О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

В Вачском районе, фото Юлии Сухониной


Материал предоставлен Галиной Арефьевой для публикации
в рамках проекта
«Места памяти Нижегородской области»

Из церковных летописей о Стародубе Воцком (Вотском)

Изучать старинные документы (со своим стилем изложения, терминологией, со своей подлинностью довольно интересно). Несмотря на то, что их трудно читать, а порой даже уловить их смысл, всё равно они привлекают внимание. К таким документам, прежде всего, относятся церковные летописи, которые, как правило, составляли священники. Они описывали не только храмы и их убранство, но и подарки, сделанные тем или иным благотворителем. По отдельным подаркам можно установить точную дату того или иного события.

Например, в летописи Троицкой церкви Зяблицкого Погоста говорится, что в храме находилась замечательная по своей древности водосвятная чаша из красной меди посеребренная, на которой по краям сделана чеканная надпись: «В лето 7146 (1636) сию чашу на водоосвящение дал боярин Иван Никитович Романов человек Михаил Азарион в Стародубе Воцком в селе Погосте Живоначальной Троице да Николе Чудотворцу, мученице Параскевы, нарицаемой Пятницей, по себе и своих родителях в наследие вечных благ и будущего ради покоя».

Из этой записи видно, что Троицкая церковь была уже в 1636 году, а чащу медную посеребренную дал боярин Иван Никитович Романов человеку Михаилу Азарину в Стародуб Воцкий (Вотский) в селе Погосте храму Живоначальной Троице да Николе Чудотворцу, мученице Параскевы, нарицаемой Пятницей.

В приказе по сбору денежных средств за подписью дьяка Ивана Протопопова отмечается, что в Муромских книгах 1629 и 1630 годов в Стародубском стане (административный центр) за боярином Иваном Никитовичем Романовым числился Погост Николая Чудотворца с приделом во имя великомученицы Прасковеи, нарицаемой Пятницей. А на церковной земле 27 лавок, три харчевни, девять шалашей, двадцать полков. Торгуют в них приезжие из разных городов один день в неделю. Оброки с лавок, шалашей и с полков платят исстари попам по восемнадцать рублей в год. В Муромской книге есть письмо, посланное в Москву попом Иваном Васильевым села Погост церкви Николая Чудотворца. Сторона под названием Стародубья упоминается в описание Перемиловских гор И.М.Ландышева (дьякон Липовецского Погоста, ныне Чулково). Он говорил, что Стародубом или Стародубьем называются конечности Муромского заречного (за рекой Окой) уезда. Эти границы точно определить нельзя, но приблизительно в него входили три волости: Варежская, Загаринская и Арефинская.

Муромский краевед Е.П.Добрынкин писал, что один из пунктов Перемиловских гор носит в Муромском уезде названия «Стародубья». Географическое положение, которого предание очерчивает так: «От берегового села Клин вниз по течению реки Оки до берегового села Вареж. Ширина Стародубья простирается от берегового гребня до Нижегородского почтового тракта с крайними селениями в нем: Глебовым, Зяблицким Погостом (селом Арефиным)». Отсюда видно, что территория Стародубья была довольно большая и состояла из Государевых, помещичьих, монастырских и разных других владений вотчинников.

Из вышеизложенного материала следует, что Стародуб Воцкий (Вотский) был. Вопрос только в том, где располагался административный центр вотчинника (землевладельца) боярина Ивана Никитовича Романова. Под Стародубом Вотским следует понимать территорию Стародубья, которая принадлежала вотчиннику, и во главе её стоял управляющий, назначенный вотчинником.

В пользу села Арефино Вачского района Нижегородской области говорит то, что через Арефино, сельцо Озябликово и Зяблицкий Погост проходил почтовый тракт Нижний Новгород – Зяблицкий Погост (Арефино) – Новоселки – Муром. По летописным сведениям, почтовый тракт существовал с момента образования Нижегородского княжества (1341 год). В сельце Озябликово (ныне Арефино) имелась почтовая контора для приема и выдачи корреспонденции. Сюда присылались письма, телеграммы и для жителей села Вачи, но с пометкой на конверте. Например, «Озябликово, Сергею Дмитриевичу Кондратову для передачи Короленко (отражено в письмах В.Г.Короленко в 1897 году). Там была обустроена ямщицкая станция для смены экипажей и лошадей. Кроме того, в Зяблицком Погосте уже вначале XVI века велась бойкая торговля, развивалось кустарное производство.

Что же касается других селений Вачского края, то развитие кустарного производства и торговли начались гораздо позднее. По мнению современного археолога В.Ф.Черникова, город Стародуб Воцкий находился в устье речки Вачки на месте деревни Городищи, ныне вошедшей в западную окраину поселка Вачи. Завершить ему полевые изыскания не удалось, а поэтому локализация Стародуба Воцкого (Вотского) нуждается в дополнительном подтверждении.

Здесь еще следует добавить, что к Ваче и Городищам были в то время только проселочные дороги и тропы. Кустарное производство начало развиваться только в конце XVIII века, а почтовое отделение в Ваче стало действовать в начале XX века (документально подтверждено церковно-метрическими книгами).

Село Арефино Вачского района, рядом проходит почтовый тракт, 1912 год, фото из А.Д.Смолянинова предоставлено Галиной Арефьевой Ансамбль Троицкой церкви в селе Арефине Вачского района, 1912 год, фото из А.Д.Смолянинова предоставлено Галиной Арефьевой Ансамбль Троицкой церкви в селе Арефине Вачского района, 1912 год, фото из А.Д.Смолянинова предоставлено Галиной Арефьевой Входоиерусалимская церковь в селе Арефине Вачского района, фото 1954 года из архива А.Д.Смольянинова

Представленные выше фотографии – из архива А.Д.Смольянинова. Первые три датируются 1912 годом и дают представление о селе, ансамбле Троицкой церкви, а также о расположенном рядом почтовом тракте. На четвертом по счету снимке (фото 1954 года) – Входоиерусалимская церковь.

Писцовые летописи за 1629 – 1630-е годы сообщают, что «за боярином Иваном Никитовичем Романовым – село Арефино, в нем – девичий монастырь, в монастыре – церковь Входа Господня в Иерусалим, да придел во имя св. страстотерпцев Бориса и Глеба, да другой придел в честь преподобного Никиты, исповедника, игумена Мидийского». Устройство самого храма было делом вотчинника и приходских людей. При храме располагался двор попа Иоанна, а на дворе – келья отца его черного попа (священник-инок, иеромонах) – старца Филарета. В монастыре – 13 келий, в них – 16 стариц, которые получают руку от боярина Ивана Никитовича Романова. На церковной земле двор пономаря и 5 дворов бобыльских. Церкви была дана пустошь Арбузцево, в которой числились два двора крестьянских. В самом Арефине был ещё двор приказчиков (скорее всего, это Стародубский стан) – административный центр боярина И.Н.Романова (Стародуб-Вотский), куда и отправил свой подарок, посеребренную чашу, Иван Никитович Романов для Троицкого храма Зяблицкого Погоста (ныне село Арефино). Умер Иван Никитович Романов в 1640 году.

Следует обратить внимание на то, что вотчинники (в нашем случае – Иван Никитович Романов) находились на службе в государственных учреждениях, и они своих имений никогда не видели. Поэтому они и назывались «заглазными». Управляли имениями доверенные лица из крестьян: выборные приказчики, управляющие, старосты, бурмистры, которые действовали по инструкции, выданной им землевладельцами. Они, прежде всего, следили за сбором налогов, порядком и т. д.

В то время в этой местности кроме водного транспортного пути по судоходной Оке был ещё и сухопутный (почтовые тракты и проселочные дороги с гужевым транспортом). Главной сухопутной артерией Заочья был почтовый Сибирский тракт: Муром – Нижний Новгород*. Он проходил от Муромской переправы (парома) через деревни Волосово, Анциферово, село Поздняково (через реку Тёшу), деревню Ефаново, село Монаково; деревни Нехайка (Кубовский Погост), Турлово, Филинское, Шишкино, Солнцево, Беляйково, сельцо Глебово; сёло Новоселки, сельцо Озябликово (ныне Арефино) и село Верхополье.

По этому пути в мае 1798 года, следуя из Мурома в Нижний Новгород, проезжал император Павел I. В селе Зяблицкий Погост (ныне Арефино) на почтовой станции была произведена смена лошадей. Муромские дворяне проводили царя до границы своего уезда. 12 октября 1834 года в 10 часов утра на обратном пути из Нижнего Новгорода в Москву проезжал Муромом этой же дорогой император Николай Павлович. Как указал хроникёр, Николай I прибыл в Москву в 10 часов утра. Отсюда следует, что он останавливался на ночлег и утром перед отправкой завтракал. Судя по расстоянию и времени пути, это должно было быть село Зяблицкий Погост или село Арефино, которым в это время владела гофмейстерина императорского двора графиня Екатерина Васильевна Литта.

Через три года 14 августа 1837 года, Муром встречал нового гостя – будущего императора Александра II. Он следовал из Нижнего Новгорода тем же сухопутным путем, что и его отец.

* Был ещё Симбирский путь, который пролегал через села Липна и Севаслейка.

Галина Арефьева

В настоящей публикации использованы фотографии из архива А.Д.Смольянинова, предоставленные Галиной Арефьевой, а также фотография Юлии Сухониной

В подготовке материала автор использовала «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», подготовленные по распоряжению архиепископа Сергия (Спасского) в 1894-1898 годах и изданные во Владимире, сборник авторского коллектива Г.А.Арефьевой, А.Д.Смольянинова, О.К.Михеевой, Е.П.Обрядиной «Наша история. Описания церквей и приходов Вачского края 16-21 в.», напечатанный ОАО «ВыксаПолиграфИздат», а также исторический очерк Е.С.Макарова «Муромское Заочье», напечатанный ОАО «ВыксаПолитграфИздат»

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!