О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


5 августа 2017 года

Бывший порт на нижегородской Стрелке – «белое пятно» на карте города

Побывать на территории бывшего Нижегородского (Горьковского) речного порта участникам фонда «Дать Понять» впервые удалось в 2012 году по приглашению куратора российско-французского творческого эксперимента «Подъёмные силы» Марины Игнатушко. Уже тогда шёл разговор о необходимости актуализировать возможности территории нижегородского порта и Стрелки как сцены творческой активности. В итоге, 4 мая 2012 года на сайте появилась первая публикация «Подъёмные силы нижегородской Стрелки» (текст: Галина Филимонова, фото: Галина Филимонова, Ольга Новоженова, Жанна Воронина и Марина Игнатушко).

Закономерным результатом творческого исследования территории порта, прекратившего свое существование,  стало настоящее историко-культурное открытие. В 2015 году здесь были обнаружены уникальные стальные конструкции, представляющие особую историческую и культурологическую ценность (в июле 2017 года они получили официальный статус выявленных объектов культурного наследия). Перекрытия в двух пакгаузах (складах), стоящих на берегу вдоль Волги (см. справа на фото), оказались частями конструкций Главного павильона сразу 2-х Всероссийских промышленных и художественных выставок: московской 1882 года и нижегородской 1896 года. Подробнее – в материале «Свободная Стрелка», опубликованном на сайте 27 февраля 2017 года (текст: Надежда Щема, фото: Надежда Щема, М.П.Дмитриев).

В начале апреля 2017 года в фонд «Дать Понять» обратились представители общественного объединения «Открытая Стрелка» с просьбой помочь уточнить информацию об истории проектирования и строительства порта. Оказалось, что широкой общественности не известно ни то, как конструкции с выставки оказались на Стрелке, ни то, как шло строительство порта в советские годы и какие организации принимали в этом участие. Ответы на эти вопросы были найдены в архивах. С тем, как был организован монтаж металлического каркаса, знакомит уникальная фотография из Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области, выполненная М.П. Дмитриевым. Она была обнаружена в архиве Галиной Филимоновой:

Фрагмент документа ГКУ ГАрхАДНО. Нижегородская ярмарка в половодье. Сибирская пристань. Общий вид складских строений. Автор съемки М.П.Дмитриев. Дата съемки: 1899 год. Негатив на стекле 18 х 24.

Фрагмент документа ГКУ ГАрхАДНО. Нижегородская ярмарка в половодье. Сибирская пристань. Общий вид складских строений. Автор съемки М.П.Дмитриев. Негатив на стекле 18 х 24. Уточненная дата съемки: 1901 год.

Этот фотодокумент был предоставлен для отчёта экспертной комиссии, учрежденной губернатором Нижегородской области по решению вопроса о приспособлении под современное использование металлических конструкций выставочных павильонов Всероссийской промышленной выставки 1896 года. Впервые он был продемонстрирован 18 мая 2017 года на Международном научно-промышленном форуме «Великие реки» на Нижегородской Ярмарке в рамках специального доклада Галины Филимоновой «Новые архивные материалы по сооружениям на Стрелке в Нижнем Новгороде». Тезисы доклада были опубликованы на сайте 19 мая 2017 года. После чего их предложил опубликовать сайт www.nn.ru (см. «Неизвестные факты из истории строительства Горьковского порта»).

Однако в фокусе внимания упомянутого выше доклада стали два других пакгауза (склад № 3 и № 4), возведенные вдоль Оки в 1930-х годах. Специалисты называют их редчайшими образцами промышленного речного конструктивизма, достойными тщательного историко-культурного исследования и современного приспособления. Поэтому тему продолжили ещё две публикации Галины Филимоновой «Пакгаузы по Оке на нижегородской Стрелке как «место памяти» Горьковского речного порта» (размещена на сайте 7 июня 2017 года, ссылка на материал доступна с сайта arhi.ru) и «Пакгаузы по Оке на нижегородской Стрелке: как сохранить и приспособить?» (размещена на сайте 13 июня 2017 года).

Скан документа ГКУ ГАСДНО. Капитальный ремонт склада № 4, 1971 год.

Документ Государственного архива специальной документации Нижегородской области. Капитальный ремонт пакгауза по Оке (склад № 4). 1971 год.

Эти материалы с документами, выявленными в архивах Галиной Филимоновой, и эскизами проекта приспособления пакгаузов по Оке, выполненными архитектором Зоей Рюриковой, привлекли внимание газеты «Нижегородские новости», которую издает Правительство и Законодательное собрание Нижегородской области. 21 июня 2017 года издание опубликовало статью Галины Филимоновой «Со Стрелки и швартовы сдуло... Куда и как переносить Нижегородский порт, стоит еще поразмыслить», а в качестве иллюстрации к ней – эскиз Зои Рюриковой.

23 июня 2017 года опубликованные на сайте материалы о пакгаузах по Оке вошли в заявку М.Игнатушко, З.Рюриковой и И.Широкова, направленную в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области с просьбой признать железобетонные пакгаузы по Оке выявленными объектами культурного наследия.

27 июня 2017 года на связь с проектом вышел историк Виталий Краснов, который документально доказал причастность металлических конструкций в пакгаузах по Волге к Всероссийской промышленной выставке 1896 года. Говоря о Стрелке, он назвал её «белым пятном» на карте города.

«Это знаковое для города место до сих пор остается неизученным из-за того, что территория порта была закрыта для посторонних глаз, – утверждает историк. – К строительству на этой территории имеет отношение целая плеяда архитекторов. Тут и Константин Гаврилович Иванов, и Николай Михайлович Вешняков (модерн) и Николай Петрович Иванов, плюс Мичурин, и даже надзиратель по жилым постройкам Цейдлер. Благодаря сохранившимся железобетонным пакгаузам по Оке можно проследить динамику развития этой территории, логическим завершением которой стал Горьковский речной порт. Помимо того, что эти склады являют собой уникальный пример промышленного конструктивизма, причем, речного (аналогов нет на территории области), они говорят нам о смене идеологии в середине 1930-х годов, которая отразилась и в архитектуре. Именно тогда на смену советскому авангарду в виде конструктивизма пришел неоклассицизм, а мастера старой школы (тот же Гринберг) находились под атакой новых архитекторов-сталинистов. Строго говоря, склады Горьковского речного порта появились вопреки всем обстоятельствам. Этим они и ценны, хотя дошли до наших дней в деформированном виде из-за многочисленных перестроек». 

По словам ректора ННГАСУ, профессора А.А.Лапшина, «там есть элементы промышленного конструктивизма, которые заключаются, прежде всего, в том, что там имеются кессонные перекрытия, которые делали в начале 30-х годов, а уже где-то после 40-х данные технологии не применялись».

Признак объекта культурного наследия – кессонные перекрытия в интерьере пакгауза по Оке, характерные для строительства 1930-х годов. Фото Зои Рюриковой.

Признак объекта культурного наследия кессонные перекрытия в интерьере, характерные для строительства 1930-х годов. Фото Зои Рюриковой.

Исследование этой территории ещё преподнесет городу множество открытий, в том числе – доказательства того, что к проектированию Стрелки имел отношение главный архитектор Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВДНХ) Анатолий Жуков. Так, по наводке историка В.В.Краснова, был найден опубликованный в 1936 году проект Горьковского речного порта на Стрелке, который не был воплощен. Автор: А.Ф.Жуков (при участии В.В.Казина и В.Н.Рымаренко).

1 августа 2017 года начался снос пакгаузов по Оке (памятников эпохи советского авангарда). Как выяснилось, соответствующее распоряжение Правительства Нижегородской области №735-р "О сносе объектов капитального строительства" подписал губернатор В.П.Шанцев 24 мая 2017 года, вследствие чего состояние объектов было признано «аварийным», настоящее исследование было проигнорировано, а органы государственной охраны объектов культурного наследия (в лице его руководства В.Ю.Хохлова) стали отрицать наличие архивных документов по данной теме.

Сложившуюся ситуацию лучше всего объясняет цитата из книги "Постсоветский мавзолей прошлого" думающего писателя Кирилла Кобрина (уроженца г. Горького): "Здесь одна из болевых точек нынешней российской власти, в частности её культурной политики. «Авангард». Слово сегодня почти ругательное. Авангард в эпоху модерна, в том числе русский авангард, – утопическая попытка создать не новое искусство, а нового человека и новое общество, это проект будущего, а будущего нынешняя власть боится, она пытается всячески избежать не только разговора о нём, но даже мимоходного упоминания. Оттого авангард ненавистен во всех его проявлениях, от политического до художественного. Конечно, выходит несколько неловко – ведь «русский авангард» есть одна из немногих «конвертируемых» за пределами русской культуры вещей прошлого века, соответственно, им можно «гордиться», он есть часть «нашей великой традиции». Поэтому русский авангард пытаются обезвредить, превратив в милый благонамеренный культурный мусорок, который отчего-то любят просвещенные иностранцы". 

P.S. Источники (фрагмент списка):

  1. РГАЭ. Ф.7458. Оп.1. Д.1117. Протоколы заседаний при заместителе Наркома Водного транспорта о строительстве Горьковского порта. Л.1 – Л.16.
  2. РГАЭ. Ф.7458. Оп.1. Д.1619. Объяснительная записка к отчету Управления строительства Горьковского порта Верхне-Волжского речного пароходства. Л.1 – Л.87.
  3. РГАЭ. Ф.7458. Оп.1. Д.1620. Заключение по отчету Горьковского порта Верхне-Волжского пароходства по строительству. Л.1 – Л.12.
  4. РГАЭ. Ф.7458. Оп.1. Д.1668. Материалы по строительству Горьковского порта. Т.1. Л.1 – Л.151.
  5. РГАЭ. Ф.7458. Оп.1. Д.1669. Материалы по строительству Горьковского порта. Т.2. Л.1 – Л.216.
  6. НГОУНБ им. В.И.Ленина. Гринберг А.З. Архитектурная выставка Наркомвода // Водный транспорт. 1935 год, 28 мая.
  7. НГОУНБ им. В.И.Ленина. Володин В. В Горьком развернуто строительство новых усовершенствованных причалов // Водный транспорт. 1935 год, 22 июня.
  8. НГОУНБ им. В.И.Ленина. Новые стройки Наркомвода // Водный транспорт. 1936 год, 6 февраля.
  9. НГОУНБ им. В.И.Ленина. Ушаков Н.В., Яковлев А.А. Порт в Горьком // Архитектурная газета. 1936 год, 3 августа.
  10. НГОУНБ им. В.И.Ленина. Горьковский порт отстает // Водный транспорт. 1939 год, 20 июня.
  11. ГКУ ГАрхАДНО. Архивный шифр № 1.1-16_9728. Строительство причальной стенки Горьковского речного порта. ГИПРОРЕЧТРАНС. Дата съемки: 1950 год.
  12. ГКУ ГАСДНО. Ф.P-41. Оп.1-4. Д.571. Капитальный ремонт складов на причалах № 3 и № 4 Центрального грузового района Горьковского речного порта. Одностадийный проект. Книга 1. Материалы обследования и пояснительная записка и обмерные чертежи. Л.1 – Л.12.
  13. ГКУ ГАСДНО. Ф.P-41. Оп.1-4. Д.572. Капитальный ремонт складов на причалах № 3 и № 4 Центрального грузового района Горьковского речного порта. Одностадийный проект. Проектные мероприятия. Чертежи, калька. Л.1 – Л.8.
  14. ГКУ ГАСДНО. Ф.P-41. Оп.1-4. Д.573. Капитальный ремонт складов на причалах № 3 и № 4 Центрального грузового района Горьковского речного порта. Одностадийный проект. Книга 2. Пояснительная записка и чертежи. Л.1 – Л.16.
  15. ГКУ ГАСДНО. Ф.P-41. Оп.1-4. Д.574. Капитальный ремонт складов на причалах № 3 и № 4 Центрального грузового района Горьковского речного порта. Одностадийный проект. План перекрытия склада № 4 и др. Л. 1 – Л. 3.
  16. ГКУ ГАСДНО. Ф.P-41. Оп.1-4. Д.575. Капитальный ремонт склада на причале № 4 Центрального грузового района Горьковского речного порта. Техно-рабочий проект. Чертежи и смета. Л.1 – Л.7.
  17. ГКУ ГАСДНО. Ф.P-41. Оп.1-4. Д.576. Капитальный ремонт складов на причалах № 3 и № 4 Центрального грузового района Горьковского речного порта. Одностадийный проект. Книга 3. Сметы. Л.1 – Л.16.

Галина Филимонова

В настоящей публикации использованы фотографии ГКУ ГАрхАДНО, ГКУ ГАСДНО и ОПИ НГОУНБ им. В.И.Ленина

Как поддержать проект?

 



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!