13 июня 2017 года Пакгаузы по Оке на нижегородской Стрелке: как сохранить и приспособить? Склады бывшего Горьковского речного порта, расположенные по Оке на нижегородской Стрелке, стали предметом интереса Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять» из-за утверждений ряда исследователей о том, что их железобетонные конструкции с кессонными перекрытиями – памятник утраченной инженерной мысли 1930-х годов. Чтобы найти этому документальные подтверждения, пришлось отправиться в ряд архивов и изучить материалы, связанные со строительством на Стрелке Горьковского речного порта в 1930-х годах и с капитальным ремонтом существующих построек в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Подробнее – в публикациях «Новые архивные материалы по сооружениям на Стрелке в Нижнем Новгороде» и «Пакгаузы по Оке на нижегородской Стрелке как «место памяти» Горьковского речного порта. При первом приближении удалось выяснилось, что в Государственном архиве специальной документации (далее – ГКУ ГАСДНО) по данной теме хранится 6 дел, включающих 21 чертеж с пояснительными записками и сметой капитального ремонта. Среди этого корпуса документов есть и обмерные чертежи железобетонных складов по Оке, датированные 1968 годом. Скан документа ГКУ ГАСДНО. Обмерные чертежи пакгаузов по Оке (склады № 3 и № 4), 1968 год. В конце 1960-х складам Горьковского речного порта потребовался капитальный ремонт, т.к. построили их гораздо раньше. Этот факт также подтверждают другие документы, найденные в архиве. «Экспликация основных зданий и сооружений» называет пакгаузы по Оке (точнее – склад № 3 и № 4) существующими. Их возведение здесь в 1930-х годах связано со строительством порта. Согласно документам Российского государственного архива экономики, по общему объему своей грузовой и пассажирской работы, Горьковский порт в те годы «занимал второе место в Советском Союзе (вслед за Астраханью), а по объемам переработки грузов, т.н. сухих или тарных, исключая нефть – первое». Стоп-кадр киноплёнки Красногорского архива кино- и фотодокументов. Горьковский речной порт с пакгаузами по Оке (складами № 3 и № 4), 1953 год. Интерес к архивным находкам проявило профессиональное сообщество архитекторов. Так, к исследованию подключился Игорь Широков («Studio T+T»), который провел анализ найденных материалов из проекта капитального ремонта складов на № 3 и № 4. Оказалось, что уже к 1960-м годам их фасады отличались от изначального вида, т.к. были заложены ворота и окна, из-за чего здание с глухими стенами потеряло свою легкость и стало казаться массивным. По мнению архитектора, именно из-за этого их и недооценивают. В ходе капремонта складов, выполненных на основе монолитного железобетонного каркаса, постройки 1930-х годов претерпели изменения. Пришлось усилить здания и рампы, переделав их, отремонтировать крыши, заменить окна и т.д. Однако фактическое состояние и вид складов не совпадают с проектом капремонта. К примеру, планировалось сохранить фонарь, а его нет. Судя по документам, предполагалось установить и другие окна. Изучив архивные материалы, стало понятно, почему северный склад (№ 4) сохранился лучше южного (№ 3). Дело в том, что на южном складе перекрытие между первым и вторым этажами выполнено на основе монолитной балочной структуры со сборными ребристыми (кессонированными) плитами. На специалистов во всем мире такие кессонированные потолки производят «вау-эффект». Для межэтажного перекрытия склада № 4 использовалась монолитная плита по аналогичной балочной системе, но с вдвое более частым шагом второстепенных балок. Более того, уже 50 лет назад южный склад требовал изменения функциональной начинки, т.к. нагрузку на второй этаж понизили до 1 000 кг на квадратный метр, что мало для склада. Скан документа ГКУ ГАСДНО. Капитальный ремонт склада № 4, 1971 год. «Сейчас должно быть проведено детальное обследование пакгаузов по Оке, – считает архитектор Зоя Рюрикова (проектное бюро «DA»). – Опыт работы с довоенными конструкциями показывает, что у них большой запас прочности. Зачем же нам их сносить, если во всем мире до сих пор вдохновляются творческими находками группы архитекторов и инженеров под руководством профессора Гринберга. Взявшись за проекты портовых сооружений в 1930-е годы, им удалось показать впечатляющий результат: склады получились похожими на корабли с палубами, а кровли завершали стеклянные фонари. В нашем случае фонарь тоже был, но его снесло ураганом». Предложение проектного бюро «DA» по сохранению пакгаузов по Оке (эскизы по найденным в архиве чертежам). По мнению внушительного ряда представителей архитектурного сообщества, ранние железобетонные конструкции пакгаузов по Оке очень подходят под современную экспозиционную функцию или под крытую набережную, т.к. на Стрелке – сильные ветра. Для подтверждения своих слов Зоя Рюрикова решила визуализировать архивные чертежи, чтобы показать, насколько актуален их первоначальный замысел, скрытый от нас многочисленными перестройками. Предложение проектного бюро «DA» по сохранению пакгаузов по Оке (эскизы по найденным в архиве чертежам). Предложение проектного бюро «DA», призывающее сохранить и привести в порядок готовые площади (полезная площадь – 15 тысяч квадратных метров с видами на Кремль и Нижне-Волжскую набережную), высоко оценили столичные эксперты (от архитекторов до историков), которые считают, что, уничтожая фрагменты истории, мы растрачиваем социальный капитал и буксуем в развитии. На сегодняшний день, пакгаузы по Оке – единственное «место памяти» Горьковского речного порта, дающие понять, что история нашей страны – это не только XIX век, но и XX-й, давший актуальные для века XXI архитектурные решения. Предложение проектного бюро «DA» по сохранению пакгаузов по Оке (эскизы по найденным в архиве чертежам). Материал подготовила Галина Филимонова Материал опубликован в газете «Нижегородские новости» 21 июня 2017 года Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках цикла публикаций «Бывший порт на нижегородской Стрелке – «белое пятно» на карте города» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|