О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Петропавловское кладбище в Нижнем Новгороде

Историческая справка

В «Государственных списках памятников истории и культуры Нижегородской области», изданных в 2001 году, в разделе «Памятники истории Нижнего Новгорода» фигурирует объект культурного наследия регионального значения – городское Петропавловское кладбище. Официальный источник датирует его концом XVIII-го – началом XIX века, а также отмечает, что с 1940 года Петропавловское кладбище стало парком имени И.П.Кулибина.

Ландшафтный архитектор Валентина Баулина в справочнике «Сады и парки Горьковской области», выпущенном в 1981 году, называет его «садом имени И.П.Кулибина», указывая на то, что он «создан на основе зеленых насаждений старинного нижегородского кладбища» на площади около 12 гектаров. Еще в 1980-х годах сад был молодежным и детским центром отдыха Нижегородского района, а на государственную охрану в статусе памятника истории «Петропавловское кладбище» он был поставлен лишь в 1994 году, когда Законодательное собрание Нижегородской области приняло соответствующее Постановление № 38 от 21 июня 1994 года и объявило его территорию «землей историко-культурного назначения с особым режимом содержания».

В ходе общественной дискуссии «Парк Кулибина: память места в современном городе», состоявшейся 7 августа 2019 года в нижегородском Арсенале и вскрывшей ряд острых вопросов, с которыми столкнулись урбанисты при разработке концепции развития парка на месте первого городского кладбища Нижнего Новгорода историк Ольга Дёгтева поделилась с участниками встречи материалами своего исследования по этой теме:

«Согласно древней христианской традиции, погребение умерших осуществлялось в непосредственной близости к любому храму, иногда – непосредственно внутри церкви. Существенные изменения на этот счет в Нижегородской губернии стали происходить лишь во второй половине XVIII века, а точнее – с 1771 года.  Связано это было со страшной эпидемией «моровой язвы» – чумы, свирепствовавшей тогда фактически по всей центральной России, когда «каждый с трепетом ожидал приближения страшной минуты смерти».

15 октября 1771 года Преосвященный епископ Феофан (Чарнуцкий) приказал: «Всем Нижнего Нова града священно-церковнослужителям <...> чтоб оные от ныне людей впредь в трапезах церковных умерших, кокого-бы они оныя чина и звания не были отнюдь и не под каким видом cами собой безведома и дозволения  Его Преосвященства не погребали, но чинили бы оное погребение им близь приходских церквей в принадлежащих местах».

Помимо этого запрета нижегородский губернатор А.Н.Квашнин-Самарин просил епископа Феофана о том, чтобы «приходским священникам приказать, дабы они без дозволения правящего должность полицмейстера поручика Смагина, умиравших здешнего города жителей при церквах не хоронили». В случае если человек умирал от чумы, его запрещали хоронить на общем приходском погосте, а требовали выносить его тело для погребения за пределы города – «в поле». Надзор за соблюдением этого правила и возлагался на нижегородского полицмейстера.

Следующим шагом, касающимся погребений во время эпидемии в 1771 году, было распоряжение епископа Феофана о запрете осуществлять какие-либо захоронения при приходских церквях на территории Нижегородского кремля, требовалось «выносить оные к Алексеевской церкви и погребать при оноя на площади против алтарей». Сегодня на месте бывшей верхнепосадской Алексеевской церкви на центральной городской площади Нижнего Новгорода находится сквер и всеми любимый фонтан. В случае проведения здесь археологических раскопок велика вероятность, что и на этом месте будут обнаружены массовые погребения.

Окончательный запрет хоронить вблизи нижегородских храмов последовал от городских властей спустя 12 лет после эпидемии чумы 1771 года. Позднее – в 1838 году – Святейшим Синодом был издан указ, запрещающий хоронить в монастырях, «учрежденных внутри города». Конечно, в ряде случаев захоронения при монастырях с особого разрешения церковных и светских властей дозволялись, но это были индивидуальные погребения особо именитых жителей.

В 1784 году, согласно указу Государственной Межевой канцелярии, на окраине города было официально открыто первое общегородское кладбище. Для него был отведен обширный участок в 4 десятины 525 квадратных сажени на выгонной земле в непосредственной близости от городской черты между отвершками Ковалихинского оврага. Свое название кладбище получило по церкви в честь святых апостолов Петра и Павла (Всехсвятской), выстроенной в 1782 – 1794 годах. По мере смещения границ города кладбище оказалось включенным в городскую черту. Его территория несколько расширилась в юго-восточном направлении в сторону Напольно-Монастырской или Напольно-Замковой улицы (современная улица Белинского), ставшей к 1830-м годам новой границей города. Первоначальная прямоугольная конфигурация кладбища к середине XIX века была изменена на трапециевидную.

К началу ХХ века Петропавловское кладбище располагалось между двумя улицами: Полевой (ныне – ул. М.Горького) и Напольно-Лесной (ныне – часть ул. Белинского). Позади территории, на которой сейчас находится театр юного зрителя (ТЮЗ), к кладбищу выходила короткая Замковая улица. Сейчас она ликвидирована, но когда-то именно она соединяла Петропавловское кладбище с Духовским единоверческим (ёориентир – ТЮЗ и за ним).

Между задворками домовладений по Ошарской улице и территорией кладбища возник проезд «разновеликой ширины», не имевший устоявшегося названия. Он именовался то Безымянным, то Кладбищенским, то Петропавловским переулком, а иногда считался продолжением Всехсвятского переулка (ныне – переулок Гранитный и часть улицы Решетниковской). В его сторону выходили различные хозяйственные и служебные строения городских усадеб по Ошарской улице, формируя жилую застройку, сетки улиц и переулков к востоку от кладбища так, что Ошарская улица была продлена до городской черты. Это увеличение территории хорошо читается при сравнении фиксационного плана Нижнего Новгорода 1848 – 1853 годов с проектно-фиксационным планом 1882 года.

Фрагмент плана города Нижнего Новгорода 1890-х годов.

Фрагмент плана города Нижнего Новгорода 1890-х годов.

К началу ХХ века на территории современного Нижнего Новгорода было пять православных и шесть старообрядческих кладбищ, а также единоверческое, мусульманское, иудейское и лютеранское.

Стоит отметить, что в 1909 году на заседании городской Думы рассматривался вопрос об установке памятника Кулибину в связи с плохим состоянием могилы именитого нижегородца, а в годы Первой мировой войны был поставлен вопрос об открытии на территории Петропавловского кладбища мемориального комплекса павшим воинам, т.к. именно здесь был выделен участок для погребения офицеров-воспитанников Аракчеевского корпуса.

Официально Петропавловское и Духовское единоверческое кладбища были закрыты властями для новых погребений на основании решения исполнительного комитета Нижегородского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов г. Нижнего Новгорода от 13 апреля 1922  года ввиду того, что  они  перегружены и находятся в центре города. Однако погребения на них продолжались в уже существующие могилы. Только спустя время постановлением Горьковского горсовета от 15 апреля 1937 года было решено Петропавловское кладбище окончательно ликвидировать, а на его территории разбить парк, «соединив последний с бывшим Петропавловским садом на ул. Боброва (ныне ул. Горького)» (липовые аллеи вдоль улицы).

В 1940 году бывшее Петропавловское городское кладбище  после ликвидации было превращено в парк им. И.П.Кулибина. В 1950-е – 1970-е годы была полностью изменена планировочная структура в районе между ним и площадью Свободы. Четкость границ бывшей кладбищенской территории в связи со строительством здесь зданий ТЮЗа и детского кафе, сносом жилой застройки по Ошарской улице была утрачена. В натуре они практически перестали читаться.

Постановлением Законодательного собрания    Нижегородской   области   от  21 июня 1994 года № 38  бывшее Петропавловское городское кладбище объявлено памятником истории и культуры областного (по новому законодательству – регионального) значения, а его территория – землей историко-культурного назначения с особым режимом содержания. При этом, как показывает схема границ  территории данного памятника (Приложение № 2 к указанному Постановлению ЗСНО), в нее был включен и бывший проезд, отделявший кладбище от домовладений по Ошарской улице, где, естественно, захоронений не производилось».

Из публикации кандидата исторических наук И.Кирьянова и краеведа Б.Серова «Сохраним память об ушедших» в № 92 газеты «Горьковский рабочий» от 19 апреля 1989 года известно, что «в ходе ликвидации Петропавловского кладбища перенос могил вообще не производился, а если это делалось, то только родственниками умерших. Вследствие этого в довольно странном положении оказались сохранившаяся могила И.П.Кулибина и условно обозначенная сравнительно недавно могила бабушки А.М.Горького – Акулины Ивановны. В результате неоправданной поспешности были утрачены могилы революционеров 1905 – 1907 годов, казненных в нижегородском тюремном остроге, и ряда деятелей культуры и искусства Нижнего Новгорода XIX столетия».

В настоящее время могила Ивана Петровича Кулибина (1735 – 1818) имеет статус памятника истории федерального значения и взята на охрану государством (документы о принятии на госохрану № 1327, № 176):

Могила Кулибина Ивана Петровича в парке имени Кулибина в Нижнем Новгороде, фото Галины Филимоновой Могила Кулибина Ивана Петровича в парке имени Кулибина в Нижнем Новгороде, фото Галины Филимоновой Могила Кулибина Ивана Петровича в парке имени Кулибина в Нижнем Новгороде, фото Галины Филимоновой Могила Кулибина Ивана Петровича в парке имени Кулибина в Нижнем Новгороде, фото Галины Филимоновой

«Точного места захоронений погребенных на Петропавловском кладбище указать сейчас нельзя, даже место захоронений аракчеевцев известно только условно, но можно установить, кто там похоронен», – комментирует ситуацию председатель нижегородского отделения «Союза возрождения родословных традиций» Татьяна Львовна Грачева.

Так, по сведениям Татьяны Прокофьевой, на Петропавловском кладбище похоронен ее прадед Борис Иванович Прокофьев, который скончался 23 февраля 1878 года (ему был 61 год). Отпевали его в Трехсвятительской церкви, а «таинство исповедания и приобщения совершил священник Николай Иорданский; погребен 25 февраля на общегородском кладбище».

По данным, предоставленным проекту Надеждой Лазаревой (г. Новосибирск), здесь похоронены ее двоюродный прадед и его мать. Они были потомственными дворянами Минской губернии. Станислав-Казимир Игнатьевич Лисовский родился в 1871-м году, скончался, согласно записи в метрической книге,  в Нижнем Новгороде 29 января (ст.ст.) 1908-го года. Его мать, прихожанка Нижегородского костёла, София Иосифовна Лисовская, родилась в 1841-м, а скончалась 10 октября (ст.ст) 1913-го года. «Могилы многих моих предков, в основном – священнослужителей, были варварски уничтожены», – добавляет Надежда Лазарева. В этом смысле и Петропавловское кладбище не стало исключением.

По сообщению Лидии Бенедик, на Петропавловском кладбище похоронен священник Трехсвятительской церкви Нижнего Новгорода Александр Иванович Раев (1871 – 1914).

По информации, предоставленной Ольгой Суспицыной, здесь находится захоронеие Виктора Ивановича Снежневского, умершего 8 декабря 1907 года.

P.S. Если Ваши предки были похоронены на Петропавловском кладбище в Нижнем Новгороде, сообщите, пожалуйста, об этом с указанием ФИО и годов жизни на e-mail: nonstop6@yandex.ru

Материал подготовила Галина Филимонова

Материал размещен на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Нижегородский исторический клуб»

Как поддержать проект?

 


Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!