О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Ветлуга у  села Троицкое, фото предоставлено Натальей Резонтовой


21 мая 2013 года

Материал предоставлен Натальей Резонтовой для
публикации в рамках проекта
«Места памяти-2013»

Две загадочных судьбы

Село Троицкое

Вот оно село Троицкое Воскресенского района Нижегородской области. Маленькой хрупкой церкви на горе почти 300 лет. Строилась из 200-летних сосен, то есть теперь им 500 лет. Построена без единого гвоздя. Уже эти факты можно считать чудом. Но стоит углубиться немного в прошлое, и поймешь, что ее история просто соткана из тайн и загадок.

Троицкая церковь – единственная, оставшаяся от древнего старообрядческого монастыря. Монастырь основали беглые монахи в 1670-х годах, скрывшиеся здесь после Соловецкого восстания 1668-1678 годов. Но обитель в глуши была найдена их преследователями и уничтожена. Уцелела лишь Троицкая церковь… Спустя более 100 лет рядом строится еще одна церковь Зосимы и Савватия. Вместе они выглядят сейчас как единое целое.

Это доподлинные исторические факты. А дальше начинаются удивительные легенды. Легенды, имеющие историческую основу и вполне убедительные. И тут для любого путешественника свобода для размышлений и самостоятельного выбора, какая версия более правдоподобна…

Исследователь Поветлужья Николай Морохин приводит два бытовавших в народе предания.

Говорят, что у императора Петра Алексеевича (Первого) был-де старший брат. Звали его Михаил. Старшим сыновьям Романовых давали имя деда. Известно, что в первом браке с Марией Милославской у Алексея Михайловича родилось 13 детей, во втором – с честолюбивой Нарышкиной – трое, включая Петра Первого. Но никто из братьев, согласно сохранившимся источникам, не носил имя Михаил.

Надо заметить, что вражда за Московское княжество шла нешуточная. Примечательно, что дети мужского пола от первого брака умирали друг за другом после смерти их матери и женитьбы царя на Нарышкиной. Между тем, некоторые источники говорят о том, что настоящего первенца Милославская родила раньше, чем записано в документах. И именно ему было даровано имя деда – Михаил. Вполне возможно, что родственники Нарышкиной не смогли справиться с уже взрослым старшим сыном царя и сделали все, чтоб его как бы «не было»: историю, как известно, пишет победитель.

Михаил благоразумно предпочел бежать и скрылся в Соловецком монастыре. «Невидимый» государь стал в народе очередным гонимым «добрым царем». Когда же не принявших реформ патриарха Никона соловецких монахов все-таки разгромили, многие, как уже говорилось, бежали в поветлужскую тайгу. Эхом тех времен отзывается название озера за Ветлугой – Соловецкое. Наиболее вероятно, что Михаил бежал с ними и обосновался в Троицком монастыре.

Одно из свидетельств упоминания царевича Михаила – переписка патриарха Питирима с царем Алексеем Михайловичем: Питирим просит царя простить опальную боярыню Морозову и ее сестру: «…Да и сынок твой родной, царевич Михаил, соболезнуя оным сестрам, частенько-таки, сказывают, к ним заезжает посмотреть сквозь решетку на их мученичество и слушает их с умилением: удивляет-де меня ваше страдание; одно только смущает меня: не знаю – за истину ли вы терпите».

Из письма видно, что царевич Михаил не вписывался в жестокие нравы того времени.

Не потому ли Петр Первый, чье воцарение на трон с самого начала было незаконным и он догадывался о том, где старший брат, он особенно невзлюбил старообрядцев? И не подпиралась ли изнутри сила старообрядческих центров не только верой в своего Бога, но и в своего царя?

По поручению Петра был учинен разгромный поход против центра старообрядцев на Керженце. Возможно, тогда и закончилась жизнь никем не узнанного, живущего среди монахов, истинного престолонаследника. Писатель и исследователь Мельников-Печерский указал место, где, по его данным, Михаил Алексеевич, чтобы избавить единоверцев от бесчинств петровых людей, решился на самосожжение вместе с сыновьями... Трагедия произошла, якобы, близ озера Светлояр.

Но еще более захватывающа другая легенда села Троицкое. В ограде церквей лежит старинное мраморное надгробие. На нем нет ни одной надписи, зато есть колеса со спицами, венец и факела – знаки высшей власти. Эти же символы – над дверями церкви Зосимы и Савватия…

Церковь Зосимы и Савватия в Троицком Воскресенского района Нижегородской области, фото предоставлено Натальей Резонтовой Церковь Зосимы и Савватия в Троицком Воскресенского района Нижегородской области, фото Елены Сергеевой, 29 сентября 2007 года Церковь Зосимы и Савватия в Троицком Воскресенского района Нижегородской области, фото Елены Сергеевой, 29 сентября 2007 года Церковь Зосимы и Савватия в Троицком Воскресенского района Нижегородской области, фото Елены Сергеевой, 29 сентября 2007 года

В народной памяти и поныне держится история о странном человеке. Со слов местного краеведа Василия Мухина ее записал профессор Николай Морохин. В середине XIX века в Троицком появился необычный старец. Был он явно благородного происхождения. Назвался Федор Кузьмич.

Это имя – одно из самых загадочных в русской истории. В 1912 году выходит первая часть повести Льва Толстого «Посмертные записки старца Федора Кузьмича». Повесть вызвала большой скандал, а опубликовавший ее Владимир Короленко угодил под суд...

Старец жил просто, ел простую пищу, исцелял больных. К нему тянулись и дворяне, и простолюдины. Он прекрасно изъяснялся на французском. Сообщается, что переписывался с императором Николаем I. И никогда ничего не говорил о своем прошлом.

В Томске, где он также бывал, среди его вещей остался лист с вензелем «А» и короной над ней. Он рассказывал о деталях войны 1812 г. и делах Кутузова, о которых мог знать только участник высших советов. А заезжие из Петербурга бледнели, узнавая в нем… умершего царя Александра I. Лишь на предсмертной исповеди старец почти раскрыл свое истинное имя.

Портрет Александра I Троицкая церковь в селе Троицком Воскресенского района Нижегородской области, фото Елены Сергеевой, 29 августа 2001 года Троицкая церковь в селе Троицком Воскресенского района Нижегородской области, фото Елены Сергеевой, 29 августа 2001 года Троицкая церковь в селе Троицком Воскресенского района Нижегородской области, фото предоставлено Натальей Резонтовой

Известно, что косвенное участие в убийстве своего отца Павла I для Александра стало трагедией: он не желал его смерти, лишь хотел отодвинуть от власти, опекаемый любящей бабкой – Екатериной II. И без того противоречивую и двойственную натуру Александра это смутило до конца дней. С возрастом он все чаще стал говорить о желании отречься от престола. А знакомство с монахом – отцом Фотием – кардинально изменило его взгляды и еще больше заставило мучить совесть.

И вот во время поездки в Таганрог он неожиданно и странно умирает от простой простуды… Сразу же поползли слухи о том, что царь инициировал свою смерть и скрылся. Исторически засвидетельствованы факты слишком явного несходства покойника с императором. Да и сами протоколы о смерти слишком путаные. Еще более странно, что похороны проигнорировала супруга Елизавета. В общем, называли даже конкретное имя солдата, которого похоронили вместо царя.

Именно об этом и писал Лев Толстой в своей повести. Его герой Федор Кузьмич – скрывающийся император, спаситель Европы и мучимый раскаянием отцеубийца.

«…Мы еще раз сантиметр за сантиметром рассматриваем камень, лежащий около церкви в Троицком, – пишет Николай Морохин. – Может быть, какая-то буква, какой-то знак остались незамечены?.. А?»

Посмотрите и вы, может быть к вам разгадка тайны окажется ближе.

Церковь Зосимы и Савватия в Троицком Воскресенского района Нижегородской области, фото предоставлено Натальей Резонтовой Церковь Зосимы и Савватия в Троицком Воскресенского района Нижегородской области, фото предоставлено Натальей Резонтовой Ветлуга у  села Троицкое, фото предоставлено Натальей Резонтовой Серая лошадь у  села Троицкое, фото предоставлено Натальей Резонтовой

Кстати, именно Троицкая церковь стала поводом для хозяев клуба «Серой лошади» (где можно заночевать) – супругов Пироговых – уехать из города, обосноваться здесь и создать особый мир, живущий в единении с природой. Пироговы много сделали для сохранения Троицкой церкви и защиты ее от разграбления. Может поэтому и получилось у них построить ту гармонию, которую все чувствуют, попадая сюда?

Наутро можно заглянуть на Бабью гору (N 56°56.4' E 45°22.52') рядом с Троицким. До того, как Ветлуга изменила русло, она возвышалась прямо на берегу, и была, как рассказывают, пристанищем разбойников, грабящих торговые суда. И, якобы, здесь правила атаманша Степанида, которую то ли порешили ее же мужики, то ли она сама бросилась в реку, не желая выдать сокровища...

Материал предоставлен Натальей Резонтовой

Материал опубликован в журнале «Автопутешествия» № 3 (ноябрь 2012 – январь 2013)

В настоящей публикации использованы фотографии, предоставленные Натальей Резонтовой и Еленой Сергеевой

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти-2013»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!