О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Усадьба Приклонских-Рукавишниковых в селе Подвязье Богородского района, фото Натальи Сивакиной

 

Господский бал

28 июня 2008 года в Богородском районе Нижегородской области прошло уникальное мероприятие – Господский бал. Все действо развернулось на территории усадьбы Приклонских-Рукавишниковых (село Подвязье). Эти места, давно не видевшие шумного празднества, блистающих великолепием женщин и галантных, импозантных мужчин, должны были, по замыслу идейного вдохновителя бала Жанны Потравко, почувствовать себя нужными и незабытыми. Им дали удивительную возможность вспомнить, как проходили подобные мероприятия в пору их «юности». Таким образом, можно считать, что каждый присутствующий внес свой вклад в возрождение русской усадебной культуры, не говоря уже об организаторах, непосредственно участвующих в оформлении праздника и создании комфортной атмосферы для каждого гостя.

Каждой даме, подходящей к воротам усадьбы, дарили аккуратный букетик цветов (компания «Бизнес-Букет»), вызывая у нее на лице улыбку, которая не исчезала на протяжении всего вечера.

Бал, как водится, начался с торжественной части. Открыла ее Ольга Николаевна Полянская, предводитель Нижегородского отделения Российского дворянского собрания. «Усадьба находится в красивейшем месте на высоком берегу Оки. Люди, жившие здесь, старались делать все «на совесть», они от души создали всю ту красоту, остатки которой мы можем видеть сегодня. Люди наслаждались жизнью, проживая ее красиво и со вкусом. К сожалению, все это было разрушено. Воспоминания об усадебной культуре старались вычеркнуть из последующих поколений. До сих пор Россия – единственная страна, где не принят закон о возвращении собственности законным владельцам. Пока этого не происходит, усадьбы остаются по сути бесхозными, за ними нет должного присмотра и ухода. Очень хочется верить, что хотя бы в отношении этой усадьбы радением Жанны Потравко, может все измениться в лучшую сторону. Когда-то подобные места были символом могущества страны, ее величия. Мне кажется, уже пришло то время, когда каждому человеку стоит задуматься, что он может сделать для обустройства России», - О.Н. Полянская.

Вечер начинается. Гостей ждет фуршет от «Квартиры 89», чаепитие от магазина «ПолФунта» с пирожными и тортами от компании «Каравай», модниц ждали в дамском салоне, там же обаятельные сотрудницы компании «Mary Kay» могли помочь желающим подправить или нанести макияж, мужчин угощали сигарами на зеленом балконе. Две очаровательные лошади с воодушевлением катали гостей в уютном фаэтоне или верхом.

Гостей, конечно же, немало интересовала и сама история дома и ее хозяев. Жанна Потравко своими силами провела увлекательную экскурсию по усадьбе.

Основная дорога, которая ведет от ворот к главному зданию, залита цементом. Это был очень дорогой материал, Приклонский его покупал по 10 рублей за бочонок, тогда как на эти деньги можно было легко купить три, а то и четыре коровы.

Перед воротами усадьбы стояла церковь. На этом месте она уже шестая по счету и первая каменная, построенная в 19 веке (первая церковь была построена здесь в 16 веке). Вообще, первое упоминание о Подвязье датируется 1588 годом. Ока, на правом берегу которой располагается комплекс, относилась к Муромскому тракту, который торговыми нитями связывал центр России и Нижегородскую Стрелку. По реке установили три городища Венец, Подвязье, Сокольское, чтобы люди, имели возможность во время длительного пути сделать в этих местах безопасную остановку. Государство, таким образом, давало возможность находившимся в городищах гарнизонам заработать, а также решало немаловажную проблему защиты торгового люда.

В усадьбе Приклонских-Рукавишниковых, фото Натальи Сивакиной В усадьбе Приклонских-Рукавишниковых, фото Натальи Сивакиной В усадьбе Приклонских-Рукавишниковых, фото Натальи Сивакиной В усадьбе Приклонских-Рукавишниковых, фото Натальи Сивакиной

В XVIII веке усадьбу передали столбовым дворянам Приклонским. При Петре I столбовых дворян насчитывалось всего около 32 родов. Не стоит забывать, что это были богатейшие люди страны, очень властные и старающиеся не выпускать дела государства из-под своего контроля. Это именно им, чтобы унять их активность, обрезали бороды, заставляя через унижение подчиниться воле государя.

Впервые Приклонские приехали в располагающийся поблизости от нынешней территории усадьбы Дудин монастырь (основанный в 1498 году) как паломники. В это время восстановлением монастыря занимался инок Авель. Сам Авель жил в деревне Подвязье и каждый день ходил до монастыря, до которого было 1,5 км. В Подвязье до сих пор сохранилось четыре дома, в то время принадлежавших церкви. Приклонские прибыли в монастырь вечером, Авель уговорил их остаться переночевать, а утром они уже не могли оторвать глаз от раскинувшейся перед ними природной красоты и решили именно здесь основать свое «родовое гнездо».

Дудин монастырь, фото Эмиля Сокольского Дудин монастырь, фото Эмиля Сокольского Окские просторы, фото Натальи Сивакиной Окские просторы, фото Натальи Сивакиной

Один из владельцев Андрей Богданович любил роскошь и пафос. У него была самая красивая карета, выписанная из Германии. Она запрягалась двадцатью лошадьми, и герб Приклонских на ней был целиком выложен из драгоценных камней. В тоже время он был очень радушным хозяином, всегда помогал нуждающимся. Из имеющихся у него трех оранжерей он постоянно посылал своим друзьям корзины с фруктами и цветами.

Он же решает построить на месте деревянной церкви, которая ему уже была не по статусу, каменную. Стоявшую на этом месте церковь разбирают и увозят в Сартаково. Авторство новой церкви приписывают архитектору Н.А.Львову (1751-1803 гг.). По проекту церковь строили эллипсовидной формы, над землей она возвышается на столько же метров, насколько уходит вглубь. Внутри, под землей находится склеп Приклонских, самый старинный на территории Нижегородской губернии. Во всех окнах церкви стояло венское стекло, витражи были изготовлены из рубинового стекла. Сейчас еще можно увидеть осколки коричневого цвета – рубин смешивали с серебром, со временем серебро окислившись приобрело именно такой оттенок. Наверху располагались церковные хоры, поддерживаемые галереей двойных колонн, где сидели музыканты. Были у этого строения и признаки классицизма (удвоенные колонны), и признаки мусульманства (куполообразная крыша, на вершине которой, по мнению епархии, должен был идеально смотреться полумесяц, а не православный крест). Перед церковью в 1778 году были построены «святые врата» (звонница с семью серебряными колоколами). Такое в те времена могли позволить себе только цари. Эту уникальную церковь долгое время не освящали, слишком сильно она не вписывалась в существующие церковные каноны. Приклонские были глубоко верующими людьми, поэтому рядом с неосвященной церковью в скором времени появляется вторая, более скромная и уже не вызывающая возражений епархии. А первую церковь удалось освятить только спустя очень большой промежуток времени при содействии друга одного из сыновей Андрея Богдановича (у него было два сына и дочь). После этого у церкви, как водится, появилось название – Воскресенская.

Впоследствии оба сына Приклонского ушли в Нижегородский Печерский монастырь, где и были похоронены. Дочь вышла замуж. Со временем у нее родилась девочка, умершая в 26 лет за границей, где ее пытались лечить от туберкулеза. Старушка Приклонская возвращается в усадьбу, где живет в одиночестве. Усадьба тем временем приходит в упадок, у женщины не хватает сил следить за таким огромным хозяйством.

В это время в Нижнем Новгороде появляется двадцатипятилетний богач-купец Сергей Михайлович Рукавишников. Он строит себе бесподобный дом (здание краеведческого музея на Верхне-Волжской набережной), отчисляя на его строительство 1 миллион рублей (деревянную церковь в то время можно было построить за 25 тысяч рублей, 75 тысяч рублей стоила каменная церковь с позолоченными куполами). Здание становится известно под названием дом с нефритовыми колоннами. Французский хрусталь в окнах, все украшено настоящими скульптурами известных мастеров, а не лепниной, как это может показаться. Молодому человеку хочется простора и размаха. Он приезжает в Подвязье, но получает жесткий отпор от Приклонской – она даже представить себе не могла, что в имении столбовых дворян может поселиться купец! Через два года (в 1879 году) после смерти старушки Приклонской Рукавишников все же становится владельцем усадьбы, правда, не пережив нанесенной ему обиды, до неузнаваемости переделывает главный дом.

Восхождение Рукавишникова шло стремительными темпами. Его отец Михаил Григорьевич занимался соляным промыслом, а Сергей Михайлович просит выделить ему часть средств и, получив желаемое, приезжает в Нижний Новгород, где и покупает две скобяные лавки, как будто предчувствуя скорое банкротство солепромышленников. Ярмарочное торжество всегда бурное, яркое, но и ему приходил конец – купцам, собравшимся со всей России, нужно было возвращаться по домам, пока еще были доступны водные пути. В это время весь нераспроданный за лето товар отдавали буквально за копейки. Его-то и скупал молодой Рукавишников, а на следующий год перепродавал по действующим высоким ценам. Впоследствии у него сформировались очень хорошие отношения с Демидовым. Говоря современным языком, можно с уверенностью сказать, что Рукавишников был официальным и практически единственным дилером заводов Баташева и Демидова. А металл, производимый ими, покупали одинаково хорошо, как в России, так и за границей. О порядочности отношений того времени говорит тот случай, что однажды у Рукавишникова затонула баржа с металлом. Сергей Михайлович, ни слова не говоря Демидову, выплачивает потерпевшей стороне всю стоимость товара. Будучи за границей, Демидов случайно узнает об этом происшествии и, вернувшись в Россию, возвращает Рукавишникову половину от суммы полученного им убытка.

Бабушка Шукшина была Приклонская.

Происходящие события на главной площадке усадьбы отвлекают от мыслей о прошлом, плавно возвращая к действительности. А действительность приготовила для гостей приятные подарки от организаторов праздника. Путем лотереи выбрали тех счастливчиков, кому достались косметические наборы от компании «Mary Kay», чайные наборы для дома и пикника от магазина «ПолФунта» и очаровательный можжевельник для украшения сада от «Садового центра».

В усадьбе Приклонских-Рукавишниковых, фото Натальи Сивакиной В усадьбе Приклонских-Рукавишниковых, фото Натальи Сивакиной В усадьбе Приклонских-Рукавишниковых, фото Натальи Сивакиной В усадьбе Приклонских-Рукавишниковых, фото Натальи Сивакиной

И какой же вечер без танцев! Школа исторического танца предоставила гостям воочию увидеть, как танцевали в этой усадьбе предыдущие поколения. Полонез, венский вальс, падеграс, тампед, контрданс – для дилетанта сами названия танцев выглядят чарующими, а приятная мелодия, как волной, увлекает вглубь той далекой «танцевальной эпохи». Такой танец – это целое искусство. Это не только умение красиво преподнести каждое движение, это история встреч, взглядов, мимолетно брошенных фраз, интриг и коварства. Это безумная концентрация эмоций и чувств!

На пике феерии решено выбрать королеву бала. Большинством голосов ею стала Ирина Сысоева, и вот уже исполнительный директор ОАО «Каравай» Григоренко Елена Артемьевна вручает ей торт (неоднократный победитель различных конкурсов).

Многие дворяне имели свои «домашние» оркестры. Подобные сейчас уже, конечно, трудно возродить, но Муниципальный камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» делает неплохие шаги в этом направлении, разрабатывая проект «Музыка русских усадеб». Несколько композиций из этого проекта смогли услышать и гости Господского бала.

Солисты Нижнего в Подвязье, фото Натальи Сивакиной Солисты Нижнего в Подвязье, фото Натальи Сивакиной Солисты Нижнего в Подвязье, фото Натальи Сивакиной Солисты Нижнего в Подвязье, фото Натальи Сивакиной

Открывало концерт всем известное произведение Вольфганга Амадеуса Моцарта (1756-1791 гг.) серенада № 13 для струнных соль мажор, К 525, Eine Kleine Nachtmusik (Маленькая ночная серенада). Кстати, автором первой монографии об этом великом композиторе, вышедшей в России в 1843 году, стал наш российский меценат Александр Дмитриевич Улыбышев.

Имя Осипа Антоновича Козловского (1757-1831 гг.) в свое время было знакомо многим. Его знаменитый полонез с хором «Гром победы раздавайся…» или полонез, сочиненный на торжество коронации императора Александра Павловича «Росскими летит стрелами на златых крылах молва…» часто можно было услышать и в царских покоях, и в боярских палатах, и в домах более скудного достатка. Целое поколение пело (хотя некоторые и сейчас вспоминают) многие песни О.А.Козловского, сочиненные им на слова Ю.Нелединского-Мелецкого. Как утверждают биографы, Осип Антонович был человек «добрый, тихий, постоянный в дружеских связях, и оставил после себя хорошую память». Его имя занимает почетное место в истории русской музыки, а на балу гостям представили арию в исполнении солистки Натальи Кириловой из сборника Airs Russes «Сияет солнце за горою».

Антон Фердинанд Тиц (1742-1810 гг.) – личность насколько талантливая настолько и загадочная. Приехал в Санкт-Петербург, говоря современным языком, делать карьеру. Именно здесь ему удалось то, что долго не получалось в крупнейших музыкальных центрах Европы Вене и Нюрнбереге, где этот немецкий скрипач и композитор провел почти половину жизни. В России А.Ф.Тиц получил престижную должность камер-музыканта при екатерининском дворе, а также право давать уроки игры на скрипке великому князю Александру Павловичу. Существует легенда, что А.Ф.Тиц был учеником Й.Гайдна. Это версия поддерживается надписью «eleve d'Haidn», сделанной на титульном листе парижского издания Шести квартетов для двух скрипок, альта и баса. А для гостей бала был исполнен квинтет ре минор.

Прозвучала и «Мелодия» из II действия и «Танец Фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» великого оперного композитора Кристофа Виллибальда Глюка (1714-1787 гг.). Этот человек признан реформатором итальянской оперы. Он создал мифологическую оперу, которая в его творчестве обретала качества подлинной музыкальной трагедии, наполненной сильными страстями, возвышающей этические идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию.

При упоминании о фанданго невольно в воображении всплывает безумная история любви Ф. Гойи и герцогини Альбы. Этот испанский народный танец, исполняемый в паре в сопровождении гитары и кастаньет, является подлинным воплощением страсти. В течение нескольких минут танца перед зрителем разыгрывается настоящий спектакль. Пришедшие же на бал гости услышали Квинтет «Фанданго» Луиджи Родольфо Боккерини (1741-1805 гг.).

Любое значительное событие должно иметь яркое заключение. Господский бал в усадьбе не стал исключением из правил. Гирлянда воздушных шаров стройным порядком поднялась в уже начавшее смеркаться небо. Каждый шарик уносил в вышину желание гостя и надежду на его скорое исполнение. Огненное шоу от Фаэр-дуэта «Змей Горыныч» завершило бал. Гости прощаются друг с другом и с усадьбой, рассаживаются в свои экипажи и разъезжаются по домам.

И уже по-другому в густеющих сумерках смотрятся усадебные руины. Еще более болезненные ощущения возникают, когда оживляешь в памяти архивные фотографии этого места. Сколько сил, сколько поколений еще должно быть затрачено на восстановление так ежечасно порушенного!

В усадьбе Приклонских-Рукавишниковых, фото Натальи Сивакиной В усадьбе Приклонских-Рукавишниковых, фото Натальи Сивакиной В усадьбе Приклонских-Рукавишниковых, фото Натальи Сивакиной В усадьбе Приклонских-Рукавишниковых, фото Натальи Сивакиной

Наталья Сивакина

В настоящей публикации использованы фотографии Натальи Сивакиной и Эмиля Сокольского (Дудин монастырь)

Материал предоставлен автором для публикации на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти"



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!