О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Спасская церковь и парк бывшей усадьбы Лессинга в селе Илёве, фото Галины Филимоновой

Чугунное наследие немецких мастеров

На речке Илёвке ковали победы, решетки и революционные настроения  

Сто лет назад – в 1910 году – прекратил свое существование Илёвский чугунолитейный и железоделательный завод, своим художественным литьем прославивший Нижегородскую губернию далеко за ее пределами. Здесь были отлиты ажурные чугунные решетки для ограды Александровского и Кремлевского садов в Москве (1832 год), кони и колесница для квадриги Славы, украшающие ворота Иверской заставы (1842 год), а также фонтаны для скверов Нижнего Новгорода на площадях Минина и Свободы. Здесь же проложили первую монорельсовую дорогу – «грузокат» для перевозки груза в 120 пудов (1 пуд равен 16,3 кг ) от Илёва до Вознесенского завода. С целью выяснить, что представлял из себя Илёвский завод и что от него осталось сегодня, Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять» организовал экспедицию в Вознесенский район Нижегородской области в рамках проекта «Места памяти».

В 1772 – 1774 годах коллежский асессор, член Дворцовой канцелярии Рознатовский на речке Илёвке (приток реки Сармы) построил Илёвский чугунолитейный и железоделательный завод «с двумя доменными печами, четырьмя кирпичными горнами, шестью молотами при двух прудах Верхнем Илёвском и Нижнем Запасном». В 1776 году он был куплен братьями Андреем и Иваном Баташёвыми за 170 тысяч рублей. По сути, Баташёвы получили готовый завод с крупным лесным массивом и большим количеством мастеровых для основных производственных операций и крестьян для вспомогательных работ (765 человек).

Предприятие действовало на местном сырье, и стабильность работы завода напрямую зависела от количества добытой руды. Её добывали на территории Ардатовского уезда, в западной части от реки Оки в направлении до Череватова и Макателема. В рудоносную зону входили также Дивеево, Елизарьево и окрестности речки Сатиса. Всего в распоряжении Илёвского завода было 46 рудников, а его потребность в железной руде составляла 680 тысяч пудов в год.

Как рассказывает краевед В.Карпушов, богатая содержанием железа руда залегла в недрах земли не сплошным пластом, а гнездами, что осложняло ее добычу. Рудоносные участки для разработки завод арендовал у местных землевладельцев и у крестьянских обществ. Добычу руды, ее доставку гужевым транспортом вели местные крестьяне. Работали они осенью и зимой, по окончании полевых работ. Перед началом добычи руды все они получали денежный аванс, чтобы рассчитаться с оброчными платежами по земским повинностям. Арендная плата за землю и добыча руды определялись от пуда поднятой на поверхность руды. По этому же принципу велись расчеты и за доставку на завод.

При разделе имущества между братьями Баташёвыми в 1783 году Илёвский завод вместе с Гусевским и Ермишинским получил старший брат – Андрей Родионович. Баташёвские заводы совместными усилиями ковали победу во второй русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг., поставив на Черноморский флот разного снаряжения весом до 600 000 пудов. Командующий флотом адмирал Ф.Ф.Ушаков признавал, что своими победами при Чесме, Тендре и у Калиакрии он в известной мере обязан Баташёвским заводам, оснастившим оружием его эскадры.

Мирное время положило начало разорению заводов, хотя Илёвский завод выгодно отличался производством художественного литья: пепельницы, дверки печек, фонтаны, надмогильные памятники, гончарные штампы, ажурные решётки, рамки. В 1816 году, после смерти Андрея Андреевича Баташёва (Чёрного), сына А.Р.Баташева, наследники «Владимирских Мономахов» не смогли обеспечить адекватное развитие производства в промышленном Приочье. Они судились из-за наследства, чем и воспользовались всевозможные опекуны и управляющие.

В 1833 году губернская комиссия признала условия труда заводских рабочих очень тяжелыми. Рабочий день продолжался с 6 утра до 11 вечера. Заработную плату рабочим выдавали нерегулярно. На этой почве росло возмущение мастеровых и крестьян, выливавшееся в забастовки, стачки, антиправительственные кружки, террористические акты. Рабочих волновали длительные невыплаты зарплаты, т.к. их изделия продавали по низкой цене. Мастеровые Илёвского завода жаловались на жестокое обращение заводовладельца Петра Баташёва в Санкт-Петребургский горный департамент. 27 февраля 1844 года становой пристав Ардатовского уезда Нижегородской губернии прибыл в Илёв по разным следственным делам и для взимания разных недоимок.

В феврале 1855 года полая вода прорвала на заводе плотину, разрушила некоторые участки производства. От нашествия стихии сохранилась лишь одна домна. Высох пруд. Производительная база была серьезно подорвана. Более того, предприятие стало лихорадить из-за трудностей сбыта. Долгие годы продукция заводов сбывалась оптовым торговцам на месте, т.к. предприятие находилось в значительном удалении от железной дороги и судоходных водных артерий. Не желая оптимизировать производство, наследники Баташёвых предпочли выставить завод на публичные торги.

В Илёве, фото Галины Филимоновой Пруд в Илёве, фото Галины Филимоновой Пруд в Илёве, фото Галины Филимоновой Пруд в Илёве, фото Галины Филимоновой

В итоге, в середине 60-х годов предприятие перешло в собственность Общества Шиповских горных заводов, но и при новых хозяевах продолжало влачить жалкое существование. Этот факт вошел даже в историю мировой литературы благодаря автобиографическому повествованию «Путешествие Глеба» известного писателя русского зарубежья Бориса Зайцева. Его отец – горный инженер Константин Николаевич Зайцев – несколько лет, начиная с 1895 года, служил директором Илёвского и Балыковского заводов.

В декабре 1897 года ситуация на Илёвском заводе привлекла внимание генерал-губернатора П.Ф.Уинтербергера, недавно заступившего на свой пост. Приехав в Илёв на санях, новый глава губернии посетил сельский сход, Спасскую церковь, школу, больницу и само предприятие. Результатом этой поездки стал переход завода во владение генерала Струве и возобновление его работы на одной доменной и 7 плавильных печах. Однако из-за промышленного кризиса в России, который охватил всю страну на рубеже XIX – XX в 1910 году Илёвский завод все-таки остановился окончательно. Его имущество купили владельцы Бушуевского завода, а машины и оборудование пошли на лом.

Спустя сто лет о промышленном наследии в этих местах напоминают лишь бывшие заводские пруды, Спасская церковь (на колокольне сохранилась чугунная табличка, отлитая на Илёвском заводе), и остатки бывшей усадьбы Лессинга. Кстати, усадьба «русского немца с германским паспортом» включена в Реестр загородных усадебных комплексов Нижегородской области из-за сохранившегося парка.

Бывшая усадьба Лессинга в Илёве, фото Галины Филимоновой Бывшая усадьба Лессинга в Илёве, фото Галины Филимоновой Бывшая усадьба Лессинга в Илёве, фото Галины Филимоновой Бывшая усадьба Лессинга в Илёве, фото Галины Филимоновой

Однако нам еще предстоит узнать, какое отношение к Илёву имел Антон Иванович Лессинг, учредивший в 1881 году вместе со Струве и Голицыным Русское Товарищество Выксунских Железоделательных заводов и ставший в 1891 году их собственником. Роковой 1914 год поставил крест на немецком присутствии в Выксе. Сам Антон Иванович умер в Германии в 1915 году, а его сын Богдан – с 1910 года фактический глава Выксунских заводов – был выслан в Вологду 30 июля 1914 года. На фоне исторических катаклизмов XX века предубеждение к немцам было так велико, что посмертная «реабилитация» промышленной династии Лессингов начинается лишь в наши дни.

Спасская церковь в Илёве, фото Галины Филимоновой Спасская церковь в Илёве, фото Галины Филимоновой Спасская церковь в Илёве, фото Галины Филимоновой Спасская церковь в Илёве, фото Галины Филимоновой

Надпись на чугунной табличке, установленной на колокольне Спасской церкви и отлитой на Илёвском зводе: «Сия колокольня начала строится с 1889 года и окончена в 1891 году. Всего же строилась 9 месяцев при настоятеле сей церкви священнике Александре Тимофеевиче Добронравове и ктиторе храма Герасиме Васильевиче Радионове. Хотя года сказанные и были тяжелыми, но при помощи создателя, усердном старании строителей и весьма нескудном жертвовании прихожан колокольня построена на славу Божию, похвалу трудящихся и жертвователям честь и хвала на многие лета в роды и в роды».

Материал подготовлен Галиной Филимоновой

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой

Материал опубликован в газете "Нижегородские новости" от 26 августа 2010 года

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти"

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!