О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


«Безухов» под анестезией

В литкафе показали искусство с медицинским уклоном.

Медицинское слово «анестезия» рискует войти в лексикон нижегородского арт-бомонда в качестве искусствоведческого термина. И все благодаря новой выставке, открывшейся под таким названием на втором этаже литературного кафе «Безухов». Один из кураторов проекта, нижегородская поэтесса Елена Крюкова, выступила нашим гидом по выставке:

– Почему «Анестезия»? Название появилось не случайно. На наш взгляд, оно характеризует роль художника в мире: он, как Добрый Доктор, должен врачевать своим искусством высокую душевную болезнь, которая не поддается медицинским препаратам. Анестезия – это и обезболивание, и заживление психологических и эмоциональных ран. Но это еще и бесчувствие, уход от мира… На наш взгляд, «анестезийные» работы все же несут умиротворение.

На выставке представлена целая плеяда известных нижегородских художников, картин мало, а скульптуры и инсталляции не снабжены традиционными ярлычками с именем автора и названием работы. Мы хотели освободить фантазию зрителя.

Ремонтировать не надо!

Чем более упорядоченной и прагматичной становится жизнь, тем больше искусство стремится к хаосу. С этой точки зрения помещение на втором этаже «Безухова» идеально подходит для выставок современного искусства: стены с облупившейся штукатуркой, кое-где старинная лепнина, высокие потолки и золотое, рембрандтовское солнце, просвечивающее сквозь затянутые полотнами окна.

– А вдруг отремонтируют? – нарушаю очарование я.

– Тогда это будет еще один стандартно-хороший зал, с евроремонтом и аккуратненькими лампочками, – отвечает писательница.

Заскочить на эту выставку всего «на минутку» нельзя. Чтобы все понять, с ней нужно сжиться, внимательно и вдумчиво отнестись к каждой работе – благо экспозиция продлится до конца августа.

Сумасшедшие козы и ведроиды

На площадке перед основными залами из-за дверей высовывается «сидорова» коза – сестра-близняшка фигуры с Большой Покровки, только взгляд у этой слегка ненормальный.

– А-а, это она конопли наелась, – комментирует Елена – вон за ней куст в горшке торчит. А что? Прикол, юмор – это тоже своего рода анестезия.

В первом зале представлены работы объединения художников «ХХ» под общим названием «Они убили Кенни». Нечто под названием «ведроиды» (куски бетонной арматуры) символизируют ожившую неживую материю. Посреди зала – ровный квадрат зеленой травы в асфальтовом обрамлении. В стороне – случайный грустный ангел, глядящий сквозь железные прутья. Мир абсурда.

По другую сторону

Идем дальше, встречаем новые персонажи. Трубач, выдувающий черно-белые шары, Ленин, глядящий сквозь патину времени. Младенец, рожденный, чтобы страдать. Почти перед выходом из зала – фигура человека с разорванной грудной клеткой: он пытается продолжать движение вперед под неумолимым гнетом времени. Вытянутая рука сжимает секундомер и указывает на… «Тайную вечерю», расположенную над входом в последний, третий, зал.

Большая фотокартина на самом деле называется «Пять хлебов». На ней воспроизведены двенадцать фигур, но это один и тот же человек: он и Иисус, и Иоанн, и Иуда. Смысл прост, как вечность: Бог среди нас, Бог в каждом из нас.

В центре последнего зала висит остов лодки, под ним большой зеркальный стол. Смотрясь в него, видишь сразу две лодки и себя между ними.. На стенах – картины в нежных тонах, с которых смотрят фигуры из мира грез.

– Какой зрительской реакции вы ждете? – уточняю у Крюковой.

– Нам бы очень хотелось, чтобы каждому зрителю хотя бы одна работа, что называется, «легла на сердце», а не просто «вызвала интерес». Сейчас много выставок проводятся под знаком шоу, выпускается псевдолитература. Все это тоже имеет право на существование, но это квазикультура для усталых людей. А хочется, чтобы мы все-таки начали лечить свои раны настоящим искусством.

Татьяна Якушева

Материал опубликован в газете «Свой взгляд» от 11 июля 2007 года

Выставка «Анестезия» организована Нижегородским региональным общественным фондом деятелей культуры «Дать Понять»


Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!