О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Богородице-Рождественская церковь в селе Хохлома, фото Ольги Барыкиной

 

UPD: 10 ноября 2017 года

Текст: Ольга Барыкина

*Комментарий: Галина Филимонова

Православные церкви села Хохлома

Село всегда начитается с православной церкви, без церкви это просто деревня… В селе Хохлома жители всегда отмечали три престольных церковных праздника, но откуда они появились? Должны были быть храмы в селе, но где они находились, и в какое время были построены?

Изучая историю церквей своего села мне удалось установить, что первая церковь в селе - это храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1722 году. «… по благословенной грамоте в вышеписанном селе Хохломе, которое до построения ц-ви была деревня, поставлена ц-вь Божия во имя Рождества Пр. Богор. для обращения новопоселенных жителей от раскола…».

В 1771 году в селе был пожар, сгорела церковь во имя святого Михаила АрхангелаТ.е. деревянная церковь в селе, в честь Архангела Михаила, была построена в селе в период с 1723 года до 1770 года (точная дата её постройки пока не установлена).

В более поздних документах, в клировых ведомостях прихода, сообщается, что в селе две деревянные церкви, и при них отдельно стоящая деревянная колокольня. 1-я церковь - во имя Рождества Пресвятой Богородицы, 2-я церковь во имя Архистратига Михаила с пределом трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, построена в 1774 году (т.е. отстроена после пожара 1771 года – прим. авт.). Колокольня стоящая около церквей. Кладбище при самых тех церквах.

К началу XIX столетия селяне понимают, что их церкви приходят в ветхое состояние и в 1819 году проводят сход прихожан и приходят к соглашению: «…вместо двух деревянных церквей, из которых одна уже приходит в ветхость, желание имеем построить еще одну каменную во имя Рождества Пресвятой Богородицы с пределами Архистратига Михаила и трех Святителей».

В 1841 году от благочинного протоиерея Василия Соколова был получен рапорт, о завершении строительства самой церкви. Денег не хватало на отделку центрального храмового иконостаса, поэтому богослужения совершались в трапезной части церкви, где были освящены два придела: первый во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в 1829 году, а второй во имя Архистратига Михаила в 1830 году.

После многолетнего поиска средств на внутреннюю отделку Рождественского храма освящение оного произошло 8 сентября 1848 года протоиереем Василием Соколовым.

На старых фотографиях и на чертежах мы видим церковь уже с колокольнею. Но она была построена позднее, почти на 10 лет, после освящения церкви Рождества Пресвятой Богородицы*.

Долгое время было не понятно, почему в селе Хохлома до революции крестьяне отмечали три престольных праздника. Престольный праздник – праздник в память святого или события, которому посвящён сельский храм. Престольные праздники были и у села Хохломы. Первый – Рождество Богородицы, второй – Михайлов день, во имя Собора Архистратига Михаила. И третий, особо почитаемый и до сегодняшнего дня в селе – праздник Петра и Павла, или как в народе говорили – Петров день.

Когда же в Хохломе появился третий праздник? Праздник есть, значит должна быть и церковь, либо был освящен придел в честь святых апостолов. Позднее была найдена запись и о ней. Она была построена тщанием прихожан в 1881 году, на месте церкви Богородице-Рождественской, и освящена в 1882 году.

До этой записи я считала, как и другие жители села, что на старом кладбище в Хохломе до Великой Отечественной войны стояла деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, но это оказалось не так.

Кроме церквей, в центре села, на ярмарке, стояла красивая часовня из красного кирпича, о которой уже почти никто не помнит. А часовня эта была построена относительно недавно, в 1912 году.

В начале лета 1912 года было подано прошение на постройку памятника-часовни в память освобождения крестьян от крепостной зависимости в с. Хохлома Семеновского уезда, и приложен проект будущей часовни, который выполнен с высокой точностью, тончайшим пером тушью. Есть и интересная запись в протоколе от 23 июля 1912 года: «… мы полагаем чертеж утвердить, при условии, чтобы рядом не находилось трактира с продажей спиртных напитков». По воспоминаниям старожилов села Хохлома, каменная часовня стояла на базаре. Во время базарных дней в ней ставили свечи за успех в торговле. После революции в здание часовни долгое время находился хлебный ларек. Много лет спустя из часовни сделали шинок [питейное заведение – прим. авт.] – ирония судьбы. Около 1960- го года часовня сгорела, а затем пошла под слом. Базар и лавки были ликвидированы, и на их месте появилась дорога и площадь.

Богослужения в Богородице-Рождественском храме в селе Хохлома продолжались до 1937 года, когда местными районными властями было принято решение о его ликвидации. Постановлением Горьковского Облисполкома от 1938 года по вопросу ликвидации церкви в селе Хохлома было объявлено секретарем Ковернинского райисполкома 24 февраля 1938 года приходскому церковному совету, в лице нескольких местных жителей: Сибиркина Степана Федоровича (моего прадеда), Мавричева Данила Лаврентьевича и Троицкой Фелицаты Николаевны.

Богородице-Рождественская церковь в селе Хохлома, фото Ольги Барыкиной

В 1943-1944 годы церковь была переоборудована под мастерскую МТС (машинно-тракторной станции), которая находилась там долгое время, а позднее, в здании церкви были ремонтные мастерские колхоза. В дальнейшем, в 1980-е годы купол храма разрушился, и церковь долго стояла в запустении.

Сегодня, благодаря сохранившимся архивным чертежам, можно представить облик полностью разрушенной и уничтоженной каменной приходской церкви села Хохломы, которую с большим трудом на протяжении нескольких десятилетий строили крестьяне не только этого села, но и других окрестных деревень.

В 2013 году на месте руин каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы был установлен поклонный крест, и состоялся молебен. Сегодня функционирует молитвенный дом, и службы в селе проходят регулярно. Работает воскресная школа для взрослых и детей.

Храм планировалось восстановить на месте сохранившегося остова Рождественской церкви, и это было бы правильно, так как место это намоленное и само здание полуразрушенной церкви является (а теперь уже являлось) памятником градостроительства и архитектуры регионального значения (документ о приобретении статуса – приказ от 24 апреля 2000 года № 5-ОД)**. Безусловно, что на его восстановление потребуется больше денежных средств, которыми приход сегодня пока не обладает. Предполагали селяне построить храм на старом кладбище, на месте деревянных храмов: Рождественского, Михайловского и Петропавловского (но территория храмов занята деревьями и кустарниками).

В настоящее время (со слов хохломичей) запланирована постройка нового православного храма, на месте снесенной колхозной столовой (места на наш взгляд не пригодного, так как долгие годы в этой столовой происходил процесс спаивания местных жителей). Необходимо приложить все усилия и желание для возрождения старинного намоленного храма Рождества Пресвятой Богородицы, под сводами которого не одно десятилетие, совершались богослужения, возносились теплые молитвы, а так же крестили, венчали и отпевали хохломичей и жителей окрестных деревень.

Богородице-Рождественская церковь в селе Хохлома, фото Ольги Барыкиной

* Комментарий Галины Филимоновой:

Исследуя архивные документы (ЦАНО, ф. 5, оп. 3, д. 392), удалось уточнить, что в 1856 году, то есть через 8 лет после освящения храма, каменная церковь в селе Хохломе была с колокольней (см. фото слева):

Перестройка храма в селе Хохлома. ЦАНО, ф. 5, оп. 3, д. 392, фото Галины Филимоновой

Но существующую на тот момент колокольню, как и сам храм, решили несколько изменить. Проект перестройки каменной церкви в Хохломе, рассмотренный 11 сентября 1856 года и опубликованный справа, наглядно демонстрирует отличия, которые были согласованы Общим присутствием Нижегородской Губернской строительной и дорожной комиссией.

** Комментарий Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области:

«Приказ департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24.04.2000 № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» (далее Приказ 5-ОД) был признан утратившим силу в соответствии с положением части 1 статьи 27 Закона Нижегородской области от 03 июля 2007 года № 86-З «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области». О чем управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области издан приказ от 20.10.2014 № 159.

В свое время приказ 5-ОД был издан в целях реализации пункта 1 решения Нижегородского областного Совета народных депутатов от 20.10.1992 года № 299-м «О порядке передачи религиозным организациям культовых зданий, сооружений и архитектурных комплексов, являющихся объектами историко-культурного наследия, на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области».

Решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от 20.10.1992 № 299-м находящиеся на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области культовые здания, сооружения и архитектурные комплексы, построенные до 1925 года включительно, объявлялись объектами историко-культурного наследия.

Вышеназванными актами (решение Нижегородского областного Совета народных депутатов от 20.10.1992 года № 299-м и Приказ 5-ОД) культовые объекты на государственную охрану не принимались, а только определялся перечень объектов, подлежащих передаче религиозным организациям».

В настоящей публикации использованы фотографии Ольги Барыкиной и Галины Филимоновой

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!