О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Нижегородская епархия отказалась освящать храм Приклонских

Русский народ всегда отличался набожностью, верой. На Руси с уважением относились к церковным праздникам, на защиту страны поднимались с именем царя и Бога. Провозглашение царя помазанником Божьим сильно укрепляло его власть в глазах верующих. Церковь или хотя бы часовня были главными зданиями любого, даже самого маленького ареала обитания русского человека.

Многие помещики и дворяне в своих имениях на собственные средства строили приходские церкви для своих крестьян, а также уникальные по красоте и отделке домовые церкви для себя и своей семьи. Церковь уже перестает быть «божьим храмом», а становится символом достатка, уровня образованности, воспитания и вкуса владельцев. Для церковной архитектуры того времени было характерно смешение различных орнаментальных стилей, что придавало многим сооружениям оригинальность и некоторую воздушность.

Некоторые церкви, благодаря счастливому стечению обстоятельств, удалось сохранить, но многие из них, являясь неподражаемыми архитектурными творениями, находятся в ужасном состоянии.

Интересную церковь можно встретить в с. Подвязье Богородского района, построенную предположительно по проекту Н.А. Львова (1751 – 1803). Строил ее в 1818 году один из владельцев Андрей Богданович Приклонский, большой любитель роскоши и пафоса. А.Б. Приклонский не любил тривиальных решений, построенная им церковь сильно отличалась от принятых церковных канонов. Она на долгое время осталась неосвященной. Эта церковь, после освящения получившая название Воскресенская, возвышается в высоту на столько же метров, насколько она уходит под землю. Внутри, под землей находится склеп Приклонских, самый старинный склеп на территории Нижегородской губернии. Во всех окнах церкви стояло венское стекло, витражи были изготовлены из рубинового стекла. Сейчас еще можно увидеть осколки коричневого цвета – рубин смешивали с серебром, со временем серебро, окислившись, приобрело именно такой оттенок. Наверху располагались церковные хоры, поддерживаемые галереей двойных колонн, где сидели музыканты. Были у этого строения и признаки классицизма (удвоенные колонны), и признаки мусульманства (куполообразная крыша, на вершине которой, по мнению епархии, должен был идеально смотреться полумесяц, а не православный крест).

В Гагинском районе в с. Ветошкино сохранилась часть усадебного комплекса А.В. Пашкова, в том числе и построенная владельцем усадьбы в 20-х годах XIX века в стиле русского классицизма церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это была первая каменная постройка ансамбля. До сих пор церковь поражает величием своей архитектуры, не уступающей столичным культовым постройкам того времени. Западный фасад представляет собой портик тосканского ордена с четырьмя интересными колоннами: боковые колонны квадратного сечения, а центральные – круглые. Чуть западнее церкви была возведена, разобранная в советское время, четырехъярусная колокольня со шпилем. Внутренний интерьер церкви был расписан в технике гризайль (вид декоративной однотонной живописи, выполняемой чаще всего в оттенках серого цвета). Используя эту технику, мастера добивались эффекта рельефности своих изображений. В церкви также имелся резной иконостас. Сейчас (с 1811 года «вернувшись на родину») в этой церкви, в настоящее время действующей, находится список, в свое время подаренный селу Ветошкино Иваном Грозным.

Настоящей изюминкой архитектуры можно назвать церковь Спаса Преображения в с. Симбилей Дальнеконстантиновского района, построенную в имении Орловых-Давыдовых в 1850 году в старо-романском стиле. К сожалению, в церкви был пожар, вследствие которого все деревянные элементы сгорели, и в настоящее время сохранились только массивные, толщиной в пять кирпичей стены церкви. Во времена Орлова внутреннее убранство церкви украшали элементы готики и росписи итальянских мастеров, а также резной дубовый иконостас, сделанный лондонскими мастерами, несколько сохранившихся элементов которого можно увидеть в районном музее. Верх церкви венчает искусная ажурная кирпичная кладка. У западного входа в храм сохранилась винтовая кирпичная лестница, уходящая в небо. Эффект «птичьего полета» дополняет отсутствие крыши и каких-либо боковых перекрытий на самой последней ступеньке. Вот она, захватывающая дух свобода!

Хотя в церковной жизни Дальнеконстантиновского района (как, впрочем, и в других местах великой России) особой свободы в прошлом веке не наблюдалось. После революции в истории русской церкви настали самые тяжелые дни. Новая государственная власть пыталась стереть веру из сознания людей, религия объявлялась реакционной существующему режиму. В 1932 году была объявлена «безбожная пятилетка». В соответствии с этим планом к 1936 году планировалось закрыть последнюю церковь, а к 1937 году добиться того, чтобы имя Бога в России вообще перестало упоминаться. До революции в Дальнеконстантиновском районе было 39 церквей, из которых четырнадцать было разрушено полностью и одиннадцать частично. Из четырнадцати сохранившихся, восемь имеют статус памятника и около десяти продолжают действовать в настоящее время. Сама Спасо-Преображенская церковь прекратила действовать в 30-е годы XX века.

С конца прошлого века действует церковь, расположенная рядом с усадьбой лесопромышленника С.Н. Беляева в Воскресенском районе. Это церковь Иконы Божией Матери Смоленская, больше известная как просто Смоленская церковь. Каменная церковь с колокольней, построенная в XIX веке в стиле классицизма, была в советское время закрыта. За это время разрушили колокольню и нанесли значительный ущерб самой церкви, в здании располагался Дом культуры.

Мало кто из нижегородцев не был в Большом Болдине и, конечно, все обращали внимание на каменную красавицу – церковь Успения Божией Матери с двумя приделами Архангела Михаила и Николы Чудотворца. В настоящее время действующая Успенская церковь была построена дедом А.С. Пушкина Львом Александровичем и является памятником архитектуры раннего классицизма с барочными элементами. По словам ее настоятеля священника Евгения Качкина, это единственный сохранившийся храм, возведенный на средства знаменитого дворянского рода. Есть мнение, что дед поэта заложил церковь в 1790 году, но более распространена версия, что это случилось в год рождения его, ставшего всемирно известным, внука. Церковь практически полностью разрушили в 30-х годах прошлого века и восстановили только в 1999 году, к двухсотлетию со дня рождения А.С. Пушкина.

Немаловажный след в истории Нижегородской губернии оставили братья Андрей и Иван Баташевы. Их металлургические заводы в городе Выкса были известны и за пределами России. Как и все богатые люди того времени, братья Баташевы старались благоустроить принадлежащую им территорию, заботясь и о своих близких, и о людях, работающих на их заводах и живущих в их поселке. Они построили великолепный дом, заводскую контору, разбили красивейший парк. Лес для заводских нужд привозился из расположенных неподалеку Муромских лесов, тогда еще густых и наполненных «страшным людом», а водой заводы обеспечивали искусственно созданные восемь прудов, расположенные каскадом (в настоящее время из них сохранилось только пять). Создание прудов, безусловно, требовало огромных трудовых и материальных затрат, но они предназначались не для придания изящества ландшафту, а как необходимейший и существеннейший элемент действующего металлургического предприятия. Е.М. Феоктистов, друг писательницы Е.В. Салиас де Турнемир и воспитатель ее сына, позднее написавшего роман о Баташевых «Владимирские Мономахи», в целом остался очень недоволен скудностью выксунского пейзажа, унылостью вырубленных лесов и исковерканной дудками песчаной земли. Однако, в его воспоминаниях, относящихся к 50-м годам XIX столетия, можно встретить заметку: «Одно только приводило меня в восхищение, это – огромные пруды, настоящие озера, окаймленные лесом».

Конечно же, Баташевы не забыли и о своей православной вере. В конце XVIII века Иваном Родионовичем была построена кладбищенская церковь Иоанна Богослова (первоначально, церковь во имя Рождества Богородицы). Это была вторая каменная церковь в Выксе, расположенная между жилыми слободами Среднего и Верхнего Выксунских заводов. В XIX веке церковь стали перестраивать – она стала слишком мала для постоянно увеличивающегося населения поселка, общее же состоянии церкви на тот момент было вполне удовлетворительным. С этого момента церковь приобрела планировку так называемого «корабля». По одной продольной оси располагались колокольня, трапезная, основной объем храма, алтарная апсида. Несмотря на некоторые изменения, церкви удалось сохранить свое, приобретенное благодаря Баташевым, своеобразие. Ее храмовая архитектура удачно сочетала в себе различные стили – барочные композиционные приемы и формы, классицистические детали фасадов, ложноготические оконные и дверные проемы. В 1936 году церковь была осквернена и закрыта. В здании предполагалось размещение пионерского клуба, но по неизвестным причинам его отдали под детский сад. Новый профиль здания требовал значительной перестройки имеющихся сооружений. Была снесен ярус звона колокольни, готические очертания превратились в прямоугольные, были пробиты новые окна. Внутри здание было разделено на два этажа, полностью уничтожены интерьеры. Пристрой у южного входа в церковь был заменен другим, из силикатного кирпича, примыкающий к основному объему с севера. Сохранились лишь следы старой росписи внутри купола ротонды и винтовая лестница. К концу 80-х годов ничего не осталось и от старого выксунского кладбища. В 1994 году церковь была взята на государственную охрану как памятник архитектуры областного значения. К настоящему времени здание церкви возвращено Нижегородской епархии. В нем разместилось Выксунское духовное училище. В храме возобновились богослужения. Над куполом ротонды вновь появилась главка, только не круглой, как первоначально, а луковичной формы.

Продукция выксунских заводов вывозилась через ближайшие пристани в Досчатом и Шиморском. В Досчатом в 1773 году был построен железоделательный завод, который обслуживал в основном нужды судоходства. Здесь в 1827 году был спущен на воду один из первых пароходов, ходивших по Волге. Здесь же Баташевы отстроили охотничий домик, окруженный своими тайнами и легендами. Конечно же, в этом районе появилась и церковь. В конце XVIII века в заводском поселке Досчатом появляется Троицкая церковь. Церковь выделяется высоким барабаном, завершенным куполом. К основному объему примыкают алтарная апсида, трапезная и колокольня с запада. Особенно интересен тот факт, что роспись на стенах и сводах внутренних помещений выполнена почти в одной гамме художником арзамасской Ступинской школы.

Трудно умолчать об еще одном великолепном православном сооружении, хотя оно уже много десятилетий назад перестало быть нижегородским и в настоящее время находится на территории Марий-Эл. Это храм Михаила Архангела, который часто называют жемчужиной всего Поволжья – здание очень оригинальное по своей композиции и отделке, а сочетание красного и белого цветов придает сооружению нарядный и праздничный вид. Построен он не только на деньги Шереметьевых, владельцев усадьбы. Хотя они и выделили немалые средства для его строительства, свой, не менее значительный вклад внесли купцы, рабочие предприятий, крестьяне п. Юрино, когда появилась необходимость вместо деревянной церкви, уже не вмещающей всех страждущих, строить новую, двухэтажную, каменную. Новый девятиглавый храм, поражающий своей величественностью и торжественностью, был построен в 1889 году, а старая церковь стояла в поселке вплоть до 20-х годов прошлого века, пока не была уничтожена в огне пожара. В 30-е годы XX века, когда храм закрыли, была уничтожена внутренняя роспись стен и сводов, сделанная нижегородскими и владимирскими мастерами, сброшены колокола, сняты кресты. Но этому храму «повезло» больше всех перечисленных выше. С 1989 года он возвращен верующим и в нем проведена масштабная реставрация, продолжающаяся и в настоящее время. При храме действует Воскресная школа, выпустившая уже не одно поколение воспитанников.

Последнее время религия занимает очень неоднозначное место в жизни россиян. По телевизору часто мелькают духовные деятели, дающие свою оценку по многим спорным вопросам, снимаются религиозные передачи, экранизируется библия, возрождаются (хотя до конца они никогда не «умирали») обычаи венчания и крещения. Все масштабные государственные дела не проходят без благословения Патриарха. В некоторых школах на изучение вопросов религии отводится специальный предмет.

В людях легко снова воспитать (а в ком-то просто возродить) трепетное отношение к вере, но гораздо важнее, сохранить ее наглядность. Кое-что из церковной архитектуры прошлых столетий мы уже можем наглядно видеть, кое-что можем еще представить, а что останется последующим поколениям? Какой красотой смогут они восторгаться, какой историей гордиться, если сохранившиеся крупицы тех лет не удастся восстановить или хотя бы сберечь?

Наталья Сивакина

Материал опубликован в газете "Нижегородский рабочий" от 24 сентября 2008 года

Автор публикации – участница пяти экспедиций проекта «Уходящая натура», организованных Нижегородским региональным общественным фондом деятелей культуры «Дать Понять» в 2008 году

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!