Город обслуживают семь маршрутов
автобуса. (Источник: Н.В.Морохин «Географический краеведческий
словарь», г. Нижний Новгород, фирма «Просвещение», 1993 год).
Памятник археологии – стоянка Ватома-1
(вторая половина II – I тыс. до н.э.). Документ о приобретении
статуса – приказ от 26 июня 2001 года № 17-ОД.
Памятники истории: могила Суныгина
Николая Александровича (1914-1979 гг.), кавалера Ордена Славы
трех степеней; могила Белокрылова Петра Ивановича (1924-1967
гг.), кавалера Ордена Славы трех степеней; могила Палавина Сергея
Асафовича (1924-1988 гг.), Героя Советского Союза; могила Глебова
Федора Ивановича (1901-1974 гг.), Героя Социалистического Труда;
могила Саливон Григория Васильевича (1925-1990 гг.), кавалера
Ордена Славы трех степеней. Документы о принятии на госохрану
№ 342, № 471, № 87.
Памятники градостроительства
и архитектуры: парковая беседка (утрачена) и липовый парк усадьбы
Курбатова-Карповой (вторая половина XIX века), документ об историко-культурной
ценности: решение Горьковского облисполкома № 471 от 18.12.1989. Так выглядела территория усадьбы Курбатовых-Карповых в 60-е годы XX века (снимки В.Н.Сергеева):
В архиве проекта есть уникальные фотографии из личного архива Эрзютовой Веры Ивановны, работавшей прислугой у Карповых и сохранившей стеклянные фотопластины. Впоследствии она передала фотопластины Кочетовой Марии Александровне (автору книги «Военно-инженерное училище Карповка»), а М.А.Кочетова – в Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять»:
Казанская
церковь (1794-1798 гг., г. Кстово, ул. Первого Мая, 68), Владимирская
церковь (1916 год, г. Кстово, ул. Шохина): согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» Казанская и Владимирские церкви города Кстова были отнесены к объектам историко-культурного наследия. По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД».
По данным,
предоставленным МБУ «Кстовский историко-краеведческий музей»,
деревянное здание храма в честь Владимирской иконы Божией Матери
села Большие Вишенки в 30-е годы ХХ века было разобрано на дрова
местными жителями. В 1992 году храм Владимирской иконы Божьей
Матери был открыт вновь (благодаря стараниям жителя села С.П.Мельникова,
священнослужителя А.Корягина). Иконостас был привезен из села
Работки Кстовского района и собран уже в самой церкви. 18 мая
1999 года митрополит Николай отслужил Литургию, поздравил прихожан
со знаменательным событием. В настоящее время храм в
честь Владимирской иконы Божией Матери является центром благочиния.
Абатурово – деревня
в Кстовском районе.
Топонимический разбор — в публикации Алины Халецкой «Происхождение названия деревни Абатурово Нижегородской области и аналогичных топонимов в других регионах России».
Анкудиновка – деревня
в Кстовском районе.
Памятник археологии – селище Анкудиновское (XIII - XVIII вв.).
Документ о принятии на госохрану № 224. По данным, предоставленным проекту Тамарой Ивановной Ковалёвой, в Анкудиновке находилась усадьба Боборыкиных. От усадьбы остался только парк. Во время войны и после неё там был детский санаторий, где лечили детей с туберкулезом.
Ачапное – село в Кстовском районе.
По данным МБУ «Кстовский историко-краеведческий музей», до наших
дней в разрушенном виде дошла сельская церковь.
Безводное – село в
Кстовском районе. Памятники археологии: стоянка Безводное
(эпоха бронзы) – документ о принятии на госохрану № 1327, №
176; стоянка Безводное-1 (эпоха бронзы), стоянка Безводное-2
(VII - VI тыс. до н.э.), стоянка Безводное-3 (IV - III тыс.
до н.э., разрушена), стоянка Безводное-4 (III тыс. до н.э.,
разрушена), стоянка Безводное-5 (II тыс. до н.э., разрушена),
стоянка Безводное-6 (III - II тыс. до н.э.), стоянка Безводное-7
(VI тыс. до н.э., разрушена), стоянка Безводное-8 (III - II
тыс. до н.э.), стоянка Безводное-9 (II тыс. до н.э.), стоянка
Безводное-10 (VI тыс. до н.э.), стоянка Безводное-11 (V - IV
тыс. до н.э.), стоянка Безводное-12 (III тыс. до н.э.), стоянка
Безводное-13 (III - II тыс. до н.э.), стоянка Безводное-14 (IV
тыс. до н.э.), стоянка Безводное-15 (III тыс. до н.э.), стоянка
Безводное-16 (III тыс. до н.э.), стоянка Безводное-17 (II тыс.
до н.э.), стоянка Безводное-18 (VI тыс. до н.э., разрушена)
– документ о принятии на госохрану № 471; стоянка Безводное-19
(II тыс. до н.э.), стоянка Безводное-20 (II тыс. до н.э.), стоянка
Безводное-21 (VII - VI тыс. до н.э.) – документ о приобретении
статуса – приказ от 03 марта 2000 года № 3-ОД; стоянка Безводное-22
(II тыс. до н.э.), стоянка Безводное-23 (II тыс. до н.э.) –
документ о приобретении статуса – приказ от 26 июня 2001 года
№ 17-ОД. Памятник истории – сельское кладбище (XVIII
– XX вв.). Документ о принятии на госохрану № 38.
Памятники градостроительства и архитектуры: Троицкая
церковь (1896 год, ул. Первого Мая); старообрядческая (Австрийская)
церковь (начало XX века, ул. Клубная, по данным МБУ «Кстовский
историко-краеведческий музей», предоставленным в 2012 году,
старообрядческая церковь Белокриницкого согласия в Безводном
реставрируется), водонапорная башня (начало XX века, ул. Ленина),
производственный корпус завода Ф.Чупрунова (начало XX века,
пер. Куйбышева), дом А.И.Савельичева с резьбой (вторая половина
XIX века, ул. Первого Мая, 228), дом П.Шулешовой (начало XX
века, ул. Советская, 10Б):
дом Х.П.Густова (конец XIX века,
ул. Советская, 16Б):
жилой дом с глухой резьбой (середина XIX
века, ул. Советская, 29):
Документы о принятии на госохрану
№ 368-м, № 559, № 471.
По данным, предоставленным МБУ «Кстовский
историко-краеведческий музей», храм Пресвятой Живоначальной
Троицы в селе Безводном построен в 1897 году на пожертвования
прихожан и благотворителей (освящён в 1894 году епископом Нижегородским
и Арзамасским Владимиром). В 1937 году храм в селе Безводном
был закрыт и разграблен, после чего пустовал в течение 52 лет.
В 1988 году церковь была передана обществу верующих. Через год
в храме возобновилось богослужение, а в 1993 году церковь была
освящена митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем.
В том же году при храме была создана Воскресная школа. К 2004
году стараниями прихожан и благотворителей храм был восстановлен.
Ближнее Борисово – село в Кстовском районе, основанное
нижегородским князем Борисом Константиновичем в XIV веке. Другое
название – Борисовское. Памятник археологии – селище Ближнеборисовское
(XIII – начало XV вв.). Документ о принятии на госохрану № 224. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена колокольня Покровской церкви (датировка объекта
– 1820 год). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД».
По данным «Адрес-календаря Нижегородской
епархии», в 1904 году в Ближнем Борисове было два деревянных
храма: первый – в честь Воскресения Христова (1774 года постройки),
второй (тёплый) – в честь Покрова Божией Матери (1788 года постройки).
В приходе на тот момент было 10 деревень, православных: 1805
мужчин и 1845 женщин, раскольников: 35 мужчин и 41 женщина;
земли – 36 десятин; две земские школы, церковно-приходская школа.
«Адрес-календарь» отмечает также, что в приходе есть каменная
часовня с деревянным домом на «Барановом ключе». По данным,
предоставленным проекту Еленой Уткиной, деревянные храмы не
дошли до наших дней, а колокольня Покровской церкви не действует.
Большая Ельня – село в Кстовском районе. Памятники
археологии: стоянка Большая Ельня-5 (II тыс. до н.э.), стоянка
Большая Ельня-6 (II тыс. до н.э., XIII – начало XV вв.), стоянка
Большая Ельня-7 (II тыс. до н.э., XIII – начало XV вв.), стоянка
Большая Ельня-8 (XIII – начало XV вв.), стоянка Большая Ельня-9
(II тыс. до н.э.), стоянка Мелкое (конец II тыс. до н.э.). Документ
о принятии на госохрану № 224. Документ о приобретении статуса
– приказ от 24 апреля 2000 года № 5-ОД. Памятники истории: могила
Мухина Виктора Петровича (1924-1983 гг.), Героя Советского Союза
– документ о принятии на госохрану № 342; могила Аверьянова
Евгения Петровича (1923-1983 гг.), кавалера Ордена Славы трех
степеней – документ о принятии на госохрану № 87.
Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Никольская церковь (датировка объекта – 1799 год). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». По сведениям МБУ «Кстовский
историко-краеведческий музей», храм в Большой Ельне построен
в честь епископа Мирликийского святителя Николая
Чудотворца. На Руси это один из самых любимых и почитаемых святых.
Храм трёхпрестольный: главный предел в честь Святителя и Чудотворства
Николая, правый – во имя Святого великомученика Дмитрия Солунского,
левый – во имя Ильи Пророка.
Большое Лебедево – деревня в Кстовском районе, в
которой располагалась усадьба Веселовских.
Большое Мокрое – село в Кстовском
районе. По данным МБУ «Кстовский историко-краеведческий
музей», до наших дней дошла сельская церковь Смоленской
иконы Божией Матери.
Варварское – село
в Кстовском районе. По сведениям исследователя Кирилла Лупанова,
в селе было две церкви: Троицкая (1753 год) и Никоновская (1764
год). Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена Никоновская церковь (датировка объекта – 1899
год). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД».
Подробнее о храмах села Варварского – в книге «Святой преподобный Сергий и Нижегородская земля» (Нижний Новгород, 2015// Дёгтева О.В. «Сергиевские храмы Нижегородской епархии». С. 191): «По преданию в селе Варварском с XVII века находился скит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. На протяжении нескольких столетий прихожане здесь молились в двух храмах: к Варварскому примыкали четыре соседние деревни, и вместе они были поделены на два прихода. Деревянный с колокольней Троицкий храм был построен в 1753 году на средства прихожан. В храме было два престола: главный в честь Святой Живоначальной Троицы и придел в трапезной части в честь св. прп. Сергия Радонежского. В дореволюционный период церковный староста крестьянин Иван Степанович Сухов в 1909 году для украшения Троицкой церкви на свои средства приобрел образ Пресвятой Богородицы «Знамение», новое паникадило и резные Царские двери в алтарь. Второй храм села Варварского – в честь св. прп. Никона Радонежского. Первоначальный Никоновский храм XVIII века сгорел. В 1899 году на средства «церковно-приходского попечительства и доброхотных жертвователей» взамен был построен новый небольшой деревянный храм. В Троицком приходе в 1911 году числилось 143 двора, 396 женщин и 407 мужчин, а в Никоновском – 211 дворов, 603 мужчин и 636 женщин. Количество прихожан с каждым годом увеличивалось, и тогда взамен обветшавшей Троицкой церкви незадолго до революции крестьяне смогли построить здесь новый каменный храм. В 1930-х годах храмы в Варварском закрыли. Деревянная церковь была разрушена, а в каменной долгие годы располагался колхозный склад. Восстановление Троицкой церкви началось весной 2014 году с расчистки территории, 2 апреля здесь был отслужен первый молебен. Спустя два месяца, 1 июня, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил восстанавливающийся храм».
Великий Враг – село в Кстовском районе. Село Великий Враг представлено в Русском музее в Санкт-Петербурге, в постоянную экспозицию которого как образец уникальной нижегородской резьбы включен наличник слухового окна одного из сельских домов (1860-е годы, дерево):
Памятник археологии
– стоянка Великий Враг-1 (II тыс. до н.э.). Документ о приобретении
статуса – приказ от 26 июня 2001 года № 17-ОД. По данным, предоставленным
МБУ «Кстовский историко-краеведческий музей», в конце 80-х годов
XIV века князь Дмитрий Донской, вернувшись с победой с Куликовской
битвы, пожертвовал приволжскую территорию московскому Симоновскому
монастырю. Монастырь заложил пустынь – мужское подворье, которое
получило название Великовражская побережная пустынь. Монастырь
«выделил братию» для просвещения мордвы, черемисов, волжских
булгар и для сбора повинностей за рыбную ловлю, бортницкие угодья,
лебединые, бобровые гоны и др. Подворье существовало 400 лет.
Иван Грозный во время второго казанского похода посетил пустынь
и подарил ей икону «Казанскую богоматерь». В царствование Алексея
Михайловича монастырь в Великом Враге был упразднен и переведен
в Москву, а крестьяне, приписанные к нему, и часть иноков остались
и построили новую церковь. Она сгорела. В 1792 году на её месте
построили деревянную пятиглавую с шатровой колокольней Казанскую
церковь, которая существует до сих пор и является памятником
градостроительства и архитектуры федерального значения (документ
о принятии на госохрану № 176).
Некоторое время Великий Враг
принадлежал нижегородскому Печёрскому монастырю, а затем отошёл
в казну. Казанская церковь – одна из самых древних церквей Кстовского
района – находится на месте Симоновского монастыря. В 1930-е годы Казанская церковь была закрыта и разорена. Службы
в храме возобновились в 1945 году. Более 25 лет настоятелем
храма служил протоирей Григорий Долбунов (1905-1996), почитавшийся
многими православными как опытнейший молитвенник и духовник,
обладавший дарами врачевания болезней человеческой души и прозорливости.
В Великий Враг на исповедь приезжали множество людей самого
разного общественного положения. Сыновья отца Григория стали
священниками и сейчас служат в Нижегородской епархии.
Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена часовня Казанской церкви (датировка
объекта – 1900 год). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД».
Вередеево – село в Кстовском районе. Памятник археологии
– селище Вередеево (XVII - XVIII вв.) Документ о принятии на
госохрану № 224. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Воскресенская церковь (престолы: главный (холодный) – Обновления
храма Воскресения Христова; правый придел – в честь Пророка
Илии, левый – в честь Николая Чудотворца и святого Митрополита
Дмитрия Ростовского), датировка объекта – 1814 год. По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». По данным МБУ «Кстовский историко-краеведческий музей», предоставленным
в 2012 году, Воскресенская церковь в Вередееве не действует.
Ветчак – деревня в Кстовском районе. Памятник археологии
– поселение Ветчак-2 (II тыс. до н.э., XV - XVI вв.). Документ
о приобретении статуса – приказ от 26 июня 2001 года № 17-ОД.
Волжский – посёлок в Кстовском районе. Памятник градостроительства
и архитектуры – воспитательный дом (усадьба Прутченко). Датировка
объекта – 1914-1916 гг. Документ о принятии на госохрану № 286. Подробнее – в публикации Виталия Краснова «Школа-колония для детей павших воинов близ села Работки».
Выездное – деревня в Кстовском районе. Памятник археологии
– селище Выездное-1 (XIII – начало XV вв.). Документ о приобретении
статуса – приказ от 26 июня 2001 года № 17-ОД.
Вязовка – село в Кстовском районе. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», Казанская церковь в Вязовке, построенная в 1865 году, – памятник градостроительства и архитектуры регионального значения (документ о принятии на госохрану № 22):
Подробнее – в материале Анастасии Бабушкиной «Вязовка: материалы для экскурсионного маршрута».
Запрудное – село в
Кстовском районе. По данным МБУ «Кстовский историко-краеведческий
музей», сельская церковь Рождества Пресвятой Богородицы на 2012
год не действует. По сведениям, предоставленным проекту Натальей
Листвиной и Степаном Ефимовым, церковь разрушена в советское
время. Недавно силами местных жителей в селе появилась часовенка
и поклонный крест (на месте храма).
Зимёнки – деревня в Кстовском районе.
Здесь располагалась радиоастрономическая станция «Зимёнки».
Подробнее о её деятельности и судьбе – в материале Натальи Сивакиной «Исчезающая дорога
к звездам».
Памятник истории –
здание санатория, где жил писатель А.Н.Толстой (1941 год, корпус
№ 4 санатория «Зимёнки»). Документ о принятии на госохрану №
471. Памятник градостроительства и архитектуры – ансамбль
усадьбы Дадиани-Башкировых: усадебный дом Дадиани (первая половина
XIX века), флигель (вторая половина XIX века), дачные корпуса
Башкировых (конец XIX – начало XX вв.), водонапорная башня (конец
XIX – начало XX вв.), каретник (конец XIX – начало XX вв.),
питьевой фонтан минеральной воды (чугунное литье, начало XX
века), пограничные земляные вал и ров, усадебный парк. Документ
о принятии на госохрану № 161. О современном состоянии бывшей
усадьбе - в материалах Ирины Спорыниной «Зимёнки
за забором» и Галины Филимоновой «Как
исчезает усадьба Дадиани-Башкировых, и что еще можно сохранить» и «Страницы фотоальбома Александры Сергиевской – праправнучки Матвея Башкирова».
Игумново – село в Кстовском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Ильинская церковь (датировка объекта – 1808
год). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». По данным МБУ «Кстовский историко-краеведческий
музей», предоставленным в 2012 году, Ильинская церковь в Игумнове
не действует. Подробнее – в материале Натальи Листвиной и Степана
Ефимова «Игумново:
храм из Списка памятников истории и культуры Нижегородской области».
Кадницы – село в Кстовском районе. По данным МБУ «Кстовский
историко-краеведческий музей», Кадницы – некогда известный торгово-промысловый
центр Поволжья с очень долгой и трагической историей. Село пережило
периоды расцвета и упадка, лихолетья смуты и покровительство
влиятельнейших лиц России. В селе – памятник археологии – селище
Кадницы-1 (конец I тыс. до н.э., документ о приобретении статуса
– приказ от 26 июня 2001 года № 17-ОД).
До второй половины XVI века в Кадницах существовала церковь
Иван Святый. Построенная позже церковь Иоанна Богослова была
сожжена во время Смуты в 1608 году. Деревянная Спасская церковь
с приделом в честь Иоанна Богослова воспитывала духовность кадничан
с 1612 до середины XVIII века. Церковь в честь Преображения
Господня (престолы: главный (холодный) – Преображения Господня,
правый (тёплый) придел – в честь Апостола Иоанна Богослова,
левый – в честь святого Николая Чудотворца) – это первый каменный
храм в Кадницах, построенный в середине XIX века (1854 год).
Это памятник градостроительства и архитектуры регионального
значения (документ о принятии на госохрану № 286). Местоположение
церкви (на крутом берегу Волги) и история села Кадницы (родина
талантливых судостроителей и судорабочих) наделяли храм особым
значением. Видная издалека трехъярусная колокольня служила маяком
всем речным судам. А судорабочим, многие из которых были родом
из Кадниц, напоминала о родных краях. Сейчас на крутом берегу,
вместо некогда красивейшей церкви – кирпичные стены. От внутреннего
убранства ничего не сохранилось: полностью утрачена живопись,
первоначальная окраска стен, иконостас. По алтарной стене поползли
трещины. Отсутствуют крыша, глава с крестом, алтарь. Церковь
лишена своего «голоса» – колокольни нет уже давно. Да и от церковной
ограды ничего не сохранилось. Храм был заброшен более 70 лет.
С 1992 года церковь в честь Преображения Господня вместе с часовней
в честь Михаила Архангела – объект историко-культурного наследия,
с 2000 года – в ведении Нижегородской Епархии. На сегодняшний
день в Кадницах функционирует Приходской Совет церкви в честь
Преображения Господня (председатель приходского Совета с 17
сентября 2000 года – Виктор Николаевич Павлин). По инициативе
Приходского Совета восстановлены стены Спасопреображенской церкви,
проведено электричество. В селе установлена стела уроженцу Кадниц
изобретателю М.А.Сутырину.
Караулово – деревня в Кстовском районе. Деревня Караулово представлена в Русском музее в Санкт-Петербурге, в постоянную экспозицию которого как образец уникальной нижегородской резьбы включена фризовая доска одного из деревенских домов (середина XIX века, дерево):
Козловка – деревня в Кстовском районе. Памятник археологии
– селище Козловское (XIII - XVIII вв.) Документ о принятии на
госохрану № 224. По данным, предоставленным проекту Юлией Сухониной,
в Козловке частично сохранилась усадьба Козловых с остатками
старинного дома с высокими окнами, прудом и парком с липовыми
аллеями, старыми дубами и Барановым ключом. В 2000-м году здесь
была построена часовня (на месте разрушенной в 1940 году).
Конновка – деревня в Кстовском районе. Памятник истории – могила Шкирева Федора Александровича (1915-1989), Героя Советского Союза. Документ о принятии на госохрану № 87.
Красногорка – деревня в Кстовском районе. Памятники археологии: стоянки Крансогорка-1, 2 (эпоха бронзы). Документ о принятии на госохрану № 224.
Кувардино – деревня в Кстовском районе. Памятники археологии: стоянка Кувардино-1 (II тыс. до н.э.), селище Кувардино-2 (I – начало II тыс. н.э.). Документ о приобретении статуса – приказ от 26 июня 2001 года № 17-ОД.
Кудьма – подсобное хозяйство в Кстовском районе. Памятник археологии – стоянки Кудьма-1, 2 (II тыс. до н.э.). Документ о принятии на госохрану № 224.
Культура – посёлок в Кстовском районе. Памятник археологии
– селище Культура-1 (XIII - XVII вв.). Документ о приобретении
статуса – приказ от 26 июня 2001 года № 17-ОД.
Ленинская Слобода – посёлок в Кстовском районе. Памятник
градостроительства и архитектуры – часовня Михаила Архангела.
Датировка объекта – вторая половина XIX века. Документ о принятии
на госохрану № 286. По данным МБУ «Кстовский историко-краеведческий
музей», предоставленным в 2012 году, часовня Михаила Архангела
в посёлке Ленинская Слобода не действует.
Лопатищи – село в Кстовском районе. В книге Станислава Маркова «Кстовский
район – уголок России» рассказывается о том, что Лопатищи получили
своё название от протекавшей рядом речки Лопатинки. В середине
XVI века здесь существовало ухожье бортников, которое было разорено
в ходе черемисский войн. В начале 1580-х годов на опустевшем
селище выросли новые дворы, до конца века Лопатищи оставались
деревней государственных бортников. В 1614 году в деревне насчитывалось
22 жилых двора. В 1640-х годах Лопатищи (Лопатицы) вместе с
окрестными землями перешли во владения к стольнику Петру Васильевичу
Шереметеву, по указу которого в «сельце, что была деревня» всем
миром построили церковь. В ней служил Аввакум Петров, сын священника
села Григорова (Григорово сейчас – на территории Большемурашкинского
района), ставший к 21 году дьяконом, а через два года –
священником. С тех пор жизнь Аввакума оказалась связанной с
Лопатищами, где он начал свою проповедническую деятельность,
боролся с «языческими» пережитками, о чём написал в своём знаменитом
«Житии протопопа Аввакума», ставшем литературным памятником
XVII века.
Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Христорождественская
церковь (датировка объекта – 1856 год). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». По сведениям
исследователя Кирилла Лупанова, церковь построена на месте старой,
основанной в 1729 году. По данным МБУ «Кстовский историко-краеведческий
музей», предоставленным в 2012 году, Христорождественская церковь
в Лопатищах не действует.
Лапшей – деревня в Кстовском районе. Памятники археологии:
селище Лапшей-1 (XVII - XVIII вв.), поселение Лапшей-2 (эпоха
бронзы, первая половина I тыс. н.э.). Документ о принятии на
госохрану № 224.
Ляписи – село в Кстовском районе. По данным МБУ «Кстовский
историко-краеведческий музей», сельская церковь Успения Божией
Матери на 2012 год – не действует.
Луч – посёлок в Кстовском районе. Памятник археологии
– селище Луч (XIII - XVII вв.). Документ о принятии на госохрану
№ 224.
Майдан – деревня в Кстовском районе. Памятник археологии – селище Майдан (XVII - XVIII вв.). Документ о принятии на госохрану № 224.
Малая Ельня – деревня в Кстовском районе. Памятники археологии: селище
Малая Ельня-1 (I – начало II тыс. н.э.), селище Малая Ельня-2
(II тыс. до н.э. – I тыс. н.э.), стоянка-селище Малая Ельня-3
(II тыс. до н.э. – I тыс. н.э.), стоянка Малая Ельня-4 (II тыс.
до н.э.), селище Малая Ельня-5 (XIII - XV вв.), селище Малая
Ельня-6 (XIII – начало XV вв.). Документ о принятии на госохрану
№ 224.
Малое Лебедево – деревня в Кстовском районе. Расположена
в 500 метрах от Чернышихи. Здесь находилась усадьба А.Е.Касьянова
– отца композитора и народного артиста СССР А.А.Касьянова. По
данным, предоставленным проекту Николаем и Евгением Васиными,
с 1936 по 1962 годы на базе бывшего имения действовал летний
детский сад № 108 от завода «Двигатель Революции». В доме Касьяновых
десятки лет жила семья Коротковых (глава семьи, а затем и его
жена были директорами и учителями в школе). По фотографиям тех
лет можно судить, как выглядел дом Касьяновых. По мнению Николая
Васина, это был единственный барский дом, остальные постройки
имели хозяйственное значение.
Мешиха – деревня в Кстовском районе. Памятник археологии
– поселение Мешиха (раннее средневековье, XVII - XVIII вв.).
Документ о принятии на госохрану № 224.
Михальчиково – деревня в Кстовском районе. Здесь родился лётчик Михаил Протасович Ступишин (1916 – 1980), совершивший более 100 успешных боевых вылетов, Герой Советского Союза, пилот-полярник, исколесивший всю Арктику, дважды летавший по маршруту Москва – Антарктида, а также художник, создавший серию живописных полотен (подробнее – в материале Михаила Борисова «Места памяти» Михаила Ступишина»). На доме в Михальчикове,
где родился и жил М.П.Ступишин, установлена мемориальная доска:
Новая Деревня – деревня в Кстовском районе. Памятник археологии федерального значения – поселение Новая Деревня-1 (II тыс. до н.э.). Документ о принятии на госохрану № 1327, № 176.
Новое Ликеево – село в Кстовском районе. Памятники
истории: могила Жалельщиковой Елизаветы Ивановны (1914-1985
гг.), Героя Социалистического Труда; могила Потапова Ивана Авиловича
(1896-1981 гг.), Героя Социалистического Труда; могила Щипановой
Валентины Федоровны (1911-1984 гг.), Героя Социалистического
Труда. Документ о принятии на госохрану № 471. По данным МБУ
«Кстовский историко-краеведческий музей», сельский храм Святого
Николая Чудотворца был закрыт 1 ноября 1938 года, на 2012 год
в селе действует молитвенный дом во имя Николая Чудотворца.
Новопокровское – деревня в Кстовском районе. Памятник
археологии – селище Новопокровское (XIII – начало XV вв.). Документ
о принятии на госохрану № 224.
Новые Ключищи – село в Кстовском районе. Памятник градостроительства
и архитектуры – Скорбященская церковь. Датировка объекта – 1866
год. Документ о принятии на госохрану № 22. По данным, предоставленным проекту Анастасией Бабушкиной, почерпнутым ею в Большемокринской сельской библиотеке, храм в селе Новые Ключищи в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» был построен 1 февраля 1866 года тщанием местного помещика – гвардии поручика Василия Васильевича Боборыкина. Церковь деревянная на каменном фундаменте. В 1914 году по штату клир состоял из священника и псаломщика.
«Клировые ведомости» указывают на сосуществование двух школ: одной – церковно-приходской, построенной в 1901 году в деревне Чаглава, что совсем рядом с Новыми Ключищами, и второй – земской школы, которая была построена в 1911 году в самих Новых Ключищах. Церковно-приходская школа помещалась в собственном доме, на её содержание отпускалось Епархиального училищного совета по мере необходимости до 40 рублей. В 1914 году в ней обучалось 37 мальчиков и 15 девочек, а в земской школе — 18 мальчиков и 3 девочки. В приходе: 69 дворов, 275 мужчин, 318 женщин, все они – крестьяне. Из течений старообрядцев названы беспоповцы и поморцы. Из 22 домов, в них мужчин – 93, женщин – 113.
Подлёсово – село в Кстовском районе. Согласно «Государственным
спискам памятников истории и культуры Нижегородской области»,
в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – Одигитриевская
церковь (по данным МБУ «Кстовский историко-краеведческий музей»,
это храм Смоленской иконы Божией Матери). Датировка объекта
– 1821 год. Документ о принятии на госохрану № 286.
Работки - село в Кстовском районе в 35 км от райцентра
на берегу Волги. Пристань. Известно с XVI века. Население было
занято на Волге. Предприятия пищевой и судоремонтной промышленности,
организации, обслуживающие район. Долгое время село было центром
района. Подробнее – в материале Галины Филимоновой «Работки:
от Погоста до Васюков».
Памятники градостроительства
и архитектуры: дом Ф.Кондрашова (начало XX века, ул. Комсомольская,
18), дом С.Любимцева (начало XX века, ул. Комсомольская, 29),
дом М.Рукина (конец XIX века, ул. Ленина, 11), дом Л.Ильичева
с торговым помещением (конец XIX века, ул. Ленина, 38), усадьба:
главный дом с торговым помещением, флигель с торговым помещением
(конец XIX – начало XX вв., ул. Ленина, 40, 42),
Спасская церковь (престолы:
главный (холодный) – в честь Образа Спаса Нерукотворного, правый
(тёплый) придел – в честь иконы Боголюбской Богоматери, левый
придел – в честь святого Алексия), 1794 год, ул. Ленина, 19,
дом П.Болтунова с торговым
помещением (конец XIX века, ул. Ленина, 23),
дом Н.Ухова с торговым помещением
(Нижегородский съезд, 1). Документ о принятии на госохрану №
368-м.
Ржавка – деревня в
Кстовском районе. Памятники археологии: стоянка Ржавка (II тыс.
до н.э.), селище Свято (XIII – начало XV вв.). Документ о принятии
на госохрану № 224.
Румянцево – деревня в Кстовском районе. Памятник археологии: селище Румянцевское (XIII – начало XV вв.), селище Румянцевское-2 (XIII – начало XV вв.). Документ о принятии на госохрану № 224.
Семеть – село в Кстовском районе. Памятник градостроительства
и архитектуры – церковь Вознесения. Датировка объекта – XVII
век, 1804 год. Документ о принятии на госохрану № 1327. По данным
МБУ «Кстовский историко-краеведческий музей», предоставленным
в 2012 году, Вознесенская церковь села Семеть реставрируется.
Слободское – село в Кстовском районе. Памятник градостроительства
и архитектуры – Казанская церковь (престолы: главный (холодный)
– в честь иконы Казанской Божией Матери, правый придел (тёплый)
– в честь святого Николая Чудотворца, левый – Сретения Господня).
Датировка объекта – 1811 год. Документ о принятии на госохрану
№ 286. По данным, предоставленным проекту краеведом Владимиром
Бакуниным, в 2012 году Казанская церковь в Слободском отреставрирована.
Слопинец – деревня в Кстовском районе. Подробнее -
в материале Дарьи Солнцевой «Деревня
Слопинец. Дом моих предков».
Соколово – село в Кстовском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская церковь (датировка объекта – XIX век). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». По сведениям исследователя Кирилла Лупанова, церковь Святого
Михаила Архангела (Архангельская) была построена в 1906 году.
В советское время храм был преобразован в школу, затем – заброшен.
В 2000-х церковь сгорела, вероятно, вследствие поджога. Подробнее
– в материале Натальи Листвиной и Степана Ефимова «Соколово:
где искать объект из Списка памятников?».
(Стан)-Шёлокша – село в Кстовском районе. Памятник
градостроительства и архитектуры – Троицкая церковь. Датировка
объекта – 1839 год. Документ о принятии на госохрану № 471. Подробнее – в книге «Святой преподобный Сергий и Нижегородская земля» (Нижний Новгород, 2015// Дёгтева О.В. «Сергиевские храмы Нижегородской епархии». С. 192): «Троицкий каменный храм в селе Шелокша был выстроен в 1839 году на средства прихожан, на месте ранее существовавшей здесь деревянной церкви. Первоначально в церкви было освящено два престола – во имя Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия" (в правом пределе), освященный в 1835 году, и во имя св. прп. Сергия Радонежского Чудотворца (в левом пределе), освященный в 1838 году. Главный престол церкви во имя Живоначальной Троицы был освящен позднее, только в 1844 году. Шелокшанский приход состоял из нескольких населенных пунктов: села Шелокша и деревень: Стан, Каменки, Старое-Ликеево, Ново-Николаевка. В советское время богослужения в Троицкой церкви совершались до 1935 года. После закрытия здание храма было осквернено и в дальнейшем частично разрушено (разобрана колокольня). Храм был приспособлен под склад сельхоз-удобрений, от которых серьезно пострадала настенная масляная живопись. В 1995 году церковь была передана в пользование общине верующих, и постепенно начались работы по восстановлению этой святыни».
Старое Ликеево – бывшее село в Кстовском районе. Памятник
археологии – поселение Старое Ликеево-2 (вторая половина I тыс.
до н.э., середина I тыс. – XV в. н.э.). Документ о приобретении
статуса – приказ от 26 июня 2001 года № 17-ОД.
Старые Ключи (Ключищи) – село в Кстовском
районе. Памятник археологии – селище Ключищи (XVII - XVIII вв.).
Документ о принятии на госохрану № 224. Деревянная Покровская
церковь, построенная в 1731 году в Старых Ключищах, в 1982 году
была перевезена в областной центр на Щёлоковский хутор – в музей
архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья. Покровская
церковь – памятник градостроительства и архитектуры федерального значения, документы о принятии на госохрану № 1327, № 176.
По данным
МБУ «Кстовский историко-краеведческий музей», в наши дни в селе
– действующий родник с часовней.
Татинец – село в Кстовском районе. Памятник градостроительства
и архитектуры – Спасопреображенская церковь. Датировка объекта
– 1820 год. Документ о принятии на госохрану № 471.
Толмачёво – село в Кстовском районе. Памятник градостроительства
и архитектуры – церковь
Происхождения Честных Древ Креста Господня. Датировка объекта
– 1848 год. Документ о принятии на госохрану № 286. По данным
МБУ «Кстовский историко-краеведческий музей», предоставленным
в 2012 году, храм в Толмачёве реставрируется.
Утечино – деревня в Кстовском районе. Памятники археологии:
селище Утечинское (XIII – начало XV вв.), селище Утечино-2 (XIII
- XVIII вв.). Документ о принятии на госохрану № 224. Согласно
«Экономическим примечаниям» конца XVIII века по Нижегородскому
уезду, предоставленным проекту исследователем Кириллом Черкашиным,
в Утечине находилось поместье Михаила Михайловича Грибоедова,
четвероюродного деда знаменитого русского драматурга А.С.Грибоедова.
У Грибоедовых на территории Нижегородской губернии были также
поместья в деревне Настино (сейчас – Сосновский
район), в селе Юрино (Балахнинский
район), в самом Нижнем
Новгороде. Так, в писцовой книге 1621-22 годов по Нижнему
Новгороду содержатся следующие сведения: «В Тупом переулке на
монастырьской, Семионовского монастыря, земле… меж водороины
и Якимова двора Патокина: дворишко Вязмитина Михайла Грибоедова
да вдовы Марьи Ивановы жены Безобразова з детьми, земля монастырская».
Также известны жившие в конце XVIII века в Нижегородской губернии
некий Григорий Федорович Грибоедов и его жена Мария Ивановна.
Предположительно, это представители владимирской ветки Грибоедовых.
Более того, первый владелец Хмелиты (сейчас – музей-усадьба
А.С.Грибоедова в Смоленской области) – небезызвестный стрелецкий
полковник Иван (Семен) Федорович Грибоедов также имел поместья
в Нижегородском крае. Его владения были в «в Вязме, в Боровску,
на Балахне, на Вологде, в Нижнемъ, в Гороховце, в Арзамасе,
в Саранску, на Алатаре».
Федяково – село в Кстовском районе. Памятники археологии:
селище Федяково-1 (XIII - XVIII вв.), селище Федяково-2 (XVI
- XVIII вв.), селище Федяково-3 (вторая половина I – начало
II тыс. н.э.). Документ о принятии на госохрану № 224. Памятник
градостроительства и архитектуры – Преображенская церковь. Датировка
объекта – 1812 год. Документ о принятии на госохрану № 22.
Фроловское – деревня в Кстовском районе. Памятник археологии – селище
Фроловское (XVI - XVIII вв.). Документ о приобретении статуса
– приказ от 03 марта 2000 года № 3-ОД.
Чернуха – село в Кстовском районе (в 15 км к югу от районного центра). Подробнее – в материале Александра Утова «Село Чернуха: историческая справка».
Чернышиха – село в Кстовском районе. Станислав Марков
в книге «Кстовский район – уголок России» сообщается о том,
что Чернышиха возникла приблизительно в XVII веке близ старой
дороги в южные города России. Первоначальное название – Желобки
– произошло от большого количества желобов, по которым протекала
и протекает в настоящее время родниковая вода. После пожара
жители не стали строиться на прежнем месте, а спустились с высокого
пригорка вниз, в долину, где и построили новое поселение. Здесь
находился женский монастырь. Предположительно, от «черниц» -
монахинь и произошло название. Чернышиха принадлежала к усадьбе
Касьянова, который проживал в деревне Малое Лебедево, находящейся
в 500 метрах от неё. Касьянов был на службе царя, занимал должность
лесничего. Жена его лечила крестьян, слыла хорошей, доброй женщиной.
Один из сыновей – А.А.Касьянов, родившийся в 1891 году, стал
знаменитым композитором, народным артистом СССР. У Касьяновых
был большой сад (у жителей Чернышихи садов не было), а в августе
в усадьбе варили варенье, которым угощали местную детвору. Жилые
дома Касьяновых не сохранились, остались пристрой и надворные
постройки. После революции в пристрое открылась школа, которая
работала до 1980-х годов. Церковного прихода в Чернышихе не
было, крестьяне ходили молиться в сёла Ачапное и Игумново. Чернышихинские
родники – памятники природы – дошли до наших дней.
Чеченино – деревня в Кстовском районе. Название происходит
от финно-угорского языческого мужского имени Чечан. По данным,
предоставленным проекту Юлией Сухониной, в Чеченине есть дом
с мемориальной доской (дом Анохиных), в котором в 1890 – 1892-х
годах жил и работал русский писатель Владимир Галактионович
Короленко. Здесь он останавливался дачником и написал несколько
произведений («Художник Алымов», «Ушел»), в которых воспел кстовско-волжские
места, в частности, село Работки, расположенное по соседству.
В голодные годы Короленко организовывал здесь столовую и всячески
помогал беднейшим. В июне 1993 года, когда отмечалось 445-летие
образования села Работок, на доме Анохина в деревне Чеченино
и была установлена мемориальная доска в честь В.Г.Короленко.
Шава – село в Кстовском районе. Памятники археологии:
стоянка Шавская (конец II тыс. до н.э.) – документ о принятии
на госохрану № 331; стоянка Шава-3 ( II тыс. до н.э.) – документ
о приобретении статуса – приказ от 26 июня 2001 года № 17-ОД.
Памятник градостроительства и архитектуры – Никольская церковь.
Датировка объекта – 1796 год. Документ о принятии на госохрану
№ 286.
СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ |
|
районы Нижегородской области, расположенные в хвойных лесах на левогом берегу р. Волги |
ПОВОЛЖСКАЯ ЧАСТЬ |
|
районы Нижегородской области, расположенные на удалении приблизительно 50 км по обе стороны р. Волги |
ПРИОКСКАЯ ЧАСТЬ |
|
районы Нижегородской области, расположенные на удалении приблизительно 50 км по обе стороны р. Оки |
ЮЖНАЯ ЧАСТЬ |
|
районы Нижегородской области, расположенные на территории, где леса были сведены более 300 лет назад |