О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Парк в усадьбе Оболенских, фото Галины Филимоновой, коллаж Михаила Борисова

 

Обратная связь: письма посетителей сайта, ответы на них и комментарии

Друзья и коллеги! Если вы в той или иной форме поддерживаете проект, и материалы, опубликованные на сайте, вызывают у вас интерес и желание поделиться информацией, задать вопрос или оставить отклик, присылайте свои сообщения на адрес электронной почты: nonstop6@yandex.ru (в письме укажите имя и фамилию, наименование населённого пункта, где Вы проживаете, а также отметьте, как поддержали проект именно Вы).


Вячеслав Бирюков, 10 июля 2012 года:

Буквально две недели назад я купил дом в деревне Высоково Ковернинского района. Недалеко от границы с Костромской областью и в двух километрах от неспешно возрождающегося Высоково-Успенского мужского монастыря, храмы которого являются архитектурными памятниками федерального значения. Дом, приобретённый мною, - памятник градостроительства и архитектуры. Речь идёт о доме И.И.Дурантина с резьбой (середина XIX века).
Проблема в том, что дом сейчас находится, мягко говоря, не в очень хорошем состоянии. Сам сруб простоит еще очень долго, если не сгниет от влаги, которая попадает через плохую кровлю. Своими силами уже начал менять прогнивший конек. Это должно временно защитить дом от влаги, благо кровля еще худо-бедно держится. Еще более проблемным является рубленый двор, примыкающий к дому. К сожалению, своими силами и средствами не смогу в ближайшее время защитить и восстановить все проблемные места. Необходимо ломать некоторые части двора. Что-то буду переделывать, для того, чтобы можно было жить с семьей.
Возможно в перспективе, устроить в доме, например, музей старины. Или как-то по-другому использовать это наследие, для экскурсий в те места. В доме до сих пор разбросаны предметы старинного быта (огромные деревянные вилы-трезубцы, деревянные грабли, серпы, пяльцы, сундуки, кованые двери (уже проржавевшие), а на доме висит старая табличка «Костромское земское страхование»).
Можно ли добиться какой-либо финансовой помощи для защиты этого дома от разрушения и восстановления элементов, представляющих архитектурную ценность? Если, да, то, что нужно для этого делать? Можете ли Вы помочь в этом вопросе? Как можно получить информацию о том, что и как можно менять во внешнем виде (в конструкции строений), а что желательно сохранить, восстановить, дабы памятник не утратил свою историческую и архитектурную ценность?

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 12 июля 2012 года:

Вячеслав, дело в том, что в действующем законодательстве РФ, ответственность за сохранность объекта культурного наследия несёт его собственник (Федеральный Закон № 73 от 2002 года). Проект реставрации такого объекта нужно согласовывать и утверждать в Управлении государственной охраны ОКН по Нижегородской области. Думаю, там Вам могут ответить на вопрос, можно ли добиться финансирования. Со своей стороны, я могу подготовить специальный материал про Вас и про Ваш дом и опубликовать его в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области», описав, какие проблемы стоят перед Вами и что удалось сделать. Присылайте фотографии объекта и другие имеющиеся у Вас материалы об этом доме, будем готовить специальную публикацию.


Александр Завьялов (село Беклемищи Пестяковского района Ивановской области), 07 июня 2012 года:

Здравствуйте! Пишет Вам священноинок Александр (Завьялов). В 2009 году меня назначили на приход в село Беклемищи Пестяковского района Ивановской области. Сельский храм Воскресения словущего построен в стиле позднего классицизма в 1832 году. Сохранился более-менее нормально, но это касается только внешнего вида: сохранилась ротонда, портики и колокольня. Все внутреннее убранство было утрачено, т.к. храм был закрыт в 1940 году. По гражданской, мирской профессии, я художник-реставратор, поэтому, придя на новое место послушания, начал активные поиски исторических сведений и архивных материалов, связанных с храмом и селом. Изучая «Историко-статистическое Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск пятый и последний. Шуйский и Ковровский уезды», составленное преподавателями Владимирской Семинарии В.Березиным и В.Добронравовым и выпущенное в 1898 году, я узнал, что в Беклемищах особо чтимой прихожанами и окрестными жителями была икона Казанской Божией Матери. В простом народе её называли «Киряковскою» «потому, что она списана с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, находящейся селе Кирякове Нижегородской губернии. В честь этой иконы в Беклемищах с давних пор установлено празднество в 9-е воскресенье после Пасхи; на это празднество стекается много богомольцев и из соседних приходов».

Храм Воскресения словущего, село Беклемищи Пестяковского района Ивановской области, фото Александра Завьялова Храм Воскресения словущего, село Беклемищи Пестяковского района Ивановской области, фото Александра Завьялова Храм Воскресения словущего, село Беклемищи Пестяковского района Ивановской области, фото Александра Завьялова Храм Воскресения словущего, село Беклемищи Пестяковского района Ивановской области, фото Александра Завьялова

Однако, предприняв попытку узнать сведения об этой утраченной иконе, с удивлением узнал о том, что села Киряково в Нижегородской губернии никогда не было, а о самой иконе ничего на знают эксперты из Нижегородского Государственного Художественного Музея, Центрального Архива Нижегородской Области и Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В.И.Ленина, к которым я обращался с соответствующими запросами. Безуспешно пытался найти следы и у старообрядцев, т.к. они населяли Пестяковский район Ивановской области до революции. У старообрядцев есть икона Божией Матери, которая празднуется у старообрядцев, а у православных её нет. Но пока молчат и старообрядцы, а вопросы так и остаются открытыми: что это был за образ, какие чудеса были связаны с его появлением и где именно они произошли?

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 11 июня 2012 года:

Здравствуйте, Александр! Среди названий сёл Нижегородской губернии «Киряково» отсутствует. Думаю, что речь идёт о селе Кирикове Лысковского района Нижегородской области (ранее – Макарьевский уезд Нижегородской губернии). На мой взгляд, это наиболее подходящий вариант сразу по нескольким причинам. Позволю себе поделиться своими размышлениями. Если писать прописью «Кириково», то в процессе написания буквы «и» легко может возникнуть лишний завиток, который при наборе печатного издания ошибочно могли принять за букву «я». К слову, в содержании «Адрес-календаря Нижегородской епархии» за 1904 год название этого села напечатано с ошибкой – «Кирпково»: четвёртая буква интерпретирована как «п». Село Кириково известно тем, что в нём находится памятник градостроительства и архитектуры федерального значения – Успенская церковь, построенная в 1692 году из кирпича на средства Митрополита Суздальского и Юрьевского Илариона (1631 – 1707). В Кирикове прошло его детство, а в деревянной сельской церкви служил священником его отец в первой половине XVII века. Кириково упоминается Архимандритом Макарием в сочинении «Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния» (1857 год) как место, «где погребен отец Илариона, известный наставник патриарха Никона, священник Анания, в иночестве Антоний». Сам же Иларион прославился как строитель и первый настоятель Свято-Успенской Флорищевой пустыни, духовник царя Федора Алексеевича, который посещал этот монастырь и жаловал богатые дары и угодья. В контексте Вашего вопроса, важно отметить, что в наши дни Флорищева пустынь входит в состав Володарского района Нижегородской области, но первоначально она принадлежала Владимирской губернии, а в советские годы был период, когда территория монастыря входила в состав Ивановской области. Предполагаю, что появление копии «киряковской» иконы во Владимирской губернии может быть связано с Иларионом, интересом к его жизненному пути. В 2010 году во Флорищевой пустыне мне удалось купить книгу о монастыре, написанную иереем Сергием Орловым, где несколько раз упоминается село Кириково и цитируется рукописное житие святителя Илариона «Сказание о житии преосвященного Илариона, Митрополита Суздальского и Юрьевского». Может быть, Вам удастся ознакомиться с первоисточником, вдруг там – ответы на Ваши вопросы.

Успенская церковь в Кирикове Лысковского района Нижегородской области Митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион Митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион Житие Митрополита Суздальского и Юрьевского Илариона

Интересно, что Кириково находится в нескольких километрах от Лыскова. В справочнике «Памятники истории и культуры Горьковской области», составленном А.В.Кесселем и выпущенном в 1987 году, написано, что Кириково «в настоящее время вошло в его городскую черту». В самом же Лыскове ещё в XVII веке было 9 церквей и 2 монастыря. В писцовых книгах 1624 – 1626 годов, которые приводит Архимандрит Макарий, есть такое описание мужского монастыря: «Под селом Лысковым монастырь пречистые Богородицы Казанские на речке Сундовике становится ново, а в нём церковь во имя пречистые Богородицы Казанские; а в церкви образ МЕСТНОЙ пречистые Богородицы Казанские, оклад серебрян, золочен, басменной». Этот Казанский мужской монастырь был приписным, его территории граничила с Кириково, а, может быть, Кириково принадлежало монастырю. Поэтому образ МЕСТНОЙ пречистые Богородицы Казанские в дальнейшем мог зафиксироваться «Кириковской» (может быть, устно передавалось название). По описи 1780 года можно узнать, что Казанский монастырь упразднён, на его месте осталась лишь приходская церковь, Казанская. Находится она на реке Сундовик в Лыскове, в нескольких км от неё – Кириково. Из книги Альбины Мясниковой «Это знаменитое село Лысково» можно узнать, что «Казанская церковь ныне действующая – она почти не прекращала своей службы. Из-за того, что она не была особо богатой, её не разграбили». Автор этой книги упоминает и о староообрядцах в Лыскове, поэтому в поисках ответов на Ваши вопросы имеет смысл отправиться в эти места.


Ирина Попова, 18 апреля 2012 года:

Здравствуйте, уважаемая Галина Филимонова. Меня зовут Попова Ирина. Прочла Вашу «Заметку о церкви в Сомовке» и очень обрадовалась, т.к у меня есть такое же фото семьи Терновских. На обороте фотографии рукой моей бабушки Серебровской Нажеды Федоровны сделана надпись: «с. Сомовка, дядя Саша, тетя Липа, Оля...». Мой прадед Серебровский Федор Васильевич и Терновская (в девичестве Серебровская) Олимпиада Васильевна были родными братом и сестрой. Буду признательна Вам за контактную информацию о Муромцеве В. и Терновском В.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 18 апреля 2012 года:

Добрый вечер, Ирина! Ваше письмо с контактами переслала Владимиру Муромцеву, благодаря которому удалось подготовить этот материал и понять, как выглядел утраченный храм в Сомовке. Думаю, Владимир выйдет в ближайшее время на связь с Вами сам.


Лилия Симановская (Томская область), 23-24 марта 2011 года:

Здравствуйте, Галина!
Меня зовут Лилия. Фамилия по отцу – Симановская. Живу сейчас в Томской области. Мои прадеды Симановский Яков Павлович и Долинин Иван Григорьевич родом из с. Хохлома Ковернинского района Нижегородской губернии. Оба были репрессированы. Про своего отца бабушка (Долинина Антонина Григорьевна) рассказывала, что он был сослан и сгинул в ссылке. Дом и имущество были конфискованы. Из рассказов бабушки, я запомнила, что кто-то из прадедов возил из Германии швейные машинки Зингер и у кого-то был двухподъездный дом, который коммунисты заняли под свой партком. У Симановского Якова Павловича был сын (мой дед) Симановский Павел Яковлевич, который пропал без вести в 1942 году на фронте, под Воронежем. На фронт пошел добровольцем. До этого работал на автозаводе бухгалтером. У него была бронь, потому что был хорошим специалистом. Мой дедушка, Павел Яковлевич, родился в селе Хохлома, а бабушка, Антонина Григорьевна, – в Чистом Поле Нижегородской области. У бабушки моей была книга, старинная, из личной библиотеки графа Остермана с его личной печатью и подписью. Называлась «Книга индийской премудрости». Бабушка книгу мне отдала, но, к сожалению, в 1995 году, пока я лежала в роддоме, её у меня украли. Я в детстве спрашивала бабушку, имеем ли мы какое-либо отношение к Остерманам, на что она отрицательно покачала головой. Всю жизнь мне не дает покоя вопрос, откуда у нас эта книга. Очень хочу узнать всё о своих прародителях и родных. Что вы мне посоветуете, и может вам что-нибудь известно об этих людях?
С уважением, Лилия.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 26 апреля 2012 года:

Здравствуйте, Лилия! Спасибо за письмо. К сожалению, мне ничего не известно о Ваших родственниках. Ко мне часто обращаются с подобными вопросами из разных уголков планеты, поэтому публикую Ваше письмо и ответ на него в качестве примера. Дело в том, что сфера интереса ряда проектов, над которыми я работаю, – объекты культурного наследия Нижегородской области. Материалы, которые публикуются на моём сайте, напрямую связаны с этой темой, даже если сам текст содержит рассказ о судьбе владельцев того или иного объекта. Сверяя официальный реестр с реальностью, я бываю в интересующих меня местах и ищу соответствующую информацию, общаясь с краеведами, музеологами, библиотекарями, архивистами, священниками, представителями администрации и просто с местными жителями. В этой связи могу посоветовать провести собственное исследование интересующей Вас темы и/или обратиться к специалистам, которые занимаются родословными. Например, Вы можете обратиться в Нижегородское отделение «Союза возрождения родословных традиций». Со своей стороны, размещаю Ваше письмо на сайте в надежде, что откликнуться те, кто что-то знает Ваших родственников и захочет поделиться информацией.


Татьяна Долгушина, 09 ноября 2011 года:

Здравствуйте, Галина! Огромная Вам благодарность за статью «Места памяти или зона отчуждения?». Я – дочь одной из членов инициативной группы жителей Богородского района. Чем больше людей будет знать об этой ситуации, тем лучше, на мой взгляд. Не знаю, чем закончится эта эпопея… Больше всего мне жаль людей из инициативной группы. Они надеются очень на благоприятный исход, и неудача не лучшим образом скажется на их здоровье. Чиновников, конечно же, волнуют совсем другие проблемы! С уважением, Татьяна.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 26 апреля 2012 года:

Татьяна, спасибо за отклик! Об усадьбе Шереметевых я сделала ещё несколько публикаций, в том числе с неё начинается гид «Пять незаслуженно забытых объектов культурного наследия Нижегородской области: малоизвестные усадьбы», опубликованный в газете «Нижегородские новости» 15 февраля 2012 года. Однако это ещё не решение проблемы.
Статус памятника культуры, градостроительства и архитектуры, также как и статус памятника природы, к сожалению, в наши дни – пустой звук. Сам факт, что тот или иной объект был некогда включён в «Реестр» или «Списки», ещё не защищает эти объекты юридически. Памятники культурного и природного наследия разрушаются (точнее, им дают разрушаться) с геометрической прогрессией под весьма благовидными предлогами (достаточно вспомнить идею создания Православного парка в Нижнем Новгороде, озвученную в связи с «переносом» 28 елей из парка Александровского). Всё чаще они становятся мишенью для вполне осознанной атаки со стороны девелоперов, рестораторов и других аффилированных лиц. К числу последних можно отнести и строителей полигона захоронения твёрдо-бытовых отходов в Лазареве Богородского района, готовых развернуть свой бизнес «поверх» усадебного парка Шереметевых, да и самой усадьбы, включённой в «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области».
Чтобы не вскидывать лишний раз руки к небу, обществу необходимо подумать над тем, как защищать тот или иной объект. Существующее на данный момент в России законодательство предлагает довольно внятный путь – для защиты необходимо провести историко-культурную экспертизу памятника, разработать и утвердить границы его территорий и охранных зон, подписать охранные обязательства. Причём инициировать проведение экспертизы вправе не только представители власти, но заинтересованные лица, в том, числе и некоммерческая организация, которую могут создать местные жители и их родственники.


Мария Клименко, 28 октября 2011 года:

Здравствуйте, Галина! Спасибо Вам за сайт!
Меня очень интересует история храма в селе Березники Гагинского района. На Вашем сайте есть информация, что Покровская церковь в Березниках – памятник градостроительства и архитектуры (датировка объекта – 1895 год, документ о приобретении статуса – приказ от 12 мая 1999 года № 4-ОД). Но в этом селе сейчас нет церкви. Хотя, согласно епархиальному календарю за 1904 год, там действительно была Покровская Церковь, построенная в 1895 году. Храм был деревянным, имел 34 десятины земли и дом. В 1905 году в нём крестили моего деда, а мой прадед Василий Юрьев был псаломщиком (1904 год), диаконом (1915 год) и священником (1935 год) этого храма. В 1935 прадед был репрессирован. Возможно, в этот год закрыли или уничтожили храм. Но как он мог тогда попасть в памятники? Как отсутствующая церковь может считаться памятником архитектуры? Можно ли узнать, когда и при каких обстоятельствах она перестала существовать? Сохранились ли где-то фотографии этого храма? Если удастся найти еще какую-то информацию, буду очень рада.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 05 ноября 2011 года:

Мария, спасибо за письмо и ценные сведения. На странице карты «мест памяти» Гагинского района опубликована Ваша информация об отсутствии Покровской церкви в Березниках. Фотографии, чертежи и другие материалы об этом объекте Вы можете поискать в нижегородских архивах. Думаю, наличие этих документов и позволило включить этот храм в «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области», т.к. при соответствующем желании его можно воссоздать. Мой проект «Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области» интересуют не только дошедшие до наших дней памятники, но и места, где они находились, и, главное, люди, которые о них помнят.


Елена Георгиевна Воскресенская, 15 августа 2011 года:

Уважаемая Галина! Пожалуйста, извините за беспокойство. Я занимаюсь родословной своей семьи, делаю это только ради своих детей и внуков. После того, как я получаю сведения о своих предках из архивов, стараюсь посетить те места, где они родились, выросли, работали. По линии моего отца – его матери Софии Аполлоновне Соколовской – ее отец, ее дед, ее прадед – все были священниками из Нижегородской губернии. Так как я уже знаю названия этих сел, то хотела бы поехать и на местах сделать фото- и киносъемку и поработать в архивах, где это возможно. Но так как я не знаю, как и где можно остановиться, то хотелось бы, если это Вас не очень затруднит, получить такую информацию от Вас. Когда я работала по роду своего отца по линии его отца, моего деда (там были священники из Костромской области), то мне удалось связаться с учителями той школы, где мой прадед преподавал закон Божий 130 лет назад. В этом селе и храм сохранился, правда, полуразрушенный и здание школы, тоже полуразрушенное. Я хотела бы в Нижегородской области посетить следующие села: село Азрапино Лукоянского уезда, в этом селе служил мой прапрадед Яков Соколовский (1838 год), там же родился мой прадед Аполлоний Соколовский (архивная справка из города Казани). Так же хотела бы посетить село Гагино Сергачского округа (в этом селе, по-видимому, родился мой прапрадед Яков Соколовский и там же служил его отец священник Иван Федорович). В планах – посетить Нижний Новгород, так как и прадед закончил Нижегородскую семинарию в 1862 году (справка из города Казани) и прапрадед закончил Нижегородскую семинарию в 1838 году (с форума). И, конечно, город Городец, где мой прадед Аполлоний Соколовский с 1864 года служил в Троицком соборе (справка из Казани). Есть ли в селах хотя бы общежития, где можно предварительно списавшись, остановиться или хотя бы адреса на частном секторе? В гостиницах Нижнего Новгорода и в городе Городец для меня цены очень высокие. Нет ли там гостиниц при монастырях? Извините, что беспокою Вас такими бытовыми вопросами, но так как в каждом из названных мест, чтобы собрать весь материл, необходимо побыть хотя бы дня по три, то, в целом, получается и по времени, и по деньгам не так мало, поэтому необходимо все рассчитать, чтобы уложиться в смету. Еще раз извините за беспокойство. Заранее благодарю.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 22 августа 2011 года:

Уважаемая Елена Георгиевна!
Уезды были в губерниях, а в областях – районы, и некоторые сёла входят теперь в состав других районов или сами стали райцентрами. Так, село Гагино не входит в Сергачский (округ) район, сейчас оно – центр Гагинского района Нижегородской области. Телефоны школ и пр. можете поискать на сайте Гагинского района. Думаю, если позвонить и договориться заранее с кем-нибудь из сотрудников школы, музея и т.д., обязательно найдется возможность поселиться в какой-нибудь частный дом в Гагине.
По селу Азрапину. Сейчас оно входит в состав Починковского района Нижегородской области. До наших дней дошла Покровская церковь (памятник градостроительства и архитектуры). Попробуйте завязать контакт по телефону с сельсоветом или с сельской школой, Вам подскажут, куда вписаться. Телефоны Вы можете найти на сайте Починковского района.
Даю еще и сайт Городца (может быть, удастся договориться через социальную сферу). В Нижнем Новгороде есть и не очень дорогие гостиницы (например, «Областной дом крестьянина»). Если потщательнее поискать в сети, можно найти контакты гостиниц, в которых позволит разместиться минимальный бюджет.


Дюжаков Александр Михайлович (р.п. Воротынец, Воротынский район, Нижегородская область), 01 – 02 августа 2011 года:

Галина, добрый день! Занимаюсь набором рукописи В.Недокукина по истории села Быковка Воротынского района Нижегородской области. Он в свое время (1965-1970 годы) раскопал ряд материалов, которые расширяют наши представления о селе и его окрестностях. Хутор Гремячий - это нынешняя Красная Горка (с домом Оболенских). А хутор, который значится как «Гремячий» назывался «Павлиха». Последней его владелицей была Мария Егоровна Демидова (Стараева) - вдова Василия Аркадьевича (умер в 1908 году). В 1919 году хутор национализировали, и Мария Егоровна уехала в Маровский монастырь, где и скончалась…
Чем дальше в лес, тем, как известно, больше дров. И вот еще новости о хуторе Гремячем. До меня дошло, что если Лев Даль занимался проектированием дома для Демидовых на хуторе Гремячем, то есть на Красной Горке, то где он? Куда делся? Стал искать. Нашел книгу Филатова. И написал заметку, которую предлагаю для публикации. Прилагаю также карту середины XIX века - Быковка с хуторами.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 23 августа 2011 года:

Александр Михайлович, спасибо за интересные сведения. Публикую Ваш материал под названием «О быковских хуторах: хутор Гремячий».


Черкасова Ольга Ивановна, председатель Общества памяти Георгиевских кавалеров, имени П.Н.Черкасова, 31 июля 2011 года:

Здравствуйте, Галина!
Большое спасибо, что публикуете материал Ильи Царёва, напоминающий о подвиге моего родственника «Славе не меркнуть!». Хотела бы внести некоторые поправки. Во-первых, в судовом журнале «Корейца» записано, что Черкасов приказал идти в Моонзунд, а не в Усть-Двинск (материалы архива ВМФ России). Во-вторых, в документах, у меня имеющихся, указано, что наследники О.А.Черкасовой, которых к тому времени осталось трое из восьми, «передают в дар земству землю с находящимися на ней постройками в выселках Ольгино Мысовской волости (теперь часть Володарска) с условием, что в их доме будет открыт Народный дом имени капитана 2 ранга (приказ о повышении в чине вышел в феврале 1916 года) П.Н.Черкасова». О строительстве будущего народного дома речь в этом документе не идет, тем более на средства земства (кстати, до революции не было такого названия, как Володарское земство).

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 01 августа 2011 года:

Ольга Ивановна!
Спасибо за поправки. Предлагаю Вам подготовить для публикации свой материал, который выйдет под Вашим именем. С удовольствием опубликую его на сайте.


Сергей Хворыч, 12 июля 2011 года:

Здравствуйте. Вот уже – месяц, как я ищу материал об истории наименования одной деревни, но что-то у меня это плохо получается. Может быть, Вы мне подскажите, куда обратиться (в музеях и библиотеках уже был, в интернете искал, но кроме одной строчки ничего не нашёл). Речь идёт о деревне Сысоевке Богородского района Нижегородской области и о названии улицы в этой деревне (улица Совхозная). Хотелось бы узнать, почему так называется деревня и улица.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 24 августа 2011 года:

Названия – это сфера науки топонимики. Лучше всего сначала познакомиться со словарем топонимов нашей области, составленным Л.Л.Трубе, а также с «Нижегородским топонимическим словарем» Н.В.Морохина (думаю, в любой библиотеке города эти словари есть). Если в данных изданиях нет ничего конкретного про Сысоевку, то, ознакомившись со статьями про другие географические названия, можно понять принцип их происхождения. Возможно, Сысоевка получила свое название в честь первопоселенца или в честь владельцев-помещиков. Чтобы уточнить предположения, нужно отправиться в областной архив, и провести исследование, которое может длиться и не один месяц, а всю жизнь.
С улицей Совхозной – намного проще: во времена советской власти в селах были колхозы (коллективные хозяйства) и совхозы (советские хозяйства), вот в честь такого советского хозяйства и назывались улицы повсеместно, не только в Сысоевке.


Вячеслав Дудин, заслуженный художник Украины (г. Киев), 18 июня 2011 года:

Добрый день, Галина!
В детстве я проводил лето в селе Крутец, там родились мои бабушка и дедушка. Старые фото не сохранились, а хочется иметь хоть какие-нибудь связанные с родными местами. Вы могли бы помочь мне в моем желании приобщиться к истокам? Любые фото Крутца меня бы обрадовали!

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 22 августа 2011 года:

Добрый день, Вячеслав!
К сожалению, я сама не была в этом селе. Моя рабочая поездка в Вознесенский район Нижегородской области прошла по маршруту: Нижний Новгород – Вознесенское – Илёв – Нижний Новгород. В архиве проекта «Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области» пока нет фотографий Крутца. Следите за обновлениями на странице карты «мест памяти» Вознесенского района Нижегородской области. Как только фотографии из этих мест появятся, опубликую их на этой странице.


Алексей Тележников, 03 июня 2011 года:

Здравствуйте, Галина Владимировна!
Меня зовут Тележников Алексей. Я родился в Арзамасе. До 18 лет жил в Выксе. Окончил физический факультет Нижегородского госуниверситета, где сейчас работаю. Мне 30 лет. С удовольствием и интересом знакомлюсь с материалами, размещаемыми на Вашем сайте. Уже много лет я интересуюсь историей развития металлургии в Приочье. Поэтому Ваша статья «Чугунное наследие немецких мастеров» вызвала у меня особенный интерес. Многие очень любопытные факты оказались для меня неизвестными. В свою очередь, хочу предложить для опубликования свою первую краеведческую работу, посвященную истории действующего сто лет назад под Дивеевом чугунолитейного завода «Бушуй». С благодарностью за серьёзную и нужную работу по сбору и систематизации краеведческих материалов, Алексей Тележников.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 22 августа 2011 года:

Алексей, спасибо за письмо и интерес к данной теме. С удовольствием публикую Ваш материал «Бушуй» о рудоносной зоне в окрестностях Дивеева и Ваши фотографии.


Поздняков Александр Николаевич, историк, режиссер (г. Санкт-Петербург), 20 мая 2011 года:

Уважаемая Галина, в Петербурге до 1930-х годов сохранялась часовня Божией Матери Иверской Выксунского Иверского женского монастыря. Она была построена в 1909 году арх. Павлом Мульхановым (см. мою статью о Мульханове в СПБ ведомостях «Строитель Петроградской стороны») и закрыта в 1923-м. В ней отпевали Георгия Александровича Александрова, на средства и земле которого она и была выстроена. В 1996 году была издана моя брошюра «От «Аквариума» до «Ленфильма», отрывки из которой можно найти на сайте lenfilm.ru. Часовня была подворьем Иверского монастыря. Меня интересует, почему купец Г.А.Александров посвятил часовню Выксунской Богоматери? Может, он выл родом из Выксы или был знаком с преподобным Варнавой? Буду Вам благодарен за любые сведения о корнях купца Александрова и часовне в СПБ.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 21 мая 2011 года:

Уважаемый Александр Николаевич! Спасибо за интересные сведения. Попробую переадресовать Ваши вопросы известному нижегородскому краеведу Михаилу Михайловичу Хореву, который занимается изучением истории Иверского монастыря в Выксе, и еще двум экспертам: профессору кафедры ЮНЕСКО при ННГАСУ Татьяне Павловне Виноградовой и председателю Нижегородского отделения Союза возрождения родословных традиций Татьяне Львовне Грачёвой. Также целиком публикую Ваше письмо на данной странице в надежде, что откликнутся те, кто знает ответы на Ваши вопросы. Как только у меня появятся интересующие Вас сведения, сообщу.

Ответ Грачёвой Татьяны Львовны, председателя Нижегородского отделения Союза возрождения родословных традиций, 23 августа 2011 года:

Я подозреваю, что корни этого Александрова – из Богородска, и у него были дела в Ардатовском уезде Нижегородской губернии. Я попробую поискать такого Александрова в наших поисках.


Лягин Андрей Владимирович, 28 апреля 2011 года:

Простите, что отвлекаю Вас от важных дел своим пустяком. Все же надеюсь на Вашу помощь. Меня интересуют самые так сказать страшные - готичные места Нижегородской области и маршруты проезда к ним. Уже видел на вашем сайте (замок возле озера) обязательно съезжу! Заранее благодарю Вас за неоценимую помощь и с нетерпением жду ответа.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 29 апреля 2011 года:

Андрей Владимирович!
Все, чем я хочу поделиться на данный момент с широкой аудиторией, опубликовано на моем сайте. Маршруты проезда к объектам можно выяснить в ходе экспедиций, которые специально для этой цели я организовываю на протяжении нескольких лет. Участник делает свой вклад в проект (делится своей эксклюзивной информацией), а потом получает интересующую его информацию. Цель поездок – фиксация состояния объектов историко-культурного наследия Нижегородской области, истории и личности, с ними связанные. А уж страшно-готические и прекрасно-превдомавританские эти объекты – вопрос для меня и участников поездок стоит на последнем месте. Иногда лишь руины дошли до наших дней, а иногда вообще ничего, но осталось МЕСТО, что и обусловило название проекта «Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области».


Ольга Попова (Тульская область), 22 апреля 2011 года:

Уважаемая Галина! С большим интересом прочитала на Вашем сайте статью Юлии Сухониной «В гостях у каменных людей» о селе Большие Кемары. Изучая родословную предков своего мужа – нижегородских дворян Подгурских, мне встретилась фамилия Бахметевых. Это фамилия бабушки Н.П.Подгурской (урожденной Любимовой) – Ульяны Григорьевны Бахметевой. У меня к Вам вопрос: на одной из фотографий опубликован памятник Бахметеву Дмитрию Григорьевичу, вероятному владельцу села Кемары. На коричневом мраморном надгробии виден большой текст. Читаем ли он? Нельзя ли опознать дату захоронения? Не произошло ли захоронение в период с 1812 по 1826 год? О нем самом что-то читается? Кто он: капитан или гвардеец? Взамен я готова поделиться с Вами собранными мною сведениями о Подгурских.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 23 апреля 2011 года:

Ольга, спасибо за письмо. Поделившись собранными Вами сведениями, Вы становитесь участницей проекта «Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области», что дает Вам доступ к архиву проекта. Присылайте свои материалы для публикации, а взамен я вышлю исходники интересующих Вас фотографий. Судя по сохранившейся надписи, памятник Д.Г.Бахметеву установлен его женой Ульяной Григорьевной Бахметевой и детьми.


Николай (г. Москва), 21 апреля 2011 года:

Здравствуйте, Галина! С интересом прочитал на Вашем сайте материал «Церкви села Троицкое Воскресенского района». Это село – родина моей матери, а ее отец, то есть мой дед Соколов Егор Иванович в 30-е годы был там церковным старостой и в 34-м и 37-м годах был репрессирован и осужден тройкой по ст. 59.2 на 10 лет ИТЛ. Дальнейшая судьба его неизвестна. Мать об этом, по понятным причинам, нам ничего не рассказывала. Она вышла замуж в 1939 году и уехала из Троицкого. Да и мы воспитывались атеистами. Только сейчас стало возможным что-то узнать из истории нашей жизни. Я живу в Москве. На родине иногда бываю. Два года назад был в Троицком с внучками. Надеюсь, на поездку и в этом году. Спасибо, Галина, за Ваш труд и возможность как бы вновь побывать на родине матери и деда!

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 22 апреля 2011 года:

Николай, спасибо за отклик и слова благодарности. Я очень рада, что материалы, размещенные на сайте, находят своих читателей и способствуют виртуальным и реальным путешествиям по родным местам. Я же, в свою очередь, хочу поблагодарить Автономную некоммерческую организацию «Единство журналистики и культуры» (г. Москва), финансово поддержавшую семинар «Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти», организованный фондом «Дать Понять» в Нижнем Новгороде в 2009 году, и последующие публикации докладов этой конференции на моем сайте. Благодаря этой поддержке доклад директора Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья (филиал НГИАМЗ) Марины Бугровой «Церкви села Троицкое Воскресенского района» превратился в настоящую публикацию и стал составляющим карты «мест памяти» Нижегородской области.


Андрей Павлов (г. Нижний Новгород), 07 февраля 2011 года:

В ответ на призыв проекта «Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области» хочу предложить для публикации фотоматериалы, сделанные в ходе самостоятельных поездок нашей группы, в которую вхожу я, Андрей Павлов, и Татьяна Колесникова. В большинстве своем, это заброшенные и забытые церкви Ковернинского, Городецкого, Сокольского, Чкаловского, Володарского, Борского, Богородского, Кстовского, Лысковского, Балахнинского, Семеновского, Воскресенского районов и Дзержинска. Активный поиск и посещение «мест памяти» мы начали в 2009 году. Тяга к родным с детства местам предопределила поездку в Ковернинский район – в деревню Мокловку, где теперь уже в старом доме никто не живет. Посещение могил предков эту тягу не утолило, и мы стали искать для фотофиксации объекты старинной церковной архитектуры сначала на территории района, а затем «географическая» привязка наших поездок значительно расширилась. Ко всему прочему, в сети мы обнаружили ресурс, где результаты нашего духовного порыва и других увлеченных людей, обобщались и систематизировались в виде карты «мест памяти» Нижегородской области.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 07 февраля 2011 года:

Андрей, спасибо за письмо! С удовольствием пополним страницы карты «мест памяти» вышеперечисленных районов фотоиллюстрациями. По каждому памятнику можно опубликовать по 4 фотографии, включая общий план и фрагменты. Привязку лучше делать по конкретному объекту, если в некоторых населенных пунктах Вы снимали сразу несколько памятников. Если фотографий очень много и есть тексты (легенды, воспоминания очевидцев, соответствующая литература, которую можно процитировать, собственные впечатления), то можно по данному объекту историко-культурного наследия создать отдельную внутреннюю страницу, которая будет доступна с той или иной страницы карты «мест памяти» Нижегородской области. Высылайте материалы, будем работать!


Елена Холодова (г. Курск), 15 января 2011 года:

Здравствуйте, Галина! Прошу сообщить условия приобретения буклета «Места памяти. Неизвестные усадьбы Нижегородской области» или обмена на мою книгу «Усадьбы Курской области». Коротко о себе: архитектор, кандидат архитектуры, член Союза архитекторов России, советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААС). Меня интересует литература, раскрывающая тему русских усадеб (сфера моих интересов – усадьбы Курской области). Очень хотелось бы познакомиться с Вашим изданием. С уважением, Елена.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 15 января 2011 года:

Здравствуйте, Елена!
Я - за обмен! С удовольствием вышлю на Ваш адрес буклет и буду признательна, если Вы вышлете на мой адрес свою книгу.
Рекомендую Вам также страницу на сайте, где собраны материалы о 36 усадьбах. Надеюсь, что в наступившем году появится информация и о других объектах (на территории Нижегородской области сохранилось более 100 усадеб). На 2011 год запланировано несколько экспедиций в рамках проекта «Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области».

Елена Холодова (г. Курск), 16 января 2011 года:

Галина, спасибо! Завтра 17-го января высылаю свои книги и жду обмена!

Галина Филимонова (г. Нижний Новгород), 23 января 2011 года:

Елена! Сегодня я получила от Вас следующие издания: Холодова Е.В «Усадьбы Курской губернии. Историко-архитектурные очерки» (Курск: редакция межрегиональной газеты «Славянка»; ТОО «Крона», 1997 год), Холодова Е.В. «Архитектор-художник Александр Аршинов. 1900-1942» (Курск: ООО «Мечта», 2006 год), Холодова Е.В. «Церковная летопись Земли Курской. Коренское» (2010 год). Огромное спасибо, буду изучать. Надеюсь, что Вы также получили мое письмо.

Холодова Е.В «Усадьбы Курской губернии. Историко-архитектурные очерки» (Курск: редакция межрегиональной газеты «Славянка»; ТОО «Крона», 1997 год) Холодова Е.В. «Церковная летопись Земли Курской. Коренское» (2010 год) Холодова Е.В. «Церковная летопись Земли Курской. Коренское» (2010 год) Холодова Е.В. «Архитектор-художник Александр Аршинов. 1900-1942» (Курск: ООО «Мечта», 2006 год)

Елена Холодова (г. Курск), 26 января 2011 года:

Здравствуйте, Галина! Сегодня я получила заказное письмо с буклетами "Места памяти. Неизвестные усадьбы Нижегородской области". Благодарю Вас и весь коллектив фонда "Дать Понять" за замечательно выполненную работу и нужное Дело - создание "Красной книги уходящих усадеб Нижегородской губернии". Желаю новых плодотворных экспедиций, выпусков буклетов и книг!


Наталья Мясникова (г. Новосибирск), 12 января 2011 года:

Здравствуйте, Галина! Я хотела бы приобрести буклеты «Места памяти. Неизвестные усадьбы Нижегородской области» и «Уходящая натура. Усадьбы Нижегородской области». По одному экземпляру каждого издания. Живу в Новосибирске. Как это осуществить и как оплатить? С уважением, Наталья.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 12 января 2011 года:

Наталья! Буклеты я могу отправить Вам по почте по адресу, который Вы мне укажите, либо наложенным платежом (оплата по факту доставки на почте), либо заказным письмом (оплатить можно в Сбербанке, перечислив на счет, который я Вам вышлю, 300 рублей (буклет «Уходящая натура» – 90 рублей, буклет «Места памяти» - 180 рублей, почтовые расходы – 30 рублей).


Ковалёва-Огороднова Людмила Леонидовна, президент Санкт-Петербургского Рахманиновского общества (г. Санкт-Петербург), 20 декабря 2010 года:

Глубокоуважаемая Галина! Большое спасибо Вам за интересные, красочные материалы.
Всю свою жизнь я занимаюсь С.В.Рахманиновым. На днях сдаю в издательство книгу о Рахманинове, куда хочу ввести цитаты из работы Эмиля Сокольского «Игнатовское притяжение». Я читала несколько различных статей и прочих трудов этого интересного, талантливого литератора. Очень Вас прошу, пожалуйста, помогите мне получить прямой контакт.
И ещё вопрос, уважаемая Галина. Могу ли я использовать пару цитат из Вашей статьи «Нижегородские каникулы Сергея Рахманинова»? Благодарю Вас за этот интереснейший материал. Очень хотелось бы получить от Вас для публикации в книге 1-2 фото Игнатова в разрешении от 300 и более пикселей? Я была бы бесконечно благодарна и счастлива. Разумеется, авторство снимка (и его дата) будет указано, ведь это очень интересно - знать, что есть исследователи по всем местам пребывания Рахманинова. Если Бог даст и всё будет хорошо – книгу пришлю в подарок или приглашу Вас на Рахманиновскую конференцию в гости в Петербург.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 20 декабря 2010 года:

Людмила Леонидовна, спасибо за письмо. Контакт Эмиля Сокольского и фотографии, сделанные мной в Игнатове, я вышлю Вам по электронной почте. Рада сотрудничеству и возможности познакомить Санкт-Петербург с «местом памяти» Сергея Рахманинова в Нижегородской области.


Кувшинникова Елена Викторовна, главный редактор литературно-художественного альманаха «Карамзинский сад» (г. Ульяновск), 02 декабря 2010 года:

Здравствуйте, Галина! Посетила Ваш сайт. Вызывает уважение та работа, которую Вы проводите. Так хорошо на сайте задумана страница живой речью Олега Бахарева. Такое впечатление оставляет! Захотелось побывать. Меня интересует все, что связано с усадьбой Александра Карамзина.
Наш альманах основан в 1991 году. Были перерывы в издании. Сейчас (при поддержке губернатора Ульяновской области) он выходит четыре раза в год, распространяется в области.

Обложка альманаха Обложка альманаха Обложка альманаха Обложка альманаха

В Ульяновске 2010 год объявлен Годом Карамзина. Мы из номера в номер поддерживаем одноименную рубрику. В области разработана программа подготовки к празднованию юбилея Н.М.Карамзина. В журнале мы рассказываем о Николае Михайловиче Карамзине и о его семье. В прошлом номере был опубликован материал об Андрее Карамзине - прислал очерк писатель Борис Телков из Нижнего Тагила. Я обратилась к нему с этой просьбой через друзей-поэтов уральских, и он откликнулся. Все же у нас есть единое культурное пространство, и везде есть люди увлеченные, неравнодушные, болеющие за одно дело.
Александр Карамзин бывал в нашем Симбирске. В августе 1845-го года он присутствовал на открытии памятника Н.М.Карамзину и пожертвовал ценные книги из семейного собрания в Карамзинскую общественную библиотеку.
Хотелось бы в ближайшем номере опубликовать материал об Александре Карамзине. Потому обращаюсь к Вам с просьбой рассказать о нем и Карамзинских местах нижегородской земли специально для нашего журнала. Очень надеюсь на отклик и сотрудничество.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 02-14 декабря 2010 года:

Елена Викторовна, спасибо за теплые слова! Специально для ульяновского «Карамзинского сада» - материал «Карамзинский парк в Нижегородской области».


Владимир Бакунин (г. Арзамас, Нижегородская область), 25 ноября 2010 года:

Здравствуйте, Галина Владимировна! Меня зовут Владимир Бакунин, я живу в Арзамасе, аспирант-физик. Мои увлечения - велотуризм и исследование дворянских усадеб и памятников культурного наследия юга Нижегородской области. Очень хотелось бы сотрудничать с Вами и обмениваться информацией.
Я хотел бы предложить к публикации на Вашем замечательном сайте статью об усадьбе Кутлубицких, расположенной в с. Костянка Шатковского района. О чудом сохранившемся великолепном барском доме упоминается лишь в очень немногочисленных источниках. Хотелось бы исправить это. Фотографии к статье сделаны мной и Юлией Сухониной (главным редактором журнала «Деловой Квартал» и соратницей по увлечению). У Юлии есть прекрасный материал о прошлом и настоящем усадьбы Пашковых в Ветошкине «Тени усадьбы». Первая часть статьи достаточно резкая, но просьба оставить как есть, потому что, к сожалению, так оно и есть.
Еще есть статья, посвящённая усадьбе Д.Б.Нейдгарта в поселке Дзержинского Перевозского района, материалы о несуществующей ныне деревне Вычурки Гагинского района, а также об истории села Юрьева и о Троицком и Николо-Сакминском монастырях, располагавшихся в Гагинском районе.
С уважением, Владимир.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 25 ноября - 06 декабря 2010 года:

Владимир, огромное спасибо за отклик!
Предоставленные Вами материалы стали частью карты «Мест памяти» Нижегородской области: «Барский дом на Симбирском тракте», «Тени усадьбы», «Замок на холме», «Памятник Деревне», «Троицкая гора». Благодарю за участие в проекте.


Ирина Игнатова (г. Москва), 19 ноября 2010 года:

Добрый день! Занимаясь поиском архива Чертищевой Марии Васильевны 1914 года рождения (место рождения: поселок Вахтан Хмелевицкого района Горьковской области), я столкнулась с удивительной вещью. Центральный Архив Нижегородской области прислал отказ и направил в Кострому! Центральный Архив Костромы пишет: «Деревня Вахтана Хмелевицкой волости относилась к приходу Макарьевской церкви села Хмелевицы Ветлужского уезда Костромской губернии. Данных нет». Не подскажите, как все это понимать? Сохранилась ли Макарьевская церковь в селе Хмелевицы? Посоветуйте, пожалуйста, кто компетентен в этом вопросе?

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 19 ноября 2010 года:

Ирина! Дело в том, что практически все районы северной части Нижегородской области не входили в состав Нижегородской губернии. Это были территории Костромской и Вятской губерний. Что же касается Макарьевской церкви (1819 года постройки) в селе Хмелевицы Шахунского района Нижегородской области, она дошла до наших дней. Объект включен в Государственные списки памятников историко-культурного наследия Нижегородской области, о чем я разместила соответствующие сведения на карте «Мест памяти» Нижегородской области на странице Шахунского района.
В Шахунском районе есть группа специалистов в народном фольклорно-этнографическом музее, которые, на мой взгляд, могут помочь Вам. В частности, научные сотрудники музея Олег Сергеевич Козырев и Светлана Владимировна Завьялова. Они занимаются подобными поисками, всё знают о своих церквях и работают с документами по родословным, а значит, знают, где они хранятся :)
Они выступали на семинаре «Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти», организованном фондом «Дать Понять» в Нижнем Новгороде в 2009 году. Думаю, лучше всего обратиться к ним.


Ирина Спорынина (д. Зимёнки, Кстовский район, Нижегородская область), 12 сентября 2010 года:

Здравствуйте, Галина! Прочитала на Вашем сайте материал о Дудином монастыре. Дело в том, что я тоже очень озабочена деяниями гр. А.И.Шкилёва. Я живу рядом с ЗАО «ПИРС» в Кстовском районе в деревне Зимёнки. Гр. Шкилёв приложил руку и к уничтожению бывшего санатория «Зимёнки». Это усадьба Башкирова, которая признана памятником природы и истории. Эту территорию отдали Епархии, которая обязалась после реставрации открыть доступ граждан. Прошло 12 лет. Забор и камеры слежения. Граждане привыкли и отступились, но этим летом стали происходить такие события: забор, вырубка парка, траншеи и быстренькое строительство домов. Появились дополнительные будки и надписи. Что же, нет управы на эту компанию? Опять фигурирует Шкилёв и Епархия. Всё кратко не расскажешь. Высылаю Вам материалы для публикации на карте «мест памяти» Нижегородской области.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 13 сентября 2010 года:

Ирина, спасибо за письмо. Публикую Ваш материал «Зимёнки за забором» как отдельную страницу карты «мест памяти» Нижегородской области (см. Кстовский район Нижегородской области). Думаю, Зимёнкам здорово повезло с такими неравнодушными и активными жителями!

Ирина Спорынина (д. Зимёнки, Кстовский район, Нижегородская область), 08 августа 2011 года:

Здравствуйте, Галина. История с захватом земель в Зимёнках продолжается. Хотя очень медленно. Вырубили просеку, но депутат наш сказал, что наложен штраф. Но кем и за что? Ведь к этим обнесённым забором участкам только через заросли леса можно добраться. Участки – на крутом, периодически обваливающемся берегу. Спросила в сельсовете:
- Почему же не строятся?
- Упасть боятся!
- Тогда зачем захапали?
- Вы видели список владельцев? Сплошь правительство Нижегородской области!
Собаки на сене! Суды продолжаются. Написала в «Дронт». Сельсовет сказал, что можно какую-то экспертизу земель провести, но платно. Вы что-нибудь об этом знаете? На территории усадьбы (теперь это территория Нижегородской Епархии) построили церковь. Свободного доступа нет. Комендант сказал, обращайтесь к секретарю Епархии. Жители на сходе 10 лет назад решили передать усадьбу Епархии, которая обещала привести всё в порядок и открыть свободный доступ жителей. В сельсовете сказали: «Развели вас, как лохов». Так противно от всего этого! Концов не найдешь!


Скалон Александр Васильевич (г. Барнаул), 15 августа 2010 года:

Уважаемая Галина, спасибо за интересные публикации.
В качестве отклика на материал «Нижегородские каникулы Сергея Рахманинова» хочу сообщить, что 22 мая 2010 года в Буэнос-Айресе умер мой старший кузен – внук генерала Дмитрия Антоновича Скалона, который близко знал Рахманинова и дружил с ним до его последних дней. Речь идет о старейшем клирике Русской Зарубежной Церкви, ключаря Воскресенского кафедрального собора Буэнос-Айреса митрофорном протоиерее Владимире Скалоне. Отец Владимир родился в 1923 году. Его отец Николай Дмитриевич Скалон погиб в последние дни войны, а их дом в Дрездене был уничтожен во время тотальной бомбежки союзниками.
С момента рукоположения в диакона в 1955 году Владимир Скалон служил в Воскресенском соборе в Буэнос-Айресе. С 1982 года – протоиерей; с 1984 года – заместитель председателя епархиального совета Аргентинско-Парагвайской епархии Русской Зарубежной Церкви, заместитель настоятеля Воскресенского собора. В 90-е году, в виду продолжительного отсутствия правящего архиерея, фактически исполнял обязанности настоятеля. Окормлял ряд храмов в Буэнос-Айресе и его пригороде: Всех святых в земле Российской просиявших в г. Вилла-Ариза (Итузаинго) и святого Иоанна Предтечи в г. Вилла-Диаманте. В 1993 году исполнял обязанности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (РПЦЗ). Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года (из-за преклонного возраста и болезни не смог прибыть в Москву). В последнее время состояние здоровья отца Владимира не позволяло ему совершать богослужения.
Владимир Скалон – потомок древнего дворянского рода, происходящего от французского гугенота Георгия де Скалона, переселившегося после отмены Нантского эдикта в Швецию, а его сыновья Степан и Даниил – в 1710 году в Россию, где и прославился генерал-адьютант, генерал-от-кавалерии Дмитрий Антонович Скалон - председатель Императорского Русского военно-исторического общества, военный историк (1840 – 1918).
Отец Владимир расспрашивал меня о наших имениях. Казалось, что всё было разрушено так, что и фундаментов не осталось. Рад, что хоть что-то сохранилось. Это больше, чем в нашем поместье в Суле (родовом поместье Рычковых, потомков П.И.Рычкова, под Оренбургом). Обдуманное разорение, нарочитое, хладнокровное...
Вместе с Рахманиновым из истории страны были выброшены многие и многие тысячи не менее талантливых людей. Даже думать тяжело. И эта Каинова печать так и стоит на лбу народа, причем кое-кто ею даже похваляется.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 22 августа 2010 года:

Александр Васильевич, спасибо за интересный отклик. Ситуация с бывшей усадьбой генерала Скалона в селе Игнатове Сергачского района Нижегородской области острее всего отражает проблемы сохранения культурного наследия и деформации исторической памяти россиян. Несмотря на отсутствие материальных объектов культурного наследия в Игнатове, именно здесь меня посетила мысль продолжить работу, начатую проектом «Уходящая натура», в рамках уже нового проекта «Места памяти», экспедиции и публикации которого адресованы тем, кто стремится сохранить наше подлинное наследие хотя бы в качестве места памяти.


Юлия Рунова, 14 июля 2010 года:

Уважаемая Галина! Меня зовут Юлия Рунова. Я слушатель факультета Управления социокультурными проектами Московской высшей школы социально-экономических наук. В настоящий момент я пишу диссертацию на тему, связанную с образованием в сфере творческих индустрий и менеджмента культуры. Хочу взять несколько экспертных интервью с целью выявить требования, предъявляемые данным сектором к российским образовательным программах в сфере менеджмента культуры (и, соответственно, к их выпускникам). Я хотела бы с Вами встретиться и побеседовать на эту тему. Заранее спасибо за уделённое время!

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 15 июля 2010 года:

Юлия! Тема образования в сфере творческих индустрий и менеджмента культуры очень интересует меня. Если я могу быть чем-то полезна, то готова встретиться и ответить на Ваши вопросы.

Юлия Рунова, 05 сентября 2010 года:

Галина, высылаю Вам расшифровку интервью. Возможно, оно Вам как-то пригодится. Если у Вас будут ко мне дополнительные вопросы, пожалуйста, обращайтесь. Я очень благодарна Вам за уделённое время, для моей диссертации интервью имеет огромную ценность.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 08 сентября 2010 года:

Спасибо! Публикую на основе рашифровки «Экспертное интервью» на сайте со ссылками на проекты, о которых я рассказывала.


Очаковская Любовь Ушеровна (г. Ричон-ле-зион, Израиль), 20 июня 2010 года:

Галина! Пишу Вам с надеждой узнать о моем деде Тенищеве Григории Петровиче (1893 – 1937), священнике села Спасское Нижегородской области. Много лет мы с братом знали, что дед был учителем и умер от болезни. Только во времена перестройки мама рассказала, что ее отец стал священником, дважды его арестовывали, и после второго ареста он не вернулся.
Когда открыли для туристов г. Горький, я там была. В музее проходила выставка, посвященная репрессированным священнослужителям. Работники музея связали меня с председателем общества «Мемориал». Так мне удалось узнать, что Тенищев Григорий Петрович был арестован 16 сентября 1937 года и по приговору суда был расстрелян 20 октября. Реабилитировали его в октябре 1956 года. После ареста пришли какие-то люди, забрали книги, альбомы, поснимали со стен фотографии (в красивых рамках), канделябры, том Пушкина в переплете с замочком (мама говорила, что одно из первых изданий), а также семейный альбом, куда писали стихи и рисовали гости и друзья. По словам бабушки, там были рисунки известных художников.
Тенищевы жили в Горьком, родня по деду – в Лыскове, в Макарьеве (мама вспоминала, что на праздники они ездили в Макарьевский монастырь, а тетя сказала, что их дед служил там в сане). У Григория Петровича были сестры – все учителя и кто-то директор школы. Когда его арестовали, связь была прервана. После его ареста бабушка ни с кем не встречалась, она увезла детей спасать от ареста.
Тетя рассказывала, что в период перестройки она беседовала с сотрудником музея из Смоленска, который предположил, что Тенищевы могут иметь отношение к знаменитой княгине М.К.Тенишевой, основательнице Смоленского музея. Ей рассказали, как в фамилии мог появился «хвостик» у буквы «ш» и они стали Тенищевыми. Но тетя так и не поехала в Смоленск. Вероятно, сработал инстинкт самосохранения.
Пишу Вам с искренней надеждой узнать, имеет ли отношение ветка наших Тенищевых к славной истории России, а также есть ли у нас родственники по линии деда в Нижегородской области.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород, Россия), 10 июля 2010 года:

Любовь Ушеровна! В Центральном Архиве Нижегородской области содержатся следующие сведения: «Тенищев Григорий Петрович. Священник Вознесенской церкви села Островское Макарьевского уезда. С 1893 года рождения 24 июля, сын священника отца Петра Григорьевича Тенищева из села Картмазовки Княгининского уезда, уроженец села Островское. В 1916 году находился в действующей армии на Австро-Венгерском фронте. До армии служил учителем в Земской школе. В 1932 году осужден на 5 лет концлагеря. Вновь арестован 16 сентября 1937 года. Приговорен «тройкой» в ВМН. Расстрелян 20.11.1937 года» (Книга Памяти, т. 2, с. 648).
Судя по карте современного районного деления Нижегородской области, село Островское входит в состав Княгинского района. Островское известно дошедшими до наших дней двумя церквями. Имело бы смысл организовать туда специальную экспедицию, пообщаться с экспертами и местными жителями, провести фотосессию, опубликовать материалы в местной прессе и в интернете. Всё это поможет найти ответы на Ваши вопросы. Весьма велика вероятность, что после публикаций откликнутся родственники в Нижегородской области и за ее пределами. Со своей стороны, могу оказать содействие в организации такой поездки (с Вашим участием или без) с последующими публикациями в СМИ.
Что касается родственных связей Тенищевых с княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой (в девичестве Пятковской). Эта тема достойна специального исследования, начать которое, возможно, необходимо с изучения родословной супруга княгини Вячеслава Николаевича Тенишева – крупного промышленника, инженера, серьезно увлекавшегося этнографией. В среде культурологов он известен тем, что предпринял колоссальное начинание по сбору этнографических материалов и оказывал финансовую поддержку деятельности своей знаменитой супруги. В моем архиве есть некоторые материалы исследователей и искусствоведов о Тенишевых. Думаю, что Ваше письмо – отличный повод объединить их в одну публикацию «Мать декадентства или Марфа Посадница».

Комментарий Скалона Александра Васильевича (г. Барнаул, Россия), 23 августа 2010 года:

Сейчас смоленские специалисты и доброхоты пробуют поднять память о княгине Тенишевой, но что делать с ее мужем, заслуги которого не меньше, если не больше? Полагаю, мешает, как и во многом, стыд: тело князя, так много сделавшего для своей Родины, было выкинуто из могилы, осквернено и где-то зарыто. Увы, это делали именно те, кого князь В.Н.Тенишев облагодетельствовал, а его супруга кормила, учила и просвещала.
Именно здесь скрыта, на мой личный взгляд, проблема, на которой оскальзывается не в первый раз наша Родина. Не помнить добра, рабски завидовать чужому достатку (не богатству - его ненавидят), презирать ум и мудрость, похваляясь личной глупостью, хотеть и не мочь. Это одна из черт нашего народа, навлекавшая на него многие беды в прошлом, да и сегодня не избытая.
Как понимать то, что больше половины активных россиян, участников известного опроса, самым достойным представителем России во все времена считали Сталина? А иные и Ленина? Бегут из страны те, кто не хочет повторения судьбы Тенишевых, когда за все доброе и имение разорили, и гробницу растоптали.
Судьба библиотеки прадеда моего, Василия Юрьевича, такова же: книги рвали, отыскивая «спрятанные в них деньги»! Барин был богат, вот сколько книг купил (в основном, экономическая библиотека на пяти языках, состоящая из 25 тысяч томов, по сообщению моего отца), а денег не нашли - значит в книгах прятал! Остатки библиотеки, кажется, в Ярославском пединституте.
Ровно то же с имениями Чичерина Б.Н., а его роль в теории российского права и по сей день не оценена. Да мало ли культурных центров, заботливо созданных и служивших образованию и развитию страны, было нарочито и гнусно разорено? Стоит почитать Архив русской революции, как волосы дыбом встают.
Пока мы не осознаем свою историю, мы так и будем существовать, переползая из кризиса в кризис.

Ирина Александровна Наумова (г. Лысково, Нижегородская область), 15 апреля 2011 года:

Уважаемая Галина! Не могли бы Вы подсказать, как связаться с Любовью Очаковской. Дело в том, что я знаю её родственника – Александра Ципровского. Это один мой знакомый, но у него нет возможности писать электронные письма, он может только позвонить. Сообщите, пожалуйста, куда именно.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород, Россия), 15 апреля 2011 года:

Ирина Александровна, спасибо за отклик. Предлагаю поступить так: я сообщу Л.У.Очаковской Ваши контакты, а она уже сама выйдет на связь с Вами.

Очаковская Любовь Ушеровна (г. Ричон-ле-зион, Израиль), 19 апреля 2011 года:

Галина, очень Вам признательна за весточку. С удовольствием позвоню Ирине Александровне.

Ирина Александровна Наумова (г. Лысково, Нижегородская область), 24 апреля 2011 года:

Галина! Громадное спасибо за помощь! Родственники Тенищевых уже общаются! Я очень рада за них! Если у Вас есть книга А.Н.Мясниковой «Это знаменитое село Лысково», Вы можете увидеть на 449 странице фотографию Лидии Петровны Тенещевой с мужем И.А.Ципровским и прочитать небольшой рассказ о них.


Ольга Горнова (г. Нижний Новгород), 26 мая 2010 года:

Галина! После публикации в газете «Нижегородские новости» Вашего материала «Тайны замка Оболенских» к нам в редакцию пришло письмо от некоего Вячеслава Голубева, который просит принести ему извинения: «В статье «Тайна замка Оболенских» от 23 апреля 2010 года в Вашей газете напечатано оскорбление в мой адрес, что горе-предприниматель арендовал в 90-е годы эту усадьбу. Я прошу Вас принести публичные извинения за это оскорбление. В 1993 году я по договору 66 купил эту усадьбу у совхоза «Восход», тогда уже ТОО «Восход» за 6 000 000 (Шесть миллионов) рублей и 4 колхоза всю ночь получали невыплаченную зарплату за год. Должны на меня они молиться день и ночь! Я кучу денег ввалил не только в покупку, а мне пришлось менять 6 000 000 $ на рубли, по курсу 1:1, но я платил и за охрану усадьбы, работы по составлению сметы Строительному университету, за составление исторической справки по усадьбе, привозил за свой счет 4-х деканов университета для замеров Барского дома, осмотра усадьбы, фотографирования ее, обследования по проектным работам, составлены ряд договоров с университетом по реконструкции усадьбы. Председатель совхоза продал усадьбу, хотя не был ее владельцем, а был лишь балансодержателем. Кстати, на справках БТИ стоит гербовая печать администрации Воротынского района. Сейчас же я не могу получить и выписки из Поземельной книги по дому, эта информации из книги вообще таинственным образом исчезла. Поэтому за 17 лет написано 7 томов исков в Арбитражный, мировой, районный суды, губернаторам Немцову, Склярову, Ходыреву, Шанцеву, в Минимущество, Кадастровую палату, Генеральную, областную, районную прокуратуры, МВД, УВД, РОВД, БТИ, ФРС и т.д., но все письма всегда приходят тому, на кого жалуешься, прямо как по Высоцкому, «так я же их читал». Генеральная прокуратура даже на жалобах по отказу в возбуждении уголовного дела по поджогу усадьбы пишет: «без контроля», а областная прокуратура тем более, не говоря о действиях районной и ОВД…».

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 26 мая 2010 года:

Ольга! У меня создалось впечатление, что Вячеслав Голубев не читал статью или не понял, о чем она.
Мне же не понятно, как можно приносить извинения человеку, чье имя я даже не упоминала в своей статье. Более того, «горе-предприниматель» - это человек, результат деятельности которого привел к непоправимым, катастрофическим последствиям. И не важно, видит ли он себя инициатором этих последствий или благодетелем, на которого нужно «молиться день и ночь». Главное – результат. Фотографии, сделанные участниками экспедиции «Уходящая натура-2009» в усадьбе Оболенских, говорят о том, что замок Оболенских после пожара перестал быть памятником культуры, превратившись в руины, а впоследствии и в свалку, куда приносят мусор местные жители. Мне кажется, Вячеслав сильно ошибся адресом, требуя от меня публичных извинений. Ведь приобретая в собственность памятник культуры, он брал на себя ответственность за его сохранность. Отдавал он себе отчет в этом или нет – это уже другой вопрос.


Владимир Подборский (г. Киев, Украина), 20 мая 2010 года:

Галина! В Киеве обнаружена биография Милия Балакирева, написанная княгиней Волконской. Сейчас готовим ее к публикации. Удивительно, что эти материалы «всплыли» к 100-летию со дня смерти великого музыканта. В этой связи хотелось бы узнать, как родина Милия Алексеевича празднует именно этот день, а не день рождения физического тела?

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород, Россия), 29 мая 2010 года:

Владимир, спасибо за интересную новость. Об отношении к наследию М.А.Балакирева в Нижнем Новгороде читайте в специальном материале «Попечитель судеб русской музыки».


Светлана Королева, 18 мая 2010 года:

Здравствуйте, Галина.
Я прочла Вашу статью «Смесь грузинского с нижегородским» и набралась нахальства обратиться к Вам за помощью. Дело в том, что я собираю материал о князе Грузинском Георгии Александровиче. Не могли бы Вы дать мне какие-нибудь ссылки на сайты или электронные адреса Лысковских историков и краеведов. У меня много вопросов, которые я бы хотела им задать.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 19 мая 2010 года:

Светлана! В Лыскове есть замечательный краеведческий музей. Рекомендую Вам отправиться туда и пообщаться с директором музея Еленой Глебовной Пироговой. Думаю, она может посодействовать в поисках ответов на Ваши вопросы.
Электронные адреса и другую полезную в Вашем исследовании информацию можно узнать в ходе экспедиций, которые фонд «Дать Понять» организовывает в разные районы Нижегородской области с привлечением экспертов (музеологов, историков и краеведов). Для этого нужно всего лишь стать участником поездки.


Александр Шрамко, 04 мая 2010 года:

Галина! Спасибо за публикацию на Вашем сайте статьи Станислава Повеликина «Дух родной земли». Я собираю все, что связано с Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым... Моя прабабушка Феодосья Дмитриевна Ветлугина (Гребенщикова) - родная сестра Георгия Дмитриевича. 6 мая мы будем отмечать его День рождения. Не могли бы Вы подсказать, как связаться с автором статьи? Думаю, мы могли бы с ним посотрудничать.

Книги Г.Д.Гребенщикова, издательство АЛАТАС, фото предоставлено Александром Шрамко Г.Д.Гребенщиков, Париж, 1924 год, фото предоставлено Александром Шрамко Н.К.Рерих с Г.Д.Гребенщиковым, 1929 год, фото предоставлено Александром Шрамко Карта Чураевки, автор Владимир Чистяков, 1968-1969 гг., фото предоставлено Александром Шрамко

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 04 мая 2010 года:

Александр! Рада, что статья нашла своего читателя. Автор материала, бывший нижегородец, живёт теперь в Америке. Я вышлю Вам его e-mail. Удачи!

Комментарий Станислава Повеликина (США), 06 апреля 2011 года:

26 марта 2011 года прилетел родственник Гребенщикова Александр Шрамко с целью снимать фильм про писателя в Чураевке, а в прошлую субботу – 2 апреля 2011 года – в Чураевке (в часовенке) была служба. Она войдет фрагментом в фильм о Гребенщикове. Оказывается, Владыка манхэттеновской православной церкви, который проводил службу, работал в детстве в Чураевке наборщиком текстов в типографии Гребенщикова. А Остапчук, которого мы в прошлом году видели, когда я очерк о Чураевке написал – умер, осталась там только одна русская семья. Подробнее – в материале «Богослужение в Чураевке».


Баикина Елена Александровна (г. Выкса, Нижегородская область), 26 апреля 2010 года:

Галина! Обращается к вам историк, руководитель туристического агентства г. Выкса Елена Баикина. Обнаружила в планах фонда «Дать Понять» визит 29 мая 2010 года в усадьбу Баташевых - Лессингов (только это не Вознесенский, а Выксунский район). Интересуюсь, возможно, у нас общие цели (почитала о фонде и его деятельности), и наша организация может быть вам чем-то полезна? Если вы поподробнее обозначите задачи визита и желаемые направления, то с удовольствием поспособствую в их реализации.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 26 апреля 2010 года:

Елена, спасибо за письмо. Дело в том, что я трижды была в Выксе. По итогам экспедиции в усадьбу Баташёвых, организованной фондом «Дать Понять», я написала и опубликовала статью «В поисках духа старой Выксы». По итогам двух других поездок, организованных пресс-службой Выксунского металлургического завода, на моем сайте появилось еще несколько статей, которые стали составляющими карты «мест памяти» (Выксунский район Нижегородской области).
Однако в этом году я планирую посетить именно Вознесенский район. В Реестре загородных усадебных комплексов Нижегородской области, есть сведения об усадьбе Баташёвых и об усадьбе Лессинга, расположенных в поселке Вознесенское и в селе Илёв соответственно. А это территория Вознесенского, а не Выксунского района. Вот туда я и организую экспедицию 29 мая 2010 года, посмотрим, что к чему.

Баикина Елена Александровна (г. Выкса, Нижегородская область), 05 мая 2010 года:

Материалы Ваши я видела, особенно благодарна за «статус благородных развалин» – уж так Вы точно это подметили, я Вас периодически цитирую по поводу нашего чудо-отеля.
По Вознесенскому району. Краеведы как-то недоуменно разводят руками, мол, может, что и есть. Поэтому было бы очень интересно узнать, что Вы там обнаружите.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 31 августа 2010 год:

Елена! По итогам экспедиции в Вознесенский район я написала и опубликовала два материала: «Баташёвы наследили не только в Выксе» и «Чугунное наследие немецких мастеров». Надеюсь, Вы включите сохранившиеся объекты Баташёвского наследия в маршруты своего туристического агентства. Внимание общественности не будет лишним и для них.


Сергей Мельников (г. Москва), 13 января 2010 года:

В ответ на публикацию «Здесь был Репин» выслал Вам портрет Е.Н.Званцевой, сделанный Репиным в конце 1880-х. Это односеансный этюд, по мнению Галины Сергеевны Чурак (ГТГ). Я приобрел его в Хельсинки, выставлял на аукционе в галерее «Совком», но он до сих пор не продан. Наверное, он мог бы представлять интерес для Нижегородского музея, если найдется спонсор. Стоимость обсуждается.
На мой взгляд, самый удачный портрет Елизаветы Николаевны кисти Репина находился в Сталинградском музее. Он был утрачен при эвакуации музея. Есть также репинская акварель (висит в Интернете), еще один портрет находится в музее г. Стокгольма. В 1903 году портрет Званцевой написал К.А.Сомов.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 14 января 2010 год:

Сергей! Спасибо за ценную информацию. Добавляю ее в качестве комментария к статье «Жестокая муза Репина» со ссылкой на Вас. Здесь же публикую репродукцию портрета Е.Н.Званцевой. Заодно и спонсора поищем!


Николай Локотьков, редактор журнала «Введенская сторона», (г. Старая Русса, Новгородская область), 01 января 2010 года:

Милая Галя-Галина, здравствуйте!!!
С радостью вспоминаю наше общение в Москве. Спасибо! Хочу пожелать только успехов в Вашей неуёмной деятельности. Побывал на Вашем сайте и изумился тому объему работы, который Вы проделываете. Примите мои искренние восхищения!!! Желаю Вам и Вашим близким всего самого доброго и успешного.

Ответ Галины Филимоновой (г. Нижний Новгород), 01 января 2010 год:

Здравствуйте, Николай!
Спасибо за письмо и тёплые слова и огромная благодарность организаторам семинара «Культурные инициативы и журналистика» за приглашение в Москву, интересную программу и знакомство с замечательными творческими людьми. Всех благ и удачи во всём!


P.S. Если материалы, опубликованные на моем сайте, вызвали у вас интерес и желание поделиться информацией, задать вопрос или оставить отклик, присылайте свои сообщения на адрес электронной почты: nonstop6@yandex.ru

С уважением, Галина Филимонова

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!