17 июня 2015 года Чудское селище Под таким названием в «Государственных списках памятников истории и культуры Нижегородской области» фигурирует еще один памятник археологии, артефакты которого находятся в Городецком хранилище Нижегородского государственного историко-архитектурного заповедника (НГИАМЗ). Публикуются они впервые – в рамках проекта «Чудь: специальная экспедиция». Материалы этого многослойного памятника (Т.Д.Николаенко в «Археологической карте России» называет его «Чудь. Поселение 2 (Чудское)») свидетельствуют об активной жизни в Чуди с древнейших времен. Его коллекция состоит из 62 предметов и включает в себя материалы разведок экспедиции Е.А.Безуховой-Халиковой, открывшей Чудское селище в 1,5 км к северо-востоку от села в 1959 году, а также экспедиции Л.В.Кольцова (Москва), под руководством которого эти места были обследованы еще раз в 1978 году. Среди находок – фрагменты лепной и гончарной керамики, неолитические кремневые изделия, которые предположительно относят к волосовской культуре, предметы из железа (лодочная скоба и нож), а также кусок болотной руды, свидетельствующий о том, что Чудь входила в рудоносную зону Оки. Возможно, что находка болотной руды в Чуди привлекла внимание промышленников, в том числе братьев Баташёвых, к территории Муромского Заочья в целом и дала импульс для последующих исследований окрестных территорий и появления металлургической промышленности, которой прославился ближайший «сосед» Чуди – Ардатовский уезд Нижегородской губернии. Дело в том, что в 1826 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Заводы, бывшие И.Р.Баташёва, а ныне принадлежащие генерал-лейтенанту Д.Д.Шепелеву и его детям». Написал её журналист Павел Петрович Свиньин (1767 – 1839) – прообраз главного героя комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». В самом начале этого очерка говорится о первых рудопромышленниках «в сих местах» – Муромских Посадских Даниле Железникове, Никифоре, Федоре и Кирилле Мяздриковых. Именно они открыли «железные руды в дачах разных помещиков по обоим берегам реки Оки выше Мурома», «исходатайствовали указ на то из Берг-Коллегии и представили в оную образцы найденных ими руд». Среди мест, указанных Муромскими Посадскими в списке найденных ими рудников, значатся «горы близ церкви Успения Богородицы». Деревянная церковь Успения Богородицы на горе, да ещё и выше Мурома находилась именно в Чуди! Значит, здесь был открыт рудник ещё в XVII – XVIII веках! Находясь в музее, мы решили уточнить датировку этого памятника археологии. Однако, как оказалось, что это одна из сложных тем для разговора. К примеру, по предметам из железа (нож, лодочная скоба), которые входят в состав коллекции памятника сделать это просто-напросто невозможно. Считается, что из-за их консервативной формы, которая не меняется на протяжении веков, сложно определить их датировку: то ли это нож древнего человека, то ли «бабушкин ножичек»! Поэтому ценнейшим материалом становится керамика, даже если она представлена в виде обломков, как в случае с Чудским селищем. По словам заведующей отделом истории НГИАМЗ Людмилы Шакуловой, предварительно памятник был определен как двухслойный. Безухова-Халикова датировала культурные прослойки селища, содержащие фрагменты гончарной керамики, XI – XIII и XVI – XVII веками. Но позднее экспедиция Кольцова показала, что здесь есть и более древние артефакты. В итоге, современные специалисты выделяют на памятнике три группы керамики. Первая группа включает в себя лепную от руки керамику с примесью шамота в тесте, найденную в подъемном материале. По текстильной фактуре внешней поверхности одного фрагмента ученые определили принадлежность этой части памятника к поздняковской культуре эпохи бронзы: Такое название одна из древнейших культур получила по раскопкам поселения около села Позднякова Навашинского района (в нескольких километрах от Чуди). Археологи установили, что поздняковцы занимались мотыжным земледелием и скотоводством, знали металлургию меди и бронзы. Они были частью огромного историко-культурного массива южных «срубных» племен и принадлежали к ирано-язычным племенам. Расселились эти пришлые племена на территории к югу от Оки и Волги около середины II тысячелетия до нашей эры, быстро вошли в контакт с местным населением, в своей основе, волосовской этнокультурной среды, и к концу эпохи бронзы были полностью ими ассимилированы. Вторая группа керамики – «древнерусская» гончарная из серой глины с примесью дресвы и крупного кварцевого песка в тесте. Изготовлена она на гончарном круге с помощью печного обжига, орнаментирована линейным и зубчатым орнаментами в виде двух параллельных линий отпечатков гребенчатого штампа или колесика. В отчете своей экспедиции Безухова-Халикова отмечала, что такая орнаментация зубчатым колесиком или штампом не характерна для славянских памятников муромского течения Оки и встречается здесь сравнительно редко. Распространена она была в Рязанском княжестве, где датируется XI – началом XII века. Важно отметить, что, согласно справочнику «Памятники истории и культуры Горьковской области», вышедшему в 1987 году, материалы археологических разведок говорят о том, что правобережье Оки стало осваиваться славянами не ранее конца XII века. Третья группа – поздняя средневековая гончарная славянская керамика XVI – XVII веков. На фотографии этой части памятника археологии отчетливо видно, что здесь есть и белоглиняная керамика (из белой, хорошо отмученной глины, что характерно для Оки), и красноглиняная, и более поздняя – темная, лощеная (чернолощеная) керамика: Изучая этот памятник археологии, ученые предположили, что славянское «Чудское селище» XVI – XVII веков полностью разрушило более древний культурный слой периода неолита. Основанием для таких заявлений стали материалы экспедиции Кольцова, когда в сборах были выявлены неолитические кремневые изделия предположительно волосовской культуры: нож на отщепе кремня с ретушью по спинке и отщеп кремня. Интересно, что нож на отщепе кремня коричневого цвета напоминает человеческий профиль, а светлый отщеп кремня – человеческое лицо, вызывающее ассоциации с серией картин Эдварда Мунка «Крик». Обычно на некоторых орудиях труда древнего человека встречаются стилизованные вырезанные фигурки птиц и животных – тамги или пасы – знаки принадлежности к роду либо к большой семье, или знаки родовой, а затем и личной собственности. Однако в Чуди, судя по всему, предпочитали изображать лица людей, чтобы проще было идентифицировать тот или иной предмет. Как знать, может быть, именно здесь и таким образом зарождался жанр портрета, а перед нами – работы первых в истории человечества портретистов? P.S. О других памятниках археологии Чуди – см. публикации «Чудская стоянка» и «Чудские местонахождения». Галина Филимонова, Руслан Филатов Материал подготовлен в рамках исследования «Чудь: специальная экспедиция» В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|