О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Фото экспоната Шахунского народного фольклорно-этнографического музея, материал предоставлен Олегом Сергеевичем Козыревым

 

Памятники крестьянской цивилизации на территории Шахунского района

К ценностям крестьянской цивилизации относятся объекты хозяйственной, обрядовой деятельности, памятники фольклора, этнографии и духовной культуры крестьянской деревни как свидетельства единой крестьянской цивилизации. Всё это требует сбора, охраны и изучения.

Компактное проживание родовых общинных объединений – один из основных признаков цивилизации. С этим явлением мне удалось познакомиться совершенно неожиданно. По заказу Питерского миллионера, нашего земляка, в течение года я занимался поисками мест проживания на территории Шахунского района его родословной. Материалы этого исследования опубликованы в книге «История одного рода», изданной в Санкт-Петербурге в издательстве ООО «Береста» в 2007 году (О.Козырев. «История одного рода». С-Пб, 2007 год). Родословную удалось проследить до 1760-х годов. Карта расселения родовых фамилий занимает площадь более 1000 квадратных километров, то есть крестьянские родовые объединения, как паутиной, плотно опутывали территорию России.

Это подтверждают и археологические исследования. «Разведками установлено, что обычно селища располагались гнездообразно... Часто такие «гнезда» состоят из трех-четырех селищ... встречаются и более крупные группировки поселений... Ближайшие «гнезда» поселений находятся на расстоянии 3-5 км». («Археология СССР. Восточные славяне в VI - XIII вв.». Издательство «Наука». Москва, 1982 г ., стр. 13). Так и у нас: от Хмелевиц до Красногора - 5 км, до Б. Музи - 5 км, до Скородумова - 5 км, до Обанихи - 5 км, до Мешкова - 5 км и так далее. Вокруг этих гнездовых поселений располагались родственные деревни - их в Хмелевицком районе, по списку районного отдела сельского хозяйства, перед началом войны было 240 полноценных деревень. Так, по своду подворной переписи 1902-1904 годов, в Хмелевицкой волости проживало 13134 человека («Материалы для оценки земель Костромской губернии», т. VII , стр. 272, п. 32 - Нижегородский областной государственный архив). Сейчас во всем Шахунском районе в деревнях около 12 тысяч. Беда XX века в том и состоит, что была разрушена родовая сеть, та паутина родственных связей, которой и была крепка деревня.

Семейные предания - один из признаков стабильного существования крестьянского рода. Семейное предание семьи Рыбаковых о происхождении села Андрианово от Рыбакова Андрея Евгеновича (1883-1947): «Однажды, в период службы в армии, во время послеобеденного отдыха, казарму посетили высокопоставленные особы царской фамилии. Одна из них, Екатерина, пощекотала меня за пятку. Я, думая, что это шутят товарищи, пнул её. Узнав моё имя, Екатерина повелела переименовать деревню Портомой в село Андрианово».

Ценности крестьянской цивилизации. Цивилизация предполагает наличие философии, мировоззренческих понятий. Крестьянская философия один из признаков цивилизации. Логинов Павел Ильич, крестьянин д. Дыхалих: «Всё – от травки. Солнце греет землю. Земля прорастает травкой. Травку ест корова. Корова кормит человека. Отсюда: главный на земле человек – крестьянин. Стоит оторвать его от земли, и вся ваша цивилизация рухнет».

- Ты, - я спросил, - Прудона не знаешь (в смысле: не читал?) .
- А он из какой деревни?
- Из французской. Ты кратко, но очень точно изложил его теорию.

Солярная философия – признак древней культуры. Солярными знаками заполнены сюжеты резьбы наличников, ткацких станов, образцов деревенских тканых изделий. Например, кокошник наличника дома Лебедева (д. Кулики Шахунского района Нижегородской области) или скатерть домотканная на 16 ремизках.

Кокошник наличника дома Лебедева, д.Кулики Шахунского района, фото предоставлено Олегом Сергеевичем Козыревым Скатерть домотканная на 16 ремизках, фото предоставлено Олегом Сергеевичем Козыревым Экспонат Шахунского народного фольклорно-этнографического музея, фото предоставлено Олегом Сергеевичем Козыревым Плачи и причитания, фото предоставлено Олегом Сергеевичем Козыревм

Сезонные, семейные, бытовые праздники и обряды - неотъемлемая составляющая крестьянской культуры. Так, обряд "Выкликание предков" исполнялся один раз в год, после Пасхи, накануне праздника Олёны, на Красную горку в селе Хмелевицы. Исторические песни в поэтически песенной форме повествуют о вполне конкретных исторических событиях. Таковы, например, песни «Вниз по матушке по Волге», «Вдоль по линии Кавказа». Бытовые баллады до сих пор отражаются в детских рисунках (рисунок Лены Мелентьевой «Как на ключике», 1 класс ДХШ).

КАК НА КЛЮЧИКЕ, рисунок Мелентьевой Лены, 1 класс ДХШ Плачи и причитания, рисунок Олега Сергеевича Козырева Авторский экземпляр рукописи Павла Березина, фото Олега Сергеевича Козырева Логинов Павел Ильич, крестьянин д.Дыхалики, фото предоставлено Олегом Сергеевичем Козыревым

Сельские праздники и гулянья: встреча масленицы, масленка (шесты и горки), зимние игры, качели на Пасху:

Встреча масленицы, О.С.Козырев Зимние игры, О.С.Козырев Масленка. Шесты и горки. О.С.Козырев Хоровод ХМЕЛЬ. О.С.Козырев

Плачи и причитания: «Ой! Ой да посмотри-ко ты, да родной тятенька-а! Ой да посреди-то ног да сирота лежи-ит! Ой да ты послушай моих басенок про житье мое сиротскоё. Ой да при родимом-то при тятеньке, не вставала я ранёшенько. Ой да не ломала белы рученьки на тяжелой на роботушке! Ой! Ой, батюшки!»

Поиск, сбор, изучение, сохранение и пропаганда памятников и ценностей крестьянской цивилизации является благородной и благодарной задачей.

К ценностям крестьянской цивилизации относятся и бытовые крестьянские летописи (рукопись и книга Павла Андреевича Березина, рукопись Сергея Григорьевича Коломарова «Летопись»).

Образцом крестьянской усадьбы нашего северного типа может служить комплекс строений в хозяйстве крестьянина Чистякова из деревни Дыхалихи Шахунского района. В состав усадьбы входили строительные и хозяйственные подразделения: изба, старая изба, летняя изба, каретный двор, сушило, овин с привершкой, житница, мякинница, пчельник, баня, верхний огород, нижний огород, посевые полосы и покосы. Как вспоминает ветеран деревни Логинов Василий Павлович (в этом хозяйстве он сватал себе невесту), это была усадьба бедняка.

На хуторе Иловка сохранилась усадьба крестьянина Рябкова. На хуторе сохранились дом, баня, пчельник, амбар, колодец, остатки овина, гумно, пруд. Видны поля, выпасы и покосы. Современный вид дома на хуторе Иловка после перестройки в 50-е годы (раньше постройка была сдвоенная – дом в виде катамарана):

Современный вид дома на хуторе Иловка, фото О.С.Козырева Макет дома на хуторе Иловка, О.С.Козырев Крестьянская усадьба к XIX нач XX вв Интерьер крестьянской избы, О.С.Козырев

Крестьянская изба представляет собой замкнутую автономно существующую независимую и самообеспеченную систему жилых и хозяйственных помещений, в который входят: горница, сени, холодная изба, двор, хлевы, сарай, подполье, подклеть, чердак.

Возродить цивилизацию невозможно. Но можно собрать и сохранить хотя бы остатки ее, чтобы не пришлось потом проводить раскопки, как это делается на развалинах древних цивилизаций. Почти не осталось сейчас исполнителей исторических песен и баллад, былин и сказок, хороводных, поминальных и свадебных песен, поверий и гаданий. Фольклор, конечно, не умрёт, но не будет уже единого комплекса, который и является основным признаком цивилизации. Сохранить памятники строительных конструкций крестьянских сооружений можно путем консервации зданий в виде музеев под открытым небом. Место обозначить табличкой, что находится под охраной как памятник деревенского зодчества и крестьянского хозяйства.

Автор доклада:
Козырев Олег Сергеевич
заведующий отделом экскурсионно-массовой работы Шахунского народного фольклорно-этнографического музея, заслуженный работник культуры РФ; фотографии, схемы и иллюстрации - автора доклада


Материал предоставлен автором в качестве доклада на семинар проекта "Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти"

Комментарий:

Клара Евгеньевна Корепова, писатель: «В архивах Нижегородского государственного университета им. Лобачевского есть коллекция Олега Сергеевича Козырева, и мы постоянно обращаемся к нему за консультациями.

Ездить с экспедициями по области приходится много, но есть мелкие, однако важные детали быта, которые досконально знают только местные краеведы. Например, Масленичный костер. Вроде бы все мы этот костер представляем, но оказывается, что в разных местах области и костры разные: где-то «шатерком», а где-то «колодцем». Или, например, мои студенты после экспедиции в Шахунский район пишут в отчете: «Катались на Масленицу на шестах». А что такое «на шестах»? Я – к Олегу Сергеевичу: «Нарисуйте!» Он рисует, и все становится понятно.

Сейчас Институт литературы Академии наук РФ и Институт мировой культуры Академии наук РФ собирают статьи для биобиблиографического словаря «Фольклористы в России». До сих пор мы ориентировались только на выдающиеся личности. Когда речь шла о собирании фольклора в Нижегородской губернии, говорили исключительно об Эмиле Балакиреве: он записал 40 песен, в том числе 20 из них опубликовано. Между тем было огромное число людей, записавших что-то одно. Однако собранные вместе их рукописи являются тем массовым материалом, опираясь на который, мы можем говорить о фольклоре Нижегородского края.

В будущем биобиблиографическом словаре мне доверили главу о нижегородском фольклоре середины XIX века. Я просмотрела старые газеты «Губернские ведомости», «Епархиальные ведомости» и архив Географического общества. Оказалось, что всего за два года: с 1849-го по 1851-й – свои рукописи в Географическое общество прислали 40 человек! И это были не специалисты, а безвестные священники, часто – очень молодые ребята, недавно окончившие духовную семинарию. Например, священник села Туродеево не только записал фольклор, но еще и отметил, что местные жители цокают. То есть дал ценные данные по говору.

И сегодня на семинаре мне было приятно услышать, что и в наше время молодые люди занимаются приблизительно тем же, что и священники в 1851 году. Рядовые участники процесса сохранения культурного наследия чрезвычайно важны. До тех пор, пока они есть, наша культура будет жить».


Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!