О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Фрагмент кокошника наличника дома Лебедева, д. Кулики Шахунского района, фото предоставлено О.С.Козыревым

 

Памятники на территории Шахунского района

Актуальной проблемой является сохранение памятников исторической среды. Археологические памятники – общенародное достояние, к ним относят поселения и погребения. На территории Шахунского района есть памятник археологии – Веселовский могильник IX - XI вв. Он находится в 250 м к западу от заброшенной деревни Семеново (Вороваткино). Памятник располагается на мысу дюнной (возможно моренной) гряды, идущей вдоль края первой надпойменной террасы левого берега реки Малая Какша (левый приток реки Ветлуги). Гряда вытянута по направлению север – юг, северный склон гряды переходит в крутой обрывистый берег реки Малая Какша, образующей в данном месте петлю. Высота площадки от уровня воды в реке Малая Какша 5-7 м.

Могильник известен с 1929 года, когда на нем Ветлужским краеведческим музеем были произведены несанкционированные раскопки. Раскоп был разбит в северной части дюной гряды. В ходе работ вскрыто 13 погребений. Могильник датирован XII - XIII веками н.э. В конце июля 1957 года Марийская археологическая экспедиция совместно с Горьковским областным краеведческим музеем проводила археологическое обследование Веселовского могильника. В ходе работ было заложено 3 раскопа. Границы памятника археологии в ходе проведения исследований не определялись.

Площадь могильника можно предварительно определить в следующих размерах 235м x 40 м. Памятник имеет важное научное значение для изучения духовных представлений, хозяйственного и бытового уклада средневекового марийского населения, а также для изучения истории освоения Заволжья народами Поволжья.

Сотрудники Шахунского народного фольклорно-этнографического музея на раскопках:

Сотрудники Шахунского народного фольклорно-этнографического музея на раскопках Веселовский могильник, фото предоставлено Шахунским народным фольклорно-этнографическим музеем Веселовский могильник, фото предоставлено Шахунским фольклорно-этнографическим музеем Веселовский могильник, фото предоставлено Шахунским фольклорно-этнографическим музеем

К памятникам относят и церкви. Большую ценность представляют остатки деревянных церковных строений, которые необходимо сохранить. Тема изучения и возрождения старинных церквей остается неисчерпаемой.

На учет как памятник архитектуры поставлен храм Николая Чудотворца в селе Большое Широкое Шахунского района. Храм построен в 1865 году на средства прихожан в деревянном исполнении. По проекту известного российского архитектора В.А.Покровского (автора проекта здания госбанка в Нижнем Новгороде) в 1912 году храм возведен в каменном исполнении. Архитектура его выдержана в русском национальном стиле. Храм реставрирован в начале 2000-х годов.

В плане церковь Николая Чудотворца имеет форму чуть вытянутого четвероконечного креста, на удлинённой части которого расположена паперть. Поперечные крылья храма служат порталами. Абсида, или алтарная часть, занимает верхний конец крестового плана здания. По вертикали структуру храма составляет традиционная для древнерусского зодчества схема восьмерик на четверике: на массивном кубическом основании (в деревянном зодчестве – клеть) водружены один на одном три восьмигранника центрального сооружения. Угловые части куба завершаются четырьмя колокольнями с открытыми аркадами под шатровым перекрытием. Художественный образ храма строится на постепенном переходе от тяжеловесных «земных» форм четверика к лёгким просветам восьмериков. При этом движение ввысь стремительно нарастает при осмотре здания снизу вверх - массивы краснокирпичных форм основания постепенно сменяются рядами лёгких арочных просветов. Движение подхватывают стройные пирамидки лёгких шатров, тонких барабанов. Острые иголочки крестов как бы продолжают движение в бесконечность духовного пространства. Массивы храма гармонично вписываются в окружающую природную среду. Всё это создаёт цельный архитектурно-художественный образ, облагораживающий духовный мир человека. Храм Николая Чудотворца в селе Большое Широкое по праву занесён в список наиболее значительных памятников архитектуры.

В разрушенном состоянии находится церковь в селе Акаты.

Требует реставрации и один из красивейших храмов Шахунского района - Хмелевицкая Макариевская церковь. По справочнику церковного строительства (Церковный справочник. Библиотека Покровской церкви, г. Шахунья) , Хмелевицкая Макариевская церковь в каменном исполнении была воздвигнута в 1813 году. Первоначально это было чуть вытянутое по вертикали кубовидное пятикупольное сооружение без придела.

В приходе храма числилось 57 деревень с числом прихожан 7100 человек, из них 3467 мужчин и 3633 женщин. По инициативе и на средства прихожан в 1856 году церковь была расширена за счет приделов с колокольнею. Правый придел в честь Покрова Божией Матери, левый – в честь Макария Унженского. Главный престол посвящен Пресвятой Троице. Церковная территория была обнесена каменной оградой с деревянными балясинами .

Внутреннее пространство храма выполнено в традициях трёхнефного сооружения: алтарь, трансепт с подкупольным пространством, трёхнефный «корабль» коробовым сводом, довольно гибким (зыбким), но прочным. В коробе свода были проделаны вентиляционные каналы и вмонтированы «корчаги» - керамические резонаторы, которые усиливали звук, создавая стереофонический эффект. Акустика храма была настолько высокой, что даже в нынешнем состоянии здания, находясь в последнем ряду клубного зала, отчётливо слышно тихие голоса на сцене. Широкие окна украшали ажурные кованые решётки и декоративные металлические ставни. Карниз храма был обнесён фаянсовым литьём сложного профиля. Над притвором храма на чуть вытянутом ввысь «кубе» основания зиждется трёхъярусная колокольня. Конструкция колокольни строилась по принципу тяжёлое основание – лёгкий верх, создавая впечатление общей устремлённости ввысь. Венчает колокольню луковичный купол, уютно расположенный на ажурном венчике. Берёзовая и липовая аллея окружала церковное здание, создавая настроение уютного тихого уголка, полного внутренней гармонии и покоя. Снизу, из заречной равнины стройное здание воспринималось белоснежным лайнером среди зелёных волн саженцев палисада.

Храм Николая Чудотворца в селе Большое Широкое Шахунского района Церковь в селе Акаты Шахунского района Хмелевицкая Макариевская церковь, фото И.С.Сенатова, 1936 год Село Хмелевицы 1930-х годов, фрагмент картины С.Козырева, х/м, 2002 год

Необходимо бережно относиться к памятникам истории и культуры и привлекать школьников к участию в работе по благоустройству памятников. Для этого надо выделять средства по реставрации памятников и подготавливать специалистов. В Шахунском районе необходимо реставрировать из памятников в Хмелевицах Макариевскую церковь и церковь в селе Акаты, которые сохранились до нашего времени.

Автор доклада:
Завьялова Светлана Владимировна
научный сотрудник Шахунского народного фольклорно-этнографического музея (материал Шахунского народного фольклорно-этнографического музея)


Материал предоставлен автором в качестве доклада на семинар проекта
ультурное наследие Нижегородской области: кризис памяти"



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!