Церкви села Троицкое Воскресенского района Когда-то давно река Ветлуга была оживлённым водным путем. По обоим берегам реки стоит множество древних сел. Русло реки постоянно меняет свой путь, и некоторые из сел, хотя и ведут свою историю с тех времен, когда Ветлуга была границей русского государства, сейчас находятся на старицах рек. Троицкое – одно из них. Троицкое, что на Бабьей горе – так именовалось село в дореволюционных списках. Расположено на современной территории Воскресенского района. По материалам Поливанова, производившего раскопки на Бабьей горе в 1889 году, установлено, что здесь было русское поселение ХV века, охранявшее переправу через реку Ветлугу на дороге между Городцом и Вяткой. Над старым руслом Ветлуги, соединяющимся сейчас с рекой небольшой протокой стоят две деревянные церкви: летняя холодная в честь Святой Троицы и тёплая зимняя в честь Св. Зосимы и Савватия. Согласно архивным данным в к.17 – н.18 вв. здесь был Черноезерский мужской монастырь. По легенде основали его 1670-х годах монахи, бежавшие в глухие заветлужские леса после Соловецкого восстания 1668-1678 гг. Косвенно о монастыре свидетельствовало и большое количество древних икон, к сожалению, не сохранившихся до наших дней (храм многократно, фактически ежегодно, подвергался ограблениям). В храме хранились древние книги, старинные церковные облачения, утварь. Троицкая церковь построена в 1713 году. Церковь в плане «корабль» состоит из паперти, трапезной, молельного зала, перекрытых постепенно увеличивающимися по высоте крутыми двускатными кровлями; алтаря с крышей на пять скатов и высокой колокольни с открытой галереей и шатровым верхом. Первоначально колокольня стояла отдельно и имела открытые проходные ворота. В начале XIX века ее соединили с трапезной закрытой папертью. Над центральным объемом храма возвышается восьмерик, увенчанный небольшим куполом с главкой. В 1870 году строится деревянная церковь в честь св. Зосимы и Савватия в плане «крест» состоит из двух восьмериков с пристроями, увенчана плоским шатром с главкой. В это же время Троицкая церковь украшается карнизами и наличниками и обшивается снаружи досками. Под обшивкой до наших дней прекрасно сохранился сруб из лиственницы. Троица в селе престольный праздник. Начиная с этого дня службы ведутся в Троицкой церкви, а до этого, зимой, они проводятся в церкви Зосимы и Савватия. Обе церкви в советский период не подверглись разорению, несмотря на неоднократные попытки закрыть храмы, служба прекращалась лишь на период с 1941 по 1947 год. Церкви села Троицкое находятся в настоящий момент в хорошем состоянии, в то время как 90% деревянных храмов Поветлужья разрушены, в том числе в последнее десятилетие. Этот факт является примером того, что главный фактор сохранения памятника культуры в российской глубинке есть неравнодушное, заинтересованное отношение местного сообщества к своему наследию. Внутреннее убранство церквей сохранилось в таком состоянии, которое редко можно встретить в оригинальном виде в церквях такого возраста. В Троицкой церкви сохранился удивительный резной кленовый иконостас. Местные жители по-настоящему любили свой храм. В селе существовала преемственность поколений, уважение к предкам. История церквей была окружена легендами и преданиями. В селе рассказывали историю о том, как в 1945 году житель села Михаил, проходя мимо закрытой церкви, служба в которой не велась уже несколько лет, услышал пение, и заглянув в окно, увидел священника с кадилом ходящего вокруг аналоя. В 20 веке периодически проводились ремонтные работы, такие как ремонт ленточного фундамента, ремонт кровли, частичная замена половых досок. Летом 1988-года со стен и потолка Троицкой церкви силами энтузиастов был удален толстый слой бумаги и обоев, под которым обнаружились прекрасные рубленые стены, которые были очищены от клея и копоти и отшлифованы. Атмосфера внутреннего объема храма приобрела свежесть и теплоту первоначального облика. В 1989 году была проведена реставрация интерьера храма Зосимы и Савватия. Работы проводились за счёт доходов церковной общины, в советское время неофициально помогали сельская администрация и колхозное правление, в основном материалами и рабочей силой. В к.20 – н.21 вв. число постоянных жителей катастрофически уменьшилось, село Троицкое, фактически превратилось в дачную деревню. В последнее десятилетие к содержанию храмов привлекаются спонсоры. С развитием туризма в Поветлужье повысился интерес к памятникам культуры. Древность деревянных храмов, легенды и предания этого места, возможность побывать на церковных службах привлекают туристов. В селе расположена база отдыха «Серая лошадь», хозяин А.М.Пирогов выделяет средства на поддержание храма, на охрану. А.М.Пирогов выступил инициатором сбора средств на ремонт Троицкой церкви, в 2008 году за счёт пожертвований кровля церкви была покрыта железом. По нашему мнению, условиями сохранения памятников культуры в селе Троицком и поддержания их в хорошем состоянии явились: - активная заинтересованная позиция местных жителей; - использование объекта по прямому назначению (богослужения в храме не велись всего лишь 7 лет); - заинтересованность представителей туристического бизнеса. Автор доклада: В публикации использованы фотографии, предоставленные М.С.Бугровой Материал предоставлен автором в качестве доклада на семинар проекта "Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти" |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|