Хорош Париж, но живет и Курмыш! Город-крепость, в котором бывали великие князья и цари, сегодня забыт и заброшен. Мало, кто знает, что в «первую тройку по древности» на Нижегородчине после Городца и самого Нижнего Новгорода входит Курмыш – село в Пильнинском районе, которое когда было крепостью и уездным городом. Сейчас это захолустное местечко, великолепная история которого хранится в разрушенных церквях, поросших бурьяном барских усадьбах, улицах, носящих названия старинных слобод, заболоченных озерах и обмелевших реках. Курмыш на пограничной службе Курмыш - самый первый русский город Присурского края. В 1372 году князь Борис Константинович «постави город на Суре Курмыш нарече». Курмышская крепость активно способствовала росту могущества и авторитета Московского княжества, которое собирало и объединяло вокруг себя русские земли. «С момента своего основания и до середины XVI века Курмышская крепость первой принимала на себя удары восточных соседей Руси, - писал известный исследователь старинных крепостей Нижегородского Поволжья Игорь Кирьянов, - и долгое время выполняла роль опорного пункта русской пограничной службы. Немало отчаянных боев пришлось вести защитникам Курмыша в XIV—XVI веках». О Курмыше как форпосте российского государства говаривал Иван Грозный, который и сам бывал здесь. Например, село Ратово (Курмышского уезда Симбирской губернии в прошлом) названо в честь стоянки здесь рати первого русского царя. На то, что Курмыш был не только крепостью на восточных рубежах Русского государства, но и центром округи, указывают письменные и археологические источники. В 1984 году в нескольких километрах от Курмыша был обнаружен целый ряд русских селищ, свидетельствующих о распространении русского влияния на берегах Суры уже в XIV веке. Курмыш был значимым для царей и князей. Например, московский князь Василий Дмитриевич и царь Иван Грозный завещали сей город «со всем, что к нему потягло» своим сыновьям. Пленение Василия Темного За всю историю существования государства российского его правителя держали в плену один-единственный раз. И было это в Курмыше. В 1445 году против казанского хана Улу-Мухаммеда выступил великий князь Василий Темный. Под Ефимьевым монастырём 1500 русских атаковали неприятеля, который был «вдвое многочисленнее», как пишет Карамзин. Князя ранили и взяли в плен. Нижний Новгород, который являлся его, Василия, владением, был разгромлен. «Безбожный царь казанский» повез Василия Темного в Курмыш, где его держали в одной из церквей. Здесь же, в Курмыше, Улу-Мухамед после продолжительных переговоров принял решение освободить Василия Темного за огромный выкуп в «200 000 рублев» (по Новгородской летописи). После взятия Казани Курмыш перестал играть первостепенную роль защитника Руси. В 1552 году была основана русская крепость Алатырь, в результате чего и восточная и южная граница Руси отодвинулись от Курмыша. «Следует, правда, отметить, - замечает Кирьянов, - что по Курмышскому уезду до середины XVII столетия время от времени наносились удары из степи». Венчание Пугачева и крепостной девки Несмотря на «потерю первостепенной роли» ни одно значимое для Руси событие не прошло мимо Курмыша. Не каждый небольшой городок может похвастаться тем, что в нем бывали великие бунтари – Пугачев и Разин. Разин, правда, был в Курмыше не сам, а послал туда своего верного вассала – Максима Осипова. Отряд Осипова курмышане, всегда отличавшиеся непокорностью и свободолюбием, встретили хлебом-солью. Историк Сергей Соловьев пишет: «В Курмыше козаки Разина встретили почетный прием: городские и уездные люди вышли к ним с образами и вместе с ними встречал воевода… Грабежу и никакого разоренья воеводе и городским людям не было». О Курмыше упоминает Пушкин в «Истории Пугачева»: «20 июля Пугачев под Курмышем переправился вплавь через Суру. Чернь встретила его на берегу с образами и хлебом. Инвалидная команда приведена была к Пугачеву. Пугачев велел раздать чувашам казенное вино; повесил несколько дворян, приведенных к нему крестьянами…». До сих пор в Курмыше есть Рельское озеро, где пугачевцы расправлялись с дворянами: в старину виселицы назывались рели. Загряжский в «Русской старине» сообщает, что «на площади Курмышскаго собора стояли три виселицы для казни помещиков. Посреди паперти собора, на раскинутом ковре, сидел сам Пугачев», который умилился пляской внука старика-помещика. Помещик был отпущен Пугачевым, а его слуга, выколовший барину глаза, повешен. А писательница Вера Жакова пишет о том, как в одном из селений близ Курмыша посыльный Пугачева собрал мужиков и стал читать манифест, но тут на него набросился с ножом барский приказчик Евсей Якушкин. В этот момент из толпы выбежала девушка, схватила нож и вонзила его в горло приказчику, подняла бумагу и стала вновь читать собравшейся толпе. То была крепостная артистка балета барского театра Настасья Хлопова. Она повела крестьян навстречу «царскому» войску, нагнав Пугачева под Курмышом. В тот же день местный поп обвенчал государя императора Петра III и княгиню Владимирскую» (так именовали себя Емельян Пугачев и Настасья Хлопова). Под водительством Настасьи Хлоповой в Курмышском уезде 500 деревенских баб перебили великое множество дворян. Курмышская контрреволюция Проявили непокорность курмышане и в годы революции. Белые офицеры в Курмыше создали оппозицию и свергли большевиков. Был убит председатель исполкома Мартьянов и его помощники. Мятежным курмышанам даже удалось захватить склад с оружием. Однако войска Красной армии взяли город штурмом. После подавления мятежа в Курмышском уезде было расстреляно 109 человек, подозревавшихся в контрреволюции. Старожилы рассказывают, что их родители слышали оружейные залпы и людской плач, говорят, зарывали людей тут же, где расстреливали – за речкой Курмышкой. Сейчас в Курмыше стоит памятник убитым красноармейцам, «народная тропа» к которому заросла крапивой и репейником. Однако наследие советских времен здесь живо до сих пор, и оно перекрывает наследие архитектурное – в старинной Рождественской церкви сейчас располагается клуб, остальные исторические памятники или разрушены или просто не ухожены. - Для обустройства клуба в другом здании у нас на сегодня нет средств, хотя мы, безусловно, стремимся к этому, - сказал нам глава Курмышской сельской администрации Александр Филимонов. – История Курмыша знаковая для истории всей России, но, к сожалению, районной администрации нет дела до села, денег на развитие Курмыша не выделяется. У нас закрыли сельхозучилище областного значения, перевели его в Пильну. И Курмыш тем самым практически убили, потому что молодежи теперь нет смысла здесь оставаться. Потом закрылось сельхозпредприятие, и жизнь на селе стала затухать. По словам А. Филимонова, все памятники истории и архитектуры Пильнинского района находятся именно в Курмыше (их около 30-ти). - Долгие годы коммунистического владычества оставили после себя духовную пустыню, - говорит Благочинный Пильнинского округа отец Михаил. – Разоренные церкви, в которых валяются пустые бутылки, оставляют тягостное впечатление. А ведь современный человек стремится в древние храмы, что восполнить вакуум духовности. Очень бы хотелось привлечь спонсоров, которым не безразлична судьба старинного Курмыша, потому что районная администрация не только не проявляет интереса к этому древнему месту, но порой и препятствует развитию. Археологическая девственность Курмыш окутан легендами. Например, говорят, что Курмыш и Ильину гору – село за речкой – связывает подземный ход. Но это пока ничем не подтверждается, кроме, может быть, песчано-глиняного грунта и отсутствием воды на глубине 35 метров, что и в самом деле позволяет копать подземные тоннели. Можно сказать, что Курмыш является практически девственным в археологическом отношении. Хотя черные археологи здесь все же поработали – когда специалисты археологического предприятия «Регион» приехали в Курмыш на раскопки, то увидели варварски изрытую территорию. Археологи «Региона», правда, надежды не теряют и сейчас проводят там исследовательские работы. А бывает, что и жители что-то откапывают. - Один курмышанин копал погреб и вырыл наполненную вином бутылку с гравировкой «Винодел Иван Бурдин» и сургучной печатью, - рассказывает заведующая Курмышской участковой больницей Тамара Семенова. – А копал он как раз в том месте, где были склады барина Шипилова. Он пришел к врачу с этой бутылкой и сказал: «Я буду пить, а ты смотри, если я умру, ты меня будешь спасать». Он все вино выпил и остался жив. А вино было 18-го века… Кстати, род Шипиловых ведет свое начало от Рюриковичей. А до революции в Курмыше у них был фамильный склеп, который разграбили коммунисты. До ЮНЕСКО, как до звезд Сейчас Александр Филимонов готовит письмо в ЮНЕСКО с просьбой включить Курмыш в список объектов всемирного наследия. - Давайте посмотрим на карту памятников всемирного наследия, находящихся под охраной ЮНЕСКО, - показывает мне альбом профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяна Виноградова. – Мы видим, что западная Европа буквально усеяна такими памятниками, в России же почти пусто. По всему миру более 600 памятников всемирного наследия, но львиная доля сосредоточена не в нашей стране. И, знаете, прекрасно, что увлеченные люди инициируют выдвижение Курмыша. Но мы не имеем права выходить сразу во всемирное наследие мирового уровня, а должны сначала представить объекты в российском отделении ЮНЕСКО, и все это, надо сказать, не бесплатно. К сожалению, российское отделение хотелось бы просто миновать в этом процессе, потому что там, на мой взгляд, не чувствуется духа высокого патриотизма. Ну, и конечно, местные власти должны как минимум, привести в порядок исторические памятники и сделать их достойными для презентации в ЮНЕСКО. Кстати, ни Городец, ни Нижегородский Кремль, ни Волжский откос не входят в перечень ЮНЕСКО. Текст: Оксана Ольшанская, фото: Ольга Зайцева Материал предоставлен газетой "МК в Нижнем Новгороде" (публикация в № 30 2009 год) Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти" |
||||
---|---|---|---|---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|