Сохранение культурного наследия – дело чести и совести каждого из нас Все начинается с благодарной человеческой памяти… Забвение этой простой истины ведет к невосполнимым утратам не только в культуре, но и в самих душах. Десятилетиями мы жили, не имея правдивой истории. Как противостоять этому? Наверное, прежде всего – «домашним образом» – изучением и сохранением историко-культурного наследия своей малой родины. Культура – это понятие очень тонкое и многогранное, ее истоки – в традициях народной жизни, во всем, что передавалось из поколения в поколение. Сохранением ее истоков, продолжением традиций и занимаются работники культуры. С этой точки зрения у уренцев имеется достаточный запас прочности. Представленная на семинаре презентация книги С.А.Техмененовой «Культурное наследие Урень-края» не только раскрывает поэтапно с 1917 года по настоящее время историю культурного наследия данной местности, показывает взаимосвязь с различными отраслями экономики, сельского хозяйства и промышленности, но и выделяет общие моменты развития культуры провинциального района с общей культурой страны. Возрождение России в наибольшей степени связано с культурой, уровень которой необходимо повышать, для того, что бы она была по-настоящему российской культурой – той, которой гордились сотни лет и которой мы должны гордиться в последующие годы. В материальном плане богатой культура никогда не была. Но очень тревожит, что основополагающая часть культуры, являющаяся нашими корнями - это наше историческое наследие: памятники архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, рукописные, архивные документы, фонды музеев остается иногда без должного внимания, а главное без ответственности за сохранность данного наследия. Особенно острым моментом может считаться вопрос о сохранении памятников местного значения, скупка и вывоз антиквариата, представляющего особую ценность для каждой местности. Волнует также вопрос «культурного пиара» в туристической деятельности. Трудный выбор стоит перед теми, кто отвечает за культурное наследие. Что из прошлого можно сберечь для будущих поколений? А самое важное от имени кого, какие места должны сохраняться и поддерживаться в надлежащем состоянии. Чтобы забыть все окончательно требуется всего лишь два людских поколения. Первое, – при котором умирают люди, и второе – при котором умирает память о них. Память – вот то единственное, что должно быть сохранено. «Именно память помогает человечеству преодолеть время, она накапливает то, что называется культурой. Беспамятство – разрушительно, память – созидательна», – сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Итак, первая глава книги Светланы Техмененовой «Культурное наследие Урень-края» под названием «Взгляд в прошлое» рассказывает о начале культурно-просветительской деятельности в Уренском районе. Речь идет о 1912-1917 гг. (данных ранее не существует). В этот период времени в Урень-крае появились первые театральные постановки; проводились музыкальные вечера, костюмированные балы-маскарады; открыт Народный дом «очаг с ярким огнем культуры»; созданы первые клубы. Во второй главе книги «Культурное наследие Урень-края», которая называется «Молодость страны Советов», речь идет, в частности, о том, как в Уренской области происходит развитие театра. В репертуаре уренского театра были спектакли «Гибель надежды», «Мы и они», «Суд в театре «Шатлэ», «В старой роте», «Красный генерал» и «Кровавое воскресенье». В этот период создаются народные коллективы. Народных коллективов было несколько, один из них был в деревне Климово. Кстати, одна из постановок была снята на кинопленку. В эти годы существовал прекрасный хор под руководством Н.Ф.Кузнецова. Автор книги вспоминает и С.В.Виноградова, одного из активных участников Уренского драмкружка. Важным событием культурной жизни Урень-края было появление радио. В 1926 году многие жители Уреня приходили в народный дом послушать диковинное для того времени новшество – радиоприемник. Весь материал для его монтажа был куплен на средства, вырученные от спектаклей. Включив приемник, уренцы слышали: «Говорит Москва. Радиостанция имени Коминтерна…». В зале стояла полнейшая тишина. В отдельную главу книги Светлана Техменева выделяет рассказы об организации духового оркестра, о строительстве типового здания ДК (на народные средства), о появлении в Урень-крае звукового кино (Глава № 3 «Жизнь, созвучная времени»). Четвертая глава «Сороковые, роковые, военные и фронтовые». В отчете за 1940 год по отделу народного образования говорится, что в районе имеется 6 библиотек, 17 изб-читален, фонд всех библиотек района составляет 21 494 книги и журнала. В районе работают: Дом культуры, два профсоюзных и два колхозных клуба. В апреле 1945 года произошло важное событие в истории Уренского района – был образован самостоятельный отдел культпросветработы райисполкома. Первым заведующим был А.П.Кудрявцев, который понимал, что «только создав нормальные условия для работы культурных очагов, можно добиться того, чтобы они стали подлинными очагами и проводниками культуры». Пятая глава книги – «Золотой» век Уреня. В ней автор рассказывает об активизации работы художественной самодеятельности; о первой районной конференции культпросветработников района; о смотре талантов колхозного села; о приезде в Урень артистов Большого Театра СССР; о первом районном карнавале молодежи; об эстафете культуры. «…В ясном безоблачном небе над Уренем кружится самолет. От него отделяется стайка разноцветных листовок – программа праздника, слова песен и стихов» – так начинался праздник молодежи в 1958 году. В том же году на основе разнообразной творческой работы возникла идея создания в Уренском районе университетов культуры. И они были созданы впервые в области и во всей России именно здесь. Целью их создания была пропаганда достижений русской и мировой культуры. Из шестой главы «Чтоб на земле оставить яркий след» читатели книги Светланы Техменевой узнают об организации коллективов художественной самодеятельности на предприятиях района, о присвоении Уренскому театру звания «Народного»; о появлении в районе широкоэкранного кино; о проведении межрайонного смотра-конкурса участников художественной самодеятельности; о создании Уренского исторического музея. В период, описываемый в этой главе, стали традиционными Дни Культуры и впервые проведен праздник русской зимы (25 февраля 1969 года). Седьмая глава «Нам песня строить и жить помогает» включает в себя информацию об открытии в Урене детской художественной школы (в 1971 году), а также о проведении районного смотра народных талантов, смотра инсценированной песни, конкурса самодеятельных художников и фотографов на тему «Край родной», смотра вокально-инструментальных ансамблей. Восьмая глава «Года, как реки движутся вперед» описывает то, как состоялась юбилейная театральная декада, посвященная 20-летию Уренского народного театра, был проведен межрайонный конкурс вокально-инструментальных ансамблей; была завершена централизация библиотечного обслуживания населения и впервые были проведены праздник города и улицы (центральной улицы города – ул. Ленина). Особенно значимыми событиями в культурной жизни Уреня стало участие Уренского народного театра во Всероссийском смотре народных театров (постановка пьесы «Разлом» на Горьковской сцене) и Уренского народного духового оркестра (руководитель Н.В.Щербаков) в параде духовых оркестров в городе Горьком в 1979 году. В девятой главе «На рубеже тысячелетий» автор книги «Культурное наследие Урень-края» пишет о том, что на начало 90-х годов Уренский отдел культуры объединял в себе 30 клубных учреждений, 22 библиотеки, детскую музыкальную и детскую художественную школы с филиалами в п. Уста и р.п. Арья, парк культуры и отдыха, народный исторический музей, выставочный зал и зал народных промыслов. В десятой главе «Через культуру в XXI век» Светлана Техменева заключает: « Без прошлого нет будущего. Уренский район славен богатым культурным наследием. Создавалось оно веками. Задача поколения XXI века – сохранить и приумножить его. В истории России давно замечена спасательная закономерность: чем труднее жилось народу, тем сильнее проявлялась тяга людей к духовности: книге, искусству. Общество тянется к самому целительному лекарству – к культуре – и тем спасается». Автор доклада:
|
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|