О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Июль 2010 года

Экспертное интервью

В настоящий момент многие страны осознают растущее значение культуры в развитии городов и регионов, укреплении внутренней и внешней экономики, создании конкурентных преимуществ на разных уровнях. С появлением и расширением новых видов деятельности, ассоциированных с сектором культуры, растёт потребность в новых компетенциях и навыках, прежде всего, управленческих. Значительную роль в их формировании играют образовательные механизмы поддержки данного сектора, призванные обеспечить приток квалифицированных кадров, развитие ключевых компетенций, улучшение профессионального профайла и связь образовательных программ с рынком труда.

С целью выявления наиболее актуальных проблем в сфере управления культурой, а также требуемых в современной российской социокультурной ситуации навыков и компетенций, было проведено несколько интервью с экспертами в таких областях, как менеджмент современного искусства, сохранение культурного наследия и управление творческим кластером. Респонденты поделились информацией о том, какие внутренние проблемы испытывают их организации, какие компетенции необходимы для их решения, а также перспективами сотрудничества своих организаций с образовательными учреждениями.

На вопросы исследователя Юлии Руновой отвечает президент Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять» Галина Филимонова: 

- Каковы основные проблемы в современной культуре Нижнего Новгорода и Нижегородской области и как их адресует деятельность Вашего фонда?

В реальности мы видим, что есть два-три региона, выбранные в качестве объекта внимания правительством области, и "продукты" культурного туризма, понятные всем – городецкий пряник, хохлома и т.д. Всё остальное никому не интересно. Для нас также проблемой является то, что область была закрытая, и до сих пор о проблемах культурного наследия не принято говорить. Даже у жителей районов, в которых находятся какие-то памятники, зачастую нет понимания того, что это ценность.

Наши проекты в этой области – например, выставка "6-ю 6, или 36 фоторабот на чердаке современного нижегородского искусства" (2001 год), в которой работы молодых нижегородских фотографов экспонировались на чердаке старинного особняка в центре города, не только помогла «продвинуть» отдельных художников, но и заставила говорить о судьбе этого здания. В итоге его отреставрировали, нашему фонду это тоже дало широкую известность, возникли возможности сотрудничать с разными людьми.

Сейчас мы более углубленно занимаемся этой темой в рамках проекта «Места памяти», выросшего из проекта «Уходящая натура», который был посвящён усадьбам Нижегородской области. Мы совершаем экспедиции в места области, в которых находятся памятники наследия; предварительно собираем информацию из книг, архивов, от краеведов, проводим конкурс среди читателей детских муниципальных библиотек. Задача – соединить эти точки на виртуальной карте мест памяти. На сегодня совершили 20 экспедиций, и стало понятно, что проблема простого незнания людей об этих местах является особенно острой. По итогам экспедиций мы делаем фотовыставки, проекты, которые мы показываем и в новых зданиях, где они смотрятся наиболее остро. Оказалось, что это непаханое поле; проект рассчитан лет на пять. В него вовлекается множество людей разных возрастов и профессий, многие организации предлагают свои ресурсы (например, нижегородский джип-клуб предоставляет автомобили, краеведы делятся информацией, и т.д.).

- Как Вы выходите на таких людей и организации? Как они Вас находят? Насколько вообще тесно и надёжно взаимодействие различных культурных организаций в Нижнем Новгороде?

Сотрудничество идёт на самых разных уровнях. Сайт – очень мощный инструмент, через него нас находят люди даже из других стран. Сотрудничаем и с ГЦСИ, которые являются начинателями подобной деятельности в Нижнем Новгороде – они буквально открыли глаза нижегородцам на другие или возможные варианты того, как может быть культурный процесс организован или что он вообще собой, по большому счету, представляет. В Нижнем всегда были отдельные энтузиасты, которые организовывали различные инициативы, и сейчас умеют это делать хорошо и интересно; я всегда с удовольствием со всеми сотрудничала.

Неоднократно в проектах принимали участие различные коммерческие компании – из более сотни проектов гранты мы получили только на три – остальные финансировались именно с помощью спонсоров, часто они сами к нам обращаются. Например, в проекте «Слово не воробей» спонсором выступила крупная компания сотовой связи. Они увидели в этом возможность позиционировать себя, повысить свой статус.

Все выставки, как правило, посещаются студентами, представители всех ВУЗов Нижнего Новгорода принимали участие. В университете им. Лобачевского, в музее ННГУ, мы проводили семинар по культурному наследию. Есть идея каждый год на площадках ВУЗов рассказывать о проделанной фондом работе.

У фонда есть международные проекты: 5 выставок, из них 2 – в Мюнстере (Германия) – я им привозила проект «Старые окна города NN» - показывали слайд-шоу, проводили съёмки, пытались даже найти какие-то общие черты. 3 выставки в Линце, Австрия (город-побратим Нижнего Новгорода) – там было желание показать, чем вообще занимаются в Нижнем Новгороде. Результат: галеристы заинтересовались нашими художниками, стали приезжать, приобретать работы конкретных художников. Они приезжают сюда и уже больше не чувствуют, что здесь живут какие-то странные непонятные люди. Возникает полноценный обмен общением, из которого могут родиться разные новые проекты, уже независимо от меня и от фонда.

С другими городами – например, с Москвой никогда не было потребности взаимодействовать. У Москвы очень сильные цели коммерциализации, т.е. если хочется коммерциализовать какой-то проект, надо ехать в Москву. Например, проект О.Г.И. – изначально был полуподпольным проектом, со своим особым форматом. Сейчас я вижу, что это превратилось в коммерческий проект, и речь уже не идёт о каких-то концептуальных вещах.

- Насколько может быть эффективно сочетание коммерческих и некоммерческих подходов в рамках проекта?

Всё зависит от целей, которые ставит себе организация. Например, цель ООО – извлечение прибыли, они готовы делать все, что не запрещено законом, для её достижения. Цель некоммерческой организации – осуществление конкретного проекта, любыми, опять же, средствами. Зарабатывать деньги можно, например, продажей детских игрушек китайского производства. Это делать можно, но они могут нанести вред ребёнку, т.е. содержат вредные материалы и не имеют сертификатов. Некоммерческий проект – производство высококлассной игрушки, которая никогда никому не повредит; он будет тратить деньги на разработку технологий, оплату дизайнерских услуг и т.д. То есть задача – добиться того, чтобы такая игрушка появилась. Человека или организацию мало должно касаться, получит ли она коммерческую жизнь или это будет эксперимент. В идеале такая игрушка, конечно, должна продаваться, и контора должна получить с этого свой дивиденд. Но изначально такой цели стоять не должно.

На практике получается, что китайские игрушки снимают с производства, и люди, особенно в период кризиса, понимают, что всё в любой момент может измениться, а на коне оказывается тот, кто глубоко копал и старался делать то, что будет иметь ценность всегда. В этом разница.

- Насколько можно заимствовать зарубежные практики в культурных проектах и применять их в России?

Сколько бы мы ни читали, ни ездили, ни впитывали в себя – приезжая сюда, мы сталкиваемся с нашей действительностью. Копирование здесь невозможно. Однажды, приняв участие в шведском фестивале Transit Zero, я увидела гигантскую выставку в латвийском городе, из которого после распада СССР было выгнано много русских. Её организовали в одном из заброшенных домов – панельные дома на берегу Балтийского моря – полностью использовали эту территорию. Очистили от мусора, собрали художников, фотографов, скульпторов из разных стран. Фасад дома затянули белой тканью, на которую проецировали советские фильмы. Когда дул ветер, возникал эффект окон. Когда анализировали успех проекта, был сделан вывод, что умело поработали с местной фактурой, на всех выставка произвела огромное впечатление – поэтому получился разговор об этих проблемах, разговор людей из разных стран. Это не могло никого оставить равнодушным.

Приехав сюда, я поняла, что можно и нужно работать с именно с местной фактурой. После этого и была организована выставка на втором чердаке бывшего купеческого особняка, которого больше нет ни в одной другой стране и ни в одном другом городе, так как Нижний Новгород – это купеческий город, и история купцов и их жизни уникальна и характерна именно для него. Проект был очень успешен – за 5 дней работы выставки её посетило более 1,5 тыс. человек, без какой-либо рекламы. Мы использовали современные звуки, свет, были представители ЦСИ, которые тоже были поражены тем, что можно такие проекты делать самим.

Использовать специфику места – это стало для меня очевидно именно после того проекта. Взаимодействие с другими практиками не даёт возможности слепо их скопировать, но выводит на новый уровень и заставляет придумывать что-то своё.

- Наличие каких профессиональных навыков у менеджеров культурных проектов могло бы помочь решать проблемы современной российской культурной действительности? Можно ли эти навыки приобрести академически?

Культура в целом – это не только и не столько архитектура или какая-то отдельная область. Культура в регионах проецирует модель современной горизонтальной культуры, когда культура – это всё. А как можно научиться всему?

Академическое образование скорее предполагает какую-то научную деятельность – понимание и разложение по полочкам процессов, прогнозирование того, что может иметь эффект. Мне кажется, то, что вообще есть такая возможность – поучиться и обменяться опытом, пообщаться с людьми, которые что-то сделали для решения этих проблем – это очень хорошо. По сути, всё всегда зависит от человека, который проект двигает: что у него в голове, как он к этому пришёл – это его личный опыт и видение. Проект – это в первую очередь трансляция опыта посредством тех или иных объектов, находок, когда один человек всё это объединил и показывает другим.

Сохранение наследия – это одна из основных проблем современной России, и если говорить о социокультурных практиках, эта тема находится на пересечении нескольких профессий. Важно быть всем понемножку – и культуртрегером, и менеджером, и журналистом, чтобы иметь возможность решить хотя бы одну актуальную проблему. Например, наш проект «Уходящая натура» достаточно болезненно проистекает для различных организаций. Написав в федеральной газете о том, что памятник федерального значения в реальности уже прекратил своё существование, фонд получил кучу проблем. Люди, которые за это отвечают в этих организациях, даже ни разу не выехали на место, чтобы посмотреть – есть ли этот памятник вообще. В нижегородской социокультурной действительности об этом даже не принято говорить. И вот чему хотелось бы научиться – тому, как работать с подобной ситуацией, когда, казалось бы, хороший проект, с описанием тех или иных памятников, с выездом на природу приводит к проявлению целого ряда проблем. Это поле тесно пересекается и с политикой, и с бизнесом.

Я для себя вижу возможность использовать те навыки, которые были привиты мне, когда я обучалась журналистике – журналист может рассказать, используя те ресурсы, которые у него есть: если не возьмёт одна газета, я пойду в другую, не пустят в дверь – полезу в окно. Но, наверное, есть какие-то практики и технологии, которые используются во всём мире. Многие примеры очень сложно переложить на нашу почву, но если о них будут рассказывать – возможно, это даст какой-то эффект.

У нас всё сводится к тому, что есть попытка перекинуть проблемы наследия на плечи частных инвесторов, которые будут его содержать и реставрировать, но при этом никто ничего не обещает – это тупик на законодательном уровне. Здесь есть над чем работать, причем всем, кто в социуме участвует. И как раз было бы хорошо каким-то правовым инструментам научить. Т.е. наверное нужно собрать все практики, которые были применены, показать, насколько они были успешны, что удалось таким образом сохранить или поддержать.

Беседовала Юлия Рунова

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!