Шпалопропиточный завод как объект культурного наследия Первому в России шпалопропиточному заводу – 135 лет Среди памятников истории и культуры Нижегородской области особняком стоят объекты промышленного наследия. В прошлом веке наш регион вслед за писателем Алексеем Толстым называли «целым государством с тысячью заводов и фабрик». Сегодня дошедшие до наших дней индустриальные объекты изучают и оценивают историки, культурологи и журналисты. Так, предметом интереса очередной экспедиции проекта «Места памяти Нижегородской области» общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять» стал первый в России шпалопропиточный завод, отметивший 19 сентября 2012 года своё 135-летие. Появление шпалозавода в Нижнем Новгороде напрямую связано с Московско-Нижегородской железной дорогой, Указ о строительстве которой был подписан императором Александром II 26 января 1857 года. Для продления срока службы деревянных шпал в 1876 году было принято решение о создании специального завода с передовой на тот момент технологией антисептирования древесины под давлением раствором хлористого цинка. Через год началась пропитка шпал в промышленном объёме (до 3 тысяч штук в зимний и летний период). Известно, что завод работал на новейшем оборудовании немецкой фирмы «Рюдгерс», а располагался он недалеко от железнодорожной станции на окраине пустыря в Канавино. Сейчас эта часть Канавинского района города Нижнего Новгорода, прилегающая с юга к железной дороге на Москву, называется Шпальным посёлком: так топонимически зафиксировалась память о находившемся здесь заводе. В 1929 году после слияния Канавино и Сормово с Нижним Новгородом шпалопропиточное предприятие стало градостроительной помехой, и в 1933 году завод решили перенести за Волгу – в Борский район, изъяв для его строительства 115 га земель сельхозугодий из пользования колхозов и единоличников сёл Каликино, Подрезово, Запрудное и Кулаково. К тому времени предприятие было закреплёно за Московско-Курской железной дорогой (с 1922 года по 1958 годы), что обеспечивало приток квалифицированных кадров из западной части нашей страны*. В качестве памятника на территории завода установлен выпущенный в Польше в 1955 году узкоколейный паровоз Кп4-437**. По словам заместителя генерального директора Каликинского шпалопропиточного завода Алексея Крупина, до недавнего времени паровоз находился в исправном состоянии, пока для Горьковской Детской железной дороги не потребовались детали, оставшиеся только здесь. – У нас сохранилось и аутентичное оборудование для пропитки древесины: четыре автоклавных пропиточных цилиндра суточной пропускной мощностью 1500 штук каждый, – рассказывает директор завода Александр Савон. – Для обеспечения ритмичной работы пропиточных цилиндров была оборудована территория более 10 га земли: это и склад для хранения сырья (общей вместимостью 1,2 миллионов штук шпал), и совмещённые железнодорожные пути протяжённостью более 22 км, и крановое оборудование, и маневренные тепловозы, и бетонированные погрузочные площадки. До 2011 года это было одно из основных производств, но в настоящее время цех пропитки древесины законсервирован. Как знать, может быть, мы на основе этого цеха музей создадим, если, конечно, стране опять деревянные шпалы не потребуются. В советские годы, пропитывая масляными антисептиками до 2 миллионов штук шпал в год, Каликинский шпалопропиточный завод (КШПЗ) был основным поставщиком для важнейших строек союзного значения, в том числе для Московского метрополитена. В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов и в послевоенные годы завод работал на восстановление железных дорог, разрушенных немцами. Продукция тех лет размещена на специальном стенде рядом с законсервированным цехом пропитки древесины и памятником-паровозом Кп4-437. Экспонаты этой экспозиции под открытым небом постоянно пополняются: здесь уже и железобетонные шпалы с разными видами креплений. Пропитка деревянных шпал – это уже история. И хотя она отражается в названии (завод по-прежнему называется «шпалопропиточным»), в настоящее время предприятие производит железобетонные шпалы (с 1 июля 2008 года КШПЗ стал филиалом московского ОАО «Бетонные Элементы Транспорта»). На его базе в 2010 году был создан и аккредитован испытательный центр, проводящий сертификационные испытания всей шпалопродукции, выпускаемой на заводах не только на территории России, но и ближнего зарубежья. По словам директора КШПЗ Александра Савона, на заводе есть то, что о взял из прошлого в будущее. Речь идёт о комплексной очистке сточных вод. Заботиться об окружающей среде здесь начали ещё в 1967 году, когда на заводе заработал комплекс очистных сооружений, в состав которых вошли смоломаслоотстойник, кокосовые фильтры и аэротенк производительностью по очистке сточных вод 190 кубометров в сутки. Дважды – в 1974 и 1990 годах – производилась генеральная реконструкция, в результате чего завод был оснащён мощными биологическими сооружениями с комплексом механической очистки: физико-химической и двухступенчатой биологической. Заводской комплекс биологических водоочистных сооружений был представлен на выставке достижений народного хозяйства, где был награждён дипломом первой степени и памятными медалями. * В частности, из Жуковки Брянской области работать сюда приехали мои предки – прадед Комиссаров Алексей Васильевич (08.02.1900 – 08.01.1968) и прабабушка Комиссарова (в девичестве – Померанцева) Любовь Матвеевна (30.09.1903 – 10.02.1988) с детьми. ** Узкоколейный паровозом Кп4-437 управлял мой прадед Комиссаров Алексей Васильевич. Галина Филимонова В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой Материал опубликован в газете "Нижегородские новости" от 25 сентября 2012 года Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|