О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Чудское селище. Фрагменты лепной от руки керамики с примесью шамота поздняковской культуры эпохи бронзы, фото Галины Филимоновой


17 июня 2015 года

Чудское селище

Под таким названием в «Государственных списках памятников истории и культуры Нижегородской области» фигурирует еще один памятник археологии, артефакты которого находятся в Городецком хранилище Нижегородского государственного историко-архитектурного заповедника (НГИАМЗ). Публикуются они впервые – в рамках проекта «Чудь: специальная экспедиция».

Материалы этого многослойного памятника (Т.Д.Николаенко в «Археологической карте России» называет его «Чудь. Поселение 2 (Чудское)») свидетельствуют об активной жизни в Чуди с древнейших времен.

Его коллекция состоит из 62 предметов и включает в себя материалы разведок экспедиции Е.А.Безуховой-Халиковой, открывшей Чудское селище в 1,5 км к северо-востоку от села в 1959 году, а также экспедиции Л.В.Кольцова (Москва), под руководством которого эти места были обследованы еще раз в 1978 году.

Среди находок – фрагменты лепной и гончарной керамики, неолитические кремневые изделия, которые предположительно относят к волосовской культуре, предметы из железа (лодочная скоба и нож), а также кусок болотной руды, свидетельствующий о том, что Чудь входила в рудоносную зону Оки.

Чудское селище. Материал разведки 1978 года: нож железный, а также кусочек болотной руды, фото Галины Филимоновой

Возможно, что находка болотной руды в Чуди привлекла внимание промышленников, в том числе братьев Баташёвых, к территории Муромского Заочья в целом и дала импульс для последующих исследований окрестных территорий и появления металлургической промышленности, которой прославился ближайший «сосед» Чуди – Ардатовский уезд Нижегородской губернии.

Дело в том, что в 1826 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Заводы, бывшие И.Р.Баташёва, а ныне принадлежащие генерал-лейтенанту Д.Д.Шепелеву и его детям». Написал её журналист Павел Петрович Свиньин (1767 – 1839) – прообраз главного героя комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». В самом начале этого очерка говорится о первых рудопромышленниках «в сих местах» – Муромских Посадских Даниле Железникове, Никифоре, Федоре и Кирилле Мяздриковых. Именно они открыли «железные руды в дачах разных помещиков по обоим берегам реки Оки выше Мурома», «исходатайствовали указ на то из Берг-Коллегии и представили в оную образцы найденных ими руд». Среди мест, указанных Муромскими Посадскими в списке найденных ими рудников, значатся «горы близ церкви Успения Богородицы». Деревянная церковь Успения Богородицы на горе, да ещё и выше Мурома находилась именно в Чуди! Значит, здесь был открыт рудник ещё в XVII – XVIII веках!

Находясь в музее, мы решили уточнить датировку этого памятника археологии. Однако, как оказалось, что это одна из сложных тем для разговора. К примеру, по предметам из железа (нож, лодочная скоба), которые входят в состав коллекции памятника сделать это просто-напросто невозможно. Считается, что из-за их консервативной формы, которая не меняется на протяжении веков, сложно определить их датировку: то ли это нож древнего человека, то ли «бабушкин ножичек»! Поэтому ценнейшим материалом становится керамика, даже если она представлена в виде обломков, как в случае с Чудским селищем.

По словам заведующей отделом истории НГИАМЗ Людмилы Шакуловой, предварительно памятник был определен как двухслойный. Безухова-Халикова датировала культурные прослойки селища, содержащие фрагменты гончарной керамики, XI – XIII и XVI – XVII веками. Но позднее экспедиция Кольцова показала, что здесь есть и более древние артефакты. В итоге, современные специалисты выделяют на памятнике три группы керамики.

Первая группа включает в себя лепную от руки керамику с примесью шамота в тесте, найденную в подъемном материале. По текстильной фактуре внешней поверхности одного фрагмента ученые определили принадлежность этой части памятника к поздняковской культуре эпохи бронзы:

Чудское селище. Фрагменты лепной от руки керамики с примесью шамота поздняковской культуры эпохи бронзы, фото Галины Филимоновой

Такое название одна из древнейших культур получила по раскопкам поселения около села Позднякова Навашинского района (в нескольких километрах от Чуди). Археологи установили, что поздняковцы занимались мотыжным земледелием и скотоводством, знали металлургию меди и бронзы. Они были частью огромного историко-культурного массива южных «срубных» племен и принадлежали к ирано-язычным племенам. Расселились эти пришлые племена на территории к югу от Оки и Волги около середины II тысячелетия до нашей эры, быстро вошли в контакт с местным населением, в своей основе, волосовской этнокультурной среды, и к концу эпохи бронзы были полностью ими ассимилированы.

Вторая группа керамики – «древнерусская» гончарная из серой глины с примесью дресвы и крупного кварцевого песка в тесте. Изготовлена она на гончарном круге с помощью печного обжига, орнаментирована линейным и зубчатым орнаментами в виде двух параллельных линий отпечатков гребенчатого штампа или колесика.

Чудское селище. Фрагменты стенок древнерусских сосудов с примесью дресвы и крупного кварцевого песка в тесте, изготовленных на гончарном круге, печного обжига, орнаментированных линейным и зубчатым орнаментами, фото Галины Филимоновой

В отчете своей экспедиции Безухова-Халикова отмечала, что такая орнаментация зубчатым колесиком или штампом не характерна для славянских памятников муромского течения Оки и встречается здесь сравнительно редко. Распространена она была в Рязанском княжестве, где датируется XI – началом XII века. Важно отметить, что, согласно справочнику «Памятники истории и культуры Горьковской области», вышедшему в 1987 году, материалы археологических разведок говорят о том, что правобережье Оки стало осваиваться славянами не ранее конца XII века.

Третья группа – поздняя средневековая гончарная славянская керамика XVI – XVII веков. На фотографии этой части памятника археологии отчетливо видно, что здесь есть и белоглиняная керамика (из белой, хорошо отмученной глины, что характерно для Оки), и красноглиняная, и более поздняя – темная, лощеная (чернолощеная) керамика:

Чудское селище. Фрагменты венчиков, стенок, днищ гончарных позднесредневековых сосудов 16-17 веков, фото Галины Филимоновой

Изучая этот памятник археологии, ученые предположили, что славянское «Чудское селище» XVI – XVII веков полностью разрушило более древний культурный слой периода неолита. Основанием для таких заявлений стали материалы экспедиции Кольцова, когда в сборах были выявлены неолитические кремневые изделия предположительно волосовской культуры: нож на отщепе кремня с ретушью по спинке и отщеп кремня.

Чудское селище. Материал разведки 1978 года. Нож на отщепе кремня и отщеп кремня, фото Галины Филимоновой

Интересно, что нож на отщепе кремня коричневого цвета напоминает человеческий профиль, а светлый отщеп кремня – человеческое лицо, вызывающее ассоциации с серией картин Эдварда Мунка «Крик». Обычно на некоторых орудиях труда древнего человека встречаются стилизованные вырезанные фигурки птиц и животных – тамги или пасы – знаки принадлежности к роду либо к большой семье, или знаки родовой, а затем и личной собственности. Однако в Чуди, судя по всему, предпочитали изображать лица людей, чтобы проще было идентифицировать тот или иной предмет. Как знать, может быть, именно здесь и таким образом зарождался жанр портрета, а перед нами – работы первых в истории человечества портретистов?

P.S. О других памятниках археологии Чуди – см. публикации «Чудская стоянка» и «Чудские местонахождения».

Галина Филимонова, Руслан Филатов

Материал подготовлен в рамках исследования «Чудь: специальная экспедиция»

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!