19 июня 2020 года Материал предоставлен Ольгой Барыкиной Краткая история Ильинского прихода села Ковернино: церкви Ильинская и Вознесенская Перед октябрьской революцией к 1917 году в волостном селе Ковернино действовали два приходских храма: Ильинский и Вознесенский. Первая деревянная церковь здесь была построена в 1754 году, а спустя годы «за ветхостью» в 1846 — 1847 годах ее капитально перестроили. Другой каменный храм, находившийся рядом, возвели в 1787 году (о чем было подано прошение 28 февраля в Костромскую духовную консисторию). Прежде на его месте стоял еще более древний, деревянный (теплый) храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 1861 году вторую церковь так же отремонтировали и расширили, как сказано в документах — «распространили». На плане местности — церкви в Ковернино: Ильинская (обозначена желтым: деревянная) и Вознесенская (обозначена красным: каменная) , фото Ольги Барыкиной. Обе ковернинские церкви возводились и ремонтировались на средства прихожан, а также при помощи средств, получаемых от сдачи в аренду торговых весов, находящихся на сельской базарной площади и состоящих в ведении прихода, начиная еще с 1781 года. В храмах было освящено четыре престола. В первой из них (теплой) — один, в честь святого пророка Ильи. В каменной — в честь праздника Вознесения Господня; в теплой, трапезной части: на правой стороне (южной) — в честь Покрова Богоматери, и на левой стороне (северной) — в честь иконы Феодоровской Божией Матери. Ильинская старинная церковь, будучи деревянной, внутри была оштукатурена и «раскрашенная разными колерами», имела покраску стен и изображения святых. Ильинская церковь в Ковернино, фото предоставлено Ольгой Барыкиной. Чертеж Ильинской церкви в Ковернино, фото Ольгой Барыкиной. Каменная Вознесенская церковь на протяжении XIX столетия неоднократно ремонтировалась и благоукрашалась. Известно, что в 1811 году церковным причтом был нанят крестьянин Тарас Васильев родом из Кинешемской округи «вотчины его Высокоблагородия Алексея Алексеевича Нелидова, деревни Малого Жаждева». По контракту он вместе со своей артелью обязался «в оном селе Ковернине каменную Вознесенскую церковь всю изнутри и паперть обивши … по голому кирпичу выщекотурить самым лучшим искусным и прочным образом…». В июне того же года был составлен и другой контракт с дворовым человеком тайного советника, действительного камергера и кавалера Александра Николаевича Голицина, с крестьянином Иваном Филиповым. Согласно которому «...подрядился я Филипов Вознесенской их каменной церкви вызолотить иконостас..., а так же золотить и колоны и карнизы…». В 1813 году его работу по золочению иконостаса продолжил уже другой мастер. Это был дворовый человек Алексей Васильев родом из Московской губернии — уроженец села Троицкого, крепостной его сиятельства графа Николая Петровича Румянцева. В сентябре 1817 года с ковернинским причтом подписал контракт крестьянин из села Парское Юрьевецкого уезда Костромской губернии, вотчины князя Василия Сергеевича Трубецкого — Андриан сын Матвеев Елховиков, на работу, чтобы «вылить мне к означенной церкви колокол в селе Ковернине весом оной не менее ста и пятидесяти пуд, из собственного их старост и прихожан к оному материала, как то штыковая медь, олова, кроме железа…». При этом, согласно контракту, Андриан Матвеев обязывался перелить два раза колокол, если «...оной выльется чем либо недостаточен или голос его не понравится прихожанам». Чертеж Вознесенской церкви в Ковернино, фото Ольгой Барыкиной. Каменная колокольня Вознесенской церкви стояла как бы при обоих храмах, и, как писали в клировых ведомостях, «все сии здания крепки и прочны и обнесены каменной оградой». Церкви в Ковернино: Ильинская (деревянная) и Вознесенская (каменная) , фото предоставлено Ольгой Барыкиной. Каменную высокую ограду делала в 1827 году артель каменщиков во главе с крестьянином из деревни Готовки Костромской губернии (вотчины господина коллежского советника Петра Яковлевича Козмина) Петром Тимофеевым сыном Хватовым, который по контракту был обязан построить «...у той церкви каменной ограды со святыми вратами, калитками и башнями…». По неизвестной причине в 1843 году часть церковной ограды с южной стороны разрушилась, а именно 18 звеньев (пролетов) ее на расстоянии 38 саженей, и впоследствии место это было обнесено деревянным ограждением. К 1880 году Вознесенский храм и ограда были «крыты железом и окрашены медянкою (покрашены зеленой краской)». Утварью и богослужебными книгами приход этот был «снабжен достаточно». При Вознесенской церкви имелась каменная сторожка для караула. На базарной площади стояла каменная часовня. Приходское кладбище для погребения умерших находилось вне поселения и было обнесено с трех сторон «каменною с железными решетками оградой, а с четвертой стороны деревянным забором». По штату в большом ковернинском приходе служили три священника, один дьякон и три псаломщика. В 1880-е годы причт на содержание священно-церковнослужителей жалованья не получал, потому что приход состоял из казенных крестьян и содержание причта было скудное по причине большого числа среди них раскольников. Поэтому основной доход священнослужителей и их семей был от аренды домов и земли. «При сей церкви имеются здания церковная: а) деревянный дом на церковной земле в селе Ковернине, который с разрешения Епархиального начальства отдан в аренду 10 сентября 1874 года за 55 рублей 85 копеек, на 12 лет; б) торговые весы среди церковной площади, которые согласно указу Костромской Духовной консистории от 8 дня 1872 года за № 62 и 25 июня того же года за № 5000 с 5 десятинами церковной земли сданы с торгов в аренду под торг на 12 лет, с 1 числа сентября 1879 года, по контракту заключенному с причтом и старостой Ильинской церкви села Ковернина, засвидетельствованному в конторе костромского нотариуса Павлина Платоновича Михайловского, 25 числа сентября 1879 года по реестру № 2281; от сей арендной статьи арендатор должен вносить по 805 рублей серебром в год». Кроме этого пять процентов дохода в пользу церкви получал приход от Государственного банка (билет в 100 рублей от 1 ноября 1860 года за № 168, 135) и по билету (векселю) Нижегородского Николаевского городского общественного банка в 100 рублей (от 12 августа 1880 года за № 53). К 1901 году причт жалования ни из государственной казны, ни от прихода не имел, а только получал проценты с 1125 рублей, от аренды лавок на базарной площади 500 рублей. И, как официально считалось, «с таковым пособием, содержание причта оказывается посредственное». На 1917 год доходы церковные были уже иные: «Кружечных доходов получено 2800 рублей. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего у них дохода: % с капитала – 86 рублей, аренды от базарной площади – 650 рублей, и за отведенные, с разрешения Св. Синода, участки на причтовой пашенной земле под постройку крестьянами овинов – 150 рублей». Земли церковной у причта по клировым ведомостям на 1881 год значилось: «с 1819 года, июля 21 дня состоит усадебной 3 десятины, пахотной 3 десятины, сенокосной 3 десятины. На сии земли план и межевые книги имеются и хранятся в церкви. Еще в 1844 году прирезано пахотной земли 18 десятин, на которую тоже имеется при церкви план. Вся пахотная земля в количестве 13 десятин отдается причтом в аренду согласно Высочайше утвержденным правилам 1873 года, ценою за 15 рублей серебром». Земли на 1901 год: «земли, при сей церкви, усадебной 3 д. пашенной 48 дес. с сенокосной 3 д. земля сия намежована в 2 раза 1819 на таковую землю планы и межевые книги имеются». В 1917 году земли при церкви было записано: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятины, пахотной 48 десятин, сенокосной – 3 десятины, а всего — 54 десятины. Земля эта была перемежевана дважды: в 1819 году и в 1844 году; планы и межевые книги на нее хранились в церковной ризнице. Из архивных документов также следует, что священнослужители при каждодневной службе и многоразличных требах в этом обширном приходе земледелием заниматься не могли. Кроме этого, сама земля была практически не пригодной, песчаная, и дохода от нее они не имели. В связи с этим с ходатайства епархиального начальства, указом Св. Синода от 26 ноября 1902 года за № 2194 им было разрешено 6 десятин имеющейся пахотной земли передать под усадебную застройку своими собственными домами. Дома у всех священно-церковнослужителей были собственные, деревянные, находились на церковной земле. В 1901 году приход казенных церковных домов для жительства причта не имеет. Духовенство т.н. «квартирных денег» от церкви не получало, поэтому большая часть их доходных средств расходовалась на устройство жилых домов, а затем на их ремонт. В ведомости на 1917 году значится, что дома, где проживали причетники, были построены на усадебной земле «тщанием самих членов причта, в разные года и составляет собственность их». Кроме этого церкви принадлежал дом, построенный для просфорни (в нем пекли просфоры в русской печи, в нем же проживала женщина-просфорница). По расстоянию от Костромской духовной консистории приход Ковернинский находился далеко – за 200 верст. Здесь же проживал и местный благочинный священник, который нес ответственность и за другие церкви в округе. Село Ковернино от уездного города Макарьева на Унже находилось в 100 верстах, а от ближайшей пароходной пристани в 45 верстах. К 1901 году ближайшие церкви к селу Ковернино находились в четырех селах: единоверческая в селе Ключах в 7 верстах, Благовещенская в селе Скоробогатове в 10 верстах, Успенская в селе Понурове в 15 верстах и Христорождественская церковь в селе Гарях в 20 верстах. А перед революцией ближайшими храмами были записаны: Крестовоздвиженская, единоверческая в самом Ковернино, Благовещенская села Скоробогатова и Успенская, единоверческая в селе Максимове в 11 верстах. Подробная опись церковному имуществу была составлена в 1867 году в четырех экземплярах, и много лет один из них хранился в церковной ризнице. Все эти документы были заверены печатью церковной и архиерейской. Так же в храме хранились копии приходских метрических книг, начиная с 1839 года, а исповедные росписи с 1869 года. При храме существовала приходская библиотека. «В церковной библиотеке, существующей издавна, находится книг духовно-нравственного содержания 179 томов. Духовных журналов 183 тома. Православный собеседник за 4 года, Руководство для сельских пастырей за 20 годов, Дух Христианина за 1 год, Духовный вестник за 3 года, Духовная польза за 4 года, Православное обозрение за 1 год, Христианское чтение за 1 год, Душеполезное Чтение за 10 лет, Воскресное чтение за 2 года, Братское слово за 3 года, Домашняя беседа за 6 лет. Кроме членов местного причта и их семейств, сими книгами пользуются безмездно прихожане сей церкви, впрочем очень многие, по преобладанию в них духа раскола, пользуются ими так же безмездно священники ближайших сел». К 1901 году в церковной библиотеке книг, «предназначенных для чтения и одобренных духовною цензурою», имелось уже 217 томов, а всего 126 названий. На 1917 год книг, «для чтения предназначенных», было 220 томов – 120 названий. Долгие годы по причине бедности в приходе не было церковных учебных заведений. Только в 1893 году в Ковернино открылась первая церковно- приходская школа «усиленным старанием старшего священника Горского». При этом своего собственного помещения она не имела, а размещалась в его личной квартире и содержалась «исключительно и единственно на средства местной церкви». Учительницей в ней была священническая дочь Анна Горская, которая получала жалованья по 240 рублей в год; учащихся в школе в первый год было 53 человека, в том числе 23 мальчика и 30 девочек. В 1917 году в приходе уже действовало двухклассное казенное училище, подведомственное министерству народного просвещения. Так же продолжала функционировать церковно-приходская школа, и еще 4 аналогичных школы находились в приходских деревнях: Больших Мостах, Больших Талицах, Цыбриках и Вершинине. Ольга Барыкина Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|