О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Музей личных амбиций 

Художник, как большой ребенок, ему не интересны «взрослые» картинки в рамках. Искусство можно производить из чего угодно: утильсырья, продуктов питания и горюче-смазочных материалов, ржавых ключей, банок из-под пива… Может пригодиться даже «полезный горшок», содержимое которого Вини Пух употребил еще до презентации.

Любой объект Александра Федина, будь то рыбина из пивных бутылок или ржавых ключей, стрекоза из бутылочного стекла, на свой манер передают мысли, которые возникают у художника сиюминутно. В его скульптурах наслаиваются разные навязчивые идеи, непрерывные и повторяющиеся. Короче говоря, непонятно откуда берутся его вещи…

Осмотр пристанища художника-мусорщика начался со шкафа, заставленного подстаканниками: здесь есть и очень старинные, и современные. Некоторые родом от умелиц Нижегородской области, с ажурной резьбой, ручной работы; есть привезенные из путешествий в дальние страны друзьями, оставленные в наследство бабушками, прабабушками… В интерьере его мастерской очень много живописи…

- Все это картины друзей… Вот эту мне Володя Фуфачев подарил – обменял на одну из рыб. Это три картины Леши Мясникова – они очень разные. Рыбаков, Гладков, Жанна Ледомская, Коля Лемкин. Вот это Боря Серов, Ваня Мазманян, Косолапов, Сергей Соколов – прямо таки галерея прошлого века. А вот мой мусор… Я сам не пишу, больше по мусору специализируюсь. Моя рыбка-бренд называется «Гламур», она сделана из прессованных консервных банок: тут тебе и «Балтика-3», и «Спрайт», и «Старопрамен», и «Крем-сода». Это все наш «российский» гламур, что, употребив, выкидывают за ненадобностью. А это серия «Попса»… Такой попсовый щегол, воспитанник «Фабрики звезд», по башке ударишь – петь начинает. Звенит велосипедный звонок. Он весь такой нагло-агрессивный. А вот это мужчина… его «мужественность» и самодовольство не оставляет никаких сомнений. А это кокетливая женщина, она так иронично выставила коленочку… Минимализм такой. Мне лень что-то особенное придумывать, есть у меня материалы, и я их просто стараюсь использовать. Что-то из этого создать. Не просто придумал образ, а ищу что-то… Вот серьезная скульптура (достает клетку с насекомыми), она называется «Я». Я и все… вот такое мироощущение.

- В клетке?

- Ну, не совсем… Здесь такая клетка-среда, не знающая преград, чтобы повеявший ветерок не таял, наталкиваясь на нечто… Некая свобода выражения. Свою первую работу делал в состоянии жуткой безысходности, и вроде полегче стало… Потом был мужик-ангел с крыльями, это «Душа». Душа такая пустая… крылья опущены…

- Где Вы столько проволоки добываете?

- Не скажу, не хочу «рыбные» места выдавать… Знаете, государство у нас еще не капиталистическое, и все это повсюду валяется. И тут я окидываю местность взглядом ищейки… не валяется ли что-нибудь нужное, проволочка, например… Вот я поехал на рыбалку – там валяется куча проволоки. Например, в Макарии весь берег завален проволокой. Может быть, там была биржа травяная, тюки возили и весь берег усыпан. Да у нас вообще часто берега Волги усыпаны проволокой. Или рядом с мастерской, там постоянно выкидывают старый мусор или ненужные вещи. Мне друзья приносят прямо мешками, ключей ржавых, гвоздей, или, когда я рыбок делал с монетками…

- Почему же рыбы, а не какие-нибудь другие существа…

- Потому что их легче всего делать. Я же не создаю шедевров и произведений искусства. Ставлю для себя, как школьник, задачку: есть у меня ящик гвоздей – будем делать рыбку из гвоздей, есть у меня ящик ключей, надо делать рыбку из ключей… собрался ящик битого стекла – сделаем из стекла. Вот так. Рыбки – когда не надо выдумывать для себя нечто выматывающее все силы. Вы не представляете, каким красивым может быть бутылочное стекло, сколько там цвета, света, граней. Зеленый цвет бутылки – какой мощный цвет! Это самый доступный материал – пошел и набрал. Сложность в простом. Чем проще, тем сложнее. Чем гламурнее, тем проще. Я в основном делаю работы с кичевым направлением, как тот щегол на велосипеде, это сделано специально. Любое направление имеет право быть. Те же кошечки-копилочки, это тоже кич; или клееночки с лебедями – это тоже кич. «Подходи – не скупись, покупай живопись!» («Операция Ы»). Мне кажется – это здорово, потому что олицетворяет эпоху, и вообще, это кайф. Вообще примитивное искусство несло какую-то неподдельную прелесть. Можно долго тужиться и изображать нечто под Шишкина, а все равно получается кич.

- Как Вы воспринимаете современное искусство?

- Я всем говорю, что я ленив, плохо образован и нелюбопытен. Все, что у меня появляется, это ни у кого не содрано и придумано самим. Просто такие полосы… Депрессия появляется… от мироощущения.

Вроде как, ты насекомое, скованное в своих возможностях и в своей востребованности. Знаете, это комплекс мужчины, так сказать, предпенсионного возраста. Не обращали внимания? Когда все рушится, нужно чем-то руки занять, они прямо просят. Я больше работаю в состоянии депрессии, то есть я вгоняю себя в это… Потому что когда человеку хорошо, зачем работать? Вот потом и появляется что-то… Как такая пессимистическая вещь… как бы осмысление жизненного пути… сел мужчина на краю стула из пивных банок… и думает: «А что же я создал за свою жизнь?»

- Да, получается очень живописная картинка жизни…

- Так вот, что же он создал? Только эту фигню? Еще есть такая тема: «Цирк на стуле»: здесь и арена, и действие, и все это проходит на стуле. Не стул, а какое-то место действия. Почему бы, предположим, такой форме декоративной скульптуры не быть в интерьере? Почему нет ей места?

Сами фигурки я делаю из тряпочек и керопласта. Никаких предварительных эскизов – сразу берешь и лепишь свое состояние… Я повторяю… ленив, плохо образован и нелюбопытен. Это жизненный опыт – сразу воспринимаешь объект в объеме. Как-то попробовал сделать эскиз, ничего не получилось, не вижу его в плоскости. Если это большая структура: могу сначала вылепить руки, ноги, потом голову, потом часть туловища, и потом это все – раз и объединить.

- Такое чувство, что все эти вещи – Ваши внутренние состояния: вчера, десять дней назад, месяц назад, полгода… Рыба, стрекоза, птица…

- Да… но мне даже больше нравится, положим, не это, а вот я нашел на помойке старинный дореволюционный стул… восстановил. Склеил, перетянул, ошкурил, он же набит настоящим конским волосом, как делали только до революции. Глядишь, будет новая основа для композиции. Да, я работаю в основном как дилетант, не на заказ. Профессионалы все сейчас работают ради денег, ведь так! Даже работая в стол, художник надеется это когда-нибудь продать. А я же начал это делать безо всякой надежды на то, что это когда-нибудь кто-нибудь купит.

А куда деть состояние художника?.. Это восприятие окружающего мира, когда идет всеобщая информатизация: глобальные сети, усредненность какая-то. Все должно быть гламурненько, все должно быть как у всех, и соответственно, сразу рождается ответный протест. Ребята, не обязательно быть гламурненьким, а можно делать вообще все, что угодно и из чего угодно создавать какие-нибудь объекты. Не хочу сказать, что ищу что-то новое. Это никакие-то там эпатирующие вещи, когда надо людей как-то зацепить, удивить или же укусить! Как Олег Кулик: он же умнейший мужик, много лет занимался эстетским искусством, прошел классическую школу по скульптуре, занимался живописью и фотографией, игрой света-тени… но тогда никому не был нужен. А когда разделся догола и стал кусать, сразу стал интересен, любопытен, и все заговорили. Вроде нашего Паши Плохова, он тоже разделся… Но, как мне кажется, он большего бы добился как арт-менеджер, вроде Марата Гельмана. Тот же сам, если не ошибаюсь, ничего не производит, но как галерист очень талантлив. Получается возможность для художника как-то себя проявить – это раздеться и лаять на публику. Хочется быть востребованным, хочется… Но политика государства такая, что… молодежь идет туда, где можно заработать деньги: дизайн интерьеров, веб-дизайн. Я член Союза дизайнеров, и мне это стало неинтересно. Мне неинтересно, владея «корэл дро», фотошопом и клипартами, быстро решать какие-то идеи, компилировать и делать из этого все… Но это не дизайн, дизайн – это увидеть в обычном стуле еще что-то. Это где-то на грани искусства и дизайна. Взять какой-нибудь разбитый стул и сделать из него объект интерьера.

- Дизайн – искусство ли это? Создать красивый стул, на котором очень удобно сидеть, - это дизайн. А если на стуле невозможно сидеть, - хотя он просто великолепен и содержит в себе целую философию – то это уже искусство. Стул-философия?

- А что дизайн – это разве не искусство? Граница между дизайном и современным искусством – чистая условность. Так же и модельеры-дизайнеры, они создают вещи от кутюр и прет-а-порте. Любая дизайнерская вещь – это объект искусства. Все, что нас окружает в быту, - это дизайн, 30-х, 50-х… Стул, стол, скамейка.

- Вы по профессии, кто?

- Художник. Я всю жизнь проработал в системе Росторгрекламы. Создавал проекты по всему Советскому Союзу… Я создавал витрины в Алма-Ате, Вильнюсе, Сочи, Москве, Питере, Загорске… Оформлял к праздникам городские улицы, витрины… к той же Олимпиаде-80. Создавали эффект того, что мы не хуже заграницы. Вот посмотрите… 1988 год, «Янтарная осень», международный конгресс витринного творчества, награда за создание витрины магазина «Грампастинки» в Вильнюсе. В Нижнем Новгороде и области не было ни одного магазина, где бы мы ни приложили руку. Мне не хочется вспоминать этот пласт, потому что это была работа на износ. В комбинате торговой рекламы, на Должанской, 37. Все эти рестораны, кафе, магазины, никто не оформлял кроме нас. В интерьерах была мозаика, росписи и резьба по дереву, и скульптура, и чеканки по металлу, да все что угодно. Тогда существовало только две системы, где художнику можно было работать, это мастерские Госфонда и мастерские торговой рекламы. Остальные художники пристраивались малярами на предприятии, библиотекарями… Потом, когда структура развалилась, работал на Нижегородской ярмарке, оформлял стенды для выставок. Просто живописью мне тогда было неинтересно заниматься. Чтобы выбиться, художник должен быть не просто талантлив, но и уметь продвигать то, что он делает, чувствовать время… Иметь определенный склад характера.

- У вас еще никто не покупал рыбину, и сколько бы это стоило?

- Это бы стоило очень дорого. К примеру, есть вещи утилитарные, например, стул, который, по определению, не должен стоить дорого. Стул, на нем сидят. А есть вещи, совершенно «никому не нужные», совершенно «пустые», как, например, рыбка из банок. Она сделана из обычного мусора. Я специально взял «самый мусор» и из него это сделал. И я считаю, что такая рыбка должна стоить недешево, потому что она не несет никакой утилитарной нагрузки. Она никому не нужна изначально, и поэтому должна стоить дорого. Как «Черный квадрат» Малевича. Любая такая работа оценивается по совокупности разных работ в целом, идея, ее воплощение… Как бренд. Когда ты продаешь бренд, то любая работа стоит дорого…

- Что лучше продается: легкомыслие или философский анализ?

- В моих объектах, наверное, больше философии. Да, есть некая ирония, и стеб есть… а какая же работа без стеба… Задача художника – создавать, а как думал художник, создавая это, и искать какую-то подложку, давать оценку… это задача арт-директора и искусствоведа. Вот все говорят, надо выставляться, а не будешь ли смешным? А как это воспримут зрители? А поймут ли? Сейчас ведь люди не хотят думать… Приходят художники ко мне на выставку и говорят, ну вот это грузит, этого на надо. Вот бабочка из бутылок, ничего, но тоже, конечно, говно, но все же лучше, чем рыбы. Надо больше позитива. Но позитив, это Петросян, а мои рыбы заставляют думать. Этого людям не нужно. Негатив больше воздействует на психику и заставляет больше думать, чем позитив. Позитив: посмотрел, посмеялся, прошло мимо. Не остановило, не зацепило. Вот Балабанов снял фильм «Груз-200», говорят, тоже цепляет. Потому что полный негатив.

Работы Александра Федина можно увидеть с 28 июня 2007 года в рамках арт-проекта «Анестезия», организованной Нижегородским региональным общественным фондом деятелей культуры «Дать Понять» на втором этаже ресторана «Безухов».

Юлия Кубарева

Материал опубликован в журнале «Досуг в Нижнем» от 28 июня 2007 года

Интервью организовано при содействии Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять»



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!