Материал предоставлен Николаем Морохиным в качестве доклада на семинар Императорский павильон Московского вокзала и сохранение культурного наследия на Горьковской железной дороге Горьковская железная дорога – многопрофильное предприятие, главной задачей которого является перевозка грузов и пассажиров в 14 регионах России, расположенных в Приволжском, Центральном, Уральском, Северо-Западном округах. Длина ее линий – свыше 5,6 тыс км. Она обслуживает 64 города, среди которых крупнейшие – Нижний Новгород и Казань. Первый поезд по линии Петушки – Владимир прошел в 1861 году, в Нижнем Новгороде станция была открыта 1 августа 1862 года. Предприятие с такой историей не может не располагать объектами культурного наследия. И Горьковская железная дорога имеет их и заботится в последние десятилетия об их состоянии. К числу самых интересных таких объектов относится Императорский павильон на Московском вокзале Нижнего Новгорода. Это одноэтажное небольшое каменное здание на современной площади Революции справа от вокзала - с гербом Российской империи и надписью «С нами Бог» на фронтоне. Построен павильон был по инициативе ярмарочного купечества в 1891 - 1894 годах. Назначение здания - служить для приема, для кратковременного отдыха царственных особ и других почетных гостей, приезжающих в Нижний Новгород по железной дороге. Проектировал и здание, и интерьеры, которым было уделено большое внимание, представитель известной династии русских архитекторов Дмитрий Чичагов (1835 – 1894). Он был сыном архитектора Николая Чичагова, который участвовал в работах над Большим Кремлевским дворцом в Москве. Дмитрий Чичагов - автор дома Московской городской думы, а также десятков интересных небольших построек в центре Москвы, в том числе Тургеневской библиотеки, которые были снесены при новой застройке в ХХ веке. Дмитрий Чичагов - учредитель Московского архитектурного общества. Как историк архитектуры он занимался обмерами соборов Кремля. Императорский павильон предоставлял все удобства для кратковременного отдыха. Был запроектирован центральный зал, украшенный парадным портретом императора и резным камином из белого итальянского мрамора. В императорском кабинете-приемной можно было провести важную встречу, там был установлен телефон. Уютна комната императрицы: Чичагов лично выбирал шелковую материю, которой были обиты стены этого помещения. Имелись помещения для свиты и туалетные комнаты, которым также было уделено достаточно внимания («с наливными ящиками, всеми приборами и проведением фаянсовых труб и отделкой сидений двух клозетов красным деревом и одного клозета ясеневым деревом»). Павильон имеет вестибюли, выходящие на площадь и первую платформу в том самом месте, где останавливается первый вагон поезда. В 1896 году маленький дворец использовался по назначению – здесь принимали императора Николая II и членов его семьи, приехавших на Всероссийскую промышленно-художественную выставку. Встречали их губернатор Николай Михайлович Баранов, городской голова Дмитрий Николаевич Дельвиг. С того времени дом этот назывался Императорским павильоном (в обиходе его принято именовать Царским). Во второй раз здесь принимали императора и его семью в 1913 году, в дни празднования 300-летия Дома Романовых. Дом, стоящий на площади у вокзала, оказался в центре революционных событий 1905 года. Его захватили восставшие рабочие и некоторое время удерживали. Однако после уличных боев он был восстановлен. После 1917 года в павильоне размещались комитет партии большевиков рабочего района Канавино, районная ЧК, позднее железнодорожная поликлиника. И в послевоенные годы - предварительные кассы. Ремонты, переоборудования практически ничего не оставили от прежней отделки этого маленького дворца. Однако Горьковская железная дорога приняла решение его возродить. В 1985 году он был переоборудован в зал для депутатов и официальных делегаций. В 1997 году павильон был отремонтирован с восстановлением части интерьеров в соответствии с фотографиями и обнаруженным в архиве проектом. Полностью были реставрированы помещения в 2005 году: два вестибюля, центральный зал с камином, кабинет императора, комната императрицы, туалеты, холопская. Реставрацию по проекту научно-производственного предприятия «Этноса» вело предприятие НТП «Практика» под руководством Сергея Константиновича Забелина. Стоимость реставрационных работ составила 8 млн. рублей. В зале установлен портрет Николая II работы Юрия Васильевича Васильева. В других помещениях экспонируются предметы рубежа XIX и ХХ веков, работы нижегородских художников. Они погружают посетителя в торжественную атмосферу, которая и была задумана при проектировании дома. Павильон имеет статус зала для официальных делегаций, принадлежит Горьковской железной дороге. В здании проводятся важные встречи и переговоры с участием руководства Горьковской железной дороги и ОАО «РЖД», награждение лучших железнодорожников, пресс-конференции. В 2011 году планируется внешний декоративный ремонт здания ко Дню железнодорожника. Горьковская железная дорога бережет и многие другие объекты культурного наследия. Это, в частности, памятники старинной техники. Они собраны на станции Нижний Новгород-Сортировочный в организованном в 1996 году музее под открытым небом «Паровозы России». Среди его 14 экспонатов есть уникальные: паровоз ЭЧ, затопленный в 1941 году в Керченском проливе, чтобы заградить немецким подводным лодкам доступ в Азовское море, и затем работавший в депо Керчь, ТЭ – трофейный паровоз, сделанный в Германии для работы на железных дорогах колеи 1520, С – паровоз, на котором каталась принцесса Диана. Еще 15 локомотивов установлены на узловых станциях, среди них – тепловоз одной из первых серий – в Юдине, вагоны начала ХХ века вагоны сохраняются в вагонном ремонтном депо Шахунья и на станции Владимир. Восстановлены старинные вокзальные здания. Первым среди них был вокзал в Казани, построенный в 1890-х годах. Проведена научная реставрация вокзалов, спроектированных великим архитектором Алексеем Щусевым: Керженец, Муром, Сергач, в ходе восстановления последнего потребовалось изменить уровень перрона: за долгие годы в ходе ремонтов нарастал балласт, который поднял пути, и вокзал оказался как бы закопанным со стороны линии. Во всех случаях пришлось решать непростую задачу – сохранения за зданиями функциональности несмотря на изменившиеся технологии обслуживания пассажиров – не в ущерб облику зданий. В нынешнем году начата реставрация вокзала в Красноуфимске. Добросовестно содержатся типовые вокзалы, построенные по проекту Щусева на линии Арзамас – Канаш: Бобыльская, Перевозская, Смагино, Пильна. На станции Шумерля такой вокзал, уже не отвечавший по размеру увеличившемуся пассажиропотоку, был реконструирован по проекту «Нижегороджелдорпроекта». И созданный Щусевым образ вокзала-ворот стал важным элементом этой обновленной постройки, который был повторен в ней в таком же и более крупном масштабе. На дороге в последние годы восстановлены и вокзальные здания XIX века, не связанные с громкими именами архитекторов. Среди них старейшее на дороге – в Петушках (1861), в Гороховце (1862), в Арзамасе-1, Лукоянове, Кирове-Котласском, Красном Узле. Горьковская железная дорога сохраняет постройки по проектам великого инженера Владимира Шухова: это водонапорная башня на станции Петушки и резервуар для нефтепродуктов на станции Владимир. Дорога располагала уникальной постройкой великого инженера Николая Белелюбского – Романовским мостом через Волгу у станции Свияжск (1912). Однако его состояние вынудило сейчас, сохраняя опоры, демонтировать пролетные строения. Последнее пролетное строение, которое заменяется в 2011 году, будет сохранено и установлено на постамент на станции Свияжск. Также дорога позаботилась о сохранении построенного в 1910 году в Уральских горах уникального виадука через Рябиновый лог у станции Красноуфимск. Его длина – около 800 м, высота – 33 м. Сейчас с виадука, который не в состоянии больше обеспечивать высокую скорость поездов, снято движение, однако он сохранен.
Николай Морохин В настоящей публикации использованы фотографии Дмитрия Соколова Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в качестве доклада Николая Морохина на семинар «Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|