О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Легенды и были Николо-Погоста 

В день весеннего равноденствия Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять» осуществил первую в 2009 году экспедицию в рамках проекта «Уходящая натура-2009». Выбор пал на село Николо-Погост Городецкого района.

Николо-Погост основан в конце XII века, это одно из древнейших сёл Нижегородского Поволжья. В XVII веке Николо-Погост становится дворцовым селом. Вплоть до революции его жизнь, в том числе духовную, определяли светлейшие князья Репнины и Волконские, которые все документы непременно подписывали «Милостью Божьей».

Знаменитый храмовый комплекс, по сей день привлекающий в Николо-Погост православных паломников, специалистов архитектуры и просто туристов, строился в те времена, когда института Патриаршества еще не существовало. Решение о возведении церквей принималось Священным Синодом на основании челобитных от князей – владельцев усадеб, желавших содержать и обустраивать местные приходы. На храмы шли как налоги, собираемые с крестьян, так и щедрые пожертвования самих хозяев.

Жемчужина Заузолья

Начало формирования Николопогостского церковного ансамбля относится к середине XVIII века. Прежние деревянные храмы обветшали, и богатый сельский приход решил выстроить новые каменные здания. Наиболее старой постройкой является летняя Спасо-Преображенская церковь. Сооруженная в 1752-1760 годах, она имеет два престола: главный - Преображения Господня, и «придельный» во имя Святого Николая Чудотворца. В 1788 году рядом была построена пятиглавая церковь во имя Владимирской иконы Богоматери («тёплая», зимняя), а несколькими годами спустя – колокольня.

В 1865 году группу церковных зданий обнесли кирпичной оградой с тремя железными узорчатыми воротами на каменных столбах. Главные ворота с укрепленной над ними иконой Святого Николая Чудотворца получили в народе название «святых».

По воспоминаниям местных жителей, голос большого колокола церкви во имя Владимирской иконы Божьей Матери «был такой, что в Нижнем было слыхать, когда звонили». В 30-е годы кто-то донёс властям, что в колоколе есть серебро. И его судьба была предрешена.

Колокол был настолько тяжёл, что, когда его сбросили с высоты, он наполовину ушел в землю.

Церковный староста и несколько набожных прихожан долго не позволяли совершить противобожественный акт вандализма. Но их арестовали, и вместе с другими мучениками жители Николо-Погоста безвестно сгинули в подвалах НКВД.

Всего же в 1937 году только священников в округе было расстреляно десять человек, практически за одну неделю. И сегодня перед храмовым комплексом Николо-Погоста установлен памятный крест в память о жертвах репрессий 30-х годов.

Д о 1938 года церкви Николо-Погоста оставались в ведении местной православной общины, после чего были закрыты. Некоторые предметы внутреннего убранства разобрали по домам верующие, часть икон поступила в Городецкий краеведческий музей. Поскольку церковные здания не использовались, они пришли в запустение. Обрушился высокий шпиль колокольни, стремительно разрушается каменное ограждение, а узорчатая решётка и вовсе почти не сохранилась.

Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» храмовый комплекс села Николо-Погост признан памятником культуры федерального значения. В настоящее время он передан Русской Православной Церкви, и здесь проводятся регулярные богослужения.

Безусловно, комплекс требует ремонтно-реставрационных работ. Но, несмотря на то, что он включён в федеральную программу «Городец – XXI век», балансодержатель до сих пор не определен. По действующему законодательству земля под храмовым комплексом также является федеральной (а значит, государственной) собственностью, что затрудняет привлечение инвесторов.

Председатель Благотворительного фонда имени Святого Благоверного князя Александра Невского А.А.Маслов два года назад навестил в Тоскане княжну Е.В.Волконскую, внучку П.А.Столыпина и правнучку декабриста С.Г.Волконского. Княжна известна своей подвижнической деятельностью: она содействует строительству в Италии православных храмов. Поддержку, в том числе материальную, Е.В.Волконская готова оказать и храмовому комплексу в Николо-Погосте - селе, некогда принадлежавшем её прадеду.

У последнего приюта

На окраине села, в центре кладбища, стоит Скорбященская церковь, построенная в начале Отечественной войны 1812 года, с престолом Священномученика Власия.

Власий считается покровителем семьи и скота, поэтому в былые времена его почитали особо. В округе было 60 поселений, и в каждом подворье – не менее десятка голов скота.

По преданию, в Скорбященской церкви есть подземный ход, некогда связывавший её с близлежащими соборами. Как и многие храмы, кладбищенский выполнял функцию не только духовного очага, но и оборонную.

В советское время, когда церковь закрыли, все ходы замуровали, чтобы избежать массового травматизма. Тем более что шальные головы находились. Поскольку Николо-Погост слыл богатым селом, и его жители не бедствовали, храмы в округе стали объектом интереса кладоискателей. В 70-е годы, гласит молва, в Скорбященской церкви неизвестные нашли тайник, где были спрятаны золото и драгоценные камни. Подкопы совершали и под колокольню в Николо-Погосте. Однако там ничего ценного злоумышленники не обнаружили, а вот Господь их наказал: вскоре у незадачливых воров развилась серьёзная болезнь рук.

Согласно другой легенде, в Николо-Погосте якобы брали первые уроки иконописи Феофан Грек и Андрей Рублёв. И хотя документальных подтверждений этому не найдено, один из местных прихожан утверждает, что в те же 70-е годы видел, как образы, принадлежащие их кисти, вынесли из Скорбященской церкви и погрузили в телегу участники научной экспедиции, чтобы увезти в Ленинград. Мол, в музее шедевры будут в большей сохранности, нежели в нижегородской глубинке. Возможно, некоторые из них мы видим в Эрмитаже.

Сегодня церковь сильно разрушена. В прошлом году удалось укрепить крышу главного придела, в котором царила мерзость запустения. Сейчас вместо грязи и мусора внутри храма хранится лес, заготовленный для дальнейших строительных работ. Деньги на богоугодное дело выделяют частные инвесторы. И хотя во времена кризиса меценатов стало меньше, люди, у которых открыты духовные очи, продолжают помогать, кто сколько может.

Барская усадьба

В самодержавной России экономика никогда не существовала вне контекста православного духа. Вот и усадьба Репниных-Волконских построена рядом с храмовым комплексом, примыкая к Спасо-Преображенскому собору.

К сожалению, большинство усадебных построек утрачено. Например, в дощатом здании бывшего сельского клуба трудно разглядеть господский дом. Однако старожилы утверждают, что до 20-х годов дом был в два этажа, с балконами и мезонинами, щедро украшенными глухой резьбой. Специальный переход соединял его с домом управляющего, а со стороны откоса был еще один выход - на барский пляж. Выход на парадном фасаде вел в сад. Неподалеку стояла конюшня.

В первые годы советской власти в доме управляющего жил местный священник со своей многодетной семьей. Сегодня здесь обосновался известный бард Петр Старчик. Близко знавший Высоцкого и Окуджаву, он почти 20 лет провел в советских лагерях и был реабилитирован лишь в 90-е годы, после вмешательства международной общественности. Человек глубоко верующий, П.П.Старчик утверждает, что вид на колокольню, Спасо-Преображенскую церковь и храм во имя Владимирской иконы Божьей Матери дарит его душе покой и гармонию, поэтому здесь ему особенно хорошо пишется.

Председатель Благотворительного фонда имени Святого Благоверного князя Александра Невского А.А.Маслов убеждён, что для привлечения туристов в Николо-Погосте необходимо создать краеведческий музей. Помимо истории села, на его взгляд, в музее должна быть и экспозиция, посвящённая светлейшим князьям, чьи имена неразрывно связаны с историей России. В разные годы Николо-Погост принадлежал декабристу С.Г.Волконскому, попадал под опеку отца его жены – героя Отечественной войны 1812 года Н.Н.Раевского, здесь на практике реализовывались реформы П.А.Столыпина. Дело за малым: получить землю и оформить её в музейную собственность надлежащим юридическим образом.

Вера Звездова

Материал опубликован в газете "Нижегородские епархиальные ведомости" от 23 апреля 2009 года



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!