Один глаз - на нас, другой - на Арзамас Арзамас был основан как город во второй половине XVI века, по-видимому, на месте древнего мордовского поселения. Однако первые упоминания об Арзамасе в летописях датированы 1366 годом. Существует несколько версий происхождения названия города (в старину писали «Орземас» и «Арземас»). Одна связывает его со старинным мордовским именем Орземас, другая - с названием жившего здесь племени эрзя и эрзянскими словами «мазы» - хороший, «мастор» - земля. Об этой «хорошей земли» писали П.И.Мельников-Печерский («В России немного и губернских городов, которые при таком счастливом положении так красивы, как Арзамас») и К.Г.Паустовский («Есть сотни маленьких городов России. Никто даже толком не знает об их существовании. А вот Арзамасу повезло, он вошел в народную поговорку: «Один глаз - на нас, другой - на Арзамас». Его имя в начале XIX века было присвоено вольнолюбивому литературному обществу, основанному В.А.Жуковским. А.С.Пушкин был принят в это общество еще лицеистом. Поэту дали в «Арзамасе» чудное прозвище - «Сверчок... »). В историю России Арзамас вошел как крепость (с 1576 - 1578 гг.), выполняя функцию своеобразного оборонительного заслона Русского государства. Значение Арзамаса как крепости упало лишь в XVIII веке, когда границы государства значительно укрепились. В XVIII - начале XIX века усилилась его роль как торгового и промышленного центра. Этому способствовало удобное географическое положение города на перекрестке путей из черноземных уездов к Волге. По дорогам шли бесчисленные обозы с хлебом, животным сырьем, прогонялись гурты скота на Макарьевскую ярмарку. Через Арзамас проходили пути из Москвы и Петербурга в Симбирскую, Самарскую и другие губернии. В городе процветали постоялые дворы, харчевни, мастерские по ремонту карет. Многие грузы, перевозимые через Арзамас, стали обрабатываться местными умельцами, а с развитием капиталистических отношений в России кустарные производства переросли в крупные - кожевенное, меховое, обувное и даже салотопленное. За счет успешной торговли и развития производства город богател, строились каменные дома, церкви, монастыри. Вряд ли еще в России найдется уездный город с таким количеством храмов. Десятки арзамасских церквей способствовали развитию ремесел - золотошвейному, чеканке, иконописи. В женских монастырях занимались вышиванием по бархату, низанием жемчугов, плетением кружев. В 1719 году Арзамас стал центром провинции, входившей в Нижегородскую губернию. Особенно интенсивный рост города отмечается в конце XVIII - начале XIX веков. Это было время расцвета торгово-ремесленной жизни города, славился он тогда торговлей хлебом и луком, выделкой кожи и кожевенных изделий, производством войлока, сала и мыла. Живописен был силуэт старого Арзамаса, образованный церквями и колокольнями. Их башнеобразные объемы вытянулись цепью по дуге, начинаясь от Алексеевского монастыря на берегу Теши, к Воскресенскому собору, Никольскому и Спасскому монастырям в центре, заканчиваясь ярусной Ильинской и другими церквами на востоке. По численности населения в свой «золотой век» Арзамас приближался к Нижнему Новгороду. Так, в 1737 году в городе проживало 6 767 жителей (кроме монахов и монахинь), а в губернском центре (вместе с Канавинской слободой) - 7 678 человек. В 1781 году для Арзамаса, одновременно с другими городами губернии, был составлен проект планировки, где стихийно сложившиеся улицы приводились к регулярной схеме городского плана. Этот первый проект уже в 1782 - 1784 годах подвергся значительной корректировке, так как обнаружилось, что не учтен рельеф местности. Нижняя же часть города получила окончательный план только после пожара 1823 года. Существующая сейчас планировочная структура Арзамаса сложилась в конце XVIII - начале XIX веков. В центральной части города, развитие которого сильно замедлилось с середины XIX века, сохранилось значительное количество каменных и деревянных домов, построенных в годы его процветания. И в наши дни чувствуется здесь характерный дух старорусской провинции. Все это дало основание для включения Арзамаса в список исторических городов, требующих особо бережного отношения к структуре их планировки и застройки. В середине XIX века в связи с прокладкой железной дороги из Москвы в Нижний Новгород и развитием речного пароходства на Волге экономико-географическое положение Арзамаса изменилось. Город оказался вне транспортных путей. Торговля в нем резко сократилась. В связи с появлением новых кожевенных заводов в других губерниях и развитием кожевенного производства в селе Богородском упал спрос и на арзамасскую кожу. В начале XX века было закончено строительство железной дороги Рузаевка - Арзамас - Нижний Новгород. Затем другая линия связала город с Москвой и Казанью. Это способствовало улучшению экономико-географического положения Арзамаса и росту промышленного производства и культуры в городе. В советский период рост промышленности продолжался. Роль Арзамаса как центра Нижегородского Правобережья была учтена в 1954 году при изменении административного устройства России: была образована Арзамасская область (существовала до 1957 года). Это дало большой импульс промышленному развитию города. Было улучшено водоснабжение, для чего вначале был сооружен водопровод из Пустынских озер, а затем из села Слизнево... В наши дни о былом величии города говорят архитектурные шедевры, количество которых на один квадратный метр здесь просто зашкаливает. Даже проезжая мимо Арзамаса, сложно не заметить величественный пятиглавый храм - Воскресенский собор (1814 - 1842). Проект храма как своебразного памятника Отечественной войны 1812 года выполнил уроженец Арзамаса архитектор М.П.Коринфский (1788 - 1851), выдающийся мастер позднего классицизма. Воскресенский собор в Арзамасе имеет двенадцатиколонные ионические портики со всех четырех сторон. Строительство вчерне было закончено к 1840 году, но полностью храм был отделан только через два года. Интерьеры собора расписаны воспитанниками арзамасской Ступинской школы О.С. и А.О.Серебряковыми. Богатый иконостас выполнен в классическом стиле братьями В. и К.Ломакиными. Еще в 1802 году арзамасский художник академик А.В.Ступин основал здесь широко известную в России провинциальную художественную школу (кстати, учеником Ступинской школы был также Василий Григорьевич Перов). Теплая церковь при соборе - Живоносного источника - построена в 1794 году как длинное вытянутое по продольной оси здание в характере архитектуры, переходном к классицизму. Над крышей возвышается декоративная глава на многогранном барабане. Высокая колокольня на западном торце барочного силуэта. Напротив Воскресенского собора расположен редкий и ценный памятник общественной жизни XVIII века - магистрат. В русских городах зданий такого назначения, особенно построенных в духе барокко, почти не сохранилось. Это двухэтажное здание представляет собой прямоугольный объем с небольшим выступом по южному фасаду. Внешние углы этого выступа закруглены и обработаны приставленными к стенам колоннами с грубыми карнизами и капителями в духе барокко середины XVIII века. Наличники окон подобны тем, как на церкви Благовещения (1784) и др. Поэтому вероятным временем строительства магистрата следует считать 1760 - 1780 гг. Четырехскатная кровля здания магистрата прежде завершалась высокой башней деревянной каланчи, поскольку в 1860-е годы здание было передано под пожарную часть. Интересны и более поздние памятники архитектуры, к которым относятся дома Будылиной (конец XVIII - начало XIX вв.). На первый взгляд, эти два дома совершенно одинаковы, но между ними есть довольно значительные различия. Оба они построены по «образцовому» проекту, как двухэтажные с мезонином, три окна которого размещены между капителями пилястр большого ордера под самым фронтоном. Положение домов на одной из центральных улиц города обязывало строить их каменными, но желание удешевить постройку заставило возвести из кирпича только два нижних этажа и лицевые стены уличных фасадов. Боковые стены мезонинов, а также задний фасад правого дома - деревянные, причем их карнизы с деталями сложной формы мастерски вырезаны из дерева. Левый (если смотреть с площади) из этих домов построен с большей заботой об удобствах живущих. По площади он несколько больше соседа, так как лестница помещается в особой пристройке. Примером типовой застройки конца XVIII - начала XIX веков может служить небольшой каменный двухэтажный дом, стоящий около Воскресенского собора. Чтобы усилить впечатление тяжести и монументальности, нижний этаж здания обработан рустом, а среднее окно верхнего этажа заглублено в арочную нишу с двумя колоннами по бокам. Верх арки как бы усилен расходящимися клиновидными камнями, врезанными в фронтон. Таким образом, фасад объединен единым, четко читаемым рисунком. Одна сторона площади, на которой располагается этот дом, занята густой зеленью сквера, три другие застроены старинными зданиями. Это архитектурное единство напоминает о давнем времени, когда на этой площади шумел большой базар. К памятникам истории и культуры в Арзамасе относятся также торговые ряды (биржа) конца XVIII - начала XIX вв., Спасопреображенский собор (1643 год), Ильинская церковь (1746 год), дом Попова (конец XVIII - начало XIX вв.), дом Белянинова (начало XIX в.), жилые каменные дома (XVIII в. - первая половина XIX в.) и жилые деревянные дома (первая половина XIX века). Материал подготовила Галина Филимонова В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, Веры Звездовой, Андрея Кочунова и Кинга Коши Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти" |
||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|