О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Культура в собственном соку  

В одном из «отвязных» мультов Олега Куваева главная героиня Масяня указывает на кучки мусора, лежащие по всему городу, комментируя: «Вот тут у нас немного культуры, там культура, и здесь еще культура валяется…». Примерно об этом, об искусстве Нижнего, был снят фильм Галины Филимоновой «В собственном соку». В нем культуру в городе пытаются отыскать сами художники, фотографы, журналисты...

Презентация неэкранного фильма «отдрожала» 7 сентября на небольшой площадке во дворе одного из домов. Почему «отдрожала»? Шел дождь, небольшой полиэтиленовый тент отважно боролся за сухость под ногами, самовар уставал кипятить воду для чая, спорил с фильмом костер, шипящий где-то в отдалении. Кучка молодых людей, стоящих за прозрачным железным забором при свечах, смотрящая небольшой телевизор, периодически привлекала ленивое внимание уличных прохожих. Начинало казаться, что экспонаты – это мы. Фотовспышки и камеры укрепляли догадку.

Галина Филимонова, автор представленного фильма, любит организовывать выставки в необычных местах. Помимо видеоэссе этот вечер презентовал новую площадку для перфомансов – ту самую, расчищенную, с заборной окантовкой. Фильм же на тему «Есть ли культура в Нижнем?» все желающие смогут оценить в Русском художественном музее.

Главным комментатором и рассказчиком в фильме стал художник Олейников, которому, по словам самой Филимоновой, посвящено данное видео. Коля Олейников проводит выставки своих медиапроектов в магазинах и общественных местах. Его искусство застает врасплох, особенно тех, кто никогда им не интересовался. В конце августа он «укомплектовал» своим детищем один из книжных магазинов города. Возможно, проект еще идет.

Фильм представляет собой размышления художника, его видение сегодняшней нижегородской культуры, высказываемые в экстерьерах самого города. Кроме того, он «сдобрен» разношерстными комментариями нижегородских художников, журналистов, искусствоведов, фотографов и иных «околокультурных» личностей. Из их уст частенько звучат слова «было», «раньше» и другие прошловременные категории, мерно погребающие нижегородскую культуру.

Однако гибнет не только нижегородская культура. Во вступительной статье книги про московских актуалистов «Культурные герои XXI века» одним из политиков излагаются тезисы: «Власть вообще не имеет права на вкус. На это есть специалисты... В России нет нормальной технологии смены культурных поколений, когда профессионалы выбирают профессионалов. Только так развивается культура. Политика должна создавать для этого условия, всегда оставаясь за кулисами». К слову сказать, в книге с таким предисловием некоторые современные художники-актуалисты, Кулик, например, красовались на фотографии с отрубленными человеческими головами. В числе «подвигов» русских актуалистов сегодняшних дней: перфомансы с выпусканием кишок и отрезанием голов животным, осквернение икон, уродование собственных частей тела, постепенное превращение себя в робота и другое. Что нам безобидные работы Хёрста с его плавающей в формальдегиде полуразложившейся акулой или законсервированной овцой! Актуализм медленно доползает до глубинок, до нас в том числе. Его «мягкие» отголоски - в работе нашего Андрея Егорова «Богоматерь», где практически иконное ее изображение разрушает одна обнаженная грудь. Или его же стенд с фотографиями фекалий-иероглифов на недавней выставке «Маскарадуга». Такой новый всплеск дадаизма (нелогичного антиискусства разрушения устоев, зародившегося в 1916 - 1925 годах), то есть интеллектуальная анархия и поиски расширения сознания, даже посредством причинения себе боли, неслучайны. Дадаизм зародился в Цюрихе как реакция на Первую мировую войну, чтобы показать людям до чего они смогли опуститься. Что же происходит с нами сейчас?

Фотограф Дмитрий Соколов в фильме полуслучайно, в задумчивости оброняет: «…а может, нужна агрессия?». Да вы что, ребята? Агрессия, чтобы заставить замечать искусство? Нам этой агрессии хватает и в жизни, и в некоторых современно-художественных выходках.

Художник Олейников утверждает, что культура отдана интеллигенции, но эта революционная масса маргинальна. Действительно, «чистые» творцы и художники, не желающие отправлять свое искусство в «коммерческую бездну», нередко доводят себя до обнищания. Они обвиняют в этом эпоху, политику правительства, общество в целом. Многие перекочевывают в категорию «двуликих Янусов», совмещая в себе творчество для души и «на продажу». Что делать в этой ситуации? В идеале - осторожно подстраивать общество под свое истинное творчество, а не наоборот. Ходы Николая Олейникова очень разумны в плане насаждения искусства в местах, где его не ждут. Видимо, теперь и культуре приходится бороться за право на существование. Мир ускоренными темпами переползает в «глобальную паутину». В ней искусство вынуждено трансформироваться в какую-то «полуущербную» опрощенную форму. Быстрые темпы жизни не оставляют нам времени на «впитывание» прекрасного, которое в общем-то перестает быть таковым.

Творцы «тонут» в концептуализме и перфомансах. Они, право, не задумываются о том, что вскоре обычные люди перестанут, а того гляди, и не захотят их понимать. Культивируя претенциозное «искусство междусобойчиков», художники печально заявляют, что их новое придут смотреть примерно те же. Куда-то исчезает эстетика арт-объектов, их завораживающая любого красота и привлекательность. Даже в театральных спектаклях вкрапления мата. Начинает казаться, что ничего нового придумать почти нельзя. Искусство завоевывает медиапространство или «берет в оборот» буквально мусор. И составляя из него нечто, учит нас смотреть на все по-новому. Действуя по принципу - «в хозяйстве все сгодится!», художники вдыхают новую жизнь в ржавые гвозди, крышки от бутылок, коряжки и шприцы. Но наверняка у каждого из них «вызрело» множество грандиозных проектов, элементарно не нашедших финансирования.

Молодой Николай Олейников, конечно, не считет Нижний культурной столицей, что, наверное, много искреннее, чем умиляться присвоенным себе званием. В фильме Филимоновой Олейников выстраданно кидает: «Город забыл культуру». Уточнение: похоже, город забыл свою культуру. К нам регулярно наведываются иностранные художники. Помните, в Арсенале недавно выставлялись голландцы. Мы сильно гордились, что с нашей и их стороны в проект было вложено одинаковое количество средств. Но полезней было бы устраивать выставки чужеземного искусства совместно с нашим. Можно будет сразу увидеть уровень и подняться еще выше. А так наши люди искусства убого ютятся по нижегородским клубам и кафешкам. Уезжать в Москву страшно, но многие едут. Ксения Шильникова, например. Ася Феоктистова сетует на то, что скоро все уедут. Сам главный герой «В собственном соку» Николай Олейников тоже привыкает выставляться в столице.

Богемные герои фильма вспоминают, что искусство хорошо развивалось в 70-е – 80-е годы. За ушедшее развитие культуры в нашем городе слышна их «особая признательность» Б. Немцову. Надо учесть, что фундамент сегодняшнего искусства закладывался в 90-х, а «эпоха перемен» - непрочный фундамент. Нижегородская культура давно варится в собственном соку. Продолжение следует?

Н. Ручина

Материал опубликован в журнале "Досуг в Нижнем" от 09-15 сентября 2004 года



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!