Возвращение в юность В конце сентября 2009 года открылось здание Нижегородского государственного художественного музея на Верхнее-Волжской набережной. Наверное, в жизни каждого человека есть дома, значение которых не определятся ни их архитектурой, ни предназначением. Просто от воспоминания о них всплывают в памяти какие-то светлые моменты жизни. Дом Д.В.Сироткина на Верхнее-Волжской набережной. Простое сочетание слов. А сразу представляется зимний вечер 1990 года. Просторные залы нижегородского художественного музея. Волшебство картин на стенах. И вдруг в их ряду – окно, освещенное снаружи светом фонаря, и в нем, словно в раме, заснеженная ветка рябины на фоне необыкновенного лилового неба. Яркое воспоминание, пронесенное сквозь годы. Засахаренный кусочек юности. Каждый раз, проходя мимо закрытого в 1992 году на ремонт и реставрацию здания, я испытывала сожаление, что не могу передать свое отношение к нему дочери. Она выросла, не зная этого чудесного дома, при самом проектировании своем предназначенного стать музеем. Рожденный стать музеем Здание это было построено в 1913 – 1916 годах по заказу известного нижегородского судовладельца, купца и общественного деятеля Дмитрия Васильевича Сироткина. Авторами проекта стали талантливые молодые архитекторы братья Виктор, Леонид и Александр Веснины (в 30-е годы они возглавили направление конструктивизма в отечественной архитектуре). Это была их первая самостоятельная работа. Может быть, поэтому особняк получился легким, каким-то очень позитивным и духовно-теплым. Зодчие обратились к мотивам русского классицизма. Особняк впечатляет не размерами, а хорошими пропорциями, интересными архитектурными приемами типа глубокой лоджии на втором этаже или полуротонды бокового фасада. Можно со всей определенностью утверждать, что образ здания продиктован самим заказчиком - Д.В.Сироткиным. В одной из своих статей Виктор Веснин писал о том, какой непростой была эта работа. Заказчик потребовал выстроить дом, который после его смерти мог долго простоять, но чтобы квартира, в которой он будет жить, была деревянной. И действительно, стены в спальнях хозяина и хозяйки (две небольшие комнаты, разделенные опускающейся перегородкой) представляли собой деревянный сруб. Биография Дмитрий Васильевич был человеком незаурядным. Родился в крестьянской старообрядческой семье в деревне Остапово (Астапово), близ села Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Начал с торговли «щепным товаром» и изделиями кустарного промысла. Затем отец его завёл два небольших пароходика, на одном из которых Дмитрий Васильевич в детстве работал поварёнком. Женившись на дочери казанского купца-пароходчика Кузьмы Сидоровича Четвергова, при помощи тестя купил свой первый буксир. К 1913 году Сироткин стал председателем акционерного пароходного общества «По Волге». Тогда же был избран городским главой Нижнего Новгорода. При вхождении в должность Сироткин отказался от жалования, с тем, чтобы эти деньги шли на городские мероприятия. Вместе с Горьким, жившим в то время в Нижнем, они открыли на Миллионной улице известный клуб "Столбы" для босяков и безработных. Во время пребывания его на должности городского главы в Нижнем Новгороде началось строительство канализации, было выкуплено в собственность города трамвайное и электрическое хозяйство, открылась городская хлебопекарня. Уехал из России Дмитрий Сироткин в революционные годы. Жил в Белграде, на Дунае имел свое дело по судоходной части. Советские солдаты, беседовавшие с ним в 1944 году, рассказывали: "Был очень доволен, узнав, что дом его на Откосе приспособили под музей". Умер Дмитрий Васильевич в начале 1950-х годов. Талант, присущий Весниным, помог воплотить в особняке пожелания хозяина. Может быть, поэтому в здании возникает исключительное чувство – с одной стороны это без сомнения великолепный музей, а с другой – истинно русский дом, теплый и задушевный. После революции усадьба Сироткина была национализирована, и в 1924 году главный усадебный дом был передан Главнауке для размещения художественного отдела Нижегородского объединенного музея. Великое закрытие – великое открытие В начале 1990-х годов здание, которое ни разу капитально не ремонтировалось, просто взмолилось о ремонте. И в 1992 году музей на набережной был закрыт. Счастье, что экспозицию и фонды вывезли в другой корпус музея – освобожденный от горкомов партии и комсомола губернаторский дом в кремле. Все эти годы мы имели возможность любоваться картинами известных мастеров именно там. А вот дом Сироткина нижегородцы в течение 17 лет могли осматривать только снаружи. И вот в начале сентября 2009 года мы снова входим под знакомые своды. Память с готовностью достает из своих глубин то, что казалось бы, давно уже забыто: здесь висела картина с Григорием Отрепьевым, а тут до сих пор стоит огромный буфет; где-то должен быть зал с великолепными росписями на потолке, а за этой дверью откроется вид на Волгу... Прошло время. Все помнится. Тем более, что реставраторы старались сохранить все в первозданном виде. - Конечно, использовались современные материалы, - говорит директор Нижегородского государственного художественного музея Марина Братанова. – Это непростая задача – совместить старинное здание и новые коммуникационные системы. Но в данном случае, это удалось. Среди сюрпризов реставрации – в одной из комнат второго этажа открылся плафон, украшенный старинной живописью. Ранее он был скрыт под слоем штукатурки. - Вся позолота осталась старая, - подчеркнула Марина Александровна. – Мы ее только подновили, поправили кое-где. На все здание ушло не более полукилограмма сусального золота. Двери, паркет, три великолепных люстры, дубовые панели, мраморные подоконники, даже некоторые радиаторы отопления – все «родное», дышит эпохой. Сотрудники музея уже готовятся к великому открытию его 30 сентября, когда наконец-то после стольких лет двери дома Сироткина распахнутся для гостей. А пока тщательно выбираются картины для новой экспозиции. Темой ее стало Западно-Европейское искусство. - Собрание Нижегородского художественного музея включает в себя более 12 тысяч экспонатов, - с увлечением рассказывает заместитель директора НГХМ по науке Ирина Кузнецова. – Большая часть – отечественное искусство. Зарубежное представлено примерно 2,5 тысячами произведений. Они экспонировались в художественном музее примерно раз в пять лет в рамках тематических выставок. Сейчас экспозиция станет постоянной. Основу коллекции составляют произведения, нациолизированные в 24 году из частных собраний помещиков Орлова-Давыдова, Шереметева и других. В 30-е годы нам досталось несколько работ из Эрмитажа, 25 – из государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. В 1946 году в музей поступила трофейная коллекция, переданная командованием 49-й армии Второго Белорусского фронта. Это 151 живописное полотно и 8 уникальных деревянных скульптур. Часть ее можно будет увидеть в новой экспозиции. Ренуар, Брейгель, Пиранезе… Имена звучат как музыка с далеких берегов. Великолепная коллекция графики… К открытию приготовлен нижегородцам и особый подарок – из частной московской коллекции на несколько недель прибудет для экспонирования одна из картин Клода Моне. Всего же в экспозицию войдет около 300 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Увидеть все это можно будет уже 1 октября 2009 года. Татьяна Михайлова В настоящей публикации использованы фотографии Олега Зайцева Материал предоставлен газетой "МК в Нижнем Новгороде" (публикация за 2009 год) Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти" |
||||
---|---|---|---|---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|