О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Пабло Бартоломью в Нижнем Новгороде, фото Галины Филимоновой


8 августа 2013 года

Снимок по компасу: Пабло Бартоломью в Нижнем Новгороде

Страны «Большой двадцатки» начали работу над международным проектом, цель которого – исследовать современные тенденции рынка труда. Итогом работы станет фотоальбом «Труд. 21 век», для съемок которого в Нижний приехал индийский фотограф-документалист Пабло Бартоломью. Среди возможных городов-участников были также Санкт-Петербург и Пермь, но Пабло сам сделал выбор в пользу Нижнего Новгорода. Перед поездкой в Россию он долго изучал в Интернете информацию о городах. Нижний привлек известного фотографа географическим положением, реками и старыми зданиями. Бартоломью провел в Нижнем Новгороде всего девять дней.

На вопрос о том, что именно он сфотографировал, Пабло уклончиво ответил: «Разные нижегородские «активности». В работе ему помогали местные фотографы и личный «фиксер», которым стала журналист и культуртрегер Галина Филимонова. По условиям проекта она, как человек, знающий город и людей изнутри, предлагала Пабло места для съемок.

– Мы посмотрели очень много мест! Маршрут составляли вместе с нижегородскими деятелями культуры и науки. Каждый внес что-то свое, и можно с уверенностью сказать, что у нас получилось! Проект пока закрыт и держится в секрете (итоговая фотовыставка будет показана на сентябрьском саммите G20 в Санкт-Петербурге, затем будет издан фотоальбом), съемки совсем свежие – работа кипела практически до самого отъезда Пабло. Жаль, что было так мало времени, мы успели посмотреть только часть города, – рассказала Филимонова.

В Нижнем Бартоломью продемонстрировал свой подход к работе, удививший как фотографов, так и организаторов. Идеальные условия для съемок индийский фотограф определяет по компасу. Например, Пабло попросил «найти отражение старой церкви в новом доме». Когда его привезли на подобранное место, он посмотрел сначала на часы, потом на компас и констатировал: «Здесь мы будем снимать в восемь утра». Его не волновали ни рабочий график людей, которых он хотел запечатлеть, ни время суток, только лучшее освещение для съемок конкретного места.

Пабло Бартоломью в Нижнем Новгороде, фото Галины Филимоновой Пабло Бартоломью в Нижнем Новгороде, фото Галины Филимоновой Пабло Бартоломью в Нижнем Новгороде, фото Галины Филимоновой Пабло Бартоломью в Нижнем Новгороде, фото Галины Филимоновой

К тому же, если предложенное место было ему не интересно, он даже не расчехлял камеру. Свои критерии по этому поводу он тоже предпочел оставить в секрете.

– Я действительно наслаждался своим визитом в Нижний Новгород, я работал, но получал от этого процесса огромное удовольствие. Ваш город заметно меняется, через несколько лет у него будет уже совсем другой облик. Я обязательно расскажу своим друзьям, как много приятных людей я здесь встретил, – рассказал Пабло.

Пабло Бартоломью в Нижнем Новгороде, фото Галины Филимоновой Пабло Бартоломью в Нижнем Новгороде, фото Галины Филимоновой Пабло Бартоломью в Нижнем Новгороде, фото Галины Филимоновой Пабло Бартоломью в Нижнем Новгороде, фото Галины Филимоновой

Бартоломью уже бывал в России. Работая фоторепортером для новостных изданий, он объехал множество стран, следуя за премьер-министром Индии Радживом Ганди. В коллекции Пабло есть фотографии Горбачева и нашей страны тех времен.

– Сейчас меня очень интересуют социалистические страны, по которым раньше нельзя было свободно путешествовать. Отчасти из-за этого я и захотел вернуться в Россию, чтобы посмотреть, как все изменилось. Я помню 1983 год. Меня тогда поразили ваши магазины, в которых не было продуктов, а вместо мяса на прилавках лежала одна картошка. А сейчас ваша страна стала похожа на Европу – есть доступ к Интернету, машинам, американской еде.
Как и везде, плохие вещи сочетаются с хорошими, – делится наблюдениями Бартоломью.

Пабло считает, что раз он взял что-то от нашего города, то обязательно должен отдать ему частичку себя. Поэтому в свой последний вечер в Нижнем Новгороде он устроил творческую встречу, которую смогли посетить все желающие.

Фотография Пабло Бартоломью на постере его выступления в Нижнем Новгороде

Бартоломью рассказал о влиянии на него отца-фотографа, об этапах творчества, показал слайд-шоу из своих работ и, в частности, поделился историями фотографий, за которые получил премии самого престижного конкурса фоторепортеров – World Press Photo. На творческой встрече фотограф из Индии показал нижегородцам более 300 своих работ. Они поражают своей реалистичностью, но Пабло уверен, что хороший снимок может сделать каждый.

– Поймать момент непросто, но понимание ситуации позволяет это сделать без проблем. В современном мире каждый на это способен, вопрос в том, насколько художественной будет фотография. Темы работ Бартоломью – уличная и повседневная жизнь разных стран мира. Но в большинстве своих работ он поднимает важный вопрос: что за люди и по каким причинам покидают свою родину навсегда? Этот же вопрос задали Пабло нижегородцы.

– Скорее всего, надо полагать, причины экономические. Я сам до сих пор пытаюсь найти ответ, потому что мой отец эмигрировал из Бирмы во время Второй мировой войны, – делится фотограф. – Меня также интересует вопрос, что эти люди берут с собой. Я бы сказал так: берут еду и веру, а женщины еще и одежду.

Пабло также отметил, что по его снимкам можно определить, от чего зависит счастье человека. Оказалось, что причин много, но все они связаны лишь с погодой и временем года, ведь настоящее счастье идет изнутри и не зависит от богатства и жизненных обстоятельств.

Для справки:

Пабло Бартоломью родился в Калькутте в 1955 году в семье искусствоведа и фотографа Ричарда Бартоломью. После окончания 9 классов Пабло забросил обучение в школе и увлекся фотографией. Первые уроки фотопрактики он получил дома, фотографируя свою семью, друзей, уличную и повседневную жизнь родных мест. На становление Пабло Бартоломью как фотографа огромное влияние оказал его отец.

В 1974 году, в возрасте 19-ти лет, Пабло Бартоломью получил первую премию самого престижного конкурса фоторепортёров – World Press Photo – за серию снимков «Время. Милосердие. Вечность» о проблеме распространения наркомании. В 1984 году, в возрасте 29 лет, Пабло Бартоломью был вторично отмечен жюри международного конкурса World Press Photo за одиночный снимок о последствиях крупнейшей техногенной катастрофы ХХ века – химической аварии в индийском городе Бхопал в декабре 1984 года. Фотографию на премию выдвинуло информационное агентство «Гамма Связь», с которым сотрудничал фотограф. Сегодня этот снимок Пабло Бартоломью входит в 100 лучших фотографий за всю историю конкурса World Press Photo. На фотографии – изображение мертвого, наполовину закопанного тела маленького ребенка. Этот снимок наиболее полно раскрывает весь ужас произошедших событий, когда 2 – 3 декабря 1984 года на предприятии по производству пестицидов корпорации «Юнион Карбайд» произошел выброс около 40 тонн высокотоксичного газа метилизоцианата (МИЦ). Из-за сбоя в системах безопасности территория площадью около 40 квадратных километров с населением более полумиллиона человек была быстро охвачена плотным облаком ядовитого газа. По официальным данным «Юнион Карбайд», в результате прямого воздействия газа погибли более 500 человек, приблизительно 6 000 получили серьезное химическое поражение, 2 000 из них умерли в течение нескольких недель. Около 100 000 человек нуждались в различных формах лечения. Правда, существует и другая статистика, говорящая о гораздо большем числе погибших и пострадавших. И этим источникам тоже нет причин не доверять. Более того, даже сегодня около 20 000 человек, продолжающих жить в окрестностях этого предприятия, подвергаются токсическому воздействию от загрязненных почв и грунтовых вод.

Победа в этом конкурсе и международное признание подняли молодого фотографа Пабло Бартоломью на новую профессиональную высоту. Его фотографические серии и одиночные снимки стали востребованы, т.к. повествуют они о сложнейших политических, экономических и социальных процессах в странах третьего мира в ХХ веке. Пабло Бартоломью считается ведущим фотографом Индии, его снимки публиковались в газетах и журналах ведущих стран мира: New York Times, Time, Life, Newsweek, Business Week, National Geographic, Geo, Der Spiegel, Figaro Magazine, Paris Match, Telegraph, The Sunday Times Magazine, The Guardian.

В 2007 году Пабло Бартоломью представил уникальный по масштабу фотографический проект – «Снаружи: рассказ о трех городах». Выставка прошла в рамках международного фотографического фестиваля в Арле (Франция), в галерее Les Rencontres D’Arles. В результате работы над персональным фотоархивом, в котором более 35 000 позитивов и негативов, Пабло Бартоломью была отобрана часть работ, а также использован визуальный дневник фотографа с его подросткового возраста, в котором через объектив показаны крупнейшие города Индии: Бомбей, Калькутта и Дели. Таким образом, был подготовлен первый выставочный проект «Снаружи: рассказ о трех городах». Этот проект демонстрировался 14 раз в разных странах мира.

В 2011 году Пабло Бартоломью подготовил два новых проекта «Хроники Прошлой Жизни» и «Калькуттские дневники», в которых представлены более 200 фотографий Бомбея и Калькутты, снятые им в 70-х и 80-х XX века.

Жизнь, творчество и преждевременная смерть отца фотографа, несомненно, оказали влияние на творческий путь Пабло Бартоломью и его увлечение документальной фотографией. Идентичность и самопознание человека, изгнание, национальная и социокультурная принадлежность/непринадлежность – предмет исследования фотографа сегодня. Сложная личность самого фотографа и история его семьи (беженцев из Бирмы и Пакистана), поиски своей родины и самоидентичности отразились в фотографических проектах П. Бартоломью, поднимая огромное количество принципиально важных вопросов. Так, Пабло волнует, кем являются люди покидающие родину, какие цели ставит перед собой человек решающий покинуть свою родину, кто он, свободный человек, выбравший такой путь, или экономический беженец, какой социокультурный код, каковы знаки и символы, окружающие человека на чужбине, как он ассимилируется и каковы особенности его включения в новую социкультурную реальность.

В 2010 году Пабло Бартоломью получил финансирование от британской организации искусств для продолжения этого проекта. Проект пополнился историями индийцев в изгнании, которые обрели новую родину в Англии, будучи выселенным в 1972 году из Уганды президентом Иди Амином, одним из самых жестоких лидеров тоталитарных режимов в Африке в ХХ веке.

Новые данные, новые события, новые люди побудили Пабло Бартоломью включить в проект Бирму, тем самым он постарался изучить прошлое своей семьи посредством фотографии. Большая часть его исследования основана на старых фотографиях, найденных в семейных альбомах. Пабло Бартоломью создает некий формальный портрет семьи – близких и вновь обретенных людей, живущих в разных уголках земли. Вершиной этой работы стал фотографический проект «Глаза критика» (выставка и одноименная книга). Проект соединил наследие отца и сына Бартоломью, демонстрируя разнообразие и единство фотографии. Этот проект дебютировал в 2008 году в галерее «Sepia» в Нью-Йорке, так же был показан в галерее «Фотография» в Нью-Дели (2009), в галерее «Chatterjee & Lal» в Мумбаи (2010), в Центре искусств Харрингтон-Стрит (2011), в Fishbar Gallery (2011), Шанхайская биеннале, Шанхай (2012) и Chobimela, Дака (2013) и Obscura Photo Festival, Malaysia (2013). Фотографии с выставок были приобретены Музеем изобразительных искусств Хьюстона, Художественным музеем Kiran Nadar Нью-Дели и частными коллекционерами.

Сегодня можно сказать, что личный вклад Пабло Бартоломью в историю современной фотографии Индии и мира в целом огромен. Он на протяжении многих лет демонстрирует фактически бесконечные возможности документальной фотографии как жанра и ценности фотодокументов в виде архива в частности. Кроме того, Пабло занимается преподавательской деятельностью.

Материал подготовлен на основе публикаций Оксаны Никиташиной в газете «Нижегородский рабочий» (№ 51/17262 от 12 июля 2013 года, № 52/17263 от 16 июля 2013 года), автобиографии Пабло Бартоломью, предоставленной фотографом в переводе сотрудников «Русского музея фотографии»

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, а также фотография Пабло Бартоломью (ч/б)

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти-2013»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!