Пушкинский след в усадьбе Голицыных в Вязёмах О том, какую роль сыграло в творческой судьбе А.С.Пушкина село Болдино Нижегородской губернии, хорошо известно по вошедшей в историю литературы «Болдинской осени», отмеченной беспримерным размахом творческого вдохновения писателя. Однако первенство соприкосновения поэта с усадебным миром принадлежит подмосковным усадьбам Захарово и Вязёмы, которые сегодня включены в состав Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С.Пушкина. Но если Захарово - на правах имения его бабушки М.А.Ганнибал, то Вязёмы - благодаря Преображенской церкви в усадьбе князей Голицыных. Величественный храм, построенный в Вязёмах Борисом Годуновым в конце XVI века, памятен и своей насыщенной событиями историей, и тем, что у его восточной стены в 1807 году был похоронен Николенька Пушкин, младший брат поэта, умерший ребенком в один из приездов в Захарово. Интересно, что на могиле Николеньки вместо православного креста - масонская символика. Усадьба князей Голицыных в Вязёмах, запечатленная еще в детской памяти Пушкина, обретет реальные черты троекуровского Покровского с его пятиглавой церковью, старинной колокольней и огромным каменным домом, увенчанным бельведером на страницах повести «Дубровский». Кстати, в самом музее, расположенном в главном доме усадьбы Голицыных, экспонируются копии фресок годуновского храма: портреты Лждемитрия и Марины Мнишек, граффити польских шляхтичей – не только персонажей знаменитой трагедии, но и реальных действующих лиц истории Вязём. Экспозиция первого этажа вяземского дворца отражает реальные исторические факты, связавшие этапы биографии поэта с конкретными культурно-географическими местами, приглашает заглянуть в его творческую мастерскую, где Захарово и Вязёмы присутствуют постоянно: перед мысленным взором всплывают их ландшафты, а исторические персонажи этих мест становятся прототипами литературных героев. Символом родового дворянского гнезда, символом гостеприимства дома, где ребенком А.С.Пушкин мог бывать на правах родства с Голицыными вместе с бабушкой или матерью, предстает парадная столовая дворца. Портреты князей Голицыных работы художников XVIII – начала XIX веков, предметы роскоши – фарфор и стекло, подлинные ливреи (форменная одежда слуг) XVIII века – создают обобщенный образ «дома предков», той «наследственной берлоги», которая в годы зрелости будет мыслится поэтом как желанное пристанище. В музее можно узнать и о старшем современнике поэта, владельце усадьбы Вязёмы периода пребывания семейства Пушкиных в Захарове – князе Борисе Владимировиче Голицыне (1769 – 1813). Разносторонность натуры князя позволяет видеть в нем и одного из возможных прототипов отца Полины – офранцузившегося аристократа – из повести «Рославлев» и «полурусского соседа» Евгения Онегина – Владимира Ленского. Круг экспонатов, освещающих период обучения князя во Франции, его контакты с такими авторитетами французской литературы, как Лагарп и мадам де Сталь, немецким поэтом и драматургом Фридрихом Шиллером, иллюстрируют это предположение. Напоминанием о путешествии князя Б.В.Голицына по Италии в 1790-1791 годах, оставшимся для Пушкина несбыточной мечтой, служат гравюры и издания по искусству XVIII века. Французская тема отчасти звучит в разделе, посвященном пушкинской «Пиковой даме». Центральным здесь является потрет матери князя Б.В.Голицына – Натальи Петровны Голицыной-Чернышовой (1741 – 1837), «усатой княгини», послужившей прототипом старой графини в «Пиковой даме» А.С.Пушкина. Княгиня Н.П.Голицына была представлена ко французскому двору, общалась с королевской фамилией в Фонтебло, бывала в Версале. Старинные гравюры с видами пригородов Парижа, портреты Людовика XVI и его супруги Марии Антуанетты помогают почувствовать аромат «давно минувших дней». Экспонаты одного из залов связаны со вторым приездом А.С.Пушкина в бывшее бабушкино имение в 1830 году. Эти воспоминания уже в первую болдинскую осень выльются на страницы «Барышни-крестьянки», «Истории села Горюхина», а чуть позже и в повести «Дубровский». Материалы музея рассказывают об одной из версий второго приезда А.С.Пушкина в Захарово. Получив в начале мая 1830 года высочайшее разрешение напечатать трагедию «Борис Годунов в «первобытной красоте», Пушкин, возможно, планировал вернуться к первоначальному замыслу хроники о Смутном времени, продолжив ее «Лжедмитрием» и «Василием Шуйским», и с этой мыслью заехал в Вязёмы, чтобы еще раз взглянуть на Преображенскую церковь, построенную Годуновым. Владелец усадьбы Вязёмы этой поры – 1830 год – московский генерал-губернатор Д.В.Голицын (1771 – 1844) входил в круг светских знакомых поэта. В начале декабря 1830 года Пушкин в одном из многочисленных писем обратился к князю за содействием в преодолении холерных кордонов на пути из Болдина в Москву. После свадьбы поэта князь Д.В.Голицын послал молодоженам приглашение в ложу Большого театра. Еще один зал экспозиции представляет вяземскую библиотеку в миниатюре. Она собиралась не одним поколением князей Голицыных и до 1917 года была гордостью владельцев усадьбы. В 40-х годах XIX века ее разбирал и систематизировал С.П.Шевырев, частый гость Вязём и первый биограф пребывания семейства Пушкиных в Захарове. После революции книжное собрание было вывезено в Москву. Сейчас можно познакомиться с некоторыми книгами из этой библиотеки, после долгого перерыва вернувшимися в свой родной дом. Здесь выставлен также подлинный рукописный каталог петербургской библиотеки князя Д.В.Голицына, книги с пометками, сделанными его рукой, и другие, не менее интересные экспонаты. P.S. В Захарове сохранился пруд, часть парка, воспетые Пушкиным. В 1999 году восстановлен усадебный дом М.А.Ганнибала, где размещен музей детства великого поэта. Как добраться из Москвы? От Белорусского вокзала можно доехать на электричке до города Голицыно. Поездка займет 25 минут, стоимость билета 70 рублей. От Голицына – на маршрутном такси до посёлка Большие Вязёмы, потратив 10 минут и 25 рублей. Входной билет в музей в усадьбе Голицыных – 65 рублей. Захарово находится в 2 км от Больших Вязём. Материал подготовила Галина Филимонова В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, а также иллюстрация из книги "А.С.Пушкин в портретах" - портрет неизвестного художника "Пушкин-ребёнок" (1801 - 1802) Материал опубликован в газете "Формула счастья: он и она" , № 4, февраль, 2011 год Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Уходящая натура-2009" |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|