О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Картуш двери. Эмаль М.К.Тенишевой. Фрагмент

 

Мать декадентства или Марфа Посадница

Судьбой крупнейшей русской меценатки княгини Тенишевой интересовались многие исследователи. Мария Клавдиевна Тенишева была страстной поклонницей искусства. Она училась рисунку и живописи в студии Штиглица в Петербурге и в академии Жюльена в Париже, занималась пением под руководством профессора Московской консерватории Ф.П.Комиссаржевского. В течение долгих лет Тенишева изучала технику эмали, сама изготовила множество декоративно-прикладных изделий (на фото - картуш двери, выполненный М.К.Тенишевой). В 1911 году княгиню избрали почетным членом Первого Всероссийского съезда художников. В 1916 году в Московском археологическом институте она защитила диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация».

Широкую известность княгине Тенишевой принесло создание под Смоленском - в Талашкине - центра прикладного искусства, опиравшегося на русские народные традиции. Тенишевский центр был притягательным для многих художников. Д.С.Стеллецкий, работавший здесь в 1904 году, заметил в письме к Б.М.Кустодиеву: «Здесь настоящий художественный пункт – все интересы направлены к красивому». Еще в 1894 году княгиня открыла бесплатную рисовальную студию, которой руководил И.Е.Репин. На хуторе Фленово (в нескольких километрах от Талашкина) она устроила бесплатную сельскохозяйственную школу, где кроме общеобразовательных предметов в обучение вводились элементы эстетического воспитания. При школе Тенишева открыла художественные мастерские, в которых мальчики обучались столярному делу, резьбе, живописи, гончарному и керамическому искусству, а девочки – вышиванию. Из учащихся был организован балалаечный оркестр.

Тенишевой удалось добиться того, что обладатель диплома Фленовской школы получал льготы по отбыванию воинской повинности и пожизненно освобождался от телесных наказаний. Последнее для крестьянских детей было особенно важно. На талашкинские мастерские работало множество крестьян-ремесленников. Одних только вышивальщиц в округе насчитывалось до 2 тысяч. Для торговли кустарными изделиями в Москве был открыт специализированный магазин «Родник». Лучшие работы экспонировались на выставках в Смоленске, Петербурге, Париже и Лондоне.

Талашкино часто посещали художники И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.М.Васнецов, В.А.Серов, М.В.Нестеров, К.А.Коровин, И.Я.Билибин, К.А.Сомов, А.Н.Бенуа и М.А.Врубель. Кстати, именно за поддержку Врубеля Тенишева удостоилась титула «мать декадентства» и едких карикатур, что, впрочем, никак не отразилось на их сотрудничестве. Мария Клавдиевна продолжает поддерживать художника: у него она покупает панно «Русалки» и акварели, заказывает расписать несколько балалаек, приглашает погостить в свои имения Талашкино и Хотылево.

Особенно много работал в усадьбе художник Сергей Васильевич Малютин, приехавший в Талашкино в 1900 году и руководивший художественными мастерскими. Малютин создал множество талантливых эскизов всевозможных изделий. Сказочные жар-птицы украсили Теремок, театр, посуду и даже туеса. По мнению смоленского искусствоведа, автора многих научных публикаций Ларисы Журавлевой, малютинские живописные фантазии продолжили традиции русских народных мастеров в украшении предметов быта. А всю эту неисчерпаемую красоту художник увидел в талашкинском музее старины, который был самым значительным созданием Тенишевой. В предисловии ее книги «Впечатления моей жизни», изданной в 1933 году, читаем: «Это не только сокровищница, хранящая редкие или красивые вещи, и это вовсе не собрание любителя-мецената – план основательницы был шире и задача глубже. Княгиня М.К.Тенишева поставила себе целью сделать свой музей средоточием ученой работы, превратить его в научное учреждение как по теоретической разработке вопросов, связанных с русскими древностями, так и по практической подготовке археологически образованных работников. И музей ее стал единственным у нас провинциальным центром культурной работы общерусского значения».

Теремок в Талашкине Здание бывшей сельскохозяйственной школы в Талашкине Церковь Святого Духа в Талашкине Церковь Святого Духа в Талашкине. Мозаика «Спас Нерукотворный».

Как отмечает Лариса Журавлева, каждая коллекция талашкинского собрания, а это тысячи предметов, будь то металл, дерево, ткани, стекло, керамика, отличалась полнотой, обилием, которым нет аналогов. Они позволяли проследить развитие основных художественных центров России. А сколько было в музее редких памятников! Еще в 1901 году журнал «Исторический вестник» писал, что музей в Талашкине мог бы быть украшением столицы.

В 1905 году сокровища перевозят из Талашкина в Смоленск в специально выстроенное музейное здание. В 1907 году коллекции показываются в Лувре. В 1909 году Мария Клавдиевна начинает хлопотать о передаче музея государству. Во-первых, она предлагает его Русскому музею на правах провинциального филиала. В прошении царю она написала: «Национальное самосознание – эта твердыня народного духа – укрепляется созерцанием и изучением памятников минувшей жизни, и мы счастливы тем, что отечество наше еще может ее брать и принести в сохранные хранилища многие предметы, имеющие высокое значение в мировом понимании художества. На огромных землях нашей Родины возникает потребность дать и местному населению лучшие образцы искусства и промышленности, чтобы изучающий мог бы везде найти достойное своим начинаниям пособие».

Но Русский музей отказался от такого дара за неимением средств. Тогда Тенишева передает смоленский музей Московскому археологическому институту. «Музей имеет 10000 предметов. И вы не найдете ни единого предмета лишнего, ненужного, как в других музеях, где часто среди ценных предметов попадается много хлама. Здесь каждый памятник – ценность, и среди них много памятников, еще неизученных, неисследованных. Этим займется институт и внесет в археологию новый научный вклад. Многие выразили уже желание взяться за изучение различных памятников. Словом, я скажу убежденно, что такой музей может служить лучшим украшением столицы, и не только России, но и Европы».

В итоге, эмигрировав в 1918 году во Францию, она оставила все сокровища на родине, безвозмездно отдав Смоленску свой музей, и зарабатывала на пропитание собственными работами по эмали. В Советское время ее коллекция старины не показывалась, а собрание эмалей и инкрустаций пролежали в фондах музея. Во время Великой Отечественной войны усадьба в Талашкине сильно пострадала. Погибли расписные ворота, созданные Малютиным, театр, мастерские. Однако позднее основные постройки – Теремок и церковь Святого Духа – были восстановлены. Сейчас в Талашкине действует музей.

М.К.Тенишева, 1880-е гг. М.К.Тенишева позирует В.А.Серову В Талашкине. 1898 – 1899 гг. А.В.Прахов, П.П.Трубецкой, Софии Ментер, М.К.Тенишева, Е.К.Святополк-Четвертинская и другие. К.А.Коровин. Портрет М.К.Тенишевой. 1899.

Около десяти портретов Тенишевой выполнил И.Е.Репин, ее писали В.А.Серов, К.А.Коровин, А.Цорн, М.А.Врубель, А.П.Соколов, Я.Ф.Ционглинский, лепили П.П.Трубецкой, Д.С.Стеллецкий – в образе знатной боярыни, и не случайно. Елена Ивановна Рерих, прощаясь в 1925 году с Тенишевой в Париже, сказала: «Настоящая Марфа Посадница».

Для справки:

Мария Клавдиевна Тенишева, урожденная Пятковская, (1864 – 1928) воспитывалась в состоятельной семье, но была незаконнорожденной, что наложило отпечаток на ее будущность. Она окончила гимназию М.П.Спешневой, ей был открыт путь к высшему образованию. Однако в шестнадцать лет ее выдали замуж. Брак оказался неудачным. Вскоре она с маленькой дочерью уезжает в Париж – брать уроки пения в оперной студии Маркези, где знакомится с И.С.Тургеневым, М.Г.Савиной, А.Г.Рубинштейном. Там же, в Париже, берет первые уроки рисунка, некоторое время занимается в школе Штиглица в Петербурге у Н.А.Гоголинского, Я.Ф.Ционглинского, И.Е.Репина, с которым познакомилась в 1891 году.

Талант Марии Клавдиевны ярко проявился на музыкальной сцене. Ее первые концерты состоялись в Смоленске, куда молодая певица приехала по приглашению подруги детства Е.К.Святополк-Четвертинской. Любовь к музыке разделял и ее новый супруг - инженер путей сообщения Вячеслав Николаевич Тенишев. По свидетельству Витте, Тенишев начал свою службу на железной дороге техником с окладом 50 рублей в месяц, состояние составил себе, неустанно трудясь. Вложив 200 тысяч рублей в создание Брянского машиностроительного завода, Тенишев становится крупным промышленником. На свои средства в Петербурге он открыл реальное училище – лучшее в России, которое потом окончили О.Мандельштам и В.Набоков; предпринял колоссальное начинание по сбору этнографических материалов; был комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже.

Публикацию подготовила Галина Филимонова (по материалам книги "Русские усадьбы" и журнала "Огонёк", № 18, апрель, 1991 год)

Иллюстрации: Картуш двери - эмаль М.К.Тенишевой, 1911 год; Теремок в Талашкине; Здание бывшей сельскохозяйственной школы в Талашкине; Церковь Святого Духа в Талашкине; Церковь Святого Духа в Талашкине. Мозаика «Спас Нерукотворный» М.К.Тенишева, 1880-е гг.; М.К.Тенишева позирует В.А.Серову; В Талашкине: А.В.Прахов, П.П.Трубецкой, Софии Ментер, М.К.Тенишева, Е.К.Святополк-Четвертинская и другие, 1898 – 1899 гг.; К.А.Коровин. Портрет М.К.Тенишевой, 1899 год;

Материал опубликован на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти"



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!