О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Материал предоставлен Ксенией Чеховской для публикации
в рамках проекта
«Места памяти Нижегородской области»

Город для людей, а не для отчетов

Дзержинск – редкий город, в котором сочетаются многие достоинства: память ярких страниц истории XX столетия, необычность местоположения, отличающегося удивительной красотой и великолепием приокской природы, экономический потенциал (трудами многих поколений советских людей он был превращен в один из центров промышленной индустрии).

Город образован на месте старых селений: Черноречье, Игумново, Бабино, Растяпино, Колодкино, Юрьевец, Бабушкино, Выселки и т.д. Многие из них сохранились и сейчас и входят в городскую черту. С далеких времен были известны эти населенные пункты, жители которых издавна занимались речными и лесными промыслами, судостроением. По преданию, во время Азовского похода Черноречье посетил царь Петр I. По его указу были основаны судоверфи, где строились знаменитые чернорецкие расшивы. Во второй половине XIX века с прокладкой железной дороги будущая территория Дзержинска становится дачной местностью, прозванный местными, за чистый целебный воздух, «нижегородской Ялтой».

Промышленное развитие этой местности формируется с 1872 года, когда здесь был построен завод по обжигу гипса, а чуть позднее основаны канатная фабрика в выселках села Черного и сетевязальная в Решетихе. В годы первой мировой войны в Черноречье развивается химическая промышленность. Для производства продуктов оборонного значения в сосновом лесу на берегу Оки под руководством инженеров братьев Ушаковых, менее чем за год, был построен завод, который уже в октябре 1916 года выдал первые партии моногидрата и азотной кислоты. Чуть раньше, в 1915 году, в эти края из-под Петрограда был эвакуирован Охтинский завод взрывчатых веществ.

Серьезные предпосылки для создания крупного промышленного комплекса и строительства нового города на чернореченской земле появились лишь в 1927 году, когда в Растяпине, до того времени известного в основном как железнодорожная станция, протянулась линия электропередачи от недавно построенной Балахнинской ГРЭС. Электрификация позволила реконструировать старые цеха на Чернореченском химзаводе и развернуть масштабное строительство новых современных производств. В этот период из разрозненных рабочих поселений начал формироваться рабочий поселок Растяпино.

В годы первых советских пятилеток началось строительство новых промышленных городов среди которых был и Дзержинск. «Теперь на месте этого захолустного местечка Советская власть решила построить крупный индустриальный город… Пройдет еще несколько лет, и вы не узнаете своего местечка…», – так сказал Председатель ВЦИК СССР М.И.Калинин о будущем городе Дзержинске, выступая 9 января 1927 года на митинге перед жителями поселка Растяпино.

Город называют детищем первых пятилеток, когда поселок Растяпино был переименован в поселок Дзержинск, а 30 марта 1930 года постановлением ВЦИК СССР рабочий поселок Дзержинск получил статус города.

Многоцветие газов – дымов, непрерывно устремляющихся из заводских труб в небо, было верным признаком стабильно работающих предприятий – гигантов зарождавшейся в Дзержинске отечественной химии. После реконструкции и расширения «флагманом» химии стал Чернореченский химический завод имени М.И.Калинина (ЧХЗ), не отставал и другой гигант – завод № 80 имени Я.Свердлова; к началу Великой Отечественной войны были введены в строй завод №96 («Заводстрой» - «Капролактам»), № 148 («Рулон» - «Оргстекло»), № 365 – ядохимикатов («ОКА»). Многие заводы вошли в число уникальных по выпуску оригинальных средств химического нападения и защиты.

Что представлял собой город в те годы? Вспоминает председатель горисполкома начала 30-х годов Л.А.Красоткина: «Когда группа архитекторов представила комиссии горисполкома макет будущей площади Дзержинского с 2-х, 3-х этажными зданиями, с зеленым сквером в центре ее, то мы…усомнились в возможности осуществления всего этого. Ведь перед нашими глазами раскинулась голая песчаная площадка».

Первый камень будущей главной площади города был заложен на месте здания Городского Совета (ныне здание городской Мэрии) на территории, расчищенной от соснового леса под будущую площадь. В 30-е годы на площади выросли одно за другим здания гостиницы, почтамта, госбанка, универмага и кинотеатра «Ударник».

Здание горисполкома (здание Дома Советов) в Дзержинске, фото Надежды Щема Дом связи в Дзержинске, фото Надежды Щема Центральный универмаг (сейчас - торгово-промышленная палата) в Дзержинске, фото Надежды Щема Здание кинотеатра «Ударник» в Дзержинске, фото Ольги Новоженовой

Вместе с площадью началось строительство проспектов и улиц, в частности, восточной части проспекта Ленина, первых кирпичных зданий: фабрики-кухни (ныне – здание мясокомбината), химического техникума им. Красной Армии, жилых домов на улице Окской (ныне – пр. Дзержинского) - №5 и №7. 20-е годы, начало 30-х годов в советской архитектуре были временем становления многих новаторских течений. Одним из ведущих являлся конструктивизм . Большинство из перечисленных выше кирпичных сооружений зарождающегося соцгород и стали зримым воплощением конструктивизма. Широкие окна, функциональность помещений, отсутствие украшательств, строгая геометрика характерны и для Дома Советов, и для фабрики-кухни, и для химического техникума им. Красной Армии, здания общежития в Учебном переулке и т.д.

Дзержинский химический техникум имени Красной Армии, фото Надежды Щема Дзержинский химический техникум имени Красной Армии, фото Ольги Новоженовой Общежитие в Дзержинске, 1930 год, фото Ольги Новоженовой Общежитие в Дзержинске, 1930 год, фото Ольги Новоженовой

Молодой город начал свою застройку по плану, принятому в 1930 году. Жилищное строительство велось преимущественно в поселках, вблизи предприятий. Так возникли поселки им. Свердлова, Ворошиловский, Калининский, Красный Химик. Эта тенденция – местничество – представляла большую опасность. В условиях необходимости быстрого развития индустрии площадки для строительства предприятий выбирались разными ведомствами без должного согласования друг с другом и с городской администрацией. При этом дирекция каждого завода была заинтересована в том, чтобы поселок, который строился предприятием для своих рабочих, находился возле завода. Барачные поселки почти вплотную подступали к дымным трубам заводских корпусов. Каждое предприятие само строило жилой комплекс и объекты соцкультбыта (школы, столовые, клубы, бани), т.к. фактор приближения к промышленным предприятиям имел решающее значение. Все это приводило к нарушению санитарных норм, градостроительным ошибкам и неоправданным экономическим потерям. Единой стратегии развития города не существовало. Город строился, но будущая конфигурация его вряд ли кому тогда была ясна. Центр Дзержинска застраивался «коробочками» по спирали, берущей начало от площади Дзержинского.

За годы первых пятилеток в жилищно-культурное строительство было вложено 58 380 тысяч рублей, жилая площадь увеличилась на 164%. Однако около половины жилого фонда составляли деревянные бараки, «засыпушки», каркасно-фибролитовые дома поселков Урицкого, Первомайского, МОПРА, Фибролитового, на месте которых и вырос впоследствии центр. Спустя почти 10 лет после своего рождения город оставался неблагоустроенным, представляя собой хаотически разбросанную, неорганизованную массу разрозненных зданий, лишенных архитектурного оформления. Центральный район города застраивался медленно, сохранилось много частного сектора, деревянных домов среди сосен, песка и мусора. Вокруг домов высились песчаные бугры, тротуарами служили доски. На площади Дзержинского, на месте торжественного здания универмага (торгово-промышленной палаты) дымила труба кочегарки.

«Со станции Дзержинск к городу ведет изумительная сосновая аллея. В просветах стройных сосен замечаешь очертания новостроек, раскиданных во всех сторонах. Но вот обрывается сосновый бор. Аллея выходит на широкую площадь, которую окаймляют большие здания: Дом Советов, Госбанк, универмаг, гостиница, аптека. В центре асфальтовых мостовых разбит большой цветник. С площади видны только полтора десятка разбросанных домов. Улицы и дома укрылись за песчаными увалами, за соснами. Нельзя найти ни одной точки, с которой Дзержинск можно увидеть сразу. На 5-7 километров раскинуты рабочие поселки с магазинами, Домами и Дворцами культуры, клумбами, больницами и библиотеками….Нет ни одного отчетливо вырисованного проспекта, то тут, то там среди песчаных бугров и сосен высятся каменные дома…», - так в 1937 году известный журналист Леонид Кудреватых описывал внешний облик центра Дзержинска.

Работу над генеральными планами большинства новых городов вели крупные проектные организации, например, московские Гипрогор, Горстройпроект. Исходные данные (в виде перспектив промышленного развития), равно как и градостроительные установки, часто изменялись. В результате работы над генеральными планами затягивались, а сами планы были оторваны от реальных условий их реализации.

На 30 марта приходится не только день рождения города. По счастливому совпадению отмечается также день рождения А.Ф.Кусакина, первого главного архитектора Дзержинска, пребывавшего в этой должности с 1940 по 1958 годы. Во многом благодаря его усилиям он и стал одним из самых примечательных городов страны, созданных в XX столетии.

В книге «Почетные граждане города Дзержинска» (это звание было присвоено Кусакину в 1996 году) об архитекторе говорится следующее: «Алексей Федорович Кусакин – лауреат Ленинской премии. За разработку проекта генерального плана и строительства Дзержинска был удостоен премии Совета Министров СССР. За выдающиеся заслуги в области градостроительства ему присвоено почетное звание «Заслуженный архитектор РСФСР». Как профессионал А.Ф.Кусакин сложился именно в городе Дзержинске, работа над застройкой которого предоставляла широкий простор для реализации таланта. Здесь осуществил он масштабные градостроительные идеи, определив облик города и направление его дальнейшего расширения, здесь создал он четкую планировку улиц и площадей, неповторимые образцы общественных и жилых зданий.

Эпоха А.Ф.Кусакина – это ярчайшие страницы биографии молодого социалистического города. Работу над генеральными планами большинства новых городов вели крупные проектные организации, например, московские Гипрогор, Горстройпроект. Исходные данные (в виде перспектив промышленного развития), равно как и градостроительные установки, часто изменялись. В результате работы над генеральными планами затягивались, а сами планы были оторваны от реальных условий их реализации.

В 1940 году главный архитектор Дзержинска организовал проектную группу. Впоследствии, в связи с бурным ростом города, она была преобразована в архитектурную мастерскую, а с 1952 года в Дзержинский Горпроект Министерства коммунального хозяйства. Благодаря этому с 1940 года проектирование для города велось силами местных архитекторов и инженеров при непосредственном участии главного архитектора города. Подобная практика организации проектных работ оправдала себя и представляла интерес также и за пределами области.

Бесспорно, при решении этой сложной задачи допускались и ошибки, но коллектив Управления настойчиво стремился их преодолеть. Изучались лучшие образцы отечественного градостроения и, в первую очередь, опыт строительства и реконструкции Москвы, где отечественное зодчество нашло наиболее полное выражение, архитектурно-художественное наследие прошлого и достижения настоящего.

Система проектирования на местном уровне позволила более тщательно изучать особенности развития города и создавать реальные, не оторванные от жизни проекты комплексной ансамблевой застройки по основным магистралям, проспектам и улицам города. При разработке новых архитектурно-планировочных решений учитывались условия экономического развития Дзержинска, климата, особенности рельефа местности.

- Для того чтобы построить город, - рассказывал Алексей Федорович в беседе с журналистом Н.Максимовой (Нижний Новгород, 1996 год, 19 июня, с.2),- нужно учесть множество самых разных факторов. Город – живое существо. Он должен дышать, работать, расти…Поэтому, прежде всего оценивается местоположение, транспортные связи. Потом проверяются почвы. Как поверхностные, так и внутренние. Наличие питьевой воды, карста…Очень важна и роза ветров. После того как специальные комиссии оценили все эти факторы и принято решение строить город именно здесь, определяю, где будут располагаться основные промышленные узлы. Без промышленности город существовать не может, ведь его жители должны где-то трудиться, так? В Дзержинске основаны заводы – на востоке. Есть и северный промышленный узел («Пластик»), и западный (завод имени Свердлова) и южный (речной порт). Когда все решено, берется лист ватмана, на который нанесены координаты, и на нем чертится так называемый скелет города – главные улицы. С самого начала улица имеет две стороны, которые постепенно будут обрастать толщиной. На них появятся схемы кварталов, а затем и отдельных домов… С появлением улиц, появляются и основные площади. Для каждой есть свое назначение: торговая, административная, площадь для транспортной развязки, парковая…

Главной задачей при разработке градостроительного плана Алексей Федорович ставил прекращение застройки в заводских поселках – люди не должны жить вблизи вредных для здоровья химических производств – и концентрацию строительства на территории города. Добиться того, чтобы этот план приняло партийное руководство, было нелегко. Строить поселки легче и гораздо дешевле, чем современные городские дома. Но А.Ф.Кусакин преодолел эти препятствия. И вскоре началось массовое переселение рабочих с семьями из барачных поселков в современные городские квартиры.

Дзержинск развивался как новый, социалистический город. Его надо было строить красиво, экономично, с наибольшими удобствами для населения. Чтобы сформировать единый современный городской ансамбль, необходимо было найти наиболее совершенное архитектурно-планировочное решение застройки.

Главный архитектор осуществил генеральный план застройки соцгорода, разработанный еще в 1938 году архитекторами московского института «Гипрогор» И.Сергеевым и Л.Салищевым. Переработанный А.Ф.Кусакиным, план был утвержден Советом Министров РСФСР в 1954 году, как главный градостроительный документ вплоть до 1973 года.

Градостроительный план строительства позволил определить планировочные границы и оптимальную численность населения, явился ведущим началом в организации территории и решении архитектурно-пространственных композиций города, дал возможность сочетать размещение промышленных районов, жилья, зеленых насаждений, внешнего и внутригородского транспорта с интересами учреждений культуры, здравоохранения, торговли. В основу развития города был положен план радиально-кольцевой застройки, сетку которого составляют отходящие от центральной площади проспекты и пересекающие их улицы. К несомненным преимуществам плана следует отнести компактность, быстроту внутригородского перемещения и неограниченные возможности роста во всех направлениях.

Застройка «старого города», начиная от железной дороги и до въезда в Дзержинск, велась как раз по этому принципу. От центральной площади Дзержинского расходились улицы-лучи, в частности, проспекты Чкалова, Ленина, Дзержинского, и кольцевые улицы, вернее полукольцевые, поскольку железная дорога отрезала южную часть города. В систему этих полуколец входит улица Гагарина. Следующее полукольцо, если начать от улицы Октябрьской, - это улицы Клюквина, Маяковского, Грибоедова. И следующее, уже внешнее, - улицы Черняховского, Чапаева, Гайдара.

Итак, в основу новой планировки была положена ранее сложившаяся сеть улиц, но с коренной ее реконструкцией, упорядочением и развитием. В проекте решены центральная часть и юго-западный район города. План предусматривал западный вектор развития в качестве ключевого. Обстоятельно перспективный план развития города был изложен А.Ф.Кусакиным в книге «Строительство города Дзержинска»:« В северном направлении полукольцевой бульвар пересечет проспект Свердлова и, повернув на восток, вольется в новый сквер. В сквере разместиться комплекс сооружений Дворца пионеров. Здание Дворца явится завершением проспекта Кирова, и будет просматриваться с площади Дзержинского».

Вообще, город предполагалось приблизить к Оке: «Намечается реконструкция всего речного хозяйства. В настоящее время специальная проектная организация уже ведет проектирование нового Дзержинского грузового порта. Речной вокзал будет на месте существующей пристани. Перед вокзалом намечено создание благоустроенной площади». Было запроектировано создание и других бульваров, улиц, площадей, скверов с неповторимым архитектурным обликом. Генплан охватывал и примыкающую к Дзержинску пригородную зону, где были размещены коммунальные и сельскохозяйственные предприятия, обслуживающие нужды города. Непосредственно вокруг города образовывалось кольцо зеленого массива, протянувшегося в северном направлении на 10 километров, западном – на 30. Этот массив должен был служить для населения местом отдыха и явиться мощным резервуаром чистого воздуха.

«Посмотрите на город Дзержинск, разве это не город – сад? Правда, город еще молодой, он еще растет, строится. Однако уже сейчас ясно вырисовывается архитектурный облик. Он отличается выразительностью ансамблей, четкой планировкой кварталов, улиц, площадей», – говорил сам Алексей Федорович Кусакин.

Определяющим фактором в формировании облика города явилось создание системы архитектурно оформленных планировочных узлов и связей – улиц и площадей. «Старый город» представляет собой ансамбль, выполненный по единому замыслу одного автора в сжатые сроки и строго выдержанный в едином стилевом ключе, что само по себе для градостроительства двадцатого века по-своему уникально.

Архитектурный ансамбль старого города «держит на себе» его центр – площадь Дзержинского, являясь главным планировочным узлом, ведущим композиционным началом. Композиция ее проста и лаконична. Она построена на равномерном расположении строений по периметру прямоугольного в плане участка. Характерная особенность застройки состоит в том, что площадь непосредственно примыкает к парковым массивам. Вследствие этого А.Ф.Кусакину пришлось отказаться от застройки южной границы площади и не ставить фронтального здания на стадионе. Таким образом, границей площади стал парковый массив, отделенный от нее оградой монументального типа и центральным входом на городской стадион.

Старый центр был и остается «сердцем» города, сосредоточием общественной жизни. В 50-е годы здесь располагались важнейшие административные, торговые, досуговые центры, общеобразовательная школа, зона отдыха. Построенные по проектам А.Ф.Кусакина здания (ресторан «Ока», центральный Дом связи, универмаг (ныне – торгово-промышленная палата), созданный в духе античных пропилей, вход в парк), решенные в монументальном ключе, придавали всей площади величественный, парадный вид.

Рядом с парком в глубине уютного скверика с фонтаном в годы соцстроительства располагалась школа № 2, старейшая в Дзержинске. От довоенной застройки на южной стороне площади сохранилось здание первого кинотеатра города – «Ударник» (архитектор Калмыков). Являя образец позднего конструктивизма, здание, построенное еще в 1938 году, подлежало реконструкции (А.Ф.Кусакин).

Здание кинотеатра «Ударник» в Дзержинске, фото Ольги Новоженовой Здание кинотеатра «Ударник» в Дзержинске, фото Ольги Новоженовой Здание кинотеатра «Ударник» в Дзержинске, фото Ольги Новоженовой Здание кинотеатра «Ударник» в Дзержинске, фото Надежды Щема

Все сооружения площади Дзержинского стали архитектурным обрамлением одного из важнейших символов города – памятника Ф.Э.Дзержинскому, сооружение которого началось в 1947 году (скульптор С.Меркуров). Архитектурное оформление памятника разработано А.Ф.Кусакиным.

Памятник Ф.Э.Дзержинскому в Дзержинске, фото Ксении Чеховской Памятник Ф.Э.Дзержинскому в Дзержинске, фото Ксении Чеховской Памятник Ф.Э.Дзержинскому в Дзержинске, фото Ксении Чеховской Памятник Ф.Э.Дзержинскому в Дзержинске, фото Ксении Чеховской

В этом виде площадь стала своеобразной «визитной карточкой» Дзержинска, представляющей сегодня едва ли не музейную культурно-историческую ценность. По замыслу главного архитектора, строительство города было сконцентрировано не только в центре, но и по его ключевым магистралям: проспектам и улицам.

В 1940-50-х годах под руководством инженера Ю.Б.Чурина по проектам Кусакина и других архитекторов была реконструирована площадь Маяковского, застроены проспекты Дзержинского, Чкалова, улицы Клюквина, Октябрьской, Маяковского, Суворова, Черняховского. С 1946 года строители приступили к реконструкции и застройке в то время основной магистрали города – проспекта Ленина и смежных с ним улиц и кварталов. Застраиваемая территория представляла собой сложный многоугольник. Это крайне затрудняло применение здесь типовых проектов. Решено было по периметру кварталов жилые здания строить по индивидуальным проектам с применением типовых секций, а внутриквартальную застройку осуществить по типовым проектам.

Пример жилой застройки Дзержинска, начало пр. Ленина, фото Максима Гринкевича Пример жилой застройки Дзержинска, начало пр. Ленина, фото Надежды Щема Пример жилой застройки Дзержинска, начало пр. Ленина, фото Надежды Щема Пример жилой застройки Дзержинска, начало пр. Ленина, фото Ольги Новоженовой

При детальной разработке проектов озеленению города и дорожному строительству придавалось значение первостепенное. Кроме шоссейных дорог в городе было развернуто строительство тротуаров с асфальтовым покрытием, что положительно влияло на благоустройство города. Чтобы устранить песчаные пустыри, в городе проводились большие озеленительные работы. Для посадки деревьев, кустарников и устройства газонов приходилось прибегать к насыпному грунту. Из поймы Оки, из дубовой рощи и местных торфоболот завозились тысячи кубометров чернозема, глины и торфа. Для озеленения города и его лесопарковой зоны лесхозом и горзеленхозом были созданы лесопитомники, в которых выращивалось свыше ста различных пород деревьев и кустарников. В начале 50-х годов было озеленено более 2000 га городской территории. На площади превышающей 123 тысячи квадратных метров разбиты цветники.

Заслуга А.Ф.Кусакина – в том, что при разработке детального проекта застройки улиц и кварталов было решено отказаться от улиц-коридоров и запроектировать в отдельных участках кварталов курдонеры. Курдонер – (франц. cour d'honneur, буквально — почётный двор), парадный двор дворца (усадьбы, особняка), образуемый основным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми крыльями-флигелями (реже колоннадой и др).Подобные ансамбли до сих пор придают неповторимое своеобразие «старому городу». Сегодня их можно увидеть на проспектах Чкалова, Ленина и улице Клюквина.

Ансамбль жилых домов с курдонером: жилые дома, ограда с декоративно оформленными входами на пр.Ленина в Дзержинске, фото Надежды Щема Ансамбль жилых домов с курдонером: жилые дома, ограда с декоративно оформленными входами на пр.Ленина в Дзержинске, фото Надежды Щема Ансамбль жилых домов с курдонером на ул. Чкалова, фото Надежды Щема Ансамбль жилых домов с курдонером на ул. Чкалова, фото Надежды Щема

Общественные здания были запроектированы на совершенно новых началах, не встречающихся в градостроительной практике. Обычно в первых этажах жилых многоэтажных зданий проектировали магазины, столовые, административные учреждения. Главный архитектор отступил от этого правила, изменив планировку здания. Общественные помещения, расположенные по вертикали здания были сконцентрированы в части, выходящей на площадь. Жилые же квартиры располагались по фронту прилегающих к площади улиц. По этому принципу спроектированы здания универмага, ресторана «Ока», Дома связи.

В начале 50-х годов территория, занимаемая этим комплексом, представляла собой замусоренный лес с чахлыми соснами. На том самом месте, где сегодня находится ресторан «Ока», стоял двухэтажный универмаг – обыкновенная прямоугольная кирпичная коробка. За универмагом, сквозь редкие сосны, был виден так называемый «первый дом» (пр. Дзержинского,5). Других строений здесь не было. Чтобы воздвигнуть монументальное здание ресторана нужно было предварительно построить новый универмаг, поэтому строительство комплекса велось не от площади, а по пр. Дзержинского и Чкалова в направлении к площади. В то же время велось строительство Центрального универмага в комплексе с жилыми зданиями по проспекту Чкалова и улице Кирова. Фасад ресторана обращен к площади Дзержинского. Мощный фриз, отделяющий пятый этаж от нижних четырех, опирается на четыре круглые колонны коринфского ордера, оформляющие вход в здание, и шесть пилястр, украшенных листьями аканфа (по три с каждой стороны фасада). Стена ресторана как бы вдвинута вглубь здания. Окна по второму этажу большие, арочного типа. Два боковых окна с каждой стороны фасадной стены украшены сандриком. На первом этаже располагались вестибюль с раздевалкой и туалетной комнатой. Из вестибюля в ресторанный зал вела парадная лестница. Сам зал был пышно декорирован лепниной, колонны коринфского ордера придавали ему торжественный вид, арочный дверной проем гармонично сочетался с окнами.

По пр. Чкалова и Дзержинского к центральному фасаду примыкают жилые дома. Каждый из фасадов имеет ярко выраженную индивидуальность и может рассматриваться как самостоятельное произведение архитектуры. По пр. Чкалова здание в пять этажей тянется от улицы Гагарина до ресторана. Четырехэтажное в центре, оно украшено четырьмя пилястрами прямоугольного сечения, объединенными фризом. Над фризом проходит пятый этаж, заканчивающийся фронтоном. По краям здания имеются пилястры – по шесть с каждой стороны. Две арки, служащие для проезда во двор, также по бокам украшены пилястрами. По пр. Дзержинского здание имеет четыре этажа. Здесь, в центре фасада, запроектирована арка высотой в два этажа для проезда транспорта. По обеим сторонам арки - шесть полуколонн. Над массивным фризом высится фронтон. В этом доме предусмотрены еще две арки. Они ниже центральной, их своды украшены кессонами. Над этими арками расположены балконы. По углам здания находятся прямоугольные пилястры: четыре со стороны улицы Гагарина и шесть у ресторана. Их форма и отделка такие же, как на проспекте Чкалова. По улице Гагарина расположены два здания разной этажности. Декор фасадов этих домов не столь богат, но единое стилевое оформление придают им художественное единство со всем комплексом.

Рассказывает А.Ф.Кусакин: «Здание, где ресторан «Ока», - дом рассчитан на 340 квартир. Махина! А монстром не выглядит. Он заколдован, в здании есть арки для пешеходов и транспорта. В доме были предусмотрены кроме ресторана продовольственный магазин, дом пионеров. Это целый квартал, дом-квартал. То есть дома, улицы мы проектировали для людей, а не для отчетов».

Здание бывшего ресторана «Ока» в Дзержинске, фото Надежды Щема Жилой дом на пр.Дзержинского, д. 2 в Дзержинске, фото Ольги Новоженовой Жилой дом на пр.Дзержинского, д. 2 в Дзержинске, фото Ольги Новоженовой Жилой дом на пр.Дзержинского, д. 2 в Дзержинске, фото Ольги Новоженовой

Интересны проекты А.Ф.Кусакина и в области жилищного строительства. Жилая застройка размещалась с учетом принятой по генплану этажности. В центральной части города предусматривалось строительство домов до 4, 5 этажей, а окраины застраивались зданиями меньшей этажности.

Период с 1930-х до конца 50-х годов в советской архитектуре – время освоения классического наследия, что было официально поддержано на правительственном уровне. Впоследствии это достаточно разноплановое явление, обусловленное многими социальными, идеологическими и собственно художественными причинами, получило негативную оценку. Действительно, обращение к искусству прошлого, интерес к которому сам по себе ничуть не предосудителен, вылилось в самые разные, часто малохудожественные формы. Как в любом художественном процессе, здесь наряду с подлинными произведениями архитектуры было немало слабых и эпигонских построек. В 40-е годы А.Ф.Кусакина тоже обвиняли в излишнем увлечении колоннами на зданиях, и даже … космополитизме.

Среди всех жилых построек, осуществленных архитектором Кусакиным и его мастерской, динамичным и интересным решением фасадов выделяются дома на проспекте Ленина (№ 61, 59), дом на 87 квартир с городским музеем (пр. Дзержинского, 8) и так называемый «Колхозный» дом (пр. Ленина, 49),занимающий собою целый квартал между улицей Грибоедова и площадью Героев. В этом доме можно вполне разместить среднее российское село или колхоз. Поэтому сразу по окончании строительства – в 1956 году – народ присвоил ему имя: «колхозный». Здание в основном четырехэтажное. Лишь в центральной части и на углах улицы Грибоедова и площади Героев дом имеет 5 этажей. Это, кстати, один из часто применяемых Кусакиным градостроительных приемов, служащий для лучшей ориентации в пространстве длинных проспектов и улиц.

В 1990 году Дзержинск получил статус города, имеющего историческое значение, был внесен в список городов с исторически ценной архитектурой. О том, что необходимо бережно относиться к сохранению городской архитектуры, говорилось давно. Так же давно ставился вопрос об организации городских реставрационных мастерских. 31 августа 1990 года исполкомом горсовета было принято постановление «О надзоре за состоянием фасадов жилых и общественных зданий.». В том же году была начата работа по созданию проекта цельных в историко-архитектурном отношении охранных зон города, включающего два аспекта: составление историко-архитектурного опорного плана и оценочная характеристика зданий, имеющих архитектурную ценность. Занималась оценочной работой компетентная комиссия во главе с главным художником города Г.В.Коряковым.

В январе 1991 года президиум горсовета, руководствуясь выводами комиссии, принял решении о выделении в заповедные районы территории городской застройки 30-х – 50-х годов и постановил взять под охрану здания местного значения, возведенные в 40-х – 50-х годах, с применением архитектурных элементов классицизма. Позднее 35 из этих сооружений Областным законодательным собранием Нижегородской области будут объявлены памятниками архитектуры областного значения. Среди них сооружения как общественного назначения, так и жилая застройка.

Ксения Чеховская

В настоящей публикации использованы фотографии Надежды Щема, Ольги Новоженовой, Ксении Чеховской и Максима Гринкевича

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!