О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Усадебный парк на территории Нижегородской области, фото Натальи Никуленковой

 

Жестокая муза Репина

Мало кто знает, что село Тарталеи Бутурлинского района посещал великий русский художник Илья Репин. Мастера влекли сюда не только нижегородские просторы, но и личность хозяйки Тарталейской усадьбы – красавицы Елизаветы Званцевой.

Аналитик в юбке

Ее судьба противоречива. С одной стороны, блестяще образованная и утонченная аристократка Елизавета Николаевна обладала удивительным даром аккумулировать вокруг себя ярчайшие таланты эпохи и была постоянно окружена неординарными людьми. С другой стороны, личная судьба «царицы Тарталей», как с легкой руки Репина называли ее друзья, не сложилась, хотя недостатка в воздыхателях она не испытывала. Возможно, виной тому был острый и цепкий ум Званцевой, подвергавший критическому анализу все и вся. А, может быть, напротив, она относилась к числу тех женских душ, о которых Бунин говорил, что они «вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и… от этого самого никогда и никого не любят». Есть, правда, письмо Ольги Книппер-Чеховой от 26 января 1903 года, адресованное мужу в Ялту, где она предупреждает о приезде в Крым Елизаветы Николаевны. И намекает, что та влюблена в писателя «уже пятнадцать лет»: «Вникни. Не будь бесчувственным». Но, зная семейные отношения Чеховых, написанное можно трактовать и как обычную для супругов шутку.

Правнучка сына турецкого паши и внучка историка Николая Алексеевича Полевого, Лиза Званцева характер проявила рано. Ее отец и родственники занимали высокое положение в свете, обладали большими связями, глубоко знали и любили изящные искусства. Девушка воспитывалась в понимании приоритета духовного над материальным, и, глядя на нее – изысканную, пленительную, с таинственной поволокой прекрасных восточных глаз, – окружающим казалось, что мысли этого юного существа далеки от земных проблем. Но в 16 лет «неземное создание» заявило, что уходит жить в бедную семью и будет кормиться своим трудом. Разумеется, из этого ничего не вышло, однако определенную закалку Лиза получила. Уже став взрослой барышней и вступив во владение Тарталеями, она построила в селе школу для крестьянских детей и организовала любительский театр, к участию в котором привлекла знаменитых актрис – жену своего брата, оперную певицу Веру Петрову-Званцеву и прославленную Марию Савину. В усадебном саду была выстроена сцена, а в качестве зрителей приглашались местные крестьяне. И еще долго потом, после смерти Елизаветы Николаевны, Тарталеи оставались оазисом культуры и просвещения в Княгининском уезде.

Герб Званцевых Одна из усадеб Званцевых В усадебном парке Званцевых в селе Тарталей В усадебном парке Званцевых в селе Тарталей

«Ах, я Вам надоел, конечно»

Репин познакомился с Лизой в петербургском доме ее тетки Елизаветы Николаевны Гаевской. Девушка остановилась у нее на зиму. Муж Гаевской был одним из основателей Литературного фонда, автором статей и исследований, посвященных творчеству русских писателей, поэтому культурная интеллигенция продолжала собираться в доме его вдовы и после его смерти.

Экзотическая красота юной Званцевой поразила художника. Под благовидными предлогами он старался как можно чаще появляться у Гаевской, чтобы видеться с Лизой. А когда выяснилось, что у нее есть несомненные способности к живописи, Илья Ефимович, крайне неохотно дававший частные уроки, с жаром взялся за обучение молодого дарования.

К концу 1880-х семейная жизнь мастера дала трещину. К тому моменту общего у супругов Репиных только и было, что дети. И 44-летний художник влюбился в свою ученицу так, что, по свидетельству современников, никакие другие его увлечения не могли идти в сравнение с чувством, которое он испытывал к Званцевой.

Его страсть не на шутку испугала девушку. Репин и сам понимал, что их сближение невозможно. «Разница лет и роковая разница положений», как пишет он в одном из писем к ней, делали этот союз обреченным. Так считал художник. Но обладающая недюжинным умом Лиза думала иначе. Во-первых, будучи неразведенным, он мог быть рядом с ней лишь на правах гражданского мужа. Главное же – она не любила его. Искренне восхищалась его мастерством и талантом, разделяла его творческие взгляды, но не любила. Однако предложение Званцевой расстаться приводит Илью Ефимовича в ужас: «Легче порвать с детьми!.. А с Вами? Как же это порвать с Вами?..»

Так продолжалось несколько лет, пока в 1897 году Елизавета Николаевна не уехала в Париж, чтобы, по совету Репина, найти другого учителя.

Все эти годы признания в любви в письмах к ней сменялись несправедливыми упреками, после которых художник умолял о прощении. «Ах, я Вам надоел, конечно», – пишет он в одном письме. «Еще никогда в моей жизни… я не любил так непозволительно, с таким самозабвением», – признается в другом. «О, милая, прекрасная, жестокая, бессердечная Елизавета Николаевна, если бы Вы знали, как Вы меня бесите Вашим загадочным отношением ко мне!» – взывал в третьем.

Естественно, что приглашение посетить Тарталеи, полученное от любимой женщины в июне 1890 года, Илья Ефимович принимает с радостью и надеждой. Но юная Лиза с присущей ей тактом и на лоне природы не позволила отношениям выйти за рамки тепло-дружеских. В первых посланиях после отъезда художника в Петербург еще звучат горькие нотки: «Могу ли я когда-нибудь забыть, как Вы сели со мной в тарантас и проводили меня через весь Княгинин. Долго я смотрел вслед, как Вы удалялись... я загадал, если она обернется, то... Вы не обернулись». Но со временем тон переписки постепенно становится спокойнее. Званцева сумела добиться своего и обуздала страсть Репина, не разорвав дружбы с ним.

Покровительница изящного

В Париже Елизавета Николаевна продолжила обучение живописи в академиях Жюльена и Коларосси. Через два года, вернувшись в Москву, открыла художественную школу, пригласив преподавать в ней Коровина, Серова, Васнецова, Нестерова и Кустодиева. В 1906 году, уже в Петербурге, на ее средства создается частная художественная мастерская «Школа Бакста и Добужинского», просуществовавшая вплоть до предреволюционного 1916 года.

Отношение Репина к начинаниям бывшей ученицы было неоднозначным. «Формальные поиски» Льва Бакста он воспринимал резко отрицательно, и, если верить некоторым мемуаристам, встречи с Елизаветой Николаевной в этот период вызывали у него приступы раздражения.

После революции Званцева некоторое время жила в Нижнем Новгороде, а потом уехала в Москву. Замуж она так и не вышла, поэтому в последние годы реализовывала нерастраченный материнский инстинкт, работая в детском доме. «Царица Тарталей» покинула этот мир в 1921 году.

Племянник Елизаветы Николаевны, Михаил Петрович Званцев, служил художником-оформителем в Горьковском ТЮЗе. За год до смерти, в 1976-м, он побывал в своем родовом имении. Но к тому времени от усадьбы остался один лишь старый заросший парк.

Память о безответной любви сохранили произведения искусства. В течение 1889 года, когда Званцева брала уроки в его мастерской, Репин создал несколько портретов своей прекрасной ученицы: акварельных, карандашных, маслом.

Вера Звездова

Материал написан по итогам экспедиции в рамках проекта «Уходящая натура-2009». Проект осуществляет Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять»

P.S. После публикации статьи «Здесь был Репин» на сайте Галина Филимонова получила письмо от Сергея Мельникова (галерея «Совком», г. Москва). По его сведениям, в конце 1880-х годов И.Е.Репин создал еще один портрет Е.Н.Званцевой (речь идет о полотне размером 61х46, холст/масло). Более того, Сергею удалось приобрести это произведение в Хельсинки и выставить его на аукционе в галерее «Совком» в Москве в 2008 году. По мнению эксперта Галины Сергеевны Чурак (Государственная Третьяковская галерея), это односеансный этюд. Репродукция этой картины представлена ниже - первая по счету иллюстрация:

Портрет Е.Н.Званцевой кисти Ильи Репина, конец 1880-х гг. Портрет Званцевой. Илья Репин Портрет Званцевой. Илья Репин Илья Репин. Автопортрет.

"Еще один портрет Званцевой находится в музее города Стокгольма. Есть также репинская акварель (висит в интернете)", - сообщает в своем письме Сергей Мельников. Однако самый удачный портрет Елизаветы Николаевны кисти Репина, на взгляд галериста, находился в Сталинградском музее, но он был утрачен при эвакуации музея.

Известно также, что в 1903 году портет Елизаветы Николаевны Званцевой написал К.А.Сомов.

Галина Филимонова

В настоящей публикации использована фотография Натальи Никуленковой, а также материалы, предоставленные Бутурлинским историко-краеведческим музеем и Сергеем Мельниковым (галерея «Совком»)

Материал опубликован на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти"



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!