О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

В усадьбе Орловых-Давыдовых, Дальнеконстантиновский р-н Нижегородской области, фото Андрея Скворцова

 

Лестница в небо

Усадьба Орловых-Давыдовых стала третьим местом, куда была организована экспедиция Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять» в рамках проекта «Уходящая натура». В конце июля 2008 года его участники посетили село Симбилей Дальнеконстантиновкого района и своими глазами смогли увидеть старинную дворянскую усадьбу, знакомство с которой было полно неожиданностей.

Дорога от Нижнего Новгорода до цели нашего путешествия были приятной и неутомительной. Южное направление диктовало свой рельеф местности, и за окном проносились сменяющие друг друга поля, разделенные перелесками, живописные холмы, речушки, притаившиеся в поросших кустарниками низинах. Прежде всего, при посещении новых мест нашей области, осознаешь, что каждый уголок по-своему уникален, наполнен историей и событиями. Глаз впитывает окружающие виды, а сознание начинает выстраивать новую ценностную шкалу, с поправкой на место и время, и в голове мелькает череда культурных объектов (и субъектов) местного, районного, областного, федерального значения, которые – вот парадокс! – никак не можешь разделить по значимости. Да и как можно, углубляясь, в буквальном смысле этой фразы, душой и телом в новое пространство (часто заросшее крапивой), поставить на первое место, например, памятники русским воинам-защитникам, образующие мемориал на берегу реки Озерки и созданные местным умельцем Вениамином Ивановичем Сомовым, и самого умельца, являющегося гордостью жителей района. А ведь на таких людях Россия и держится! С одной стороны дороги – уникальный памятник природы, лес, в котором растет древовидный можжевельник, достигающий несколько метров в длину и являющийся большой редкостью, а с другой – памятник архитектуры, церковь середины XVIII века, и остатки противотанкового рва времен Второй Мировой. Вот село Тепелево, в котором родился заслуженный художник России Валериан Михайлович Формозов, а вот и село Симбилей, связанное кроме всего остального с именем Александра Гурилева, известного композитора XIX века.

Симбилей – это мордовское название, их достаточно много в районе. Исконно эти земли были мордовскими, но после основания Нижнего Новгорода и особенно во времена Нижегородского княжества здесь стали селиться русские, и это отразилось в смешении названий сел. Карта пестрит названиями Трухлей, Чуварлей, Лапшлей, Вармалей, а рядом Румянцево, Кудрино, Белозерово, Мухоедово…

Некогда богатое, село Симбилей теперь опустело и утратило былую значимость. В зиму остаются примерно 15 домов. На перекрестке двух улиц – центральной Красный порядок и окраинной Бутырки - мы сворачиваем на окраинную, которая ведет к усадьбе и отделяет ее комплекс от жилых домов села. Наверное, это в характере старых усадеб: едешь туда за одним, ждешь чего-то от встречи, а этого ожидаемого не находишь, зато обретаешь массу неожиданного.

В селе есть два родника: Сельский ключ и Барский ключ. Барский ключ заглох, затерялся в запущенном усадебном пространстве, и его точное местоположение неизвестно. Сельский ключ действует, он обустроен, к нему ходит все село. Зайдя напиться воды, мы случайно, а значит закономерно, познакомились с местной жительницей, прабабушка которой до революции служила в усадьбе поваром. Вдоль улицы Бутырки, напротив усадебного комплекса тянется ряд квадратных построек из красного кирпича – это кладовые. Их форма и характер кладки позволяют отнести эти хозяйственные постройки к ансамблю усадьбы. Сейчас они или пустуют, или используются по назначению местными жителями. Поразительно, что замки, на которые заперты эти кладовые, хранят выкованные инициалы то ли первого хозяина, то ли умельца-мастера, а дата «1909» на одном из замков наталкивает на мысль о грядущем столетнем юбилее.

Главный дом усадьбы Орловых-Давыдовых, фото Андрея Скворцова В усадьбе Орловых-Давыдовых, фото Андрея Скворцова В усадьбе Орловых-Давыдовых, фото Андрея Скворцова В усадьбе Орловых-Давыдовых, фото Андрея Скворцова

Усадебный комплекс состоит из 9 сохранившихся зданий и обширного парка площадью 12 га. Итого 10 подлинных объектов, что само по себе уникально, поскольку многое в восстановленных и восстанавливаемых ныне усадьбах является новоделом. Здесь же взгляду открываются запустелые и потрепанные временем, но оригинальные постройки.

Усадьба являлась до недавнего времени подсобным хозяйством Государственной заводской конюшни. В главном доме была контора, жили рабочие, помещение использовалось для хранения. Но теперь подсобного хозяйства нет. Часть территории находится в пользовании Дубравской сельской администрации. Ее глава Нина Николаевна Малокова специально приехала поприветствовать наш десант. Вторым владельцем является Государственная заводская конюшня с ипподромом.

Усадьба Орловых-Давыдовых, фото Андрея Скворцова Конюшня в усадьбе Орловых-Давыдовых, фото Андрея Скворцова Спасопреображенская церковь в усадьбе Орловых-Давыдовых, фото Андрея Скворцова Николай Грязнов в Спасопреображенской церкви усадьбы Орловых-Давыдовых, фото Екатерины Фишналлер

Главный усадебный дом, построенный в I половине XIX века, не поражает своей величественностью. Его можно назвать более чем аскетичным: прямоугольное двухэтажное кирпичное здание с минимальным набором декоративных элементов, к которым можно отнести четыре деревянные колонны парадного крыльца, оформленные оконные проемы, карниз второго этажа и рустика по четырем углам. Последний вид кладки даже переводиться с латинского как «простой, грубый, деревенский», словно украсить графский дом что-то более изящным было бы уже вульгарностью. Сейчас здание заперто и пустует. Пройти внутрь нам не удалось. Видно, что нижний этаж здания, с высокими окнами и потолками, составляли графские покои. Второй этаж был отдан прислуге. Белая штукатурка стен местами потемнела или облетела. Время и люди не пощадили окна, некоторые из которых просто заколочены досками.

Ступени заднего крыльца, ведущего в парк, сложены из белого камня. Парк подступает здесь совсем близко к дому со всей прелестью дикости и запустенья. Предположительно именно сюда выходили окна графского кабинета, а белые ступени лестницы спускались к дорожке, ведущей через парк к церкви. Пожалуй, если говорить о главном барском доме, это самый таинственный и пахнущий стариной уголок.

Дом управляющего, построенный прямо напротив главного дома, выгладит не менее, а может и более величественно (если возможно так говорить об аскетичной архитектуре усадьбы), чем барский дом. Его внешнее убранство ничем не отличается от убранства главного дома. Нет лишь второго этажа. Сейчас дом управляющего поделен на квартиры. На веревках сохнет белье, на заборе – кухонная и хозяйственная утварь. Пространство между барским домом и домом управляющего – единственное место, где скошена полутораметровая трава, царящая в усадьбе повсюду.

Третье здание, составляющее центральный ансамбль и выстроенное в одном стиле с двумя предыдущими, это так называемый служебный корпус. Он расположен ближе к парку, в тенистом месте на склоне оврага, в котором протекает речка Симбилейка. В советское время в нем располагался детский сад. Вообще все три здания парадоксальным образом похожи, самостоятельно разобраться, что было в усадьбе графское, а что для простых смертных, невозможно. Одинаковые белые стены, одинаковые строгий минимализм и внешняя суровость. Здание конюшни внушает такое ощущение прочности и добротности, что никак не подумаешь, что ему в недалеком будущем будет 200 лет. Глядя на скромность усадебных построек и держа в голове историю знаменитого рода царедворцев Орловых, ждешь какого-то подвоха, какого-то чуда, яркой вспышки… и находишь.

Усадебная Спасо-Преображенская церковь была построена в 1850 году. Согласуясь со своим воспитанием и вкусами, граф построил церковь на западный манер. В прекрасно сохранившейся кладке стен, оконных проемах и остатках внутреннего убранства угадывается романский стиль. В утраченном иконостасе присутствовали элементы готики. Низ церкви отделан белым камнем, а венчает крепкие стены красного кирпича ажурная кладка. По заказу графа расписывали церковь итальянские мастера, а резной дубовый иконостас был заказан в Лондоне. От иконостаса остались лишь отдельные фрагменты, хранящиеся в районном краеведческом музее. После революции церковь разделила судьбу многих храмов, став, предположительно, складом, а в 70-е годы костер, разожженный мальчишками, превратился в пожар и довершил разорение. Пропали все деревянные элементы, крыша, полностью выгорели массивные оконные рамы, теперь пустые окна закрывают только кованые решетки. Восточная алтарная часть храма очевидно была украшена с внешней стороны иконой. Для нее и сейчас открыта створка. Перед алтарной частью со стороны дороги местные жители поставили деревянный крест. Дорога к храму в нашей ситуации превратилась в настоящий путь сквозь тернии к звездам. Бурьян в человеческий рост и выше, непролазная крапива и репейник, обломки кирпича под ногами – вот пояс, которым как забором окружена церковь. Для многих журналистов, недостаточно подготовленных к этому испытанию, подойти к церкви стало настоящей проблемой. Но путешественник, решившийся преодолеть путь от восточных алтарных стен, выходящих на дорогу, к западным воротам, утопающим в заброшенных дебрях парка, будет вознагражден сполна. Узкая и крутая лестница, ведущая, очевидно, когда-то на колокольню, теперь приводит запыхавшегося и достающего из волос многочисленные репейники первооткрывателя прямо к небесам. И на этой открытой всем ветрам высоте происходит неожиданное: городскому жителю, привычному к многоэтажкам, вдруг становится неуютно на этой сравнительно небольшой высоте, и приступ смущения и неловкости вынуждает спуститься вниз. Как тут не задуматься о том, что мы только что находились на высоте купола храма, а ведь там только белые облака и голуби на бирюзовом фоне, а еще Бог…

Спасопреображенская церковь в усадьбе Орловых-Давыдовых, фото Екатерины Фишналлер Спасопреображенская церковь в усадьбе Орловых-Давыдовых, фото Ольги Новоженовой Спасопреображенская церковь в усадьбе Орловых-Давыдовых, фото Алексея Боровко Спасопреображенская церковь в усадьбе Орловых-Давыдовых, фото Алексея Боровко

Действительно, создается ощущение, словно лишь для церкви, для нее одной здесь когда-то была задумана эта усадьба. Словно вся душа хозяев была вложена именно в это чудо, а не в одноликие постройки. Единственное, что сейчас может поведать о внешнем виде церкви до революции, это чудом обретенная фотография храма. Потомки когда-то служивших в селе священников Успенских занялись историей своего рода, и кто-то из них, живущий в Америке, обнаружил у себя фотографию Спасо-Преображенского собора во всем его западном, непривычном для русской глубинки великолепии.

Старинный парк, окаймляющий усадьбу с запада, является одним из самых крупных в области. Он сильно зарос, заболочен, местами кажется непроходимым, и сложно сейчас угадать среди чащи ровными рядами посаженные аллеи. В низине около речки растут огромные ивы, в несколько обхватов, посаженные около 120-140 лет назад. Возможно, это самые большие деревья во всем Дальнеконстантиновском районе. Пробираясь сквозь заросли, собирая на себя паутину и хрустя валежником, можно неожиданно набрести на дубы, липы и березы, возраст которых приближается к 150 годам. В этой заповедной чаще встречаются мачтовые сосны, уносящие далеко в небо свою колючую крону. Местные краеведы пытаются своими силами расчищать парк, но это капля в море. Необходима схема реконструкции и четкий план работы. Парк имеет статус памятника природы, но вековые деревья, не получая надлежащего по статусу ухода, живут, доживают и умирают в нем по своим природным законам.

По сохранности зданий, близости к крупным городам и автомобильной трассе усадьба Орловых-Давыдовых относится к наиболее перспективной для возрождения. Об этом мечтает директор Дальнеконстантиновского краеведческого музея Николай Федорович Грязнов, занятый изучением усадьбы и сбором материалов по ее истории. И все, кто встретился нам в этой поездке, кто сопровождал нас и просто живет около старых усадебных стен и полуразрушенной церкви, едины в желании восстановить усадьбу и сделать ее центром культурного паломничества. Дело за малым: решить вопрос с хозяином территории и найти инвестора.

Кто готов построить лестницу в небо?..

Спасопреображенская церковь в усадьбе Орловых-Давыдовых, фото Андрея Скворцова Спасопреображенская церковь в усадьбе Орловых-Давыдовых, фото Андрея Скворцова Спасопреображенская церковь в усадьбе Орловых-Давыдовых, фото Андрея Скворцова Спасопреображенская церковь в усадьбе Орловых-Давыдовых, фото Андрея Скворцова

Автор текста:
Мария Медвидь

В настоящей публикации использованы фотографии участников экспедиций проекта "Уходящая натура" Андрея Скворцова, Ольги Новоженовой, Алексея Боровко и Екатерины Фишналлер

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти"; материал был также опубликован в газете "Полезная площадь" от 13 августа 2008 года



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!