Музей Евгения Чирикова Для того чтобы составить общее представление о творчестве Евгения Чирикова, обратимся к «Галерее русских писателей», изданной С.Скирмунтом, и очерку П.Щеголева «Е.Н.Чириков», опубликованному в «Вестнике Библиотеки Самообразования» (№ 13, 1903 год). Евгений Николаевич Чириков родился в 1864 году в Симбирской губернии в дворянской семье. Евгений Чириков учился в Казанском университете (сначала был гористом, потом естественником, но, по причинам, от него не зависевшим, курса не окончил). Он начал писать еще студентом, в «Лесном Вестнике»; долго работал в провинциальной приволжской печати, с 1893 года его произведения печатались в «Русском Богатстве», «Новом Слове», «Жизни», «Мире Божьем», «Русской Мысли». В «Жизни», а после ее закрытия – некоторое время в «Русской Мысли», Чириков вел провинциальный отдел. Его «провинциальные картинки» пользовались большим успехом. В нем удачно сочетались все необходимые для провинциального обозревателя данные: и художественный талант, и знание провинции, и определенность миросозерцания. Из беллетристических произведений Евгения Чирикова наибольшее внимание широкой аудитории привлекли те работы, в которых писатель затронул психологию интеллигенции в момент перехода от народнических теорий к марксистским («Инвалиды», «В отставку», «Чужестранцы»). Евгений Николаевич стоял на стороне нового движения; вместе с Вересаевым его можно считать писателем интеллигенции в специальном значении этого слова. В начале XX века Чириков перешел от боевых тем к чисто психологическим и бытовым, возвращаясь к изображению хорошо знакомой ему провинциальной жизни («Фауст», «В лощине меж гор», «Как это случилось»). Основные свойства его таланта – ирония и наблюдательность. В 1902 и 1903 годах появились драматические опыты Чирикова: пьеса в 4 действиях «За славой», пьеса в 3 действиях «Друзья гласности», набросок «На дворе во флигеле» (по мнению критиков, этот набросок удался ему лучше всего). В пьесе «Друзья гласности» Чириков рисует яркую картину тяжелого положения провинциальной печати. Произведения писателя издавались товариществом «Знание»; в 1903 году вышли три тома рассказов (3-м и 4-м изданиями) и книга пьес. После революции Е.Н.Чириков был вынужден переехать в Прагу (там он умер и похоронен). В советское время книги писателя на родине не издавались. Период забвения закончился лишь в наши дни, когда произведения Евгения Николаевича стали изучаться на филологических факультетах современных университетов, а его потомки, среди которых - внучка писателя Валентина Георгиевна Чирикова и его правнук Михаил Александрович Чириков, собрали экспозицию для музея писателя. О первом музее Евгения Чирикова, открывшемся в нижегородской школе № 19 (ул. Славянская, 35а) в марте 2011 года, рассказывает Михаил Александрович Чириков: Как все начиналось В 2006 году я был приглашен на открытие персональной выставки нашего давнего друга и замечательного художника Александра Куликовского в только что открытой в самом центре Нижнего Новгорода школе № 19, заявившей о себе как о Центре формирования творческой личности. После церемонии открытия у меня зашел разговор с директором школы В.А.Менумеровым о том, что Александр Куликовский – автор прекрасных портретов, среди которых - портрет писателя Евгения Николаевича Чирикова. Зашел разговор и о мемориальном доме на ул. Гоголя, где Чириковы жили с 1902 по 1904 годы. Я посетовал, что администрация города и области не заинтересовались моим предложением создать в этом доме музей писателя, тесно связанного с Волгой и Нижним Новгородом. Тогда директор школы предложил создать мемориальный музей в его школе. Школа эта обладает не только просторными холлами и классными комнатами, но и располагается в непосредственной близости от мемориальных мест, связанных с Е.Н.Чириковым: театр оперы и балета (бывший Народный дом, пайщиками строительства которого были Горький, Шаляпин, Чириков, Малиновский и другие видные деятели русской культуры) и бывший тюремный Острог, в котором в 1886 году за сатирическую оду императору отбывал наказание молодой писатель-демократ Евгений Чириков. Рядом со школой стоит Петропавловская церковь, в которой в 1915 году отпевали погибшего на германском фронте мужа старшей дочери Е.Н.Чирикова Новеллы. Здесь же он и был похоронен. На месте бывшего кладбища теперь находится парк Кулибина. И церковь, и парк находятся прямо перед окнами класса, который директор школы выделил под музей писателя. Чтобы дело по созданию музея было понятным и интересным, в октябре 2006 года прошла моя встреча с учителями школы, на которой я рассказал о писателе, определил потенциальные возможности обучения и воспитания школьников с использованием музея Чирикова, продемонстрировал некоторые уникальные экспонаты (фотографии, книги, письма, личные вещи писателя и членов его семьи). Вскоре дизайнером и художником Валерией Шелл был сделан первый эскизный проект музея, включавший выставку книг, фотографий и документов писателя и два фрагмента его квартир в дореволюционном Петербурге и в эмигрантской Праге. В 2007 году на первые международные Чириковские чтения в Москве с докладом о концепции будущего музея приехала учитель литературы школы № 19 Светлана Магомедовна Амиргамзаева, возглавившая работу по созданию музея. Весной 2007 года, когда нависла угроза сноса мемориального дома Чирикова на ул. Гоголя, учителя и ученики школы вышли на улицы Нижнего Новгорода и собрали более 2 тысяч подписей в защиту единственного сохранившегося в России дома, где жил писатель. Вместе с письмами из ведущих ВУЗов страны, музеев и культурных обществ папка с подписями юных и взрослых нижегородцев сыграла большую роль в сохранении этого памятника культуры. Летом 2007 года происходит смена директора школы. Уходит из школы и Светлана Магомедовна. Смена руководства, трудный процесс перестройки жизни школы вытеснил из круга задач создание музея Е.Н.Чирикова. Работа над музеем прервалась на два с половиной года. В юбилейный год Евгения Николаевича Чирикова (в 2009 году отмечалось 145-летие писателя) неожиданно пришло письмо из городского департамента образования с предложением вернуться к вопросу о создании музея Чирикова в школе № 19. Я с радостью откликнулся на это предложение, и работа возобновилась. Первая встреча с директором школы Просвирниной Ириной Владимировной вселила уверенность, что музею в школе быть. С учителями литературы мы посмотрели несколько нижегородских школьных музеев (Короленко, Виллуана, Шаляпина и другие), уяснили плюсы и минусы музейной работы в учебном заведении, явные и скрытые опасности хранения экспонатов, содержания помещения и выставки и организации работы с детским активом музея. Непросто дается и статус школьного музея, который надо еще завоевать. Понятно, что работа учителей, связанных с музеем, дополнительно оплачиваться не будет, а у школы средств на создание музея нет. Остается энтузиазм и помощь тех, кто поддержит музей своими финансовыми средствами и рабочими руками. То, что создано до сегодняшнего дня, есть пример энтузиазма и бескорыстия участников этого проекта. Деньги на музей стали передавать мои друзья (Михаил Ионов, Вадим Трепачко, Марина Саляева, Ольга Кокорина, Юрий Комлев, Людмила Ремизова), коллеги (Сергей Борзов и Алексей Гусев), родственники (Анна Бусько, Ирина Николаева, Людмила Глушина, Татьяна Борисова). Естественно, не осталась в стороне и наша семья. Самую существенную помощь оказал Павел Синяткин, генеральный директор компании «Дальвест», уже поддержавший ранее издание романа Е.Н.Чирикова «Отчий дом» (по итогам опроса литературных критиков и читателей книга «Отчий дом» вошла в 80 лучших российских изданий 2010 года). Внесла свою лепту и еще одна нижегородская компания «Динго камины», генеральный директор Валерий Борисов. Помогли и друзья семьи Чириковых в США (Ксения Забелина) и в Германии (Вольф Дилль). Так удалось собрать денежные средства, которые помогли воплотить в жизнь проект, разработанный архитекторами-дизайнерами Владимиром и Антониной Сметаниными (к слову, сам проект разработан абсолютно бескорыстно). Создание проекта музея Первый проект в эскизном варианте был создан художником и дизайнером Валерией Шелл, которая постаралась объединить в экспозиции тему самого стабильного и благополучного периода жизни Е.Н.Чирикова в Петербурге (у него в это время - своя квартира на Церковной улице в Петербурге; в этот период выходит 17-томное собрание сочинений; в театрах Москвы, Петербурга, Киева, Харькова, Нижнего Новгорода, Давоса, Нью-Йорка и других городов идут его пьесы; по его сценариям снимаются фильмы; общественность широко отмечает 25-летие литературной деятельности писателя) и как контраст - пражский период жизни в эмиграции с его скученностью в квартире, бедностью, когда сыновья писателя своими руками изготавливали мебель, а дочь Валентина подрабатывала тем, что расписывала абажуры, керамику и шила платья для чешских дам. У всех одна мысль – вернуться в Россию. Чемоданное настроение. Так старые чемоданы стали границей двух квартир, двух эпох, историческим водоразделом. Увы, вернуться Евгений Николаевич не успел. С почестями он был похоронен в Праге на Ольшанском кладбище. В 2010 году, когда за проект музея взялись Владимир и Антонина Сметанины, было решено дополнить тематическую идею мемориальных уголков функциональной. Предполагая проведение литературных и музыкальных вечеров, посвященных Е.Н.Чирикову и писателям его окружения, постановку отрывков из его пьес, проведение научных и литературных чтений, возникла идея двух сцен: петербургской и пражской, в обстановку которых впишутся актеры и действующие лица спектаклей. Экспонаты и выставочное оборудование Выставочное оборудование (шкафы и витрины) – самая дорогая и сложная часть проекта, которая должна соответствовать мемориальному уголку со старинной мебелью. Из разных вариантов мы выбрали оборудование компании «ОКА-ВОЛГА». Когда владелец компании узнала, что мы готовим музей, она любезно предоставила существенную скидку на все оборудование и организовала его сборку и доставку в школу. Так рамы у нас вписались в стены и теперь отдают желтизной страниц старинных книг, а вставки под дерево гармонируют с полом и мебелью мемориальной части. Впоследствии появились шкафы и, конечно же, книги Е.Н.Чирикова. Особенно пришлось «повозиться» с главным портретом Е.Н.Чирикова работы Ивана Куликова (1904 год), созданным всего-навсего из небольшой репродукции этого портрета из авторского альбома художника. Среди экспонатов музея – старинная печатная машинка «Идеалъ» 1910 года (копия той, на которой Евгений Николаевич печатал свои рукописи, оригинал находится в музее Леси Украинки в Киеве), а также черное платье, кружевная жилетка и сумочка, украшенная бисером, дочери писателя Валентины Евгеньевны Чириковой. Экспозиция музея состоит из следующих блоков: - жизнь и деятельность Евгения Николаевича Чирикова (истоки, семья, детство, учеба в Казанском университете, начало литературной деятельности, ссылка в Нижний Новгород, жизнь в волжских городах, Алатыре и Минске, нижегородский период 1902 - 1904 годы, жизнь в российских столицах (Москва и более подробно Санкт-Петербург с фрагментом петербургской квартиры, эмиграция); - творчество писателя (разделы «Чириков-прозаик», «Чириков-драматург», «Чириков - детский писатель», «Чириков-публицист», «Чириков в кинематографе», «Творчество Чирикова за рубежом», «Чириков и Волга», «Переводы на другие языки и издание произведений Е.Н.Чирикова в России и за границей», «Научное изучение творческого наследия писателя»); - Евгений Николаевич Чириков в живописи и скульптуре (репродукции портретов, авторы портретов, Е.Н.Чириков и И.С.Куликов, Чириковы и И.Я.Билибин); - благодарная память читателей (статьи и письма читателей, музыка и живопись, посвященные писателю, иллюстрации к произведениям Е.Н.Чирикова, подарки читателей семье Чириковых (модель парохода «Лось» от капитана Селезнева, панорама старой Волги от городецких мастеров), открытие мемориальных досок Чирикову в Нижнем Новгороде, мемориальный дом Чирикова на ул. Гоголя); - афиши спектаклей по пьесам Е.Н.Чирикова и литературных вечеров в Нью-Йорке, Москве и Нижнем Новгороде; - мемориальный уголок с фрагментом петербургской квартиры писателя и личными вещами писателя и членов его семьи. О бабушке Дочь писателя – моя бабушка Валентина Евгеньевна Чирикова, человек удивительной и трагической судьбы. Она похоронила двух своих мужей, которых горячо и преданно любила, а в 1948 году одна с двумя еще совсем юными дочками вернулась с первым эшелоном репатриантов из Чехословакии в Советский Союз или, как она говорила, в Россию. В полную неизвестность. Она осуществила то, о чем мечтал её отец. И во многом благодаря ей мы теперь говорим, что имя писателя Евгения Николаевича Чирикова вернулось на Родину. Валентина Евгеньевна вернулась не просто в Россию, она приехала в любимый всеми Чириковыми край – на Волгу, сначала в маленький Арзамас, а затем, благодаря хлопотам Екатерины Павловны Пешковой, в город Горький, который она помнила как Нижний Новгород. Здесь – в Нижнем – из под её талантливой руки вышли воспоминания об отце, о художнике Иване Яковлевиче Билибине, о Марине Ивановне Цветаевой, с которой её объединяла и одновременно разъединяла любовь к Константину Родзевичу. Здесь она впервые вышла на публику читать произведения Евгения Николаевича и рассказывать о его драматической судьбе. Воспоминания свои она печатала на той самой дореволюционной печатной машинке «Идеалъ», которая долгие годы служила писателю рабочим инструментом, а потом в 80-е годы была куплена музеем Леси Украинки в Киеве для экспозиции о Е.Н.Чирикове, открывшем в свое время великой украинской поэтессе дорогу в большую литературу. Деньги от продажи той машинки пошли на похороны Валентины Евгеньевны, которая скончалась в Горьком в 1988 году и была похоронена на Стригинском кладбище. В музее многое говорит о Валентине Евгеньевне: её портрет работы И.Я.Билибина, платья, перчатки и сумочки, автограф Марины Цветаевой на книге «Ремесло», подаренной ею Валентине («моей сестре в болевом») во время прощания на Вильсоновском вокзале в Праге. Мягкое постукивание старинной печатной машинки, входящей теперь в экспозицию нижегородского музея Чирикова, напоминает мне теперь о долгих вечерах в раннем детстве, когда бабушка переносила воспоминания о долгой, полной событий и скитаний жизни Чириковых на бумагу ... с вечно западающей буквой «ю». P.S. После школы № 19 в Нижнем Новгороде экспозиция музея Чирикова переместилась сначала в музей города Кстово, а затем – Городца. С сентября 2018 года музей располагается в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода в Высшей школе экономики по адресу ул. Львовская, дом 1В. Экскурсии проводятся Михаилом Александровичем Чириковым по субботам (обычно в 14.00 или 15.00) по предварительной записи по e-mail: chirikov.mikhail@yandex.ru Материал предоставлен Михаилом Чириковым, подготовлен для публикации Галиной Филимоновой при содействии Татьяны Грачёвой В настоящей публикации использованы фотографии, предоставленные Михаилом Чириковым Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|