2 февраля 2013 года Материал предоставлен Натальей Резонтовой для Хорошее отношение к лошадям К этому путешествию мы готовились с опасением. Слухи о том, что уникальные советские тяжеловозы, одна из самых крупных пород лошадей в мире, находятся на грани исчезновения, будоражили и среду конников, и просто неравнодушных. А неравнодушным стать очень просто. Однажды их увидевший уже никогда не забудет впечатление этой мощи и силы. Эти кони просто величественные, в них какой-то исконный былинный дух. Кажется, будто Илья Муромец только что слез с него и отошел куда-то, а верный конь богатырский терпеливо дожидается. В общем, с целью узнать на месте, что происходит с породой, которая была достоянием и гордостью нашего края, мы и организовали эту исследовательскую поездку в июне 2012 года. Но сначала немного предыстории. Как оказалось, советских тяжеловозов мы ищем не там... Наперекор судьбе В России были выведены три тяжеловозные породы: русская, владимирская и советская. Последняя – самая крупная и очень сильно отличается от двух других. Выведена в СССР в послевоенные годы на основе породы брабансон – бельгийского тяжеловоза – на двух прославленных конезаводах: Починковском в Горьковской (ныне Нижегородской) области и Мордовском. Починковский конезавод – это памятник градостроительства и архитектуры в Починковском районе Нижегородской области. Построен еще в 1763 году по указанию Екатерины II в связи с тем, что Починковская волость Арзамасской провинции была отдана во владение лейб-гвардии конного полка. В 1817-1822 годах обветшавшие здания заменили новыми. В 1952 году конезавод вывел самую мощную породу в стране – советских тяжеловозов. Но 60-летие породы, отмечаемое в этом году, завод встречает, к сожалению, почти без тяжеловозов. И они уже не былого качества. Сейчас продолжается затянувшаяся процедура банкротства предприятия. Остается надеяться на успех и возрождение заводом былого значения. Однако наперекор судьбе и на радость потомкам грустной точки в этой истории не поставлено. Неравнодушные люди смогли сохранить породу. Совсем недалеко, в Перевозском районе, тяжеловозами решили заняться основательно. Туда мы и отправились. Тяжелые кони с легким характером Нас встретили на краю зеленого, в желтых одуванчиках луга, где паслись удивительные животные. Как-то сразу забылось, что где-то есть мегаполис, пробки, скидки и акции. Небо, одуванчики, рыжие мощные спины и, когда подойдешь к ним ближе, бездонные глаза, в которых все это отражается. Вы слышали когда-нибудь, как поскуливает во сне жеребенок, лежа на боку в траве? Что тебе снится, будущий «крейсер», который к 8 месяцам времени отъема от матери достигает 300-400 кг? Мы смогли подъехать прямо к табуну. Сначала огромные степенные «мамочки» были почти индифферентны к нам, но коробочка сахара ускорила коммуникацию. Ну а потом отдельные дамы оценили возможность полюбоваться на свое отражение в блестящем корпусе автомобиля. Он им явно понравился. Сахар ушел быстро, хотя никакой жадности и назойливости не было. Сама доброта! И это, как выяснилось, не метафора. – У них в крови ген доброты, – говорит главный зоотехник конезавода ОАО «Агроплемконезавод «Перевозский» Екатерина Князева. По ее словам, недавно весь табун, 200 голов (!), благодаря их врожденному спокойствию и дружелюбию привили от сибирской язвы всего за 2 дня. Они не похожи на привычных лошадей: добродушные, медлительные (а куда спешить, когда все и так расступаются?), с достоинством в движениях и поведении. И хотя их еще называют хладнокровными, они проявляют очень большую заботу о потомстве и вообще способны на тонкие чувства. – Очень интересно спят, бывает, «цветком». Встают вкруг головами внутрь, а в середине жеребята. Защищают их все вместе, – рассказывает Екатерина. – Эта порода с высоким интеллектом. Есть и логика, и социальное поведение. У них и подружки бывают. Одну выводят, а она не идет, пока другую не выведут. Иногда выгоняют из своего табуна орловцев, если надоедают. Заслуга энтузиастов Ну а потом было необыкновенное зрелище: скачущий табун больших, мощных, сильных лошадей: пронеслись по полю, поднимая пыль, и ворвались в реку на водопой. В толпе у воды матери и жеребята потеряли друг друга. «Малыши» стояли и призывно плакали, но кобылы быстро и спокойно разобрались, где чей ребенок. Главный зоотехник Екатерина Князева пришла на Перевозский конезавод 9 лет назад. – В Перевоз тяжеловозов завезли в 1973 году, 30 голов из Мордовии и с Починковского завода. Но улучшением тяжеловозной породы здесь не занимались, варились в своем котле. Стали возникать уже родственные скрещивания. С начала 2000-х под руководством нового директора Руслана Сидикова и Екатерины Князевой начались племенные работы по улучшению породы. Был полностью обновлен состав жеребцов. В течение 5-7 лет не продавали конематок – формировали свое племенное ядро. Сейчас оно нарощено до 60 конематок. Племенное дело и генетика очень неспешные вещи. При этом любая самодеятельность недопустима. – Мы периодически возим кровь на иммуногенетику в Российский институт коневодства, который находится в Рязани. Осенью планируем наладить рынок с Китаем. Советские тяжеловозы используются как улучшители породы в мясном коневодстве, для производства кумыса, в качестве рабочей силы в сельском хозяйстве. Про кумыс отдельно. Это самая высокоудойная порода, и здесь один из лучших кумысов в стране. В 2009-м на выставке «Экверос» Перевозский конезавод получил диплом «Лучший кумыс России». Нам молока тяжеловозных кобыл приобрести не удалось, временно не продавали, но с июня обещали возобновить. По словам главного зоотехника, сейчас Перевозский конезавод отправляет за границу сухое молоко для изготовления антиаллергенных молочных смесей для грудных детей. По своему составу оно очень сходно с женским молоком. На конезаводе 5 жеребцов-производителей. Но кроме «основного» занятия у них есть и более трудная повседневная работа. – Я же конник. Неужели я буду мотоблоком пахать?! Нет, у меня свои помощники. Мишка плугом поднимает землю на 50 сантиметров, при этом не режет сорняки. У меня уровень огорода выше, чем у соседей. Наши жеребцы – это большие работники. На Мишке ежедневно 4-5 телег навоза возим. Чуть позже Мишка (точнее Эрмитаж, вес 1 тонна 100 кг) подтвердит слова главного зоотехника, что он на все ноги мастер и под седлом тоже великолепен. А еще очень воспитан. Деликатно и аккуратно, одними губами, взял сахар и вежливо подождал: не будет ли добавки? Но, оказывается, порода способна и на актерское искусство. Как рассказала Екатерина, в 1998 году Росгосцирк купил жеребенка Манежа. Несколько лет назад на олимпиаде цирков в Монреале принц Монако Альбер II вручил «циркачу» из Перевоза Манежу особую награду. Год назад Манеж умер. А из труппы приехали за новым жеребенком. Взяли сразу двоих. Итак, все оказалось лучше, чем мы ожидали. Вот только это заслуга энтузиастов. К сожалению, руководство Нижегородской области конезаводу, имеющему статус племенного и по тяжеловозам, и по рысакам, внимания практически не уделяет, в то время как в других регионах выделяются дотации на кобылу с жеребенком и на племенную покупку. Не лучшее отношение и к нижегородскому конному спорту. Кстати, при Перевозском конезаводе второй год существует школа верховой езды. Хорошо, что лошади ничего не знают о чиновниках, валяются в траве и у водопоя, радуя человеческий глаз. Цифры и факты Перевозский конезавод основан в 1945 году. Во время войны сюда эвакуировали 700 орловских рысаков с Тульского завода и с ВДНХ. Высота в холке советского тяжеловоза: 160-170 см, вес: от 700 до 1000 кг. Содержание одной лошади этой породы – 35 тысяч рублей (с собственными кормами конезавода). Рыночная стоимость – 350 тысяч рублей, жеребенка – 150 тысяч рублей, жеребой конематки – 700-800 тысяч рублей. Существует 3 вида соревнований для тяжеловозных пород: на срочную доставку грузов (1 тонна), на резвую рысь в упряжке и на доставку тяжелых грузов (9 тонн). Маршрут: Нижний Новгород – Перевоз – Нижний Новгород (трасса М7 в сторону Казани, через 113 км от Нижнего на развилке у поста ДПС поворот на Большое Мурашкино). Общее расстояние: 120 км. Посещение: по предварительной договоренности организуют экскурсию по конезаводу, катание на лошадях, вкусный и очень недорогой обед в местной столовой. Координаты конезавода в Перевозе: N 55° 35' 893 E 44° 35' 826 Гостиницы: строится при конезаводе, на данный момент есть 2-местный мотель «На кольце» при АЗС в селе Валгусы через 19 км от Перевоза в сторону Бутурлино на кольцевой развязке. Ориентировочно N 55° 35' 51'' E 44° 52' 2'' Наталья Резонтова, Андрей Новиков, журнал «Автопутешествия» В настоящей публикации использованы фотографии Дмитрия Соколова Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти-2013» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|