О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


UPD: 4 июля 2019 года

«Места памяти» Михаила Ступишина

В фокусе внимания проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»  – биография знаменитого уроженца деревни Михальчиково Кстовского района Михаила Протасовича Ступишина (1916 – 1980), летчика-полярника, побывавшего и на Северном, и на Южном полюсах, Героя Советского Союза*, а также художника-живописца.

Репродукции картин М.П.Ступишина «Август» (1), «Солнечный день» (2) в статье Р.Андреева «Радуга под крылом» в журнале «Гражданская авиация» (август 1972 года), фото Галины Филимоновой

Любопытно, что именно благодаря его картинам в 1972 году в журнале «Гражданская авиация» появилась статья Р.Андреева «Радуга под крылом». Автор публикации «узнал, что Михаил Протасович – художник, и напросился посмотреть его картины», чтобы перечислить факты биографии знаменитого пилота-полярника, а рядом с ними поставить комментарии самого Ступишина-художника:

«Родился он на Волге, неподалеку от Нижнего. А семилетку кончал уже не в Нижнем – в Горьком. Рос тихим, застенчивым мальчиком, любил рисовать. Любовь эта, видно, была всерьез: поступил после школы в Ивановский художественный техникум. Старший брат Леонид учился в то время в Харьковской летной школе, часто писал письма, поощрял занятия брата рисованием, хотел, чтобы стал тот художником. А заодно и о себе рассказывал – о своих полетах, о буднях курсантов. Кто его знает – может, так здорово брат это все расписывал, может, мода на летчиков виновата, а может, действительно, это было его призвание – летать, только стал Михаил готовиться в летчики, и вскоре был принят в Ворошиловградскую школу пилотов.

Дом в Михальчикове, где родился и жил М.П.Ступишин, фото Галины Филимоновой

Дом в Михальчикове, где родился и жил М.П.Ступишин, фото Галины Филимоновой

Ступишин: «Налетал я за свою жизнь более четырех миллионов километров, «прожил» в воздухе свыше шестнадцати тысяч часов и могу теперь уверенно сказать: правильный путь выбрал, в этом мое призвание. Первого своего рисунка не помню, а вот первый полет – во всех подробностях. Был обычный неяркий день. Когда самолет набрал уже порядочную высоту, я посмотрел вниз. Меня поразила условность, «ненастоящность» увиденного. Земля под мной была похожа на крупномасштабную карту-схему и даже на мои детские рисунки. Вон луг – сплошное зеленое пятно, не разглядишь ни травинки, ни цветочка. Речка – будто след от бледно-голубой кисти. Аэродромные постройки похожи на детские игрушечные домики. Только потом я привык к этому ракурсу сверху. К этой художественной условности, которую диктует пилоту высота».

Перед войной работал он в Горьковском областном аэроклубе инструктором-летчиком, командиром звена. В 41-м почти весь инструкторский и командный состав аэроклуба призвали в армию. На своих ПО-2 они доставляли донесения в штабы, вывозили раненых, ночью летали в разведку за линию фронта, бомбили скопления вражеской техники на дорогах… В апреле 42-го направили его в штурмовую авиацию. Здесь прошел он путь от рядового летчика до заместителя командира полка, от необстрелянного новичка до мастера штурмовых атак, Героя Советского Союза.

Ступишин: «Есть у меня небольшой альбом, в котором собрал я все сохранившиеся фронтовые фотокарточки. Часто рассматриваю большое фото, сделанное заезжим фотографом: вся наша эскадрилья на фоне Ил-2. Веселые крепкие парни. Если бы хватало тогда у меня времени, то прежде всего стал бы рисовать лица друзей. Они прекрасны, так же, как и фронтовая дружба, крепче которой и вернее, по-моему, не бывает на свете… И еще я нарисовал бы небо. Вот лежишь июльским утром и смотришь вверх. Воздух насыщен запахом полевых цветов, ласково гудят пчелы, где-то поют птицы, и такая бесконечная синева над тобой. Так чисто и прекрасно это небо. А ведь только вчера кипело оно от зенитных разрывов и черные шлейфы горящих самолетов перечеркивали его поперек… Нет, наверное, для летчика милее картины, чем чистое мирное небо. Вот так бы взял кусок, вставил в золотую раму и повесил у себя над койкой».

В 45-м он переходит в Гражданский воздушный флот. Переучился на пассажирские самолеты. Три года работал в международной авиагруппе. С 48-го – в Полярной авиации**.

Репродукция картин М.П.Ступишина «На дрейфующих льдах» (3), «За полярным кругом» (4), «После дождя» (5) в статье Р.Андреева «Радуга под крылом» в журнале «Гражданская авиация» (август 1972 года), фото Галины Филимоновой

Репродукция картин М.П.Ступишина «На дрейфующих льдах» (3), «За полярным кругом» (4), «После дождя» (5) в статье Р.Андреева «Радуга под крылом» в журнале «Гражданская авиация» (август 1972 года), фото Галины Филимоновой

Полеты на дальние острова и зимовки, проводка караванов сквозь льды, выбор для дрейфующих станций, обеспечение зимовщиков всем необходимым, испытание Ан-2 в условиях Арктики. Дважды летал в Антарктиду.

Ступишин: «Арктика мне полюбилась. Там, в этом белом безмолвии нашел я для себя много красок. Роскошны, фантастичны полярные сияния. Не забыть первый ночной полет, когда все небо над тобой было разрезано на цветные движущиеся ленты. А потом завито в многоцветную спираль. Полярный день, когда солнце круглые сутки не уходит за горизонт, дарит тебе тысячи оттенков голубизны: и тени на снегу, и полыньи, и небо, и зеленовато-голубые на изломах льды… В южном полушарии, в Антарктиде, любовался закатами. Там больше оранжевых и густо-красных красок, и снег высвечен поэтому особо, не по-северному».

Этот межконтинентальный перелет по небывалому до того момента маршруту Москва – Антарктида М.П.Ступишин совершил в январе 1962 года, за что был награжден орденом Ленина.

Скан фрагмента из газеты «Известия» от 11 июля 1962 года

Скан фрагмента из газеты «Известия» от 11 июля 1962 года

С 20 ноября 1963 года по 12 января 1964 года был совершен второй перелет по маршруту: Москва – Антарктида – Москва. В нем участвовали два самолета «ИЛ-18», командиром одного из них был М.П.Ступишин.

М.П.Ступишин в п. Мирный, январь 1962 года, фото предоставлено Л.М.Лопатиной-Герштейн

М.П.Ступишин в п. Мирный, январь 1962 года, фото предоставлено Л.М.Лопатиной-Герштейн

Эта фотография вместе с автобиографией Михаила Протасовича Ступишина, написанной им от руки, хранится в музее Горьковского речного училища, расположенном в здании речного училища, имеющем прямое отношение к легендарному пилоту. В 1932 году он поступал в Горьковское речное училище, где проучился год:

Фрагмент автобиографии М.П.Ступишина, фото предоставлено Л.М.Лопатиной-Герштейн

Фрагмент автобиографии М.П.Ступишина, фото предоставлено Л.М.Лопатиной-Герштейн

В 1975 году в Горьком – в Волго-Вятском книжном издательстве – вышла документальная книга о Михаиле Ступишине «Повесть о крылатом друге», написанная Сергеем Макаренко и Николаем Шевченко. В ней вспоминается и «родная деревня Михальчиково, Волга, крутые берега ее, густо заросшие терпко пахнущим шиповником, голубые озера, оставшиеся после весеннего разлива реки», и родители Михаила: Протасий Михайлович и Федосья Ивановна, у которых было четверо детей. Вот как описывают этот период авторы книги: «В 1929 году семья Ступишиных переехала в Нижний Новгород. Жить было трудно. Однажды, когда отец находился в очередной командировке, мать не выдержала – взяла за руки старших, Леню и Мишу, и отвела в пионердом***. Там ребята и остались. Зимой им выдавали валенки, шапки-ушанки, теплые пальто, рукавицы, а летом – пионерскую форму. Мише нравилось в пионердоме. Тут ребятам помогали определить свое призвание, учили разным ремеслам. У него рано пробудилась страсть к рисованию. Он занимался в изокружке, оформлял стенгазеты, рисовал портреты, писал лозунги. Все считали, что ему прямая дорога учиться на художника. Но вышло так, что он сначала поступил в речное училище».

Горьковское речное училище, фото предоставлено Л.М. Лопатиной-Герштейн

Горьковское речное училище, фото предоставлено Л.М. Лопатиной-Герштейн

Говоря о «местах памяти» Михаила Ступишина в Нижнем Новгороде, стоит отметить Горьковский областной аэроклуб. Он упоминается в «Повести о крылатом друге»: «В родном городе ему немало пришлось затратить времени и хлопот, чтобы поступить в аэроклуб – сначала преподавателем, затем летчиком-конструктором и только позднее – командиром звена. За два года и девять месяцев он подготовил и выпустил в самостоятельный полет около полусотни летчиков-спортсменов»****.

Авторы «Повести о крылатом друге» называют и его любимое место в городе: «Он любил посидеть в садике Маркина у фонтана, где обычно собиралась молодежь, или пойти к Волге, облокотиться на балюстраду и часами смотреть на дебаркадеры – белые, бледно-зеленые, бирюзовые – с удивительно искусной подвеской, так что казалось, будто перед тобой какие-то таинственные замки с легкими колоннами. И стояли они будто не на воде, а на расплавленном червонном золоте – так много отражалось в реке электрических огней».

* Звание Героя Советского Союза М.П.Ступишину было присвоено 26 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. Во время Великой Отечественной войны он совершил более 100 успешных боевых вылетов. 3 ноября 1945 года Ступишин осуществил перелет с легендарным болгарским революционером, руководителем Коминтерна Георгием Михайловичем Димитровым.

** 15 мая 1948 года М.П.Ступишина зачислили летчиком полярной авиации (вторым пилотом). В начале 1950 года ему предложили подобрать экипаж для перелета в Арктику на самолете Ан-2 и принять участие в научно-исследовательском дрейфе на льдине Северный полюс-2.

*** «Пионердом» – детский дом имени Ансона, который располагался в бывшей усадьбе Ненюковых на улице Студеной в Нижегородском районе Нижнего Новгорода. Здесь М.П.Ступишин воспитывался вместе со старшим братом в 1929 – 1932 годах.

**** По данным, предоставленным проекту Натальей Сивакиной со ссылкой на книгу Геннадия Исаева «Воздушный флот Нижнего Новгорода», решение об открытии аэроклуба в городе Горьком принято в 1938 году. Сначала он базировался на аэродроме близ деревень Федяково и Борисово, а затем – на аэродроме Мыза. Вот как описывает его Геннадий Исаев: «Аэродром Мыза был очень удобен для аэроклуба. Это была окраина города. На высоком берегу Оки между деревнями Щербинки и Ляхово располагался аэродром на возвышении с небольшим уклоном. Там были построены два больших ангара, помещение для подогрева авиамасла зимой, склад, летний домик, склад для горючего (бензохранилище). Потом была построена столовая с большой верандой. Аэроклубу было присвоено имя председателя Совета по гражданской авиации – П.И.Баранова».

Материал подготовили: Михаил Борисов, Галина Филимонова

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!