Бегбедер как он есть Разве я виноват, что человечество решило заменить Господа Бога товарами широкого потребления?! Французский писатель Фредерик Бегбедер, посетивший Нижний Новгород в рамках программы «Культурная столица Поволжья», выступил с запоминающейся «шоу-акцией» в литературном кафе «Безухов». Многочисленные поклонники, жаждущие откровений от кумира, дождались своего. Бегбедер сразу признался, что слишком любит жизнь, клубы, рестораны, девушек, чтобы быть монахом, как Флобер, и уделять все время литературе. Не отказался бы француз и от приглашений на самые жуткие оргии Нижнего Новгорода, и от телефонов хорошеньких нижегородских девушек, но вынужден срочно вернуться в Париж, так как его девушка сломала ногу. Краткий визит писателя в Нижний Новгород развеял все сомнения относительно сходства лирического героя книг Бегбедера и самого автора. Это homo consommatus – человек потребляющий, живущий в эпоху консьюмеризма (потребления). Его девиз: «Я трачу, следовательно, я существую». Внутренний конфликт бегбедеровских героев («99 франков», «Любовь живет три года», «Рассказики под экстази», «Каникулы в коме») заключен в остром противоречии между наслаждениями благами общества потребления и критикой этих же благ. Рефлексия Бегбедера напоминает Достоевского: «Я только хотел дознаться, кто же тут в силах изменить наш мир, пока не уразумел: возможно, это я сам и есть» («99 франков»). Разоблачение Бегбедером благ цивилизации сближает его взгляды с крайне левым радикализмом. Бегбедер-революционер говорит: «Рекламная идеология играет роль своеобразной цензуры. Когда я был моложе, то считал, что политика и искусство не связаны между собой, но сейчас понимаю, что литература, юмор, сатира могут бороться с новой идеологией. Сейчас художник - борец сопротивления в мире торговцев. Моя задача - открыть людям глаза на то зло, которым является реклама». Апеллируя к Пелевину, Бегбедер повторяет: «Капитализм - вовсе не мечта, к которой нужно стремиться». По Бегбедеру, спасение человечества в… скуке. «Ситуация необратима. Она не меняется со времен Паскаля: человек продолжает спасаться от страха смерти в развлечениях. Просто оно, развлечение, стало таким всемогущим, что заменило самого Бога. Так как же избежать развлечений? Бороться со страхом смерти. Мир ирреален - за исключением тех моментов, когда он скучен». Однако скука приводит современного человека в ужас, тогда как на самом деле «нет ничего более полезного и благотворного, чем хорошая ежедневная доза ничем не заполненного времени, долгих минут безделья, пустоты, тупого оцепенения в одиночестве или в кругу себе подобных. Нельзя одолеть противника, который вездесущ, виртуален и нечувствителен к ударам. Возражая Пьеру де Кубертену, я бы сказал, что ныне главное - НЕ участвовать. Нужно просто свалить подальше - как Гоген, Рембо или Кастанеда, вот и все». Продемонстрировав свой принцип борьбы в действии, Бегбедер отказался от запланированной организаторами программы (развлекательная прогулка на теплоходе, общение с нижегородскими маркетологами, встреча с посетителями арт-кафе «Буфет» и выступление в киноцентре «Рекорд») и отправился скучать на историческую родину. Галина Филимонова Материал опубликован в газете "Нижегородские новости" от 20 июля 2006 года |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|