О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Уренский народный  университет культуры, фрагмент вывески, 1958 год, материал предоставлен Уренским историческим музеем

 

Сохранение культурного наследия – дело чести и совести каждого из нас
(презентация книги Светланы Техменевой «Культурное наследие Урень-края»)

Все начинается с благодарной человеческой памяти… Забвение этой простой истины ведет к невосполнимым утратам не только в культуре, но и в самих душах. Десятилетиями мы жили, не имея правдивой истории. Как противостоять этому? Наверное, прежде всего – «домашним образом» – изучением и сохранением историко-культурного наследия своей малой родины. Культура – это понятие очень тонкое и многогранное, ее истоки – в традициях народной жизни, во всем, что передавалось из поколения в поколение. Сохранением ее истоков, продолжением традиций и занимаются работники культуры. С этой точки зрения у уренцев имеется достаточный запас прочности.

Представленная на семинаре презентация книги С.А.Техмененовой «Культурное наследие Урень-края» не только раскрывает поэтапно с 1917 года по настоящее время историю культурного наследия данной местности, показывает взаимосвязь с различными отраслями экономики, сельского хозяйства и промышленности, но и выделяет общие моменты развития культуры провинциального района с общей культурой страны. Возрождение России в наибольшей степени связано с культурой, уровень которой необходимо повышать, для того, что бы она была по-настоящему российской культурой – той, которой гордились сотни лет и которой мы должны гордиться в последующие годы.

В материальном плане богатой культура никогда не была. Но очень тревожит, что основополагающая часть культуры, являющаяся нашими корнями - это наше историческое наследие: памятники архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, рукописные, архивные документы, фонды музеев остается иногда без должного внимания, а главное без ответственности за сохранность данного наследия. Особенно острым моментом может считаться вопрос о сохранении памятников местного значения, скупка и вывоз антиквариата, представляющего особую ценность для каждой местности.

Волнует также вопрос «культурного пиара» в туристической деятельности. Трудный выбор стоит перед теми, кто отвечает за культурное наследие. Что из прошлого можно сберечь для будущих поколений? А самое важное от имени кого, какие места должны сохраняться и поддерживаться в надлежащем состоянии. Чтобы забыть все окончательно требуется всего лишь два людских поколения. Первое, – при котором умирают люди, и второе – при котором умирает память о них. Память – вот то единственное, что должно быть сохранено. «Именно память помогает человечеству преодолеть время, она накапливает то, что называется культурой. Беспамятство – разрушительно, память – созидательна», – сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Итак, первая глава книги Светланы Техмененовой «Культурное наследие Урень-края» под названием «Взгляд в прошлое» рассказывает о начале культурно-просветительской деятельности в Уренском районе. Речь идет о 1912-1917 гг. (данных ранее не существует). В этот период времени в Урень-крае появились первые театральные постановки; проводились музыкальные вечера, костюмированные балы-маскарады; открыт Народный дом «очаг с ярким огнем культуры»; созданы первые клубы.

Народный дом в Урене, фото предоставлено Уренским народным историческим муззем Один из первых клубов в Урене, фото предоставлено Уренским народным историческим музеем Артисты театра, фото предоставлено Уренским народным историческим муззем Виноградов С.В., фото предоставлено Уренским народным историческим музеем

Во второй главе книги «Культурное наследие Урень-края», которая называется «Молодость страны Советов», речь идет, в частности, о том, как в Уренской области происходит развитие театра. В репертуаре уренского театра были спектакли «Гибель надежды», «Мы и они», «Суд в театре «Шатлэ», «В старой роте», «Красный генерал» и «Кровавое воскресенье». В этот период создаются народные коллективы. Народных коллективов было несколько, один из них был в деревне Климово. Кстати, одна из постановок была снята на кинопленку. В эти годы существовал прекрасный хор под руководством Н.Ф.Кузнецова. Автор книги вспоминает и С.В.Виноградова, одного из активных участников Уренского драмкружка.

Важным событием культурной жизни Урень-края было появление радио. В 1926 году многие жители Уреня приходили в народный дом послушать диковинное для того времени новшество – радиоприемник. Весь материал для его монтажа был куплен на средства, вырученные от спектаклей. Включив приемник, уренцы слышали: «Говорит Москва. Радиостанция имени Коминтерна…». В зале стояла полнейшая тишина.

В отдельную главу книги Светлана Техменева выделяет рассказы об организации духового оркестра, о строительстве типового здания ДК (на народные средства), о появлении в Урень-крае звукового кино (Глава № 3 «Жизнь, созвучная времени»).

Духовой оркестр, фото предоставлено Уренским народным историческим музеем Дом Культуры в Урене, фото предоставлено Уренским народным историческим муззем Агитбригада Уренского РК ВЛКСМ и Дом Культуры, фото предоставлено Уренским народным историческим музеем Фрагмент фотографии агитбригады Уренского РК ВЛКСМ, фото предоставлено Уренским народным историческим музеем

Четвертая глава «Сороковые, роковые, военные и фронтовые». В отчете за 1940 год по отделу народного образования говорится, что в районе имеется 6 библиотек, 17 изб-читален, фонд всех библиотек района составляет 21 494 книги и журнала. В районе работают: Дом культуры, два профсоюзных и два колхозных клуба. В апреле 1945 года произошло важное событие в истории Уренского района – был образован самостоятельный отдел культпросветработы райисполкома. Первым заведующим был А.П.Кудрявцев, который понимал, что «только создав нормальные условия для работы культурных очагов, можно добиться того, чтобы они стали подлинными очагами и проводниками культуры».

Пятая глава книги – «Золотой» век Уреня. В ней автор рассказывает об активизации работы художественной самодеятельности; о первой районной конференции культпросветработников района; о смотре талантов колхозного села; о приезде в Урень артистов Большого Театра СССР; о первом районном карнавале молодежи; об эстафете культуры. «…В ясном безоблачном небе над Уренем кружится самолет. От него отделяется стайка разноцветных листовок – программа праздника, слова песен и стихов» – так начинался праздник молодежи в 1958 году. В том же году на основе разнообразной творческой работы возникла идея создания в Уренском районе университетов культуры. И они были созданы впервые в области и во всей России именно здесь. Целью их создания была пропаганда достижений русской и мировой культуры.

Фрагмент вывески Уренского Народного университета культуры, фото предоставлено Уренским народным историческим музеем Самолет с листовками, фото предоставлено Уренским народным историческим музеем Уренская художественная самодеятельность, фото предоставлено Уренским народным историческим музеем Праздник русской зимы в Урене, фото предоставлено Уренским народным историческим музеем

Из шестой главы «Чтоб на земле оставить яркий след» читатели книги Светланы Техменевой узнают об организации коллективов художественной самодеятельности на предприятиях района, о присвоении Уренскому театру звания «Народного»; о появлении в районе широкоэкранного кино; о проведении межрайонного смотра-конкурса участников художественной самодеятельности; о создании Уренского исторического музея. В период, описываемый в этой главе, стали традиционными Дни Культуры и впервые проведен праздник русской зимы (25 февраля 1969 года).

Седьмая глава «Нам песня строить и жить помогает» включает в себя информацию об открытии в Урене детской художественной школы (в 1971 году), а также о проведении районного смотра народных талантов, смотра инсценированной песни, конкурса самодеятельных художников и фотографов на тему «Край родной», смотра вокально-инструментальных ансамблей.

Районный праздник песни в 1973 году, фото предоставлено Уренским народным историческим музеем Сводный хор учителей, 1975 год, фото предоставлено Уренским народным историческим музеем Постановка пьесы «Разлом» на Горьковской сцене, фото предоставлено Уренским народным историческим музеем Уренский народный духовой оркестр на параде духовых оркестров в городе Горьком в 1979 году, фото предоставлено Уренским народным историческим музеем

Восьмая глава «Года, как реки движутся вперед» описывает то, как состоялась юбилейная театральная декада, посвященная 20-летию Уренского народного театра, был проведен межрайонный конкурс вокально-инструментальных ансамблей; была завершена централизация библиотечного обслуживания населения и впервые были проведены праздник города и улицы (центральной улицы города – ул. Ленина). Особенно значимыми событиями в культурной жизни Уреня стало участие Уренского народного театра во Всероссийском смотре народных театров (постановка пьесы «Разлом» на Горьковской сцене) и Уренского народного духового оркестра (руководитель Н.В.Щербаков) в параде духовых оркестров в городе Горьком в 1979 году.

В девятой главе «На рубеже тысячелетий» автор книги «Культурное наследие Урень-края» пишет о том, что на начало 90-х годов Уренский отдел культуры объединял в себе 30 клубных учреждений, 22 библиотеки, детскую музыкальную и детскую художественную школы с филиалами в п. Уста и р.п. Арья, парк культуры и отдыха, народный исторический музей, выставочный зал и зал народных промыслов.

В центральном парке отдыха Уреня, фото предоставлено Уренским народным историческим музеем Купол храма Трех Святителей, фото предоставлено Уренским народным историческим музеем Уренский народный исторический музей, фото предоставлено музеем На въезде в Урень, фото предоставлено Уренским народным историческим музеем

В десятой главе «Через культуру в XXI век» Светлана Техменева заключает: « Без прошлого нет будущего. Уренский район славен богатым культурным наследием. Создавалось оно веками. Задача поколения XXI века – сохранить и приумножить его. В истории России давно замечена спасательная закономерность: чем труднее жилось народу, тем сильнее проявлялась тяга людей к духовности: книге, искусству. Общество тянется к самому целительному лекарству – к культуре – и тем спасается».

Автор доклада:
Техменева Светлана Александровна
директор Уренского народного исторического музея


Материал предоставлен автором в качестве доклада на семинар проекта
ультурное наследие Нижегородской области: кризис памяти"



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!