О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова


2 февраля 2013 года

Материал предоставлен Натальей Резонтовой для
публикации в рамках проекта
«Места памяти-2013»

Хорошее отношение к лошадям

К этому путешествию мы готовились с опасением. Слухи о том, что уникальные советские тяжеловозы, одна из самых крупных пород лошадей в мире, находятся на грани исчезновения, будоражили и среду конников, и просто неравнодушных. А неравнодушным стать очень просто. Однажды их увидевший уже никогда не забудет впечатление этой мощи и силы. Эти кони просто величественные, в них какой-то исконный былинный дух. Кажется, будто Илья Муромец только что слез с него и отошел куда-то, а верный конь богатырский терпеливо дожидается.

В общем, с целью узнать на месте, что происходит с породой, которая была достоянием и гордостью нашего края, мы и организовали эту исследовательскую поездку в июне 2012 года. Но сначала немного предыстории. Как оказалось, советских тяжеловозов мы ищем не там...

Наперекор судьбе

В России были выведены три тяжеловозные породы: русская, владимирская и советская. Последняя – самая крупная и очень сильно отличается от двух других. Выведена в СССР в послевоенные годы на основе породы брабансон – бельгийского тяжеловоза – на двух прославленных конезаводах: Починковском в Горьковской (ныне Нижегородской) области и Мордовском.

Починковский конезавод – это памятник градостроительства и архитектуры в Починковском районе Нижегородской области. Построен еще в 1763 году по указанию Екатерины II в связи с тем, что Починковская волость Арзамасской провинции была отдана во владение лейб-гвардии конного полка. В 1817-1822 годах обветшавшие здания заменили новыми. В 1952 году конезавод вывел самую мощную породу в стране – советских тяжеловозов.

Но 60-летие породы, отмечаемое в этом году, завод встречает, к сожалению, почти без тяжеловозов. И они уже не былого качества. Сейчас продолжается затянувшаяся процедура банкротства предприятия. Остается надеяться на успех и возрождение заводом былого значения.

Однако наперекор судьбе и на радость потомкам грустной точки в этой истории не поставлено. Неравнодушные люди смогли сохранить породу. Совсем недалеко, в Перевозском районе, тяжеловозами решили заняться основательно. Туда мы и отправились.

Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова

Тяжелые кони с легким характером

Нас встретили на краю зеленого, в желтых одуванчиках луга, где паслись удивительные животные. Как-то сразу забылось, что где-то есть мегаполис, пробки, скидки и акции. Небо, одуванчики, рыжие мощные спины и, когда подойдешь к ним ближе, бездонные глаза, в которых все это отражается. Вы слышали когда-нибудь, как поскуливает во сне жеребенок, лежа на боку в траве? Что тебе снится, будущий «крейсер», который к 8 месяцам времени отъема от матери достигает 300-400 кг?

Мы смогли подъехать прямо к табуну. Сначала огромные степенные «мамочки» были почти индифферентны к нам, но коробочка сахара ускорила коммуникацию. Ну а потом отдельные дамы оценили возможность полюбоваться на свое отражение в блестящем корпусе автомобиля. Он им явно понравился.

Сахар ушел быстро, хотя никакой жадности и назойливости не было. Сама доброта! И это, как выяснилось, не метафора.

– У них в крови ген доброты, – говорит главный зоотехник конезавода ОАО «Агроплемконезавод «Перевозский» Екатерина Князева.

По ее словам, недавно весь табун, 200 голов (!), благодаря их врожденному спокойствию и дружелюбию привили от сибирской язвы всего за 2 дня.

Они не похожи на привычных лошадей: добродушные, медлительные (а куда спешить, когда все и так расступаются?), с достоинством в движениях и поведении. И хотя их еще называют хладнокровными, они проявляют очень большую заботу о потомстве и вообще способны на тонкие чувства.

– Очень интересно спят, бывает, «цветком». Встают вкруг головами внутрь, а в середине жеребята. Защищают их все вместе, – рассказывает Екатерина. – Эта порода с высоким интеллектом. Есть и логика, и социальное поведение. У них и подружки бывают. Одну выводят, а она не идет, пока другую не выведут. Иногда выгоняют из своего табуна орловцев, если надоедают.

Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова

Заслуга энтузиастов

Ну а потом было необыкновенное зрелище: скачущий табун больших, мощных, сильных лошадей: пронеслись по полю, поднимая пыль, и ворвались в реку на водопой. В толпе у воды матери и жеребята потеряли друг друга. «Малыши» стояли и призывно плакали, но кобылы быстро и спокойно разобрались, где чей ребенок.

Главный зоотехник Екатерина Князева пришла на Перевозский конезавод 9 лет назад.

– В Перевоз тяжеловозов завезли в 1973 году, 30 голов из Мордовии и с Починковского завода. Но улучшением тяжеловозной породы здесь не занимались, варились в своем котле. Стали возникать уже родственные скрещивания.

С начала 2000-х под руководством нового директора Руслана Сидикова и Екатерины Князевой начались племенные работы по улучшению породы. Был полностью обновлен состав жеребцов. В течение 5-7 лет не продавали конематок – формировали свое племенное ядро. Сейчас оно нарощено до 60 конематок.

Племенное дело и генетика очень неспешные вещи. При этом любая самодеятельность недопустима.

– Мы периодически возим кровь на иммуногенетику в Российский институт коневодства, который находится в Рязани. Осенью планируем наладить рынок с Китаем.

Советские тяжеловозы используются как улучшители породы в мясном коневодстве, для производства кумыса, в качестве рабочей силы в сельском хозяйстве.

Про кумыс отдельно. Это самая высокоудойная порода, и здесь один из лучших кумысов в стране. В 2009-м на выставке «Экверос» Перевозский конезавод получил диплом «Лучший кумыс России». Нам молока тяжеловозных кобыл приобрести не удалось, временно не продавали, но с июня обещали возобновить.

По словам главного зоотехника, сейчас Перевозский конезавод отправляет за границу сухое молоко для изготовления антиаллергенных молочных смесей для грудных детей. По своему составу оно очень сходно с женским молоком.

На конезаводе 5 жеребцов-производителей. Но кроме «основного» занятия у них есть и более трудная повседневная работа.

– Я же конник. Неужели я буду мотоблоком пахать?! Нет, у меня свои помощники. Мишка плугом поднимает землю на 50 сантиметров, при этом не режет сорняки. У меня уровень огорода выше, чем у соседей. Наши жеребцы – это большие работники. На Мишке ежедневно 4-5 телег навоза возим.

Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова

Чуть позже Мишка (точнее Эрмитаж, вес 1 тонна 100 кг) подтвердит слова главного зоотехника, что он на все ноги мастер и под седлом тоже великолепен. А еще очень воспитан. Деликатно и аккуратно, одними губами, взял сахар и вежливо подождал: не будет ли добавки?

Но, оказывается, порода способна и на актерское искусство. Как рассказала Екатерина, в 1998 году Росгосцирк купил жеребенка Манежа. Несколько лет назад на олимпиаде цирков в Монреале принц Монако Альбер II вручил «циркачу» из Перевоза Манежу особую награду. Год назад Манеж умер. А из труппы приехали за новым жеребенком. Взяли сразу двоих.

Итак, все оказалось лучше, чем мы ожидали. Вот только это заслуга энтузиастов. К сожалению, руководство Нижегородской области конезаводу, имеющему статус племенного и по тяжеловозам, и по рысакам, внимания практически не уделяет, в то время как в других регионах выделяются дотации на кобылу с жеребенком и на племенную покупку. Не лучшее отношение и к нижегородскому конному спорту. Кстати, при Перевозском конезаводе второй год существует школа верховой езды.

Хорошо, что лошади ничего не знают о чиновниках, валяются в траве и у водопоя, радуя человеческий глаз.

Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова Перевозский конезавод, фото Дмитрия Соколова

Цифры и факты

Перевозский конезавод основан в 1945 году. Во время войны сюда эвакуировали 700 орловских рысаков с Тульского завода и с ВДНХ. Высота в холке советского тяжеловоза: 160-170 см, вес: от 700 до 1000 кг. Содержание одной лошади этой породы – 35 тысяч рублей (с собственными кормами конезавода). Рыночная стоимость – 350 тысяч рублей, жеребенка – 150 тысяч рублей, жеребой конематки – 700-800 тысяч рублей.

Существует 3 вида соревнований для тяжеловозных пород: на срочную доставку грузов (1 тонна), на резвую рысь в упряжке и на доставку тяжелых грузов (9 тонн).

Маршрут: Нижний Новгород Перевоз – Нижний Новгород (трасса М7 в сторону Казани, через 113 км от Нижнего на развилке у поста ДПС поворот на Большое Мурашкино). Общее расстояние: 120 км. Посещение: по предварительной договоренности организуют экскурсию по конезаводу, катание на лошадях, вкусный и очень недорогой обед в местной столовой. Координаты конезавода в Перевозе: N 55° 35' 893 E 44° 35' 826

Гостиницы: строится при конезаводе, на данный момент есть 2-местный мотель «На кольце» при АЗС в селе Валгусы через 19 км от Перевоза в сторону Бутурлино на кольцевой развязке. Ориентировочно N 55° 35' 51'' E 44° 52' 2''

Наталья Резонтова, Андрей Новиков, журнал «Автопутешествия»

В настоящей публикации использованы фотографии Дмитрия Соколова

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти-2013»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!