культурный код, но и послужил новым принципом для зонирования, примером физической утилизации и культурной преемственности. – Если рассматривать Землю как живой организм, то мы должны действовать в рамках определённых этических норм, думать об экологии, экономии ресурсов, вторичном использовании, – поясняет Олег Дроздов. – Всё это имеет большее отношение к традиции, чем, к примеру, современная реставрация, которая, по сути, сродни накачиванию старухи силиконом. Но ведь идентичность – не в этом: она не в статусе, а в простоте! Говоря о социальной ответственности архитектора, Дроздов обратился к опыту Португалии, где после падения режима хунты, всё было в руинах, люди жили в трущобах и балансировали на грани нищеты. Тогда молодые архитекторы выступили с мощными пространственными инициативами. Без какого-либо заказа и финансирования они предложили, как обеспечить население жильём. Их социально заряженные, искренние проекты были новым словом для Европы, они удивили весь цивилизованный мир, в который со временем сами успешно интегрировались. – В этом смысле наша архитектура нигде не находится, потому что мы не выражаем никаких социальных идей, – продолжает Олег Дроздов. – Хватит говорить о красоте. Мне кажется, что этическая составляющая нашей профессии важнее, выше стиля. Я видел очень плохую архитектуру, плохо нарисованную, но она настолько социально ответственна, настолько гуманна, что она мне нравится больше, чем красиво нарисованная. Я видел реконструкцию рынка, которую делали мои студенты и столице Ганны, в трущобах. Там не было никакой архитектуры, но там была такая солидарность и такая социальная ответственность, что для меня это в большей степени архитектура. Пора обсудить саму ИДЕЮ города: в какой среде мы хотим обитать, как мы представляем себе наше будущее, как мы будем отвечать на все эти вызовы: с ресурсами, с экологией, с образованием, с взаимоотношениями, с транспортом. Для этого, конечно, нужно задаться вопросами, кто мы такие и какова наша идентичность. В целом, Дроздов называет это идеей качества городской жизни, где основные человеческие ценности (счастье, здоровье, разная обеспеченность, права человека и т.д.) тесно переплетены с экономикой и культурой. В контексте этой идеи, задача архитектора – создание (точнее – возрождение) социальной общности людей, которые сами смогут управлять своей жизнью в городе. – Я совершенно четко убеждён, что жилой дом максимум может быть 8-ми этажным. Это нужно ровно для того, чтобы количество живущих в нём составляло целостную общность, где люди хоть как-то были бы знакомы на уровне коммуникаций жён и детей, – говорит Олег Дроздов. – Утрата той социальной конструкции, в которой мы воспитывались, той среды, с её дворами и соседями делает наш мир менее справедливым, менее комфортным и менее весёлым, а нас самих – разбегающейся нацией, представители которой, услышав русскую речь где-нибудь за границей, предпочитают максимально дистанцироваться от соотечественников при случайной встрече. Подводя итог своему выступлению, Олег Дроздов предлагает
создавать сообщества, которые в отрытой публичной дискуссии (в СМИ или
во дворе) будут поднимать тему города, чтобы искать ответ на главный вопрос:
какой город мы строим? В дополнении к этому нужно менять образование архитекторов,
сознание людей и советские ценности, которые до сих пор доминируют в массовом
сознании. Материал подготовила Галина Филимонова В настоящей публикации использована расшифровка лекции Олега Дроздова и круглого стола, выполненная Ольгой Макарчук, и фотографии, предоставленные бюро «Дроздов и партнёры», город Харьков Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти-2013» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|