О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Каликинский шпалопропиточный завод, 2012 год, фото Галины Филимоновой


Шпалопропиточный завод как объект культурного наследия

Первому в России шпалопропиточному заводу – 135 лет

Среди памятников истории и культуры Нижегородской области особняком стоят объекты промышленного наследия. В прошлом веке наш регион вслед за писателем Алексеем Толстым называли «целым государством с тысячью заводов и фабрик». Сегодня дошедшие до наших дней индустриальные объекты изучают и оценивают историки, культурологи и журналисты. Так, предметом интереса очередной экспедиции проекта «Места памяти Нижегородской области» общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять» стал первый в России шпалопропиточный завод, отметивший 19 сентября 2012 года своё 135-летие.

Появление шпалозавода в Нижнем Новгороде напрямую связано с Московско-Нижегородской железной дорогой, Указ о строительстве которой был подписан императором Александром II 26 января 1857 года. Для продления срока службы деревянных шпал в 1876 году было принято решение о создании специального завода с передовой на тот момент технологией антисептирования древесины под давлением раствором хлористого цинка. Через год началась пропитка шпал в промышленном объёме (до 3 тысяч штук в зимний и летний период). Известно, что завод работал на новейшем оборудовании немецкой фирмы «Рюдгерс», а располагался он недалеко от железнодорожной станции на окраине пустыря в Канавино. Сейчас эта часть Канавинского района города Нижнего Новгорода, прилегающая с юга к железной дороге на Москву, называется Шпальным посёлком: так топонимически зафиксировалась память о находившемся здесь заводе.

В 1929 году после слияния Канавино и Сормово с Нижним Новгородом шпалопропиточное предприятие стало градостроительной помехой, и в 1933 году завод решили перенести за Волгу – в Борский район, изъяв для его строительства 115 га земель сельхозугодий из пользования колхозов и единоличников сёл Каликино, Подрезово, Запрудное и Кулаково. К тому времени предприятие было закреплёно за Московско-Курской железной дорогой (с 1922 года по 1958 годы), что обеспечивало приток квалифицированных кадров из западной части нашей страны*. В качестве памятника на территории завода установлен выпущенный в Польше в 1955 году узкоколейный паровоз Кп4-437**. По словам заместителя генерального директора Каликинского шпалопропиточного завода Алексея Крупина, до недавнего времени паровоз находился в исправном состоянии, пока для Горьковской Детской железной дороги не потребовались детали, оставшиеся только здесь.

Узкоколейный паровоз Кп4-437, Каликинский шпалопропиточный завод, фото Галины Филимоновой Узкоколейный паровоз Кп4-437, Каликинский шпалопропиточный завод, фото Галины Филимоновой Узкоколейный паровоз Кп4-437, Каликинский шпалопропиточный завод, фото Галины Филимоновой Узкоколейный паровоз Кп4-437, Каликинский шпалопропиточный завод, фото Галины Филимоновой

– У нас сохранилось и аутентичное оборудование для пропитки древесины: четыре автоклавных пропиточных цилиндра суточной пропускной мощностью 1500 штук каждый, – рассказывает директор завода Александр Савон. – Для обеспечения ритмичной работы пропиточных цилиндров была оборудована территория более 10 га земли: это и склад для хранения сырья (общей вместимостью 1,2 миллионов штук шпал), и совмещённые железнодорожные пути протяжённостью более 22 км, и крановое оборудование, и маневренные тепловозы, и бетонированные погрузочные площадки. До 2011 года это было одно из основных производств, но в настоящее время цех пропитки древесины законсервирован. Как знать, может быть, мы на основе этого цеха музей создадим, если, конечно, стране опять деревянные шпалы не потребуются.

Цех пропитки древесины на Каликинском шпалопропиточном заводе, 2012 год, фото Галины Филимоновой Цех пропитки древесины на Каликинском шпалопропиточном заводе, 2012 год, фото Галины Филимоновой Цех пропитки древесины на Каликинском шпалопропиточном заводе, 2012 год, фото Галины Филимоновой Цех пропитки древесины на Каликинском шпалопропиточном заводе, 2012 год, фото Галины Филимоновой

В советские годы, пропитывая масляными антисептиками до 2 миллионов штук шпал в год, Каликинский шпалопропиточный завод (КШПЗ) был основным поставщиком для важнейших строек союзного значения, в том числе для Московского метрополитена. В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов и в послевоенные годы завод работал на восстановление железных дорог, разрушенных немцами. Продукция тех лет размещена на специальном стенде рядом с законсервированным цехом пропитки древесины и памятником-паровозом Кп4-437. Экспонаты этой экспозиции под открытым небом постоянно пополняются: здесь уже и железобетонные шпалы с разными видами креплений.

Каликинский шпалопропиточный завод, 2012 год, фото Галины Филимоновой Продукция Каликинского шпалопропиточного завода, 2012 год, фото Галины Филимоновой Продукция Каликинского шпалопропиточного завода, 2012 год, фото Галины Филимоновой Продукция Каликинского шпалопропиточного завода, 2012 год, фото Галины Филимоновой

Пропитка деревянных шпал – это уже история. И хотя она отражается в названии (завод по-прежнему называется «шпалопропиточным»), в настоящее время предприятие производит железобетонные шпалы (с 1 июля 2008 года КШПЗ стал филиалом московского ОАО «Бетонные Элементы Транспорта»). На его базе в 2010 году был создан и аккредитован испытательный центр, проводящий сертификационные испытания всей шпалопродукции, выпускаемой на заводах не только на территории России, но и ближнего зарубежья.

Каликинский шпалопропиточный завод, 2012 год, фото Галины Филимоновой Савон А.А., директор Каликинского шпалопропиточного завода, 2012 год, фото Галины Филимоновой Каликинский шпалопропиточный завод, 2012 год, фото Галины Филимоновой Продукция Каликинского шпалопропиточного завода, 2012 год, фото Галины Филимоновой

По словам директора КШПЗ Александра Савона, на заводе есть то, что о взял из прошлого в будущее. Речь идёт о комплексной очистке сточных вод. Заботиться об окружающей среде здесь начали ещё в 1967 году, когда на заводе заработал комплекс очистных сооружений, в состав которых вошли смоломаслоотстойник, кокосовые фильтры и аэротенк производительностью по очистке сточных вод 190 кубометров в сутки. Дважды – в 1974 и 1990 годах – производилась генеральная реконструкция, в результате чего завод был оснащён мощными биологическими сооружениями с комплексом механической очистки: физико-химической и двухступенчатой биологической. Заводской комплекс биологических водоочистных сооружений был представлен на выставке достижений народного хозяйства, где был награждён дипломом первой степени и памятными медалями.

* В частности, из Жуковки Брянской области работать сюда приехали мои предки – прадед Комиссаров Алексей Васильевич (08.02.1900 – 08.01.1968) и прабабушка Комиссарова (в девичестве – Померанцева) Любовь Матвеевна (30.09.1903 – 10.02.1988) с детьми.

** Узкоколейный паровозом Кп4-437 управлял мой прадед Комиссаров Алексей Васильевич.

Галина Филимонова

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой

Материал опубликован в газете "Нижегородские новости" от 25 сентября 2012 года

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!