О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Дом Сироткина, фото Олега Зайцева

 

Возвращение в юность

В конце сентября 2009 года открылось здание Нижегородского государственного художественного музея на Верхнее-Волжской набережной. Наверное, в жизни каждого человека есть дома, значение которых не определятся ни их архитектурой, ни предназначением. Просто от воспоминания о них всплывают в памяти какие-то светлые моменты жизни.

Дом Д.В.Сироткина на Верхнее-Волжской набережной. Простое сочетание слов. А сразу представляется зимний вечер 1990 года. Просторные залы нижегородского художественного музея. Волшебство картин на стенах. И вдруг в их ряду – окно, освещенное снаружи светом фонаря, и в нем, словно в раме, заснеженная ветка рябины на фоне необыкновенного лилового неба. Яркое воспоминание, пронесенное сквозь годы. Засахаренный кусочек юности.

Каждый раз, проходя мимо закрытого в 1992 году на ремонт и реставрацию здания, я испытывала сожаление, что не могу передать свое отношение к нему дочери. Она выросла, не зная этого чудесного дома, при самом проектировании своем предназначенного стать музеем.

Рожденный стать музеем

Здание это было построено в 1913 – 1916 годах по заказу известного нижегородского судовладельца, купца и общественного деятеля Дмитрия Васильевича Сироткина. Авторами проекта стали талантливые молодые архитекторы братья Виктор, Леонид и Александр Веснины (в 30-е годы они возглавили направление конструктивизма в отечественной архитектуре). Это была их первая самостоятельная работа. Может быть, поэтому особняк получился легким, каким-то очень позитивным и духовно-теплым.

Зодчие обратились к мотивам русского классицизма. Особняк впечатляет не размерами, а хорошими пропорциями, интересными архитектурными приемами типа глубокой лоджии на втором этаже или полуротонды бокового фасада.

Можно со всей определенностью утверждать, что образ здания продиктован самим заказчиком - Д.В.Сироткиным. В одной из своих статей Виктор Веснин писал о том, какой непростой была эта работа. Заказчик потребовал выстроить дом, который после его смерти мог долго простоять, но чтобы квартира, в которой он будет жить, была деревянной. И действительно, стены в спальнях хозяина и хозяйки (две небольшие комнаты, разделенные опускающейся перегородкой) представляли собой деревянный сруб.

Биография

Дмитрий Васильевич был человеком незаурядным. Родился в крестьянской старообрядческой семье в деревне Остапово (Астапово), близ села Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Начал с торговли «щепным товаром» и изделиями кустарного промысла. Затем отец его завёл два небольших пароходика, на одном из которых Дмитрий Васильевич в детстве работал поварёнком.

Женившись на дочери казанского купца-пароходчика Кузьмы Сидоровича Четвергова, при помощи тестя купил свой первый буксир. К 1913 году Сироткин стал председателем акционерного пароходного общества «По Волге». Тогда же был избран городским главой Нижнего Новгорода. При вхождении в должность Сироткин отказался от жалования, с тем, чтобы эти деньги шли на городские мероприятия.

Вместе с Горьким, жившим в то время в Нижнем, они открыли на Миллионной улице известный клуб "Столбы" для босяков и безработных. Во время пребывания его на должности городского главы в Нижнем Новгороде началось строительство канализации, было выкуплено в собственность города трамвайное и электрическое хозяйство, открылась городская хлебопекарня.

Уехал из России Дмитрий Сироткин в революционные годы. Жил в Белграде, на Дунае имел свое дело по судоходной части. Советские солдаты, беседовавшие с ним в 1944 году, рассказывали: "Был очень доволен, узнав, что дом его на Откосе приспособили под музей". Умер Дмитрий Васильевич в начале 1950-х годов.

Талант, присущий Весниным, помог воплотить в особняке пожелания хозяина. Может быть, поэтому в здании возникает исключительное чувство – с одной стороны это без сомнения великолепный музей, а с другой – истинно русский дом, теплый и задушевный.

После революции усадьба Сироткина была национализирована, и в 1924 году главный усадебный дом был передан Главнауке для размещения художественного отдела Нижегородского объединенного музея.

Великое закрытие – великое открытие

В начале 1990-х годов здание, которое ни разу капитально не ремонтировалось, просто взмолилось о ремонте. И в 1992 году музей на набережной был закрыт. Счастье, что экспозицию и фонды вывезли в другой корпус музея – освобожденный от горкомов партии и комсомола губернаторский дом в кремле. Все эти годы мы имели возможность любоваться картинами известных мастеров именно там. А вот дом Сироткина нижегородцы в течение 17 лет могли осматривать только снаружи.

И вот в начале сентября 2009 года мы снова входим под знакомые своды. Память с готовностью достает из своих глубин то, что казалось бы, давно уже забыто: здесь висела картина с Григорием Отрепьевым, а тут до сих пор стоит огромный буфет; где-то должен быть зал с великолепными росписями на потолке, а за этой дверью откроется вид на Волгу... Прошло время. Все помнится.

Дом Сироткина, фото Олега Зайцева Дом Сироткина, фото Олега Зайцева Дом Сироткина, фото Олега Зайцева Дом Сироткина, фото Олега Зайцева

Тем более, что реставраторы старались сохранить все в первозданном виде.

- Конечно, использовались современные материалы, - говорит директор Нижегородского государственного художественного музея Марина Братанова. – Это непростая задача – совместить старинное здание и новые коммуникационные системы. Но в данном случае, это удалось.

Среди сюрпризов реставрации – в одной из комнат второго этажа открылся плафон, украшенный старинной живописью. Ранее он был скрыт под слоем штукатурки.

- Вся позолота осталась старая, - подчеркнула Марина Александровна. – Мы ее только подновили, поправили кое-где. На все здание ушло не более полукилограмма сусального золота.

Двери, паркет, три великолепных люстры, дубовые панели, мраморные подоконники, даже некоторые радиаторы отопления – все «родное», дышит эпохой.

Сотрудники музея уже готовятся к великому открытию его 30 сентября, когда наконец-то после стольких лет двери дома Сироткина распахнутся для гостей. А пока тщательно выбираются картины для новой экспозиции. Темой ее стало Западно-Европейское искусство.

- Собрание Нижегородского художественного музея включает в себя более 12 тысяч экспонатов, - с увлечением рассказывает заместитель директора НГХМ по науке Ирина Кузнецова. – Большая часть – отечественное искусство. Зарубежное представлено примерно 2,5 тысячами произведений. Они экспонировались в художественном музее примерно раз в пять лет в рамках тематических выставок. Сейчас экспозиция станет постоянной.

Основу коллекции составляют произведения, нациолизированные в 24 году из частных собраний помещиков Орлова-Давыдова, Шереметева и других. В 30-е годы нам досталось несколько работ из Эрмитажа, 25 – из государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. В 1946 году в музей поступила трофейная коллекция, переданная командованием 49-й армии Второго Белорусского фронта. Это 151 живописное полотно и 8 уникальных деревянных скульптур. Часть ее можно будет увидеть в новой экспозиции.

Ренуар, Брейгель, Пиранезе… Имена звучат как музыка с далеких берегов. Великолепная коллекция графики… К открытию приготовлен нижегородцам и особый подарок – из частной московской коллекции на несколько недель прибудет для экспонирования одна из картин Клода Моне. Всего же в экспозицию войдет около 300 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Увидеть все это можно будет уже 1 октября 2009 года.

Татьяна Михайлова

В настоящей публикации использованы фотографии Олега Зайцева

Материал предоставлен газетой "МК в Нижнем Новгороде" (публикация за 2009 год)

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти"

Как поддержать проект?

 


Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!