Дворец в глуши Новый хозяин не спешит восстанавливать дом Пашкова. Усадьбу графа Пашкова в селе Ветошкино, что в двух километрах от Гагина, стоит посмотреть. Но в отличие от пашковского дома в Москве, здесь вы увидите только живописные руины из красного кирпича. На въезде в Ветошкино встретите старинную церковь Иоанна Предтечи и колодец. Бывшую графскую усадьбу отделяет от села сосновая роща. За ней открывается большой парк в несколько гектаров с вековыми дубами. Дорожка спускается к реке Пьяне. Приезжать сюда лучше в хорошую погоду, чтобы насладиться прогулкой. Разрушенный главный дом и корпуса конюшен, которые его окружают, впечатляют. Что-то в них есть от дворца в подмосковном Царицыно, что-то – от английского замка, перенесенного в нижегородскую глубинку. Такое ощущение, что время здесь остановилось. Утер нос москвичам Английский парк в усадьбе Александр Пашков разбил больше ста лет назад. Кстати, каждое дерево здесь было учтено – занесено в специальную книгу. Дом окружает Г-образная терраса. Красная брусчатка “елочкой”, не в пример современной, держится вторую сотню лет. Под домом располагались погреба, где сын строителя усадьбы Василий Пашков хранил вино для свадьбы своих дочерей. В эти подземелья при желании можно заглянуть. “Там целый погреб был вина, – мечтательно произносит местный экскурсовод Сергей Степанов. – Куда оно делось – неизвестно. До 1917 года оно было, а после революции его уже никто не видел. Так же, как и библиотеку с большим количеством рукописных книг”. Что бы поведали нам эти камни, если бы умели говорить? Наверное, рассказали бы о том, как генерал-майору Александру Пашкову пришла идея возвести дом на зависть московским гостям. Воплотить мечту в жизнь было решено в одном из родовых имений – селе Архангельском (старое название Ветошкино). Проблем с деньгами не было. Его дед получил несметные богатства, женившись на дочери промышленника Дарье Мясниковой. В приданое невеста получила земли, заводы на Урале и двадцать тысяч душ крепостных. Дворяне Пашковы, ведущие родословную со времен Ивана Грозного, к тому времени обеднели, положение поправила женитьба. Пашков строил свой знаменитый дворец почти 40 лет. Его возводили из красного кирпича, который делался здесь же, в имении. Отделывали дом местным борнуковским камнем, который не темнеет от времени. Сам Пашков пожить в замке не успел. Умер он в 1868 году, когда главный дом наконец-то был возведен. Имя архитектора, построившего его, неизвестно. Замысел удался. Двухэтажное здание со 150 комнатами поражало своим размахом. В нем соединились два архитектурных стиля – готика и барокко. Дворец был начинен инженерными новинками. Здесь сделали невиданные по тем временам водопровод и отопление. Воду привозили из родника и заливали в бак, а отапливалось помещение двухметровыми дровами. От единственной печи тепло шло по сложной системе дымоходов внутри стен. “Пашковы были любителями старины. В каждом зале висели старинные картины, были камины с мраморными и золотыми украшениями, – расскажут вам местные экскурсоводы. – Часть замка была покрыта стеклянной крышей, там находился зимний сад. На первом этаже располагался кабинет хозяина, оттуда к Пьяне вел подземный ход. В усадьбе была богатая библиотека. Украшением дубового зала была настенная резьба. Белый зал, расписанный итальянскими художниками, предназначался для бальных танцев. Его украшали огромные зеркала и лепнина. Наверх вели три лестницы – мраморная, базальтовая и дубовая. Потолок второго этажа был стеклянный, наверху располагался аквариум на тонну воды”. Сегодня представить все это великолепие можно имея лишь очень богатое воображение. Внутренняя отделка не сохранилась. Кое-где видны остатки лепнины – только и всего. Подожгли, чтобы скрыть кражу Судьба дворца – главной достопримечательности усадьбы – печальна. Его пощадили войны и революции. Но в годы перестройки здание чуть было не растащили по кирпичику. Ветошкино – село бедное. Несколько сот домов, корпуса заброшенных конюшен и коровников. Зарплата у доярок, по словам местных жителей, две тысячи рублей. И все это в одной из самых богатых (в прошлом) усадеб Нижегородчины. “Пожар, который погубил и внутреннюю отделку, и интерьер дома, случился ровно 15 лет назад, в 1994 году, – рассказал заместитель начальника управления по охране объектов культурного наследия Нижегородской области Игорь Петров. – Спустя несколько лет после того, как здание покинул сельскохозяйственный техникум. До тех пор сохранялись уникальная отделка и интерьер парадных помещений. Дом был государственной собственностью, денег на реставрацию не было. Проволочка с управленческими решениями по определению нового пользователя объекта привела к тому, что случился пожар. Подожгли здание в нескольких местах – это установленный органами пожарного надзора факт – чтобы скрыть хищение ценных элементов внутренней отделки. Тогда похитили обивку зала из тисненой кожи и удивительной красоты резную деревянную лестницу работы итальянских мастеров”. Виновных так и не нашли, а уголовное дело по-тихому закрыли. Интересно, что до пожара группа нижегородских краеведов пыталась спасти эту усадьбу, связанную с именем Пушкина, и даже написала письмо на имя министра культуры СССР Губенко. Но никакого действия это не возымело. Местные власти, наверное, могли бы разместить в здании школу или поликлинику, но этого не произошло. Экскурсовод Сергей Степанов вспомнил, что играл в этом доме в прятки, когда был еще мальчишкой. “Здесь были двери, которые казались мне громадными, балконы. К сожалению, ничего не осталось. Строительные чугунные рельсы выпиливали и сдавали как лом. Кирпичи, опять же для строительства, выламывали, – рассказал Сергей. – Элементы украшения – флажки – цепляли трактором и выдирали с корнем”. По словам ветошкинцев, несколько лет назад вокруг дворца рос бурьян, молодежь устраивала пьянки в парке. Сегодня местных жителей по-прежнему пускают погулять в парк, но дебоширить не дают. Баптист, но не садист Окончательно растащить усадьбу помешал новый хозяин. В 2007 году имение за 5 миллионов 675 тысяч рублей купил Пешеланский гипсовый завод “Декор-1” – подразделение московского холдинга “Синь России”. Владельцы кое-что сделали в усадьбе. Расчистили парк, сняли слой земли, чтобы открыть террасу, выложенную брусчаткой. В подсобной постройке, где второй этаж появился уже в советское время, оборудовали музей. Но это уже новодел – интерьер там современный, со стилизованным камином. Вдоль дорожек парка наставили бестолковых пластиковых грибов. В леднике, где хранились продукты, сделали темницу. Непонятно, зачем так “оживлять” историю. “Тюрьма для крестьян была на территории усадьбы – как же без этого! – пожимают плечами в усадьбе. – Правда, туда редко кого-то сажали”. Но холодный погреб с кандалами (в которые “заковали” куклу), решетками и прочими атрибутами крепостничества никак не вяжется с образом Василия Александровича Пашкова, который жил в построенном отцом доме вместе с женой и дочерьми. При нем в селе появились школа, библиотека, приют для нищих. Отставной гвардейский полковник прославился на всю Россию тем, что основал секту евангельских христиан “пашковцев”, куда входили богатые и влиятельные люди того времени. Уволившись со службы, Пашков женился на богатой невесте. Одно время он вел вполне светский образ жизни в Петербурге. Однако к 1870-м годам увлекся учением английского проповедника лорда Редстока и основал “Общество поощрения духовно-нравственного чтения”. Личность Пашкова весьма интересовала Николая Лескова и Льва Толстого. В своей усадьбе граф вел “душеспасительные” беседы с местными крестьянами. Когда он стал собирать вокруг себя людей со связями и тем самым уводить их от православия, власти забеспокоились. За проповеди баптистского толка Пашкова сотоварищи выслали из России в 1892 году. Пашков уехал в Лондон. А его жена, Александра Чернышева-Кругликова, жила в усадьбе вместе с дочерьми до революции. Экскурсовод вспомнил, что его прабабушка работала на кухне в усадьбе. Она отзывалась о барыне вполне доброжелательно. “Она добрая была, старалась всем помочь. Когда в деревне был пожар, 10 крестьянских домов сгорело, она дала денег на строительство”, – рассказал Сергей Степанов. Александра Ивановна, кстати, была племянницей дальней родственницы Пушкина Александры Григорьевны Муравьевой; ее брат, граф И.И.Чернышев-Кругликов, по наследству владел “чернышевской” половиной подмосковного имения Ярополец (вторая половина принадлежала Гончаровым). Памятник обязались охранять В Нижегородской области практически 80 процентов усадеб находится в куда более плачевном состоянии, чем Ветошкино. То же Подвязье в Богородском районе. Усадьбы Шереметевых в деревне Лазарево. Бизнесменов, готовых отреставрировать памятник на свои деньги, в районах нет. В России, по официальной статистике, каждый год безвозвратно утрачивается от 2% памятников архитектуры. Нижегородская область в этом плане не является исключением. В такой ситуации предъявлять претензии к любому инвестору было бы странно. По словам Игоря Петрова, единственный способ спасти памятник архитектуры от разрушения – это передать его в частные руки. “Когда усадьба была областной собственностью, денег на ремонт главного здания в бюджете не нашлось. Если есть инвестор, ясно, к кому в случае чего предъявлять претензии. К государству их не предъявишь”, – сообщил Петров. Но реставрировать главное здание усадьбы новый хозяин не торопится. Между тем оно стоит без крыши и потихоньку разрушается. “В Царицыно дворцовый комплекс два века простоял без крыши, – возразили нам в управлении по охране памятников, – пока несколько лет назад правительство Москвы не вложило деньги в его реконструкцию. Ожидать реставрационного прорыва в Ветошкино мы бы не стали. Мы принимаем меры, чтобы заставить владельца хотя бы выполнить консервацию. Кроме того, понуждаем собственника объектов культурного наследия заключить с управлением охранные обязательства по их содержанию, сохранению и использованию”. Подписать документ должны на днях – через полтора года после продажи. Надо сказать, что продали здание без заключения этих обязательств. В частной беседе владельцы усадьбы высказали мнение, что восстановление дома Пашкова – слишком дорогое удовольствие. Впрочем, управляющий директор ООО Пешеланский гипсовый завод “Декор-1” Евгений Ижболдин официально опроверг это. “В период с 2009 по 2012 годы будет разработана программа-задание по дальнейшему использованию объекта, включающая инженерно-техническое и архитектурно-натурное обследование, и рекомендации по дальнейшему приспособлению здания, – сообщил он по поводу реставрации главного дома усадьбы Пашкова. – Конкретные виды и объемы работ по восстановлению объекта культурного наследия – “Усадьба Пашкова. Главный дом с интерьерами” будут определены в соответствии с оформляемым в настоящий момент охранным обязательством”. По словам Ижболдина, проведение ремонтных и реставрационных работ на объекте культурного наследия будет осуществляться на основании письменного разрешения, выданного Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, в соответствии с согласованной им документацией и при условии осуществления им контроля. В управлении по охране памятников нас также заверили, что разбирать старые конструкции никто не разрешит – “новодел” нам не нужен. Александра Архипова Материал предоставлен газетой "МК в Нижнем Новгороде" (публикация за 2009 год, № 27) В настоящей публикации использованы фотографии участников экспедиции "Уходящая натура" Ольги Новоженовой, Натальи Никуленковой, Юлии Кондратьевой и Дмитрия Соколова Об усадьбе Пашковых в с. Ветошкино Гагинского района Нижегородской области читайте также в материале Эмиля Сокольского "Торжественная глушь" Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти" |
||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|