На вишню-кормилицу молимся Большие Бакалды поставляли ягоды к царскому столу. В селе Большие Бакалды Нижегородской области два года назад открылся Музей вишни. Не знаю, существуют ли подобные ему в мире, но в России такой – единственный. И хотя помещение музея невелико – небольшая комната в сельском Доме культуры, – экспонаты в нём подобраны тщательно и с любовью. Есть даже образцы почвы, на которой произрастают знаменитые бакалдские сады. Местные жители так и говорят, мол, японцы свою сакуру боготворят, а мы на вишню молимся, потому как – кормилица. История культивирования вишнёвого дерева в Больших Бакалдах богатая, поскольку и само село древнее. Первыми поселенцами этих мест были пленённые татарами русичи, пасшие гурты скота. И случилось это в конце XIII – начале XIV века. А уже в XVII веке у бакалдских земель появился хозяин, им стал Борис Иванович Морозов – воспитатель и наставник царя Алексея Михайловича. При нём и зародились здесь вишнёвые сады. Почти в каждом поместье Б.И.Морозов строил винокуренные заводы, где ягоды перерабатывались в душистые настойки, ликёры, квасы и соки. В XVIII веке владение Бакалдами перешло к помещику Степану Ивановичу Шешковскому, главе Тайной Канцелярии «ея императорского величия Екатерины II». О его системе допросов в народе ходили жуткие слухи. Именно Шешковский производил разбирательство громких дел Пугачёва и Радищева, за что императрица высоко ценила своего верного слугу – в конце жизни Степану Ивановичу был пожалован титул тайного советника. Дела царской инквизиции поглощали С.И.Шешковского целиком, поэтому заниматься сельскохозяйственными делами ему было некогда. Так что «вишнёвого расцвета» Большие Бакалды достигли лишь при его внуке – Григории Петровиче Митусове, который получил село в наследство после смерти деда в середине XIX века. Усадьба Митусова располагалась как раз на месте нынешнего Музея вишни. Позади главного дома привольно раскинулся огромный (200 гектаров) сад, главная гордость села и поныне. Кроме сортовой вишни, в нём росли яблоки, смородина, слива, малина, крыжовник. За садом по распоряжению Г.П.Митусова был вырыт пруд, где ловилась рыба – преимущественно караси и карпы. Рыба и плоды из сада полагались только к барскому столу, крестьянам пользоваться дарами плодородной бакалдской земли было строго-настрого запрещено. Однако сад ежегодно давал щедрый урожай, и барин был вынужден задуматься над тем, куда его девать. Вот тогда в Больших Бакалдах и появилась варочная по переработке плодов. Здесь варились варенья, изготавливались соки, настойки и наливки. И слава о бакалдской вишне прокатилась по всей России: её поставляли к царскому двору, сплавляли вверх и вниз по Волге, ею торговали на ярмарках. Варочная со временем переросла в заготовительный пункт, на основе которого в 1929 году был открыт «Бакалдский консервный завод». А вишнёвые сады распространились по всем Бакалдам: каждый житель села считал своим долгом выращивать вишню. Посетителей в Музее много. Нравится современным жителям рассматривать многочисленные кузова и корзины – однобокие, круглые, квадратные. Некоторые из них по сей день используются при сборе урожая. Вишня ведь – продукт скоропортящийся, поэтому от стандартных ящиков в Больших Бакалдах отказались в пользу плетёной тары. Говорят, в ней ягоды дольше сохраняются. Расскажут здесь и о технологии сушки вишнёвых ягод, сохранившейся с далёкой дедовской поры и передающейся из поколения в поколение. Топят русскую печь, вишню раскладывают на противни и, дождавшись пока печь проуглится (то есть не будет вспыхивать красными угольками), ставят противни туда. Так же в Бакалдах сушат грибы и яблоки. Но в промозглый ноябрьский день, когда за окном мокрый снег и ветер, особенно приятно сесть в уютное кресло и, прихлёбывая вкуснейший компот из бокала, отдаться созерцанию видеофильма «Цветущая вишня», который входит в «обязательную музейную программу». Звучит тихая музыка, на белом экране «как молоком облитые стоят сады вишнёвые», жужжат пчёлы, светит яркое весеннее солнце… Хорошо! В ближайших планах Музея вишни – наладить контакты с Японским центром в Нижнем Новгороде и с организаторами фестиваля «Черешневый сад» в Москве. У них есть мощная точка пересечения интересов. Поездка в село Большие Бакалды состоялась в рамках проекта «Уходящая натура-2009» Проект реализуется силами Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять» Текст: Вера Звездова, фото: Галина Филимонова, а также материалы, предоставленные МУЗЕЕМ ВИШНИ Материал предоставлен газетой "МК в Нижнем Новгороде" (публикация в № 49 за 2009 год) Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти" |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|