О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Южная часть Нижегородской области: Пильнинский район

Пильна – рабочий посёлок и железнодорожная станция в 200 км к юго-востоку от Нижнего Новгорода на реке Пьяне и железной дороге Москва - Казань. Название рабочего посёлка указывает на место активной разработки и пилки леса в окрестностях при Екатерине II. Другие названия – Пильня, Можаровский кошмовальный завод. Пильна известна с XVIII века, рабочий посёлок – с 1964 года. 7 тысяч жителей. Центр района (1,3 тысяч кв. км, 29 тысяч жителей). Промышленность – промкомбинат со швейной фабрикой, предприятия и организации, обслуживающие район. В Пильне есть народный краеведческий музей (г. Пильна, ул. Тарлыкова, д. 8, РДК). Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в Пильне есть памятник истории – братская могила жертв кулацкого мятежа, погибших в 1920 году (пл. Центральная). Датировка объекта – 1920 год. Документ о принятии на госохрану № 559. В Пильне в постсоветское время построен новый храм в честь Николая Чудотворца (вместо разрушенного большевиками). Проект скопирован с храма Михаила Архангела в Сергаче.

Подробнее – в материале Петра Ивановича Тюлина «Из истории Пильнинского района Нижегородской области». На фото – храм в честь Николая Чудотворца в Пильне и закат на реке Пьяне близ Пильны:

Храм в честь Николая Чудотворца в Пильне, фото Владимира Бакунина Храм в честь Николая Чудотворца в Пильне, фото Владимира Бакунина Храм в честь Николая Чудотворца в Пильне, фото Владимира Бакунина Закат на реке Пьяне близ Пильны, фото Владимира Бакунина

Болобоново – село в Пильнинском районе. По данным, предоставленным проекту Еленой Адушевой, в селе была Троицкая церковь и усадьба Шипиловых. Подробнее – в материале «Симбирское Болобоново: редкие фотографии утраченного храма и усадьбы Шипиловых».

Троицкая церковь села Болобонова Курмышского уезда, фото предоставлено Еленой Адушевой Троицкая церковь села Болобонова Курмышского уезда, фото предоставлено Еленой Адушевой Троицкая церковь села Болобонова Курмышского уезда, фото предоставлено Еленой Адушевой Троицкая церковь села Болобонова Курмышского уезда, фото предоставлено Еленой Адушевой

Бортсурманы – село в Пильнинском районе. Согласно «Нижегородскому топонимическому словарю» Н.В.Морохина, название связывается со словом «басурмане» и указывает на былой нерусский характер населения (Трубе, 1962 год). В Бортсурманах расположен объект культурного наследия регионального значения - усадьба Пазухиных (документ об историко-культурной ценности: решение Горьковского облисполкома № 471 от 18.12.1989). В комплекс входят: Успенская церковь (датировка объекта – 1789 год, документ о принятии на госохрану № 471), парк. Поданным краеведа Владимира Бакунина, каменный храм построен помещиком Петром Петровичем Пазухиным. Престолов в нём три: главный (холодный) – в честь Успения Пресвятые Богородицы и в приделах (тёплых) один – во имя Святителя и Чудотворца Николая, другой – во имя Святителя Иоанна Златоустого. В Успенской церкви покоятся мощи праведного Алексия Бортсурманского (Гнеушева) (26 мая (по строму стилю – 13 мая) 1762 - 4 мая (по строму стилю – 21 апреля) 1848), настоятеля храма, всю жизнь прожившего в Бортсурманах и прославившегося даром чудотворения и прозорливости. Первоначально он был похоронен около алтаря Успенской церкви. Около храма расположено надгробие М.В.Толстова (вероятно, родственника Пазухиных). Другая часть Бортсурман, а также ряд окрестных сёл, принадлежали Александру Петровичу Шипилову. Его дочь Софья Александровна – мать братьев Ляпуновых – математика А.М.Ляпунова, филолога Б.М.Ляпунова и композитора С.М. Ляпунова.

Парк усадьбы Пазухиных в Бортсурманах Пильнинского района, фото Владимира Бакунина Успенская церковь в  Бортсурманах  Пильнинского района, фото Владимира Бакунина Место первоначального захоронения Алексия Бортсурманского (Гнеушева), настоятеля храма в Бортсурманах Пильнинского района, фото Владимира Бакунина Надгробие М.В.Толстова (вероятно, родственника Пазухиных) в Бортсурманах Пильнинского района, фото Владимира Бакунина

Деяново – село в Пильнинском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Троицкая церковь. Датировка объекта – 1871 год. Документ о принятии на госохрану № 471. В 2009 году во время реставрации в церкви обнаружена, предположительно, родовая усыпальница Шипиловых. По данным, предоставленным проекту краеведом Владимиром Бакуниным, каменный храм в Деянове построен прихожанами и землевладельцем Петром Александровичем Шипиловым. Престолов в нём три: главный – во имя Живоначальной Троицы, в правом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая и в левом – во имя Апостолов Петра и Павла. По данным, предоставленным проекту Татьяной Грачевой, в приход Деянова входила деревня Тимофеевка, владельцами которой были Моисеевы и Толстые.

Троицкая церковь в Деянове, фото Владимира Бакунина Троицкая церковь в Деянове, фото Татьяны Грачёвой Троицкая церковь в Деянове, фото Татьяны Грачёвой Троицкая церковь в Деянове, фото Владимира Бакунина

Жданово – село в Пильнинском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Троицкая церковь. Датировка объекта – 1811 год. По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД».

Троицкая церковь в Жданове Пильнинского района, фото Владимира Бакунина Троицкая церковь в Жданове Пильнинского района, фото Владимира Бакунина Надгробная плита тверского дворянина, генерал-майора в отставке, героя Отечественной войны 1812 года Степана Степановича Андреевского в Жданове Пильнинского района,  фото Владимира Бакунина Троицкая церковь в Жданове Пильнинского района, фото Владимира Бакунина

По данным краеведа Владимира Бакунина, каменный храм в Жданове построен помещиком Алексием Александровичем Пашковым. Престолов в нём три: главный (холодный) – во имя Живоначальной Троицы, в приделах (теплых): в одном – во имя трех Святителей Московских и всея России Чудотворцев Петра, Алексия и Ионы и в другом – в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Храм – копия московского Вознесенского храма на Гороховом поле, построенного по проекту М.Ф.Казакова. Специалисты отмечают, что это – один из немногих ротондальных храмов на территории Нижегородской области. Подробнее – в специальной публикации Ольги Чеберевой «Храмы-ротонды: форма как символ».

Алексей Александрович Пашков (1760-1831) – один из трёх сыновей Александра Ильича Пашкова и Дарьи Ивановны Мясниковой, второй (из четырёх) дочери симбирского купца Ивана Семеновича Мясникова – компаньона Ивана Борисовича Твердышева (также симбирского купца), основателя горнозаводской империи на Южном Урале. После смерти Твердышева и Мясникова основанные ими медеплавильные и железоделательные заводы были в 1782 году разделены между дочерьми Мясникова как единственными наследницами. Брат А.А.Пашкова Василий Александрович (1764(1759) - 1834), обергофмейстер Императорского двора – владелец Верхоторского и Воскресенского медеплавильных заводов (сейчас Мелеузовский район республики Башкортостан), перешедших от матери Д.И.Пашковой, а также известен как владелец села Ветошкино Сергачского уезда (Гагинский район).

Около алтаря ждановского храма расположено здание склепа, снаружи находится надгробная плита тверского дворянина, генерал-майора в отставке, героя Отечественной войны 1812 года Степана Степановича Андреевского, который стал владельцем села после брака с Елизаветой Алексеевной Пашковой, дочерью А.А.Пашкова.

Сестра Е.А.Пашковой Дарья Алексеевна Полтавцева – бабушка «белого генерала» Михаила Дмитриевича Скобелева. Одна из его сестер – Ольга Дмитриевна – жена Василия Петровича Шереметева, основателя знаменитого замка в Юрине, другая – Надежда Дмитриевна – жена Константина Эсперовича Белосельского Белозерского (1843 - 1920), владельца Катавских чугунноплавильных и железоделательных заводов на Южном Урале (сейчас Катав-Ивановский район Челябинской области), доставшихся ему по линии прабабушки Екатерины Ивановны Козицкой (Мясниковой) – младшей дочери Ивана Мясникова. Таким образом, К.Э.Белосельский-Белозерский – праправнук И.С.Мясникова, а его жена Н.Д.Скобелева – прапраправнучка И.С.Мясникова, и оба они – потомки двух родственных «горнозаводских» ветвей, идущих от И.С.Мясникова.

Исаково – село в Пильнинском районе (сейчас не существует). По данным, предоставленным проекту Еленой Адушевой, Исаково связано с представителями обширного княжеского рода Чегодаевых. Два князя (Андрей Петрович Чегодаев (1801 – 1869) и его сын Николай Андреевич) были захоронены у стен местного храма в честь иконы Казанской Божией Матери, остававшегося последним строением этого опустевшего села. В 2000-е церковь сгорела (у жителя села Болобонова Евгения Корнишина сохранился снимок этого храма). Интересно, что в «Реестре загородных усадебных комплексов Нижегородской области» за Чегодаевыми числится усадьба в Покров-Полянке Сергачского района, от которой до наших дней дошел парк, а известный нижегородский краевед Дмитрий Смирнов, описывая деятельность аристократа-«изобретателя» князя Чегодаева в «Картинках нижегородского быта XIX века», называет другое поместье Чегодаевых – село Островское Княгининского уезда (сейчас – на территории Княгининского района).

Храм в честь иконы Казанской Божией Матери в Исакове, фото Евгения Корнишина предоставлено Еленой Адушевой Храм в честь иконы Казанской Божией Матери в Исакове, фото Евгения Корнишина предоставлено Еленой Адушевой Захоронения князей Чегодаевых в Исакове, фото предоставлено Еленой Адушевой Захоронения князей Чегодаевых в Исакове, фото предоставлено Еленой Адушевой

Каменка – село в Пильнинском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – церковь Иоанна Богослова. Датировка объекта – 1779 год. Документ о принятии на госохрану № 471. В селе расположен объект культурного наследия регионального значения – усадьба Левашёвых (документ об историко-культурной ценности: решение Горьковского облисполкома № 471 от 18.12.1989). В комплекс входят: церковь Иоанна Богослова, парк. По данным, предоставленным проекту краеведом Владимиром Бакуниным, каменный храм в Каменке построен помещиком Александром Ивановичем Левашёвым. Престолов в нём три: главный (холодный) – во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в приделах (теплых): в одном – во имя Святителя и Чудотворца Николая и в другом – во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Церковь Иоанна Богослова в Каменке, фото Тимура Шакарова Церковь Иоанна Богослова в Каменке, фото Тимура Шакарова Церковь Иоанна Богослова в Каменке, фото Владимира Бакунина Церковь Иоанна Богослова в Каменке, фото Владимира Бакунина

Калиновка – село в Пильнинском районе. По сведениям, предоставленным Владимиром Бакуниным, в селе в начале XX века была построена деревянная церковь. Осенью 2008 года она сгорела, но В.Бакунин предоставил проекту несколько её фотоснимков, сделанных за несколько месяцев до гибели объекта:

Церковь в селе Калиновка, лето 2008 года, фото Владимира Бакунина Церковь в селе Калиновка, лето 2008 года, фото Владимира Бакунина Церковь в селе Калиновка, лето 2008 года, фото Владимира Бакунина Церковь в селе Калиновка, лето 2008 года, фото Владимира Бакунина

Красная Горка – посёлок в Пильнинском районе (другое название – Сафаджай). Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена мечеть в Красной Горке (датировка объекта – 1906 год). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159.Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД».

Курмыш – село в Пильнинском районе в 50 км к северу от райцентра на берегу реки Суры. Основан в 1372 году как крепость на переправе. Входил в Симбирскую губернию, был городом. В его центральной части хорошо сохранилась застройка, воспроизводящая атмосферу уездного города XIX века. Жители Курмыша приняли активное участие в войне Е.Пугачева, который был в этом городе. Сейчас в Курмыше колхоз и овощесушильный завод. К памятникам природы отнесены парк, Пушкинский сад, дендрарий. Подробнее о современном Курмыше - в публикации Оксаны Ольшанской «Хорош Париж, но живет и Курмыш!».

Памятники археологии: селище Курмыш-1 (XIV - XV вв.), селище Курмыш-2 (XV - XVI вв.), селище Курмыш-3 (XIV - XV вв.), селище Курмыш-4 (XIV - XV вв., I тыс. н.э.), селище Курмыш-5 (XV - XVI вв.) – документ о принятии на госохрану № 471; городище Курмыш (XIV – XVII вв.) – документ о приобретении статуса – приказ от 13 декабря 2001 года № 34-ОД.

Памятники истории: дом, в котором находился уездный Совет крестьянских депутатов (с 1918 года, ул. Советская, 3), братская могила председателя уездного исполкома Совета крестьянских депутатов Мартьянова Николая Андреевича и красноармейцев, убитых во время кулацкого мятежа (сентябрь 1918 года, у Дома культуры) – документ о принятии на госохрану № 559;

Братская могила председателя уездного исполкома Совета крестьянских депутатов Мартьянова Н.А. и красноармейцев, убитых во время кулацкого мятежа в 1918 году в Курмыше, фото Владимира Бакунина Братская могила председателя уездного исполкома Совета крестьянских депутатов Мартьянова Н.А. и красноармейцев, убитых во время кулацкого мятежа в 1918 году в Курмыше, фото Владимира Бакунина Здание уездного земского собрания в Курмыше (с 1918 года в нём находился уездный Совет крестьянских депутатов), фото Владимира Бакунина Здание уездного земского собрания в Курмыше (с 1918 года в нём находился уездный Совет крестьянских депутатов), фото Владимира Бакунина

высшее начальное училище (конец XIX – начало XX вв., на пересечении ул. Советской и Красноармейской, 14/20), корпус земской больницы (конец XIX – начало XX вв., на пересечении ул. Советской и Володарского, 16, П-образный корпус) – документ о принятии на госохрану № 21.

Памятники градостроительства и архитектуры: комплекс полицейской уездной управы (1825 год, ул. Ленина, 3); жилой дом (середина XIX века, на пересечении ул. Мартьянова и Ленина, 2/4); городская усадьба (дом купца Наймарка с торговыми помещениями): главный дом, флигель, корпус служб, ограда с воротами (вторая половина XIX века, на пересечении ул. Мартьянова и Советской, 10/8); торговая лавка (конец XIX века, ул. Мартьянова, 19); городская усадьба: главный дом, торговый корпус (вторая половина XIX века, ул. Мартьянова, 33, 35);

Дом купца Наймарка с торговыми помещениями в Курмыше, фото Владимира Бакунина Торговая лавка в Курмыше, фото Владимира Бакунина Бывшее здание городского 2-х классного уездного училища (XIX в.) в Курмыше, фото Владимира Бакунина Дом купца Некрасова (сейчас - библиотека) в Курмыше, фото Владимира Бакунина

комплекс Покровской церкви: Покровская церковь с колокольней (1745 год), часовня (конец XIX – начало XX века), по данным краеведа Владимира Бакунина, Покровская церковь с колокольней построен купцом Василием Брюхановым. Престолов в нём два: главный (холодный) – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в приделе (теплом) – во имя Святители и Чудотворца Николая;

Покровская церковь с колокольней в Курмыше, фото Ольги Зайцевой Покровская церковь с колокольней в Курмыше, фото Владимира Бакунина Покровская церковь с колокольней в Курмыше, фото Владимира Бакунина Часовня Николо-Покровского собора в Курмыше Пильнинского района, фото Владимира Бакунина

пожарная каланча (1919 год, ул. Советская, 12);

Пожарная колонча в Курмыше, фото Ольги Зайцевой Пожарная колонча в Курмыше, фото Владимира Бакунина Пожарная колонча в Курмыше, фото Владимира Бакунина Пожарная колонча в Курмыше, фото Андрея Скворцова

Рождественская церковь (1749 год, на пересечении ул. Советской и Трудовой), по данным, предоставленным проекту краеведом Владимиром Бакуниным, каменная Рождественская церковь построена в Курмыше в 1774 году на добровольные пожертвования; престолов в ней три: главный (холодный) – в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в приделах (тёплых): в правом – во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в левом – во имя Всех Святых;

Рождественская церковь в Курмыше, фото Владимира Бакунина Рождественская церковь в Курмыше, фото Владимира Бакунина Рождественская церковь в Курмыше, фото Владимира Бакунина Рождественская церковь в Курмыше, фото Владимира Бакунина

усадьба Шипилова: главный дом (середина XIX века), флигель (начало XX века), служебный корпус, парк (территория детского оздоровительного лагеря «Курмышский» областного комитета профсоюза работников народного образования и науки);

Главный дом усадьбы Шипиловых в Курмыше (сейчас - дом отдыха «Курмышский»), фото Владимира Бакунина Главный дом усадьбы Шипиловых в Курмыше (сейчас - дом отдыха «Курмышский»), фото Владимира Бакунина Флигель в Курмыше, перевезенный из села Бортсурманы, фото Владимира Бакунина Река Сура около Курмыша, фото Владимира Бакунина

Казанская церковь (1755 год, на пересечении ул. Трудовой и Революционной), по сведениям краеведа Владимира Бакунина, это – Тихоновская церковь (без колокольни), которая была возобновлена в 1863 году купцом Иваном Макаровым Раздьяконовым; престолов в ней два: главный (холодный) во имя Святителя и Чудотворца Тихона Задонского и придельный (тёплый) – во имя святого великомученика Димитрия Солунского (до 1764 года на месте этого храма располагался курмышский Троицкий женский монастырь);

корпус торговых лавок (конец XIX – начало XX вв., ул. Трудовая, 4). Документы о принятии на госохрану № 471, № 21.

Мальцево – село в Пильнинском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Воскресенская церковь. Датировка объекта – 1823 год. Документ о принятии на госохрану № 471. По данным краеведа Владимира Бакунина, каменный (холодный) храм в Мальцеве построен помещиком Михаилом Стефановичем Бреховым. Престолов в нём три: главный – в честь Воскресения Христова, в правом приделе – в честь Почаевской иконы Божией Матери и в левом – во имя Архистратига Божия Михаила.

Воскресенская церковь в Мальцеве, репродукция картины Светланы Егоровой (Хрипкиной)  Воскресенская церковь в Мальцеве, репродукция картины Светланы Егоровой (Хрипкиной)  Воскресенская церковь в Мальцеве, фото Владимира Бакунина Воскресенская церковь в Мальцеве, фото Владимира Бакунина

По соседству с Мальцевым расположены деревни: Плетниха – родина астронома Михаила Васильевича Ляпунова, отца братьев Ляпуновых – математика, филолога и композитора (композитор С.М.Ляпунов также родился в Плетнихе); Болобоново – родина композитора Александра Александровича Касьянова (его мать Надежда Васильевна – двоюродная сестра братьев Ляпуновых), а также филолога Б.М.Ляпунова.

Медяна – село в Пильнинском районе. По данным, предоставленным проекту Максимом Бурмистровым, 18 сентября 1877 года Святейший Синод официально утвердил в селе образование Медянского Покровского женского монастыря.

Медянский Покровский женский монастырь, фотография старинной линогравюры предоставлена Еленой Адушевой Медянский Покровский женский монастырь, фотография старинной линогравюры предоставлена Еленой Адушевой Медянский Покровский женский монастырь, фотография старинной линогравюры предоставлена Еленой Адушевой Медянский Покровский женский монастырь, фотография старинной линогравюры предоставлена Еленой Адушевой

Духовным вдохновителем на создание обители был отец Авррамий (Некрасов) (1805 – 1886), первой игуменьей монастыря – Ксения (Дарья Егоровна Ольнева) (? – 1911), второй игуменьей монастыря – Елисавета (мирское имя неизвестно) (? – 1918), погребена в селе Каменка (?). Медянский Покровский монастырь возник здесь на месте исчезнувшего к тому времени Никольского Медянского мужского монастыря. Это один из самых молодых монастырей в имперской России. Отец Авраамий, являющийся вдохновителем создания женской общины, был духовным сыном преподобного Серафима Саровского, на протяжении многих лет он словом и делом помогал матушке Ксении (первой игумении обители) создавать и обустраивать монастырь, жертвовал деньги и делал ценные вклады в обитель. Наиболее трагичными для монастыря стали постреволюционные годы, когда новая власть решила закрыть обитель. После изгнания насельниц в стенах монастыря разместили коммуну имени Фролова. Дата закрытия: 1921 год (по другим данным – 1922-й). Дата разрушения монастырских построек неизвестна. Сейчас монастырь полностью разрушен, на его месте в 2009 году возвели часовню. Если у Вас есть сведения о жизни Медянского Покровского женского монастыря, его исторические фотографии (до- и постреволюционные), фотоматериалы, касающиеся насельниц, информация о второй (и последней) игумении Медянской обители, матушке Елисавете, а также данные о периоде закрытия обители, о времени фактического разрушения монастырских построек и о том, что было на территории монастыря после закрытия, присылайте свои материалы для публикации на адрес: nonstop6@yandex.ru

Ожгибовка – село в Пильнинском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Троицкая церковь (трёхпрестольная). Датировка объекта – 1825 год. Документ о принятии на госохрану № 471.

Троицкая церковь в Ожгибовке Пильнинского района, фото Владимира Бакунина Троицкая церковь в Ожгибовке Пильнинского района, фото Владимира Бакунина Троицкая церковь в Ожгибовке Пильнинского района, фото Владимира Бакунина Троицкая церковь в Ожгибовке Пильнинского района, фото Владимира Бакунина

Петряксы – село в Пильнинском районе. Другое название – Батыршах. В «Нижегородском топонимическом словаре» (г. Нижний Новгород, «КиТиздат», 1997 год) Н.В.Морохин приводит следующие сведения: поселение известно с 1570 года; татарские варианты названия – Бетыракс, Бетыраксы (патроним, от татарского имени Батыр или христианского Пётр и чувашского «касы» – «селение»); население – татары. По данным, предоставленным проекту Ринатом Шигабетдиновым, в Петряксах нет памятников архитектуры, но интерес представляют сразу несколько объектов, связанных с этим местом. Во-первых, сохранилась фотография первой соборной мечети, минарет которой демонтировали перед переоборудованием под клуб. Во-вторых, бывшие ясли когда-то тоже были мечетью (возможно, разобранной и перевезённой из другого села). В-третьих, здание почты – бывший дом зажиточного, а впоследствии репрессированного крестьянина Калимуллы Мухаметжановича Мухаметжанова. В-четвёртых, дом, где в бытность села Петряксы райцентром находился КПЗ, теперь стал жилым, но сохранил свой прежний дух.

Первая соборная мечеть в Петряксах, фото предоставлено Ринатом Шигабетдиновым Бывшие ясли в Петряксах (здание бывшей мечети), фото предоставлено Ринатом Шигабетдиновым Здание почты в Петряксах (бывший дом репрессированного крестьянина Мухаметжанова Калимуллы Мухаметжановича), фото предоставлено Ринатом Шигабетдиновым Бывший КПЗ в бытность села Петряксы райцентром (сейчас жилой дом), фото предоставлено Ринатом Шигабетдиновым

Старинское – село в Пильнинском районе, в котором располагалась усадьба Приклонских. В комплекс входит парк. По данным, предоставленным проекту краеведом Владимиром Бакуниным, Старинское принадлежало Приклонским, возглавлявшим дворянство Сергачского уезда: Ивану Ивановичу и его сыну Николаю Ивановичу Приклонским. В 1830 году Пушкин во время приездов в Сергач для оформления и залога части села Кистенёва мог встречаться с И.И.Приклонским. Внебрачная дочь Н.И.Приклонского Александра Николаевна вышла замуж за внучатого племянника А.С.Пушкина Льва Анатольевича, венчание проходило в Казанской церкви села Старинского. Благодаря этому Л.А.Пушкину удалось избежать потери из-за долгов пушкинской части Болдина: Н.И.Приклонский выкупил эту часть в 1898 году и отдал в приданое Александре Николаевне. Каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери Церковь (трёхпрестольная), построенная в 1824 году, сохранилась до наших дней.

Казанская церковь в Старинском Пильнинского района, фото Владимира Бакунина Казанская церковь в Старинском Пильнинского района, фото Владимира Бакунина Казанская церковь в Старинском Пильнинского района, фото Владимира Бакунина Казанская церковь в Старинском Пильнинского района, фото Владимира Бакунина

Тенекаево – село в Пильнинском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская часовня (датировка объекта – XIX век). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». В селе располагалась усадьба Оболенских-Волковых (в комплекс входит парк).

Языково – село в Пильнинском районе. Согласно «Реестру загородных усадебных комплексов Нижегородской области», здесь располагалась усадьба Пантусовых (в Реестре отмечено, что в комплекс входит парк). По данным краеведа Владимира Бакунина, в Языкове в начале – середине 2000-х годов был построен новый храм в честь Преображения Господня.

Храм в честь Преображения Господня в Языкове, фото Владимира Бакунина Храм в честь Преображения Господня в Языкове, фото Владимира Бакунина Храм в честь Преображения Господня в Языкове, фото Владимира Бакунина Храм в честь Преображения Господня в Языкове, фото Владимира Бакунина

Согласно «Нижегородскому топонимическому  словарю» Н.В.Морохина, название «Языково» связано с преданием о походе на Казань Ивана Грозного, который взял здесь языка.

По документам ЦАНО, выявленным Галиной Филимоновой, в Языкове находились земельные владения капитана Малиновского Н.В., помещиц Деяновой Е.В., Черкасовой, Бобоедовых, капитанши Столбовой А.А., генерал-майора Пасынкина А.П., государственных крестьян из татар деревни Собачьего острова, коллежского советника Пирожкова П.С., поручика Дынеева П.С., государственных крестьян села Языкова, канцеляриста Шалимова Н.С., коллежского регистратора Шалимова Н.В., помещиков Горюховых, Сухова И.В., крестьянина Горшкова С.Я., поручицы Брюковой, титулярной советницы Пономаревой А.И., удельного крестьянина с. Ратова Алферьева П.М. и крестьянина с. Языкова Антонова Г., помещиков Яковлевой Е.А., Сухова Ф.В., Брюховых, удельного крестьянина с. Алгашей Семенова А., коллежского регистратора Тумского К.И., курмышского мещанина Антонова, крестьянина с. Языкова Брызгалова Ф.Е., капитана Пасынкина Д.А., дворянки Бобоедовой А.П., коллежского асессора Панова С.Н., дворянина Столбова Л.А., крестьян села Языкова и Соколовского И.Г., Сивохина С.И., Горшкова С.Я., капитанши Леоновой А.Д., поручицы Смирновой М.Е., титулярной советницы Губовой Ф.С., макарьевской купчихи Лебедевой М.Д., костромской мещанки Самсоновой Н.П., крестьянки Питерской (Неверовой), помещиков Злецовых, коллежской секретарши Ковалевской В.Н., помещиков Полуморавиновых, княгини Чегодаевой А.П., графини Салтыковой и др.

За пределами Нижегородской области – на правом берегу реки Суры напротив Курмыша в Ядринском районе Чувашии – село Ильина Гора, где в июле 1774 году стояло войско Е.Пугачёва перед взятием Курмыша. С места стоянки, где установлен памятный камень, открывается великолепная панорама Суры с видом на Курмыш и село Кекино Воротынского района.

Памятный камень в Ильиной Горе, где в июле 1774 году стояло войско Е.Пугачёва перед взятием Курмыша, фото Владимира Бакунина Памятный камень в Ильиной Горе, где в июле 1774 году стояло войско Е.Пугачёва перед взятием Курмыша, фото Владимира Бакунина Ильинский храм в Ильиной Горе, фото Владимира Бакунина Ильинский храм в Ильиной Горе, фото Владимира Бакунина
СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные в хвойных лесах на левогом берегу р. Волги
ПОВОЛЖСКАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные на удалении приблизительно 50 км по обе стороны р. Волги
ПРИОКСКАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные на удалении приблизительно 50 км по обе стороны р. Оки
ЮЖНАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные на территории, где леса были сведены более 300 лет назад

Как поддержать проект?

Данная страница создана в рамках проектов "Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области", "Места памяти-2013", "Места памяти Нижегородской области", "Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области", "Места памяти" и "Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти"

Концепция: Галина Филимонова; текст: Галина Филимонова, Владимир Бакунин; графика: Михаил Борисов; фотографии: Тимур Шакаров, Ольга Зайцева, Татьяна Грачёва (дата фотофиксации: 2010 год), Ринат Шигабетдинов, Владимир Бакунин (2012 год), Андрей Скворцов (2013 год); репродукция картины Светланы Егоровой (Хрипкиной), а также фотографии, предоставленные Еленой Адушевой



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!