О состоянии искусства хохломской росписи в советское время и на современном этапе Ковернино – колыбель хохломы: здешние приузольские деревни являются историческим очагом и прародиной замечательного народного искусства. Хохломская роспись, сложившаяся в промысел ещё в XVII в., лишь в годы Советской власти обрела небывалый расцвет и творческий взлет. В марте 1919 г. на территории нынешнего Семинского сельсовета были созданы Хрящевская рогожно-кустарная, Семинская и Мокушинская красильно-ложкарные артели. Это были первичные образования, с которых начинается история крупного предприятия – художественной фабрики «Хохломский художник». Руководство артелями возлагалось на уездный совнархоз, а материальное снабжение и отчасти сбыт продукции – на уездное единое потребительское общество, которое возглавлял С.Е.Жемчужников. Эти три промартели сыграли определенную роль в сохранении традиционного кустарного промысла в его историческом очаге. В начале 20-х годов на базе промартелей семинского куста было создано товарищество «Красильщик», которое вошло в состав Семёновского ложкосоюза. Решающую роль в создании товарищества сыграл представитель Нижегородского губисполкома Борис Иванович Кубанцев. Благодаря его хлопотам и активному содействию артели товарищества получали, хотя в ограниченных количествах, лаки, краски, материалы, инструменты. Но главное – началось большое строительство: через Узолу был проложен капитальный мост для проезда гужевого транспорта; один за другим вырастали общественные мастерские в Шабашах, Хрящах, Новопокровском, Кулигине. Хорошими организаторами промысловой кооперации показали себя в те годы: в Семине – В.Ф.Карпов, в Шабашах – А.А.Прокопович, Мокушине и Новопокровском – Н.И.Медведев. Свой талант в развитие общего дела вложили старейшие мастера хохломы – братья Подоговы из Хрящей, Красильниковы из Новопокровского, братья Смирновы из Художихи, Мольковы из Осинского, Власовы из Гордеева и др. К концу 1926 г. товарищество «Красильщик» объединяло в своем составе кустарей свыше 15 деревень – Глибина, Дурандина, Желтухина, Хрящей, Новопокровского, Ефимова, Мокушина, Виноградова, Сёмина, Скородумова, Трутнева, Роймина, Воротнева, Художихи, Пичугина. По архивным данным в объединение входили свыше 300 человек. В правлении товарищества были созданы отделы: производственный - заведующий Василий Степанович Костин, кадров – Николай Иванович Авситидийский, организаторский и культурно-массовой работы – Михаил Григорьевич Шелоков. В 1927 – 1930 году у крутой излучины Узолы, между деревнями Семино и Шабаши, был заложен красильный цех; к нему пристроили столярно-механический и мебельный цех, контора, склады для хранения материалов и готовой продукции, две водяные токарки и другие производственные сооружения. Это был прорыв к будущему головному предприятию фабрики; а пока был совершен первый решительный рывок к массовому промышленному производству хохломских изделий. Завели мебельное и токарное производства, кустари – надомники перешли в крупные общественные мастерские. Так в излучине Узолы вырос небольшой промышленный городок, который в народе уже загодя называли «фабрикой». Сразу же организовали подготовку новых кадров. Обучение проводилось индивидуальным и бригадным методами. Таким образом, завершился 1-й этап становления социалистического организованного коллективного предприятия на промышленной основе: от разрозненных кустарных мастерских – к объединению (товариществу), а затем - к единому государственному предприятию. В 1930 г. товарищество «Красильщик» было ликвидировано. Создались благоприятные условия, при которых на базе имеющегося промфонда и производственных кадров стало возможным организовать укрупненную промартель «Хохломский художник» с центром в Семине. В 1930-1932 годах появился свой новый красильный цех уже в Кулигине; здесь же поставили контору и другие необходимые производству объекты. В 1934 – 1935 годах аналогичные постройки возведены в Хрящах и Новопокровском. И только впоследствии, в 1960 г., на базе разбросанных по Ковернинским деревням артелей возникла уже в полной своей ипостаси та самая легендарная фабрика «Хохломский художник», которая войдет в историю как уникальное сочетание творческого ручного труда и промышленной, «конвейерной» технологии и станет гордостью и надеждой района. Тем не менее, отсчет своей биографии фабрика начнет с марта 1919 года. И этот путь коллектив предприятия прошел вместе со страной во всех её горестях и лишениях, радостях и испытаниях. Незабываемой тяжелой страницей в истории фабрики осталась Великая Отечественны война... В эти годы основная тяжесть по выпуску продукции легла на женские плечи. На время пришлось забыть о высокохудожественных изделиях, ибо фронту нужны были ложки и накладки для стрелкового оружия, топорища, лыжи, черенки для саперных лопат, ящики для патронов и снарядов... Чтобы решить проблему кадров, в 1943 году в Шабашах была открыта профтехшкола с тремя отделениями по подготовке художников, столяров и токарей по дереву. Для подготовки молодежи были привлечены самые известные тогда мастера промысла: Ф.А.Бедин, Н.Г.Подогов – по росписи; И.Г.Поляков, А.Г.Бусов – по столярному делу; П.В.Власов – по токарному. Школа сделала два выпуска молодых специалистов, подготовила 85 художников, 44 столяра-краснодеревщика, 25 токарей по дереву. Среди тех, кто начал свой трудовой стаж в военные годы и потом вписал немало славных страниц в развитие хохломского искусства, следует назвать Е.А.Баляшкину, А.Ф.Бедину, Н.И.Красильникову, Л.И.Маслову, А.В.Сухареву и др. 50-е годы характерны для промысла тенденцией к укреплению промартелей. В 1957 г. происходило очередное укрепление: Хрящевская, Новопокровская и Сёминская объединились в одну промартель «Хохломский художник». Её председателем был избран Алексей Васильевич Веселов. В мае 1960 г. к «Хохломскому художнику» присоединилась последняя существовавшая самостоятельно крупная артель «Красная Узола» из Кулигина. А уже в декабре этого года, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, Сёминская промартель была преобразована в государственное предприятие – фабрику «Хохломский художник». В 1962 г. вторым директором предприятия стал Иван Макарович Новожилов. Внедрение новых технологий и оборудования требует новых подходов, новых решений. И здесь от руководителя – от его знаний, индивидуальных способностей, компетентности, мастерства и вкуса - зависит успех всего коллектива. По сути дела, нужен был руководитель нового типа, которому предстояло руководить современным промышленным предприятием, но с учетом всей специфики народного промысла. Иными словами, этот человек должен был пройти все ключевые звенья управления – начиная с технорука, начальника цеха, главного художника, кончая начальником производства, главным инженером... И такой человек нашелся. Это был Александр Васильевич Веселов. Именно при нем на фабрике произошли самые большие и существенные перемены. Она приобрела современный промышленный вид, и радикально изменились, благодаря механизации, и условия труда. Внедрены новые электрозаколочные печи, метод пульверизации, лаконалив на мебели, механизированная шлифовка изделий, система промышленной вентиляции, токарные станки на бетонном основании. Но главное – это сплоченный трудовой коллектив, который верил своему руководителю и шел за ним. В 1969 г. по инициативе третьего директора на фабрике возникла экспериментальная творческая группа, которая принесла фабрике международную славу и своими творческими достижениями подтвердила первородства ковернинской земли как исторической прародины хохломской росписи. В декабре 1974 г. было принято постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах». Этот документ открыл перед фабрикой «Хохломский художник» новый этап в развитии и стал основой для принципиально новых положений и требований, определяющих роль художественных промыслом в нравственном и эстетическом воспитании людей. Именно на этот период приходится триумф творческой группы предприятия. Лауреатами Государственной премии им. И.Е.Репина становятся Ольга Павловна Лушина, Ольга Николаевна Веселова, Александра Тимофеевна Бусова. Орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина награждается токарь – новатор Юрий Васильевич Сухарёв. Сам директор предприятия Александр Васильевич Веселов награждается орденом Дружбы народов, ему присваивается почетное звание Заслуженного работника культуры РФ. Звание Народный художник Российской Федерации имеют Александра Степановна Карпова, Валентина Александровна Удалова, Николай Александрович Гущин. Целый ряд творческих работников получает звание Заслуженного художника Российской Федерации. На крупных отечественных и международных выставках продукция фабрики «Хохломский художник» получает высокое признание ценителей и любителей народного искусства. Хохлома везде была посланником мира. С 1972 года хохломских художников ежегодно принимал чехословацкий город Брно. Самой первой вступила на землю Чехословакии О.П.Лушина – главный художник предприятия. В 1977 году она побывала в экзотической Ливии, в городе Триполи. С 1974 года наших мастеров стала принимать Венгрия. Здесь первопроходцем была О.Н.Веселова. Берлин,Лейпциг,Будапешт – эти города казались нашим мастерам уже родными. Но вот в 1977 году художница творческой группы Е.Н.Серова прибыла в Лос-Анджелес (США). Через год она ездила с выставкой в Ирландию, г. Дублин. В это время молодая тогда ещё художница В.А.Удалова побывала в Югославии, в Загребе, Германии , г. Лейпциг, Т.Н.Кроваткина – в Румынии, в Бухаресте, Н.Г.Тимачева – в Западном Берлине. Гущин Н.А. - в Мексике, Швейцарии, Великобритании, Финляндии, ОАЭ, Китае, Испании. Так на карте мира появились «Хохломские меридианы»... Продукцию фабрики «Хохломский художник» получали напрямую 35 стран мира. В их числе Бельгия, Голландия, Нидерланды, Испания, Япония, Финляндия, Бразилия, Греция, Италия, Куба... Когда наше правительство готовило встречу в верхах в какой-либо зарубежной стране, туда сначала посылали хохлому и наших мастеров: людям той страны представлялась возможность предварительно увидеть «душу» России!.. Очень возможно, что хохлома в свое время сыграла роль в деле разрядки международной напряженности. Вот хохлома и боролась, и не только за мир, но и за пропаганду русского национального искусства и культуры. В 1985 году произошло объединение Сёминской фабрики с Ковернинской фабрикой «Игрушка» и её Ермиловским филиалом. Объединенное предприятие стало именоваться Ковернинской фабрикой «Хохломский художник». В 1993 году фабрика была акционирована. Во главе творческого производственного объединения «Хохломский художник» стоит совет директоров. Владимир Иванович Соловьев, возглавляющий предприятие с 1900 года, является генеральным директором. Объединение «Хохломский художник» входит в состав Ассоциации художественных промыслов России. В ассортименте объединения было около 140 наименований изделий, ставших для россиян любимыми произведениями народного искусства. Они украшают дома, их дарят с пожеланиями счастья, они стали во всем мире популярными русскими сувенирами. Отсутствие контроля и огромное количество контрафактной продукции привело к печальному, но вполне логичному результату: количество подлинных организаций народных художественных промыслом резко сократилось, объем выпуска изделий по России снизился более чем на 70%. Цифра действительно пугающая, и не удивительно, что под угрозой «вымирания» поставлены целые коллективы специалистов всемирно признанных промыслов. В полной мере это относится к ОАО «Хохломский художник», в котором из тысячного коллектива осталось чуть более 50 человек списочного состава. Предприятие работает по инерции былой славы мастеров, выпуская непрофильную продукцию (например, токарная деревянная пробка без росписи для водочной бутылки и ножка для мебели). Если исчезнут традиционные народные искусства, наш народ потеряет нечто гораздо более важное, чем свою историю. Он потеряет свою душу. В федеральных законах и постановления эта важная тема, конечно, затрагивается, но благородные мысли и сохранении культурного наследия пока остается лишь на бумаге. А ведь закон живет только тогда, когда он исполняется. Увы, в ходе административной реформы функция ведения Всероссийского реестра организаций традиционных народных художественных промыслов России была фактически выведена из сферы деятельности органов государственного управления. Есть известная истина: для того, чтобы уничтожить народ, надо уничтожить его искусство. К сожалению, реальность такова, что народные художественные промыслы в стране поставлены на грань уничтожения. А ведь прекрасное изделие, с любовью созданное руками мастеров, всегда служило визитной карточкой России за рубежом и прославляло нашу многонациональную культуру. Такая ситуация возникла не вчера, но до сих пор не ясно, кто и как осуществляет контроль за состоянием, охраной, развитием и возрождением традиционных народных художественных промыслом Российской Федерации. Очень хочется верить, что старинное, но не забытое прикладное искусство, наконец, получит достойную законодательную защиту. Нужна государственная программа поддержки и развития народных художественных промыслов в целом, т.е. не только для предприятий отдельного списка, но и предприятий любой формы собственности и индивидуального мастера. Есть предложение создать комиссию для проверки тех предприятий, которые на сегодняшний день прикрываются вывеской НХП, пользуются льготами государства, как НХП, но фактически не существуют или перепрофилировались на продукцию, далеко не художественную. Необходимо рассмотреть вопрос подготовки кадров для предприятий художественных промыслов не только в плане мастеров (художников, резчиков, токарей и т.д.), но и технологов, экономистов, бухгалтеров, руководителей. Потому что в последнее время прослеживается тенденция, что руководят предприятиями НХП либо люди из молочной промышленности, либо дорожники, либо еще бог весть откуда, что и привлекло к развалу предприятий, а значит потере рабочих мест и нищете людей, которые могли создавать шедевры народного искусства и прославлять этим Россию. Приватизация предприятий народных художественных промыслов!!! Если невозможна деприватизация, то нужен какой-то контроль со стороны государства. Художественные промыслы – это люди, это такой пласт населения, который накапливал опыт, знания, мастерство не одну сотню лет. Это кладезь русской культуры, которую надо беречь. Чтобы привлечь молодежь, чтобы прослеживалась преемственность поколений, нужно поднимать авторитет мастера на местах и на государственном уровне, Возможно, нужен государственный национальный проект для предприятий народных художественных промыслов, найти формы закрепления мастеровых людей на селе. Автор доклада:
|
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|