О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Мемориал М.А.Балакирева в Нижнем Новгороде, скульптор В.Пурихов, архитектор Г.Малков, фото Дмитрия Соколова

Попечитель судеб русской музыки

«Не будь Балакирева, судьбы русской музыки были бы совершенно другими», - эти слова музыкального критика Владимира Васильевича Стасова превратились в памятник. Точнее, в бронзовую стелу в виде нотного стана с цитатой. Произошло это на родине Милия Алексеевича Балакирева – в Нижнем Новгороде (в советское время г. Горький) – в связи с 70-летием со дня смерти выдающегося русского композитора и музыкального общественного деятеля. Усилиями Союза композиторов, скульптора Виктора Пурихова и архитектора Георгия Малкова, в 80-е годы прошлого века появился мемориальный сквер рядом с домом, в котором жил Балакирев (ул. Провиантская, д. 5) в детские годы (1842 – 1848).

Столетие со дня смерти Милия Алексеевича в Нижнем Новгороде отмечают намного скромнее. Перед общественностью города стоит другая задача – открытие Музея Балакирева в доме, который так тесно связан с его именем. Вопросом создания музея уже более 15 лет занимается «Балакиревское общество», основанное в Нижнем Новгороде в 1994 году. В его фондах хранятся автографы Глинки, Балакирева, Римского-Корсакова, Бородина, Шостаковича, материалы общественной и частной переписки М.Балакирева с чиновниками, деятелями культуры и искусства, а также письмо Листа к Балакиреву.

Однако вопреки здравому смыслу музей пока так и не открыт. Культурная интеллигенция города, видные общественные деятели, в числе которых состояли Лев Сивухин, Израиль Гусман, Аркадий Нестеров, Татьяна Виноградова, неоднократно обращались во всевозможные инстанции в поддержку инициативы «Балакиревского общества», но в ответ получали только обещания.

Не видя выхода из сложившейся ситуации, президент «Балакиревского общества г. Нижнего Новгорода» - профессор Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки, кандидат искусствоведения Валерий Серафимович Колесников выступил с докладом «Музей М.А.Балакирева» на семинаре «Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти», считая, что «всему виной именно кризис памяти».

По мнению профессора кафедры ЮНЕСКО при ННГАСУ Татьяны Павловны Виноградовой, «палки в колеса» процессу создания Музея Балакирева вставляются теми влиятельными людьми из консерватории и филармонии, которые «где-то вычитали, что Балакирев был страшный юдофоб (это, конечно же, полная ерунда), и теперь не хотят его в упор замечать». Однако Татьяна Павловна подчеркнула, что Музей Балакирева все-таки обязательно появится в Нижнем Новгороде. Это вопрос времени и серьезных, убедительных аргументов.

Возможно, прояснить ситуацию на взгляды Балакирева поможет его биография, написанная княгиней Волконской и обнаруженная в Киеве исследователем Владимиром Подборским как раз к столетию со дня смерти Милия Алексеевича.

Мемориал М.А.Балакирева в Нижнем Новгороде, скульптор В.Пурихов, архитектор Г.Малков, фото Дмитрия Соколова Мемориал М.А.Балакирева в Нижнем Новгороде, скульптор В.Пурихов, архитектор Г.Малков, фото Дмитрия Соколова Мемориал М.А.Балакирева в Нижнем Новгороде, скульптор В.Пурихов, архитектор Г.Малков, фото Дмитрия Соколова Мемориал М.А.Балакирева в Нижнем Новгороде, скульптор В.Пурихов, архитектор Г.Малков, фото Дмитрия Соколова

Для справки:

Балакирев Милий Алексеевич (1836/37 – 1910), русский композитор, пианист, дирижер, музыкальный общественный деятель. Глава «Могучей кучки», организатор (1862, совместно с Г.Я.Ломакиным) и руководитель Бесплатной музыкальной школы. Главный дирижер Русского музыкального общества, управляющий Придворной певческой капеллой. Похоронен Балакирев на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Основные произведения: «Увертюра на темы трех русских песен», симфонические поэмы «Тамара», «Русь», «В Чехии», восточная фантазия для фортепьяно «Исламей», романсы, обработки русских народных песен и др.

«Могучая кучка» (Балакиревский кружок) – творческое содружество выдающихся русских композиторов; известно также под названием Новая русская музыкальная школа. Наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог – критик В.В.Стасов. Окончательно сложился в 1862 году (Петербург), в него входили: М.А.Балакирев (руководитель), А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский и Н.А.Римский-Корсаков. Композиторы «Могучей кучки», развивая традиции М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского, боролись за укрепление и развитие национального стиля, за народность, идейность, реализм в музыке. К середине 70-х годов «Могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

Бесплатная музыкальная школа – музыкально-просветительская организация (1862 – 1917). Основана в Петербурге М.А.Балакиревым и Г.Я.Ломакиным; вела большую концертно-пропагандистскую работу.

Материал подготовлен Галиной Филимоновой

В настоящей публикации использованы фотографии Дмитрия Соколова

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти"

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!