О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


UPD: 18 сентября 2018 года

Гостиница Никитиных на нижегородской Стрелке

В фокусе внимания проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области» фонда «Дать Понять» – памятник градостроительства и архитектуры регионального значения –  «Гостиница Никитиных», построенная на нижегородской Стрелке во второй половине XIX века. В «Государственных списках памятников истории и культуры Нижегородской области», опубликованных в 2000 году, этот объект культурного наследия фигурирует как часть градостроительного ансамбля Нижегородской ярмарки, возведенный в 1880-е годы*.

Гостиница Никитиных – памятник градостроительства и архитектуры регионального значения, фото Галины Филимоновой.

Гостиница Никитиных – памятник градостроительства и архитектуры регионального значения, фото Галины Филимоновой.

Согласно «Паспорту объекта культурного наследия», составленному Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области 27 апреля 2017 года, гостиница Никитиных расположена «в границах охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения – «Собор Александра Невского», 1868 – 1881 гг., арх. Даль Л.В., инж. Килевейн Р.Я. (г. Нижний Новгород, ул. Стрелка), утвержденной  постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2009 года N 227».   

Собор Александра Невского – памятник градостроительства и архитектуры федерального значения, фото Галины Филимоновой.

Собор Александра Невского – памятник градостроительства и архитектуры федерального значения, фото Галины Филимоновой.

Однако ни «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области», ни «Паспорт объекта культурного наследия» не содержат каких-либо уточняющих сведений о бывших владельцах этого дома – в официальных документах не указаны даже инициалы Никитиных. Сейчас в старинном здании, восстановленном в 2012 году, расположен современный отель «Никитин». По данным, предоставленным проекту директором отеля Евгением Шишенковым,  «первый этаж был весь колонный и открытый, значит, это был или ресторан или какое-то общественное помещение с пятиметровыми потолками».

Судя по «Плану Нижегородской ярмарки» 1895 года, исследуемый объект принадлежал Никитину А.А. На этом документе он отмечен как «номерное зданiе» (№ 31) и выделен цветом, которым обозначались «гостинницы и номерные зданиiя»:

Фрагмент «Плана Нижегородской ярмарки» 1895 года, фото Галины Филимоновой.

Фрагмент «Плана Нижегородской ярмарки» 1895 года, фото Галины Филимоновой.

Согласно дореволюционной «Картотеке домовладельцев Нижнего Новгорода», хранящейся в Центральном архиве Нижегородской области (ЦАНО), среди всех домовладельцев с фамилией Никитин недвижимое имущество на Нижегородской ярмарке было лишь у Никитина Акима Александровича. Его однофамильцам в Нижнем Новгороде принадлежали другие дома и службы в разных частях города, но на ярмарке фигурирует только один Никитин – Аким Александрович, старший из братьев Никитиных, представивших в Нижнем Новгороде один из первых стационарных цирков в стране. Он же первым в Нижнем привез на ярмарку синематограф.

Имена братьев Акима, Дмитрия и Петра Никитиных в то время были известны самой широкой аудитории. В 1873 году они открыли свой цирк в Пензе, в 1876-м – в Саратове, в 1883 году – в Нижнем Новгороде, где сначала было построено деревянное здание, а с июля 1887 года – кирпичное (оно сгорело в советское время). «Русский цирк братьев Никитиных», который пресса и публика называли «ярким явлением нашей культуры», был открыт и в Москве – сначала в здании «Панорамы Плевны» на Цветном бульваре, которое примыкало к цирку Альберта Саламонского (сейчас он носит имя Юрия Никулина), потом – в 1890 году – на Воздвиженке (в доме Гинне), затем – с 1911 года – на Большой Садовой (сейчас в этом здании находится Театр сатиры).

Большим поклонником цирка Никитиных был Максим Горький. Известно содержание его письма от 13 сентября 1926 года, отправленное из Сорренто биографу И.А.Груздеву: «С цирковыми артистами познакомился в Казани через конюхов, которым помогал чистить конюшни. Затем в Нижнем, на ярмарке. С Акимом Никитиным (владельцем цирка) был в дружбе, обожал клоунов братьев Джеретти, наездника Нони Бедини и вообще итальянцев».

По воспоминаниям Лёли (Ольги Фоминишны Ивиной-Лошаковой), вместе с которой Алексей Максимович любил посещать выступления музыкальных клоунов Джеретти, «их цирковые номера заключались, например, в том, что семейство Джеретти снимало номер в гостинице и начинало репетировать оркестровую вещь для концерта. Хозяин гостиницы их выгоняет за шум, они не слушаются. Тогда хозяин отнимает у них инструменты, но смычки забывает отнять, и Джеретти начинают играть на столах. Хозяин с прислугой уносят столы, они продолжают играть на стульях и табуретках, а потом на половой щетке и так далее. Везде натянуты струны. Они играли хорошо и выбирали хорошие мелодии».

1. Цирк Никитиных в Нижнем Новгороде. 2. Укротительница крупных хищников m-lle Зенида. 3. Музыкальные клоуны Джеретти. 4. Знаменитый клоун А.А.Дуров со своими дрессированными животными. 5. А.А.Никитин, директор первого русского цирка. 6. Портрет А.А.Дурова. 7. Жонглер Н.А.Никитин.

1. Цирк Никитиных в Нижнем Новгороде. 2. Укротительница крупных хищников m-lle Зенида. 3. Музыкальные клоуны Джеретти. 4. Знаменитый клоун А.А.Дуров со своими дрессированными животными. 5. А.А.Никитин, директор первого русского цирка. 6. Портрет А.А.Дурова. 7. Жонглер Н.А.Никитин.

«Тогда в цирке Никитиных выступала известная укротительница крупных хищников m-lle Зенида, – продолжает вспоминать О.Ф.Ивина-Лошакова. – Она была молода, красива. У нее в высокой железной клетке на очень больших колесах было шесть страшных зверей: два льва, очень злая гиена, два роскошных тигра и огромный бурый медведь. M-lle Зенида входила в клетку почти в одном трико, с обнаженными руками и полуобнаженной грудью. Она заставляла зверей проделывать разные фокусы. Между прочим, она заставляла их прыгать через горящие засмоленные обручи. Хлыста у нее не было, но в руке у нее были длинные, с пол-аршина, узкие ломти сырого мяса, точно чьи-то кровавые языки, и она ударяла зверей по носам этими языками, не то поощряя их, не то дразня их, и отдавала приказания громким властным голосом. Иногда стреляла в них из пистолета, стреляла огненно и оглушительно, но без пуль, конечно. Звери сверкали глазами. Один лев ее не слушался, рычал и мягким движением старался незаметно зайти к m-lle Зениде за спину. Она стреляла тогда в него из своего шумного пистолета, и он останавливался, блестя глазами, ударяя хвостом о клетку. Одновременно она приказывала другим: алле-гоп! – и они, большие и тяжелые, прыгали послушно один за другим через горящие обручи, поставленные три подряд. Мы ходили с Алексеем Максимовичем за кулисы, чтобы поближе посмотреть на m-lle Зениду. Даже летом в жару, стоя за кулисами перед выходом своим на арену, она куталась в меховую ротонду, ее пронимала дрожь, и говорили, что она каждый раз волнуется. Она была русская, и товарищи по работе звали ее, насколько помню, самым обычным русским именем, не то Маша, на то Катя.

Иногда в цирк Никитина приезжал на гастроли знаменитый клоун Анатолий Дуров со своими дрессированными животными. Конечно, мы этих гастролей не пропускали, и смотреть работу Дурова с нами ходила и мама. Администрация иногда сокращала гастроли Дурова за его остроты над высокопоставленными лицами и порядками. Много о нем было рассказов. Его любили и как артиста, и как человека за юмор, за смелость политических острот, за политические выступления на арене в форме самой разнообразной: то, между прочим, среди своего номера с животными скажет два-три слова, высмеивающих какое-нибудь распоряжение правительства, то обратится к зверьку своему с глупо-наивным клоунским лицом и задаст вопрос, относящийся к царской фамилии. Все понимали его намеки и хохотали, кто в рукав, кто громко. Он был молод тогда, одевался нарядно, в дорогой светлый атлас и кружева, и на груди его сверкали бриллиантовые запонки. Его животные были веселы, чисты, полны, просто не верилось, что они проделывают номера не по собственной воле. Алексей Максимович восхищался его работой. Он достал сейчас же книгу А.Дурова; это была автобиография, главным образом о том, как он пошел на арену».

«Воспоминания о Горьком» Зинаиды Владимировны Васильевой (1874 – 1970), педагога, жены друга Горького – философа Николая Захаровича Васильева: «У Алексея Максимовича была определенная цель – показать мне цирк, в котором я до сих пор ни разу не была. Алексей Максимович любил в цирке открытую арену, говорил, что она напоминает ему античный мир и что обстановка цирка дает гораздо больший  простор реагирующей толпе; что только среди цирковых артистов найдешь людей с гармонически развитым красивым телом, ритмическими движениями, смелостью, находчивостью в любую минуту. Животные в цирке – слоны, лошади, собаки – поражали и тогда своими чудесами, о чем свидетельствуют рассказы многих талантливых писателей того времени. Не любил он клоунады; её мишура, крикливость, плоские шутки раздражали его, он уходил за кулисы, всегда интересуясь бытом работников цирка».

Имущество Акима Александровича Никитина в Макарьевской части Нижнего Новгорода на ярмарке, зафиксированное в «Окладной книге г. Нижнего Новгорода 1915 – 1918 годов» включало в себя цирк (3-этажное каменное здание), номера, трактир и лавки. Располагалось оно по следующим адресам: Старо-Самокатская площадь (цирк), 6-я улица (улица (!), а не линия), Ярославская улица (здесь находились 3-этажное каменное здание с лавками, приобретенное Никитиным у Евгения Ивановича Кукина). Никитинское имущество на ярмарке оценивалось в 82.800 рублей в 1915 году, а в 1918 году – уже в 331.200 рублей.

Любопытно, что на «Плане Нижегородской ярмарки» 1895 года не указано, на какой именно улице находится «номерное зданiе Никитина А.А.», отмеченное под № 31. Вокруг него нет никаких обозначений, но оно легко узнаётся по неизменившейся и по сей день конфигурации этого 6-угольного строения в виде стрелки. К слову, замысел такой конфигурации был обусловлен тем, что гостиница Никитиных строилась в окружении двух озер (Баранцево и Круглое), которые были засыпаны в 1900 году.

Впрочем, на плане Нижегородской ярмарки 1895 года нет и 6-й улицы, где, по данным «Окладной книги г. Нижнего Новгорода» располагалось имущество Акима Александровича Никитина. Может быть, эта улица была настолько мала, что не удостоилась обозначения на плане ярмарки? Или на ней был один дом, 6-угольная конфигурация которого и определила такое название? Могло ли оно быть неофициальным, чтобы отметить, где именно находилась собственность Акима Никитина для фиксации в «Окладной книге»? Если посмотреть на исследуемый объект со стороны реки Волги и представить, как могла бы выглядеть траектория пути, если бы дом пришлось обойти вокруг, то вырисовывается «шестёрка». Что если «улица 6-я» – это «улица» вокруг «гостиницы Никитиных»?

Фрагмент «Плана Нижегородской ярмарки» до постройки собора Александра Невского, документ ЦАНО, фото Галины Филимоновой.

Фрагмент «Плана Нижегородской ярмарки» до постройки собора Александра Невского, документ ЦАНО, фото Галины Филимоновой.

Фрагмент опубликованного выше «Плана Нижегородской ярмарки», составленного до возведения в 1867 – 1881 годах собора Александра Невского (или в процессе его постройки, т.к. его нет на этом плане), зафиксировал утраченный объект – железную дорогу, которая делала 90-градусный поворот рядом с этим зданием. Возможно, что ее наличие также повлияло на конфигурацию гостиницы Никитиных. На этом же плане графически отмечены границы землевладения, примыкающего к исследуемому строению. Однако на более позднем «Плане Нижегородской ярмарки» (с собором Александра Невского) земельный участок обозначен отдельно от никитинского здания (этот обособленный земельный участок приобрел к тому моменту границы в виде прямоугольной трапеции):

Фрагмент «Плана Нижегородской ярмарки» после постройки собора Александра Невского, документ ЦАНО, фото Галины Филимоновой.

Фрагмент «Плана Нижегородской ярмарки» после постройки собора Александра Невского, документ ЦАНО, фото Галины Филимоновой.

На «Плане Нижегородской ярмарки» из путеводителя Феокритова 1905 года «Спутник по реке Волге» по соседству с гостиницей Никитиных находится Пароходное общество «Дружина». Более того, гостиница Никитиных как бы «привязана» к «Дружине» (соединена линией с пароходством). Однако, судя по «Картотеке домовладельцев г. Нижнего Новгорода», с 1875 по 1895 годы «Пароходному обществу Дружина на береговом месте принадлежал дом (деревянный с мезонином), 2 деревянных флигеля, 2 амбара, лавки, лабазы и кузница».

По сведениям Евгения Шишенкова, впоследствии дом называли Русинским (Русиновским): либо по фамилии, либо по названию пароходного товарищества «Русь». Затем он был в собственности порта (Волжского речного пароходства). История дома также связана с жизнью и деятельностью известного художника Вячеслава Грачева: он вырос в этом доме.

По архивным документам не удалось выявить связь гостиницы Никитиных с Русиными/Русиновыми. Согласно «Картотеке домовладельцев Нижнего Новгорода», на Нижегородской ярмарке Русинову Василию Михайловичу принадлежала двухэтажная каменная лавка, расположенная в Богородском ряду, а Русинову Михаилу Васильевичу – двухэтажная каменная лавка с мезонином, расположенная там же. Русиновские лавки в 1915 году оценивались в сумму 1440 рублей, а в 1918 году – 5760 рублей. Сведения о Русиновых есть в «Пофамильном списке купцов и мещан», также хранящимся в Центральном архиве Нижегородской области.

Примечательно, что ни в  «Картотеке домовладельцев Нижнего Новгорода», ни в «Пофамильных списках купцов и мещан» нет фамилии РУСИН, есть только РУСИНОВЫ. И все они были владельцами лавок на ул. Богородской. Однако в архиве хранится еще один документ, который «сводит» обе фамилии воедино, –  «Чертеж на устройство междуэтажного железо-бетонного перекрытия, постановку железной лестницы в чердачное помещение и др.» в лавках М.В.Русинова на ул. Богородской. Этот документ называет владельцем лавок М.В.Русина. Доказательством того, что речь идет об одном и том же человеке, является один и тот же адрес лавок на Нижегородской ярмарке. То ли это ошибочное (укороченное) написание фамилии Русинов, то ли у Русиновых было прозвище «Русины».

Так или иначе, благодаря этому сохранившемуся чертежу можно установить точное местонахождение русинских/русиновских лавок и сопоставить его с локацией цирка братьев Никитиных и гостиницы Никитиных:

Местонахождение русинских/русиновских лавок, цирка братьев Никитиных и гостиницы Никитиных на «Плане Нижегородской ярмарки», коллаж Михаила Борисова.

P.S. Если Вы располагаете дополнительными и/или уточняющими сведениями, связанными с историей гостиницы Никитиных на Нижегородской ярмарке и/или ее последующих владельцев и обитателей, присоединяйтесь к проекту и присылайте свои материалы на e-mail: nonstop6@yandex.ru 

* По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, «гостиница Никитиных» принята на государственную охрану на основании постановления Администрации Нижегородской области от 08.02.2000 № 33 «Об объявлении находящихся на территории г. Нижнего Новгорода объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры местного (областного) значения». Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 7 октября 2015 года № 1867-р зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 52141010077005. Адрес гостиницы Никитиных: Канавинский район города Нижнего Новгорода, ул. Стрелка, д. 13 (литер А).

Материал подготовила Галина Филимонова

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!